1. Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин "логос" в смысле "определения" или "разумности вообще".
Следовательно, предмет логики составляют:
* Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.
* Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.
* Методы получения нового выводного знания - сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.
* Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.
В современном понимании, логика - это наука о законах и формах правильного мышления.
2. Познание – это деятельность человека, направленная на приобретение знаний.
3. Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха, вкуса.
4. восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.
5. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
6. Логическая форма - это строение конкретной мысли, способ связи ее составных частей. Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов. S - субъект (понятие о предмете суждения), P - предикат (понятие о признаке предмета).
7. Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных предметов. Понятие является одной из форм абстрактного мышления.
8. Признаки предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем предметы сходны и различны друг от друга. В понятие отражаются только существенные признаки (каждый из которых необходим, а все вместе - достаточны для характеристики данного понятия).
9. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
10. Объемом понятия называется множество предметов, которое мыслится в понятии.
11. Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием, при котором происходит исключение видового признака.
12. Ограничение понятия – это логическая операция перехода от понятий с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием, при котором в содержание данного понятия включается новый существенный признак.
13. Определение – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.
14. Описание – перечисление, как правило, внешних признаков предмета. Оно играет важную роль в деятельности. Так, принимая какое-либо решение, необходимо стремиться к наиболее полному описанию всех следствий, к которым приведет данное действие.
15. Характеристика – это указание отличительных, характерных черт и признаков единичного предмета.
16. Сравнение – это прием, который используется для образной характеристики предмета.
С помощью различения устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним, предметов.
17. Деление – это логическая операция, при помощи которой развивается объем понятия.
18. Дихотомическое деление, или дихотомия (от греческих слов dicha и tome — «селение на две части»), представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А— делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В.
19. Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным.
20. Истинное суждение – суждение в котором мысль, отражая действительность, во-первых, связывает то, что связано в самой действительности; во-вторых, в истинном суждении мысль связывает предметы и разделяет их таким образом, каким они связываются и разделяются в самой действительности.
21. Ложное суждение – суждение, в котором мысль, во-первых, связывает то, что не связано в самой действительности, и разделяет то, что в самой действительности связано, во-вторых, суждение ложно даже в тех случаях, когда оно, пытаясь соединить то, что соединено в самой действительности, связывает предметы не так, как они связаны в самой действительности.
22. Субъект суждения – это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается, сокращенно обозначается в логике буквой «S».
23. Предикат суждения – это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой «Р».
24. Простые суждения – это суждения, в которых нельзя выделить правильную часть, которая в свою очередь была бы самостоятельным суждением.
25. Сложные суждения - состоящие из двух или более простых суждений, они выражаются при помощи сложных предложений или предложений с однородными членами.
26. Общеутвердительными являются суждения, которые по количеству общие, а по качеству – утвердительные.
27. Частноутвердительные суждения – частные по количеству, утвердительные по качеству.
28. Общеотрицательные – общие по количеству, отрицательные по качеству.
29. Частноотрицательные – частные по количеству, отрицательные по качеству.
30.Логический квадрат - это схема, отражающая отношение между простыми категориями суждения.
31. Несравнимые суждения – имеющие разные субъекты и предикаты.
32. Сравнимые суждения – являются суждения с одинаковыми субъектами и предикатами и различающиеся связкой или квантором.
33. Сложное суждение - состоящее из нескольких простых, связанных логическими связками.
34. Соединительным, или конъюнктивным - называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и».
35. Разделительным, или дизъюнктивным - называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или».
36. Нестрогая дизъюнкция – объединяемые ею суждения не исключают друг друга, т. е. вместо «или» можно поставить «и» (символ V). Слабая дизъюнкция истинна в тех случаях, когда истинно одно из суждений (или оба), и ложна, когда оба суждения ложны.
37. Строгая дизъюнкция – образуется логической связкой «либо», и ее составляющие исключают друг друга. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда одно из суждений истинно, а другое – ложно.
38. Условным, или импликативным - называют суждение, состоящее из двух простых, связанных логической связкой «если.., то...».
39. Эквивалентным - называют суждение, включающее в качестве составных два суждения, связанных двойной (прямой и обратной) условной зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если—, то...».
40. Противоположность – отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными.
41. Противоречащими являются суждения, которые не могут быть одновременно истинными и ложными.
42. Модальность — это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.
43. Алетическая модальность – выражается в суждении в терминах «необходимо», «случайно» или «возможно», «невозможно» – информация о логической или фактической обусловленности суждений.
