В современной логической литературе понятие «аргумента ция» определяется как интеллектуальноречевая деятельность. «Аргументация – это приведение доводов с целью из мнения позиции или убеждения другой стороны
1 От лат. аrgumentatio – приведение аргументов. Под аргументом (от лат. аrgumentum – довод) будем понимать посылку доказательства, принимающую вид суждения (или нескольких суждений), при помощи которого обосновывается истинность исходного суждения.
Учение об аргументации возникло давно. В античной Греции с её развитыми публичными формами активной судебной и политической практики учение об аргументации разрабатывалось на основе логикометодологического, психологического и этического анализа различных форм убеждения, а также обобщения и систематизации тех приемов и методов ведения споров, диалогов, диспутов, дискуссий и полемики, которые получили наиболее широкое распространение в Древней Греции и, прежде всего, в Афинах. Умение приводить убедительные аргументы оборачивалось победой в суде, решением вопросов в общественном собрании, политической и социальной карьерой, практической выгодой. Анализируя различные речи, ранние софисты2 задавали себе вопрос:
«Почему одна речь нас убеждает и мы с ней соглашаемся, а другая нас совершенно «не трогает»? Логикофилософская классика античности в лице Сократа, Платона и Аристотеля придерживалась интерпретации диалога как вопросно-ответного метода поиска истины, в котором участвуют, по крайней мере, два собеседника, один из которых задает вопросы и, по сути дела, руководит диало гом (излюбленное занятие Сократа), а другой отвечает на них. Путем система тической постановки вопросов в конечном итоге удавалось найти удовлетвори тельный ответ на вопрос и психологически сблизить участников диалога. Такой метод поиска истины благотворно влиял на разработку различных стилей аргу ментации. На практике он широко использовался, например, в судебных дебатах обвинителя и адвоката. Позднее Аристотелем был уточнен смысл понятий
«риторика», «диалектика», «аналитика». Аналитика рассматривалась как си ноним формальной логики или теории силлогистических умозаключений. Были выявлены правила и ошибки таких выводов. В диалектике исследовались случаи несиллогистических умозаключений (индуктивные обобщения и выводы по аналогии). Поскольку заключения таких рассуждений имели лишь вероятност ный, или правдоподобный характер, то они принимались не в качестве доказательств, а в качестве мнений, которые можно было отстаивать. В риторике подчеркивался её прикладной характер, призванный убеждать людей в ходе по лемики, публичной речи или судебного спора. Диалектика и в особенности аналитика (как теория доказательства и опровержения) рассматривались в качестве теоретической основы риторики. Дальнейшее развитие аргументации происхо дило по этим трем направлениям.
В настоящее время аргументация выделилась в самостоятельную область междисциплинарных исследований, которая использует результаты многих на
ученых дисциплин. Можно сказать, что современная теория аргументации –
«комплексная дисциплина, существующая на стыке целого ряда наук, занимающихся изучением человеческой коммуникации и познания. В числе этих наук – философия и логика, история и социология, лингвистика, теория комму
1 Ивин А.А. Теория аргументации. – М., 2000 С. 7.
2 Так в Греции называли первых учителей риторики или искусства красноречия.
никации, психология и др.»1. Наиболее интересные направления разработки ар гументации связаны с новой риторикой Тулмина и Перельмана,2 а также с ин террогативной концепцией диалога Хинтикки.
В исследовании аргументации выделяются два аспекта – логический и коммуникативный.3 В логическом плане цель аргументации сводится к обосно ванию некоторого положения, точки зрения, формулировки, через другие по ложения (именуемые аргументами). В случае эффективной аргументации реа лизуется и коммуникативный аспект аргументации, если собеседник (в широ ком смысле слова) соглашается с аргументами и способом доказательства или опровержения исходного положения.
1 От лат. аrgumentatio – приведение аргументов. Под аргументом (от лат. аrgumentum – довод) будем понимать посылку доказательства, принимающую вид суждения (или нескольких суждений), при помощи которого обосновывается истинность исходного суждения.
Учение об аргументации возникло давно. В античной Греции с её развитыми публичными формами активной судебной и политической практики учение об аргументации разрабатывалось на основе логикометодологического, психологического и этического анализа различных форм убеждения, а также обобщения и систематизации тех приемов и методов ведения споров, диалогов, диспутов, дискуссий и полемики, которые получили наиболее широкое распространение в Древней Греции и, прежде всего, в Афинах. Умение приводить убедительные аргументы оборачивалось победой в суде, решением вопросов в общественном собрании, политической и социальной карьерой, практической выгодой. Анализируя различные речи, ранние софисты2 задавали себе вопрос:
«Почему одна речь нас убеждает и мы с ней соглашаемся, а другая нас совершенно «не трогает»? Логикофилософская классика античности в лице Сократа, Платона и Аристотеля придерживалась интерпретации диалога как вопросно-ответного метода поиска истины, в котором участвуют, по крайней мере, два собеседника, один из которых задает вопросы и, по сути дела, руководит диало гом (излюбленное занятие Сократа), а другой отвечает на них. Путем система тической постановки вопросов в конечном итоге удавалось найти удовлетвори тельный ответ на вопрос и психологически сблизить участников диалога. Такой метод поиска истины благотворно влиял на разработку различных стилей аргу ментации. На практике он широко использовался, например, в судебных дебатах обвинителя и адвоката. Позднее Аристотелем был уточнен смысл понятий
«риторика», «диалектика», «аналитика». Аналитика рассматривалась как си ноним формальной логики или теории силлогистических умозаключений. Были выявлены правила и ошибки таких выводов. В диалектике исследовались случаи несиллогистических умозаключений (индуктивные обобщения и выводы по аналогии). Поскольку заключения таких рассуждений имели лишь вероятност ный, или правдоподобный характер, то они принимались не в качестве доказательств, а в качестве мнений, которые можно было отстаивать. В риторике подчеркивался её прикладной характер, призванный убеждать людей в ходе по лемики, публичной речи или судебного спора. Диалектика и в особенности аналитика (как теория доказательства и опровержения) рассматривались в качестве теоретической основы риторики. Дальнейшее развитие аргументации происхо дило по этим трем направлениям.
В настоящее время аргументация выделилась в самостоятельную область междисциплинарных исследований, которая использует результаты многих на
ученых дисциплин. Можно сказать, что современная теория аргументации –
«комплексная дисциплина, существующая на стыке целого ряда наук, занимающихся изучением человеческой коммуникации и познания. В числе этих наук – философия и логика, история и социология, лингвистика, теория комму
1 Ивин А.А. Теория аргументации. – М., 2000 С. 7.
2 Так в Греции называли первых учителей риторики или искусства красноречия.
никации, психология и др.»1. Наиболее интересные направления разработки ар гументации связаны с новой риторикой Тулмина и Перельмана,2 а также с ин террогативной концепцией диалога Хинтикки.
В исследовании аргументации выделяются два аспекта – логический и коммуникативный.3 В логическом плане цель аргументации сводится к обосно ванию некоторого положения, точки зрения, формулировки, через другие по ложения (именуемые аргументами). В случае эффективной аргументации реа лизуется и коммуникативный аспект аргументации, если собеседник (в широ ком смысле слова) соглашается с аргументами и способом доказательства или опровержения исходного положения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи