Есть ли там кто-нибудь?

Энциклопедии » Земля и космос
У некоторых людей мысль о возможности жизни на других планетах вызывает смех или презрительную усмешку. Другие, напротив, не только верят, что где-то во Вселенной есть жизнь, но прикладывают усилия, чтобы наладить связь с инопланетянами. Один из традиционных аргументов в подтверждение внеземной жизни известен как теория панспермии. Согласно этой теории, во Вселенной так много звездных систем, что Земля не может быть единственной обитаемой планетой. И тут следует учитывать степень человеческого высокомерия: самонадеянно думать,что мы являемся единственными разумными обитателями Вселенной. Именно это и утверждают приверженцы теории случайного однократного появления жизни.
Они приводят аргумент, и довольно веский, что жизнь — это счастливая случайность. Они заявляют, что процесс эволюции настолько захватывающий, что вряд ли он может быть воспроизведен где-то еще. Они считают, что почти невозможно повторение процесса. Таким образом, у нас есть совершенно разные теории
о том, есть ли жизнь во Вселенной или нет. Маловероятно, чтобы существовала внеземная жизнь. Более 100 лет проводятся исследования радиоволн для того, чтобы найти в космосе следы жизни, и до сих пор ничего не было обнаружено. Если где-то еще существует разумная жизнь, возможно, что мы бы уже обнаружили ее признаки. Самый убедительный аргумент в пользу существования внеземной жизни приносит теория конвергенции. Теория конвергенции описывает ситуации, когда два разных вида сталкиваются с проблемой и, независимо друг от друга, приходят к одному и тому же решению. Например, летучие мыши и птицы используют крылья для того, чтобы летать. Фокусировка глаз кальмаров и осьминогов происходит как в фотоаппарате. Эти виды эволюционировали отдельно, но адаптировались одинаковым способом. Это подтверждает то, что, несмотря на огромное разнообразие форм жизни во Вселенной, природа склонна повторять саму себя. Моррис (2004) утверждал: если природа однажды создала что-то, скорее всего, она повторит это снова. Однако Моррис признает, что подходящие условия существования жизни во Вселенной могут встречаться редко. Может быть, природа и не против, но условия могут быть неподходящими. Вероятно, что для возникновения жизни требуются совершенно определенные условия, которые нельзя больше нигде воспроизвести. Маловероятно, чтобы другие планеты находились на точно таком же расстоянии от своего солнца, имели такую же гравитацию, сочетание физических условий и химический состав, воду и атмосферу. Хотя теория конвергенции показывает, что природа может воспроизводить один и тот же результат, а теория панспермии утверждает, что среди огромного количества звездных систем должна встретиться внеземная жизнь, их аргументы неубедительны. Условия для возникновения жизни настолько уникальны и сложны, что ее появление даже один раз поразительно. Маловероятно, чтобы такое событие могло повториться где-нибудь еще.