44. Деонтическая модальность – это выраженные в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающие кого-либо к совершению определенных действий.
45. Эпистемическая модальность – это выраженная в суждении информация достоверного знания, выраженная в суждении степень его обоснованности.
46. Преобразование суждений – выяснение точного логического смысла суждения. Это достигается посредством таких логических операций, как обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.
47. Обращение (конверсия) – это преобразование суждения путем перестановки его субъекта и предиката местами, в результате чего предикат суждения становится субъектом, а субъект – предикатом. При этом количество суждения может изменяться, а качество не меняется.
48. Превращение (обверсия) – это преобразование суждения путем перемены его качества на противоположное. Количество суждения, его субъект и предикат при этом не меняются.
49. Превращение – это преобразование формы суждения.
50. Противопоставление субъекту – преобразование суждения путем обращения и последующего превращения.
51. Противопоставление предикату – преобразование суждения путем обращения и последующего превращения.
52. Логическая модальность - это логическая детерминированность суждения, истинность или ложность которого определяется структурой, или формой суждения.
53. Фактическая модальность - связана с объективной, или физической детерминированностью суждений, когда их истинность и ложность определяются положением дел в реальной действительности.
54. Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания.
55. Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.
56. Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.
57. Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений.
58. Софизм — логическая уловка.
59. Простым называют вопрос - не включающий в качестве составных частей других вопросов.
60. Сложным называют вопрос - включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.
61. Прямым называется ответ - взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.
62. Косвенным называется ответ - который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию.
63. Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».
64. Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса.
65. Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
66. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.
67. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок.
68. Вывод - логический переход от посылок к заключению.
69. Демонстративные умозаключения - характеризуются тем, что заключение в них с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование такого рода выводах представляет собой логический закон.
70. Недемонстративные умозаключения - правила вывода обеспечивают лишь вероятностное следование заключения из посылок.
71. Дедуктивными - (от латинского deductio — «выведение») называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.
72. Непосредственные умозаключения - умозаключения, построенные посредством преобразования суждений.
73. Силлогизм - умозаключение, в котором из двух ранее установленных суждений, называемых посылками, получается третье суждение, называемое выводом.
74. Меньшим термином силлогизма - называется понятие, которое в заключении является субъектом.
75. Большим термином силлогизма - называется понятие, которое в заключении является предикатом.
76. Средним термином силлогизма - называется понятие, входящее в обе посылки и отсутствующее в заключении.
77. Фигуры силлогизма — это его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.
78. Регрессивный силлогизм – это такой сложный силлогизм, в котором заключение предшествующего силлогизма становится меньшей посылкой последующего силлогизма.
79. Чисто условными - называются умозаключения, обе посылки которых являются условными суждениями.
80. Условно-категорическим - называется умозаключение, в котором одна из посылок — условное, а другая посылка и заключение — категорические суждения.
81. Утверждающий модус - (modus ponens) посылка, выраженная категорическим суждением, утверждает истинность основания условной посылки, а заключение утверждает истинность следствия;
82. Отрицающий модус - (modus tollens) посылка, выраженная категорическим суждением, отрицает истинность следствия условной посылки, а заключение отрицает истинность основания.
83. Разделительно-категорическим называется умозаключение - в котором одна из посылок — разделительное, а другая посылка и заключение — категорические суждения.
84. Сокращенный силлогизм, или энтимема - силлогизм с пропущенной посылкой или заключением.
85. Полный силлогизм - силлогизм, в котором выражены все его части - обе посылки и заключение.
86. Сложный силлогизм, или полисиллогизм - соединение простых силлогизмов, в котором заключение предшествующего силлогизма (просиллогизма) становится посылкой последующего силлогизма (эписиллогизма).
87. Прогрессивный силлогизм - заключение просиллогизма становится большей посылкой эписиллогизма
88. Сорит - полисиллогизм, в котором пропущены некоторые посылки.
89. Эпихейремой - называется сложносокращенный силлогизм, обе посылки которого являются энтимемами.
90. Индуктивным - называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
91. Полная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.
92. Неполная индукция – это умозаключение, в котором при повторяемости признаков у явлений определенного класса делают вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений.
93. Популярной индукцией - называют обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу.
94. Научной индукцией - называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.
95. Индукция методом отбора, или селективная индукция, — это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.
96. Индукция методом исключения, или элиминативная индукция, — это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи.
97. Статистическое обобщение — это умозаключение неполной индукции, в котором установленная в посылках количественная информация о частоте определенного признака в исследуемой группе (образце) переносится в заключении на все множество явлений этого рода.
