Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона.
Аристотель является уроженцем фракийского города Стагира. Отец Аристотеля был придворным врачом македонского царя Аминта II, а сам Аристотель сверстником сына Аминты, будущего македонского царя Филиппа II. Аристотель жил и работал в эпоху упадка Афинской рабовладельческой демократии, когда внутри афинского полиса происходила борьба партий, а в философии – борьба материализма и идеализма. В этой борьбе Аристотель занимал промежуточную линию. В 367 году Аристотель отправился в Афины и стал слушателем платоновской Академии. Он состоял в ней 20 лет, вплоть до самой смерти Платона. Затем Аристотель проживал первые шесть лет в малоазийской Греции – сперва в Атарнее, а потом в Митилене на острове Лесбос, а с 343 года до н.э. при дворе македонского царя Филиппа П в качестве воспитателя его сына Александра, будущего великого завоевателя. По возвращении в 335 г. до н.э. в Афины Аристотель организует здесь школу-гимнасию, – Ликей, названную так потому, что она располагалась рядом с храмом Аполлона Ликейского. Школа имела тенистый сад с крылатыми галереями для прогулок (по гречески перипатетос), поэтому ученики аристотелеаской школы называлась также «перипатетиками» (прогуливающимися).
С 335 г. до н.э. Аристотель руководил обширной работой Ликея по систематизации философских и научных знаний, а также по созданию новых дисциплин, в числе которых на первом месте стояла логика. После смерти Александра Македонского в Греции возникло антимакедонское движение. Против Аристотеля был возбуждён процесс по обвинению в промакедонских симпатиях. Аристотель покинул Афины не дожидаясь суда и поселился в Халкиде на острове Эвбея, где через год умер.
Научное наследие Аристотеля очень велико и его можно разделить на 8 частей: 1) логика; 2) философия; 3) физика; 4)биология; 5) психология; 6) этика; 7) экономика и политика и 8) искусствоведение.
Хотя Аристотель был учеником Платона, он подверг суровой критике идеалистическую теорию своего учителя. Он указал, что Платон отделил сущность от того, сущностью чего она является, превратил общее (понятие) в отдельную сущность. Платон создал особый сверхчувственный идеальный мир наряду с реальным чувственным миром. В противоположность этому Аристотель утверждал, что сущность вещи заключается в самой этой вещи, что не существует общего наряду и отдельно от единичного. Каждый предмет, каждая вещь состоит из двух начал – материи и формы. Так, медный шар являет собой единство вещества (меди) и формы (шаровидность). Материал в данном случае (медь) есть как бы возможность, а шар уже действительность, т. е. существующая реально вещь. По Аристотелю, развитие мира являет собой бесконечную цепь превращений возможности (материи) в действительность.
В основе мироздания в целом находится неопределенный пассивный субстрат – материя. Но в этом виде материя существует только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя – это возможность, способность вещи, идеальная форма, ее действительность. Хотя форма и связывается с материей, тем не менее существует одна «чистая», т.е. отрешенная от материи форма всех форм. Это некий перводвигатель, мысль, разум, который «мыслит сам по себе – Бог».
Подлинный мир Аристотель в отличие от Платона рассматривает как постижение чувственно воспринимаемых вещей.
Греческий философ разработал учение о категориях как «клеточках» процесса человеческого мышления. Он выделял такие категории как «сущность», «количество», «качество», «время» и др. Аристотеля принято считать основателем логики – науки о способах, формах и законах правильного мышления.
Аристотель не только известный философ, но и видный ученый, основатель биологии как науки. «Самая универсальная голова среди всех древних греков», учёный энциклопедист. Многогранное творчество Аристотеля завершает собой классический период древнегреческой философии. Упадок Древней Греции привёл к кризису её философии. Наступил этап эллинизма.
Аристотель является уроженцем фракийского города Стагира. Отец Аристотеля был придворным врачом македонского царя Аминта II, а сам Аристотель сверстником сына Аминты, будущего македонского царя Филиппа II. Аристотель жил и работал в эпоху упадка Афинской рабовладельческой демократии, когда внутри афинского полиса происходила борьба партий, а в философии – борьба материализма и идеализма. В этой борьбе Аристотель занимал промежуточную линию. В 367 году Аристотель отправился в Афины и стал слушателем платоновской Академии. Он состоял в ней 20 лет, вплоть до самой смерти Платона. Затем Аристотель проживал первые шесть лет в малоазийской Греции – сперва в Атарнее, а потом в Митилене на острове Лесбос, а с 343 года до н.э. при дворе македонского царя Филиппа П в качестве воспитателя его сына Александра, будущего великого завоевателя. По возвращении в 335 г. до н.э. в Афины Аристотель организует здесь школу-гимнасию, – Ликей, названную так потому, что она располагалась рядом с храмом Аполлона Ликейского. Школа имела тенистый сад с крылатыми галереями для прогулок (по гречески перипатетос), поэтому ученики аристотелеаской школы называлась также «перипатетиками» (прогуливающимися).
С 335 г. до н.э. Аристотель руководил обширной работой Ликея по систематизации философских и научных знаний, а также по созданию новых дисциплин, в числе которых на первом месте стояла логика. После смерти Александра Македонского в Греции возникло антимакедонское движение. Против Аристотеля был возбуждён процесс по обвинению в промакедонских симпатиях. Аристотель покинул Афины не дожидаясь суда и поселился в Халкиде на острове Эвбея, где через год умер.
Научное наследие Аристотеля очень велико и его можно разделить на 8 частей: 1) логика; 2) философия; 3) физика; 4)биология; 5) психология; 6) этика; 7) экономика и политика и 8) искусствоведение.
Хотя Аристотель был учеником Платона, он подверг суровой критике идеалистическую теорию своего учителя. Он указал, что Платон отделил сущность от того, сущностью чего она является, превратил общее (понятие) в отдельную сущность. Платон создал особый сверхчувственный идеальный мир наряду с реальным чувственным миром. В противоположность этому Аристотель утверждал, что сущность вещи заключается в самой этой вещи, что не существует общего наряду и отдельно от единичного. Каждый предмет, каждая вещь состоит из двух начал – материи и формы. Так, медный шар являет собой единство вещества (меди) и формы (шаровидность). Материал в данном случае (медь) есть как бы возможность, а шар уже действительность, т. е. существующая реально вещь. По Аристотелю, развитие мира являет собой бесконечную цепь превращений возможности (материи) в действительность.
В основе мироздания в целом находится неопределенный пассивный субстрат – материя. Но в этом виде материя существует только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя – это возможность, способность вещи, идеальная форма, ее действительность. Хотя форма и связывается с материей, тем не менее существует одна «чистая», т.е. отрешенная от материи форма всех форм. Это некий перводвигатель, мысль, разум, который «мыслит сам по себе – Бог».
Подлинный мир Аристотель в отличие от Платона рассматривает как постижение чувственно воспринимаемых вещей.
Греческий философ разработал учение о категориях как «клеточках» процесса человеческого мышления. Он выделял такие категории как «сущность», «количество», «качество», «время» и др. Аристотеля принято считать основателем логики – науки о способах, формах и законах правильного мышления.
Аристотель не только известный философ, но и видный ученый, основатель биологии как науки. «Самая универсальная голова среди всех древних греков», учёный энциклопедист. Многогранное творчество Аристотеля завершает собой классический период древнегреческой философии. Упадок Древней Греции привёл к кризису её философии. Наступил этап эллинизма.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи