Как волшебная синяя птица из сказки Мориса Метерлинка меняла окраску, попадая в клетку, так любая истина в чём-то видоизменяется при своей трансляции — переходе от человека к человеку, от коллектива к коллективу, от поколения к поколению, а общем — от одного субъекта познания к другому. Поэтому субъективные стороны истины не менее существенны для ее понимания:
• способ формулирования истины, форма ее выражения всегда чело- вечна, индивидуализирована; каждый участник познания (личность, малая группа, масса людей) адаптируют информацию “под себя”, в связи со свои- ми собственными потребностями и целями;
• истина никогда и нигде не существует в «чистом виде», но всегда
«в сплаве» со своими антиподами — заблуждениями разного типа и «бе- лыми пятнами» незнания каких-то вопросов; причём заблуждение и незнание не просто помеха на пути к истине, но и катализаторы ее выработки;
• истины не существует для одного человека — спрятанное от людей открытие просто недействительно, как зарытый в землю клад сокровищ; знание должно быть рано или поздно подтверждено если не целым обще- ством, то неким коллективом людей, заинтересованных в этом знании; ис- тина обречена менять своих обладателей, «конвертироваться» в «интеллек- туальном капитале», умственном обиходе целого сообщества людей.
Итак, со своих субъективных, человечных сторон истина представ- ляет собой продукт культурно-исторического развития человечества, информационный ресурс целого общества; такое знание, чьи параметры во многом определены, с одной стороны, биологией и экологией Человека разумного, а с другой — историей и социологией определенного социума.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи