Значение научной деятельности Луи Пастера в развитии микробиологии

Наука » Биология » Микробиология
К дому, где помещалась лаборатория Л. Пастера, прибита доска с надписью «Здесь была лаборатория Л. Пастера:

1857 г. Брожение.

1860 г. Самопроизвольное зарождение.

1865 г. Болезни вина и пива.

1868 г. Болезни шелковичных червей.

1881 г. Зараза и вакцина.

1885 г. Предохранение от бешенства».

Переоценить значение научных открытий Л. Пастера невозможно. Изучая молочнокислое, спиртовое, маслянокислое брожения, он выяснил, что эти процессы вызывают определенные микроорганизмы. Исследуя «болезни» вина, болезни животных и человека, он экспериментально установил, что их вызывают также микроорганизмы. То есть Л. Пастер впервые показал, что микроорганизмы это живые ор ганизмы, полезные или вредные, активно воздействующие на окружаю щую природу, в том числе и на человека, животных, растения. Принципи ально новым было открытие Л. Пастером анаэробного способа существо вания организмов, «жизни без кислорода» (на примере спиртового броже ния).

Теоретическим открытием Л. Пастера были его работы о невозможности самозарождения. К середине XIX в. спор по этому вопросу приобрел большую остроту и вышел за рамки научных дискуссий. В остроумном, гениальном по своей простоте опыте Л. Пастер показал, что самозарожде ния не существует. Он поместил стерильный бульон в колбу, сообщав шуюся с атмосферным воздухом через изогнутую Sобразную трубку. В такой, по существу, открытой колбе бульон при длительном стоянии оста вался прозрачным, потому что изогнутость трубки не давала возможности микроорганизмам проникнуть с пылью из воздуха в колбу. Вывод из этого опыта Л. Пастер сформулировал так: «Нет, сегодня не имеется ни одного известного факта, с помощью которого можно было бы утверждать, что микроскопические существа появились на свет без зародышей, без родите лей, которые их напоминают. Те, кто настаивает на противоположном, яв ляются жертвой заблуждения или плохо проделанных опытов, содержащих ошибки, которые они не сумели заметить или которых они не сумели из бегнуть».

И наконец, работы Л. Пастера в области изучения инфекционных бо лезней животных и человека (болезнь шелковичных червей, сибирская яз ва, куриная холера, бешенство) позволили ему не только выявить природу этих заболеваний, но и найти способ борьбы с ними. Поэтому его считают по праву основоположником медицинской микробиологии. Работы Л. Пас тера были оценены по достоинству не только соотечественниками, но и получили международное признание. В 1888 г. для ученого на средства, собранные по международной подписке, был построен в Париже научно исследовательский институт, носящий в настоящее время его имя. Пастер был первым директором этого института. В настоящее время филиалы ин ститута Л. Пастера находятся во многих странах мира. Именно ученым Пастеровского института Л. Монтанье был открыт вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) параллельно с американским ученым Р. Галло.