98. Умозаключение по аналогии — это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.
99. Аналогия предметов — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов.
100. Аналогия отношений — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.
101. Нестрогая аналогия — это такое уподобление, в котором зависимость между сходными и переносимым признаками мыслится как необходимая лишь с большей или меньшей степенью вероятности.
102. Строгая аналогия – необходимая связь переносимого признака с признаками сходства.
103. Доказательство — это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
104. Аргументация – обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.
105. Теория аргументаций (ТА) - представляющей собою комплексное учение о наиболее эффективных в коммуникативном процессе логических и внелогических методах и приемах убеждающего воздействия.
106. Доказательство — это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
107. Доказательное рассуждение — характерная черта научного стиля мышления.
108. Доказательство по аналогии – это обоснование тезиса, утверждающего свойства единичного явления с помощью аргументов, которые содержат информацию о другом явлении, сходном с первым в существенных признаках.
109. Пропонентом (Si) - называют участника, выдвигающего и отстаивающего определенное положение.
110. Оппонентом (Si) - называют участника, выражающего несогласие с позицией пропонента.
111. Аудитория (S.i) — это третий, коллективный субъект аргументативного процесса, поскольку как пропонент, так и оппонент видят главную цель обсуждения не только и не столько в переубеж-дении друг друга, сколько в завоевании на свою сторону аудитории.
112. Тезис — это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации.
113. Аргументы, или доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис.
114. Теоретические обобщения - не только служат целям объяснения известных или предсказания новых явлений, но выполняют также роль доводов в аргументации.
115. Фактами, или фактическими данными - называют единичные события или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условиях их возникновения и существования.
116. Аксиомы - очевидные и потому не доказываемые в данной области положения.
117. Демонстрация — это логическая связь между аргументами и тезисом.
118. Позитивная сторона — это информация о принимаемых идеях.
119. Негативная — это отвергаемые идеи.
120. Прямое обоснование тезиса - называют без обращения к конкурирующим с тезисом допущениям.
121. Дедуктивное обоснование - чаще всего выражается в подведении частного случая под общее правило.
122. Индуктивное обоснование — это логический переход от аргументов, в которых представлена информация об отдельных случаях определенного рода, к тезису, обобщающему эти случаи.
123. Обоснование в форме аналогии — это прямое обоснование тезиса, в котором формулируется утверждение о свойствах единичного явления.
124. Косвенным - называют обоснования тезиса путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений.
125. Апагогическим - называют обоснование тезиса путем у становления ложности противоречащего ему допущения — антитезиса.
126. Разделительным - называют косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других конкурирующих членов дизъюнкции.
127. Критика — это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.
128. Неявная критика — это скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места.
129. Деструктивная критика - направленная на разрушение аргументативного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.
130. Конструктивная критика - обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента.
131. Смешанная критика - сочетающая конструктивный и деструктивный подходы.
132. Опровержение – это рассуждение, направленное против выдвинутого положения и имеющее своей целью установление его ошибочности или недоказанности.
133. Гипотеза — это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
134. Описательная гипотеза — это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах.
135. Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследований.
136. Общей гипотезой - называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.
137. Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.
138. Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.
139. Версия в судопроизводстве — одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.
140. Общая версия — это предположение, объясняющее все преступления в целом как единую систему конкретных обстоятельств.
141. Частная версия — это предположение, объясняющее отдельные обстоятельства рассматриваемого преступления.
142. Синтез - мысленное объединение аналитически выделенных фактов в единство, при отвлечении от случайных обстоятельств.
143. Проблема – это вопрос (или комплекс вопросов), на который еще не найдены ответы.
144. Эристика – это искусство ведения спора. Она учит умению убеждать в истинности высказываемых взглядов и склонению людей на свою сторону.
145. Дискуссия - представляет собой утверждения, которые высказываются несколькими лицами по очередности в результате общения между собой.
146. Полемика - дискуссия, но полемика является более острой и конфликтной. В отличие от дискуссии, целью полемики считается утверждение своей точки зрения.
147. Стратегия спора – это приведения одних высказываний для обоснования или подкрепления других.
148. Тактика спора – поиск наиболее убедительных с точки зрения темы и данной аудитории аргументов или доводов.
149. Парадокс – это логически неразрешимое, два противоположных утверждения, каждое из которых имеет убедительные аргументы.
150. Эклектика - соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т. д. Для Э. характерно игнорирование логических связей и обоснования положений, непротиворечия закона, использование многозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в определениях и классификациях и т. д.
