Экзистенциализм

Наука » Философия
(экзистенциональная философия

Серен Кьеркегор (1813-1855) «Страх и трепет», чувство страха

Карл Ясперс (1883-1969) «Истоки истории и ее цель»,

Мартин Хайдеггер (1889-1976) «Бытие и время», индивидуальное простраство-время,

Ж-П. Сартр (1905-1980) «Бытие и ничто», проблема выбора,

Альберт Камю (1913-1960) «Бунтующий человек», проблема смысла жизни.)



Экзистенциализм – направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти существования в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX в., а в 20-е – 70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.



Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

1. нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

2. бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

3. опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

4. усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);

5. распространение фашистских и иных тоталитарных режи­мов, полностью подавляющих человеческую личность;

6. бессилие человека перед природой и перед техногенным об­ществом.



Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

1. уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

2. разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

3. проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

4. проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди­нок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

5. проблема бессмысленности жизни;

6. проблема внутреннего выбора;

7. проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего - места в жизни.



Основателем экзистенциализма считается датский философ Серен Кьеркегор (1813 - 1855).

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами по­знания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, пе­реживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не инте­ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че­ловеку, к его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".



1. Существование (existentia, лат. существование) в экзистенциализме обозначает всегда именно человеческое существование. Стол существованием не обладает.

«Существование предшествует сущности».



2. Экзистенция – наша душа, наш внутренний мир.

Экзистенция – проявляет себя в чувствах, переживаниях, эмоциях.

Экзистен­ция – специфи­чески человеческий способ существовать в мире.

Че­ловек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром; он – не некая "устойчивая субстан­ция", а "беспрерывная неустойчивость", "отрыв всем те­лом от себя", постоянное выступание вовне, в мир.

Чело­век должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, и он "дол­жен быть тем, что он есть", а не "просто быть".

Подлинная экзистенция – это быть человеческой личностью.



Экзистенциализм или философия человеческого существования. Центральные понятия (категории) этой философии, это понятия:



Страх, смерть, свобода и выбор, вина и любовь (всего шесть понятий).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.