Следовательно, предмет логики составляют:
* Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.
* Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.
* Методы получения нового выводного знания - сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.
* Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.
В современном понимании, логика - это наука о законах и формах правильного мышления.
2. Познание – это деятельность человека, направленная на приобретение знаний.
3. Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха, вкуса.
4. восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.
5. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
6. Логическая форма - это строение конкретной мысли, способ связи ее составных частей. Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов. S - субъект (понятие о предмете суждения), P - предикат (понятие о признаке предмета).
7. Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных предметов. Понятие является одной из форм абстрактного мышления.
8. Признаки предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем предметы сходны и различны друг от друга. В понятие отражаются только существенные признаки (каждый из которых необходим, а все вместе - достаточны для характеристики данного понятия).
9. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
10. Объемом понятия называется множество предметов, которое мыслится в понятии.
11. Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием, при котором происходит исключение видового признака.
12. Ограничение понятия – это логическая операция перехода от понятий с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием, при котором в содержание данного понятия включается новый существенный признак.
13. Определение – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.
14. Описание – перечисление, как правило, внешних признаков предмета. Оно играет важную роль в деятельности. Так, принимая какое-либо решение, необходимо стремиться к наиболее полному описанию всех следствий, к которым приведет данное действие.
15. Характеристика – это указание отличительных, характерных черт и признаков единичного предмета.
16. Сравнение – это прием, который используется для образной характеристики предмета.
С помощью различения устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним, предметов.
17. Деление – это логическая операция, при помощи которой развивается объем понятия.
18. Дихотомическое деление, или дихотомия (от греческих слов dicha и tome — «селение на две части»), представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А— делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В.
19. Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным.
20. Истинное суждение – суждение в котором мысль, отражая действительность, во-первых, связывает то, что связано в самой действительности; во-вторых, в истинном суждении мысль связывает предметы и разделяет их таким образом, каким они связываются и разделяются в самой действительности.
21. Ложное суждение – суждение, в котором мысль, во-первых, связывает то, что не связано в самой действительности, и разделяет то, что в самой действительности связано, во-вторых, суждение ложно даже в тех случаях, когда оно, пытаясь соединить то, что соединено в самой действительности, связывает предметы не так, как они связаны в самой действительности.
22. Субъект суждения – это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается, сокращенно обозначается в логике буквой «S».
23. Предикат суждения – это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой «Р».
24. Простые суждения – это суждения, в которых нельзя выделить правильную часть, которая в свою очередь была бы самостоятельным суждением.
25. Сложные суждения - состоящие из двух или более простых суждений, они выражаются при помощи сложных предложений или предложений с однородными членами.
26. Общеутвердительными являются суждения, которые по количеству общие, а по качеству – утвердительные.
27. Частноутвердительные суждения – частные по количеству, утвердительные по качеству.
28. Общеотрицательные – общие по количеству, отрицательные по качеству.
29. Частноотрицательные – частные по количеству, отрицательные по качеству.
30.Логический квадрат - это схема, отражающая отношение между простыми категориями суждения.
31. Несравнимые суждения – имеющие разные субъекты и предикаты.
32. Сравнимые суждения – являются суждения с одинаковыми субъектами и предикатами и различающиеся связкой или квантором.
33. Сложное суждение - состоящее из нескольких простых, связанных логическими связками.
34. Соединительным, или конъюнктивным - называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и».
35. Разделительным, или дизъюнктивным - называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или».
36. Нестрогая дизъюнкция – объединяемые ею суждения не исключают друг друга, т. е. вместо «или» можно поставить «и» (символ V). Слабая дизъюнкция истинна в тех случаях, когда истинно одно из суждений (или оба), и ложна, когда оба суждения ложны.
37. Строгая дизъюнкция – образуется логической связкой «либо», и ее составляющие исключают друг друга. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда одно из суждений истинно, а другое – ложно.
38. Условным, или импликативным - называют суждение, состоящее из двух простых, связанных логической связкой «если.., то...».
39. Эквивалентным - называют суждение, включающее в качестве составных два суждения, связанных двойной (прямой и обратной) условной зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если—, то...».
40. Противоположность – отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными.
41. Противоречащими являются суждения, которые не могут быть одновременно истинными и ложными.
42. Модальность — это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.
43. Алетическая модальность – выражается в суждении в терминах «необходимо», «случайно» или «возможно», «невозможно» – информация о логической или фактической обусловленности суждений.
44. Деонтическая модальность – это выраженные в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающие кого-либо к совершению определенных действий.
45. Эпистемическая модальность – это выраженная в суждении информация достоверного знания, выраженная в суждении степень его обоснованности.
46. Преобразование суждений – выяснение точного логического смысла суждения. Это достигается посредством таких логических операций, как обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.
47. Обращение (конверсия) – это преобразование суждения путем перестановки его субъекта и предиката местами, в результате чего предикат суждения становится субъектом, а субъект – предикатом. При этом количество суждения может изменяться, а качество не меняется.
48. Превращение (обверсия) – это преобразование суждения путем перемены его качества на противоположное. Количество суждения, его субъект и предикат при этом не меняются.
49. Превращение – это преобразование формы суждения.
50. Противопоставление субъекту – преобразование суждения путем обращения и последующего превращения.
51. Противопоставление предикату – преобразование суждения путем обращения и последующего превращения.
52. Логическая модальность - это логическая детерминированность суждения, истинность или ложность которого определяется структурой, или формой суждения.
53. Фактическая модальность - связана с объективной, или физической детерминированностью суждений, когда их истинность и ложность определяются положением дел в реальной действительности.
54. Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания.
55. Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.
56. Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.
57. Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений.
58. Софизм — логическая уловка.
59. Простым называют вопрос - не включающий в качестве составных частей других вопросов.
60. Сложным называют вопрос - включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.
61. Прямым называется ответ - взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.
62. Косвенным называется ответ - который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию.
63. Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».
64. Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса.
65. Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
66. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.
67. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок.
68. Вывод - логический переход от посылок к заключению.
69. Демонстративные умозаключения - характеризуются тем, что заключение в них с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование такого рода выводах представляет собой логический закон.
70. Недемонстративные умозаключения - правила вывода обеспечивают лишь вероятностное следование заключения из посылок.
71. Дедуктивными - (от латинского deductio — «выведение») называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.
72. Непосредственные умозаключения - умозаключения, построенные посредством преобразования суждений.
73. Силлогизм - умозаключение, в котором из двух ранее установленных суждений, называемых посылками, получается третье суждение, называемое выводом.
74. Меньшим термином силлогизма - называется понятие, которое в заключении является субъектом.
75. Большим термином силлогизма - называется понятие, которое в заключении является предикатом.
76. Средним термином силлогизма - называется понятие, входящее в обе посылки и отсутствующее в заключении.
77. Фигуры силлогизма — это его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.
78. Регрессивный силлогизм – это такой сложный силлогизм, в котором заключение предшествующего силлогизма становится меньшей посылкой последующего силлогизма.
79. Чисто условными - называются умозаключения, обе посылки которых являются условными суждениями.
80. Условно-категорическим - называется умозаключение, в котором одна из посылок — условное, а другая посылка и заключение — категорические суждения.
81. Утверждающий модус - (modus ponens) посылка, выраженная категорическим суждением, утверждает истинность основания условной посылки, а заключение утверждает истинность следствия;
82. Отрицающий модус - (modus tollens) посылка, выраженная категорическим суждением, отрицает истинность следствия условной посылки, а заключение отрицает истинность основания.
83. Разделительно-категорическим называется умозаключение - в котором одна из посылок — разделительное, а другая посылка и заключение — категорические суждения.
84. Сокращенный силлогизм, или энтимема - силлогизм с пропущенной посылкой или заключением.
85. Полный силлогизм - силлогизм, в котором выражены все его части - обе посылки и заключение.
86. Сложный силлогизм, или полисиллогизм - соединение простых силлогизмов, в котором заключение предшествующего силлогизма (просиллогизма) становится посылкой последующего силлогизма (эписиллогизма).
87. Прогрессивный силлогизм - заключение просиллогизма становится большей посылкой эписиллогизма
88. Сорит - полисиллогизм, в котором пропущены некоторые посылки.
89. Эпихейремой - называется сложносокращенный силлогизм, обе посылки которого являются энтимемами.
90. Индуктивным - называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
91. Полная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.
92. Неполная индукция – это умозаключение, в котором при повторяемости признаков у явлений определенного класса делают вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений.
93. Популярной индукцией - называют обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу.
94. Научной индукцией - называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.
95. Индукция методом отбора, или селективная индукция, — это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.
96. Индукция методом исключения, или элиминативная индукция, — это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи.
97. Статистическое обобщение — это умозаключение неполной индукции, в котором установленная в посылках количественная информация о частоте определенного признака в исследуемой группе (образце) переносится в заключении на все множество явлений этого рода.
98. Умозаключение по аналогии — это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.
99. Аналогия предметов — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов.
100. Аналогия отношений — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.
101. Нестрогая аналогия — это такое уподобление, в котором зависимость между сходными и переносимым признаками мыслится как необходимая лишь с большей или меньшей степенью вероятности.
102. Строгая аналогия – необходимая связь переносимого признака с признаками сходства.
103. Доказательство — это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
104. Аргументация – обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.
105. Теория аргументаций (ТА) - представляющей собою комплексное учение о наиболее эффективных в коммуникативном процессе логических и внелогических методах и приемах убеждающего воздействия.
106. Доказательство — это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
107. Доказательное рассуждение — характерная черта научного стиля мышления.
108. Доказательство по аналогии – это обоснование тезиса, утверждающего свойства единичного явления с помощью аргументов, которые содержат информацию о другом явлении, сходном с первым в существенных признаках.
109. Пропонентом (Si) - называют участника, выдвигающего и отстаивающего определенное положение.
110. Оппонентом (Si) - называют участника, выражающего несогласие с позицией пропонента.
111. Аудитория (S.i) — это третий, коллективный субъект аргументативного процесса, поскольку как пропонент, так и оппонент видят главную цель обсуждения не только и не столько в переубеж-дении друг друга, сколько в завоевании на свою сторону аудитории.
112. Тезис — это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации.
113. Аргументы, или доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис.
114. Теоретические обобщения - не только служат целям объяснения известных или предсказания новых явлений, но выполняют также роль доводов в аргументации.
115. Фактами, или фактическими данными - называют единичные события или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условиях их возникновения и существования.
116. Аксиомы - очевидные и потому не доказываемые в данной области положения.
117. Демонстрация — это логическая связь между аргументами и тезисом.
118. Позитивная сторона — это информация о принимаемых идеях.
119. Негативная — это отвергаемые идеи.
120. Прямое обоснование тезиса - называют без обращения к конкурирующим с тезисом допущениям.
121. Дедуктивное обоснование - чаще всего выражается в подведении частного случая под общее правило.
122. Индуктивное обоснование — это логический переход от аргументов, в которых представлена информация об отдельных случаях определенного рода, к тезису, обобщающему эти случаи.
123. Обоснование в форме аналогии — это прямое обоснование тезиса, в котором формулируется утверждение о свойствах единичного явления.
124. Косвенным - называют обоснования тезиса путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений.
125. Апагогическим - называют обоснование тезиса путем у становления ложности противоречащего ему допущения — антитезиса.
126. Разделительным - называют косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других конкурирующих членов дизъюнкции.
127. Критика — это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.
128. Неявная критика — это скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места.
129. Деструктивная критика - направленная на разрушение аргументативного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.
130. Конструктивная критика - обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента.
131. Смешанная критика - сочетающая конструктивный и деструктивный подходы.
132. Опровержение – это рассуждение, направленное против выдвинутого положения и имеющее своей целью установление его ошибочности или недоказанности.
133. Гипотеза — это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
134. Описательная гипотеза — это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах.
135. Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследований.
136. Общей гипотезой - называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.
137. Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.
138. Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.
139. Версия в судопроизводстве — одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.
140. Общая версия — это предположение, объясняющее все преступления в целом как единую систему конкретных обстоятельств.
141. Частная версия — это предположение, объясняющее отдельные обстоятельства рассматриваемого преступления.
142. Синтез - мысленное объединение аналитически выделенных фактов в единство, при отвлечении от случайных обстоятельств.
143. Проблема – это вопрос (или комплекс вопросов), на который еще не найдены ответы.
144. Эристика – это искусство ведения спора. Она учит умению убеждать в истинности высказываемых взглядов и склонению людей на свою сторону.
145. Дискуссия - представляет собой утверждения, которые высказываются несколькими лицами по очередности в результате общения между собой.
146. Полемика - дискуссия, но полемика является более острой и конфликтной. В отличие от дискуссии, целью полемики считается утверждение своей точки зрения.
147. Стратегия спора – это приведения одних высказываний для обоснования или подкрепления других.
148. Тактика спора – поиск наиболее убедительных с точки зрения темы и данной аудитории аргументов или доводов.
149. Парадокс – это логически неразрешимое, два противоположных утверждения, каждое из которых имеет убедительные аргументы.
150. Эклектика - соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т. д. Для Э. характерно игнорирование логических связей и обоснования положений, непротиворечия закона, использование многозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в определениях и классификациях и т. д.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи