ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ - Виды приемов и их обслуживание Завтрак, обед и ужин

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
Виды приемов и их обслуживание
Вид приема избирается в зависимости от повода, а также традиций и обычаев, сложившихся в местной деловой практике. В международной традиции наиболее широкое распространение получили такие виды приемов, как завтрак, обед, ужин, фуршет, коктейль, чай, журфикс (бранч), прием по-буфетному и прием «бокал шампанского». Рассмотрим, чем отличается один вид банкета от другого и как каждый из них организуется.

ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ - Порядок проведения банкетов

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
Мы имеем на земном шаре множество ученых людей, великих писателей, философов и поэтов, имеем великих художников и умных администраторов, но людей, умеющих обедать, имеем весьма мало. Их надобно искать с фонарем среди бела дня, как Диоген искал честного мудреца.
Фаддей Венедиктович Булгарин
Порядок проведения банкетов
Обычай совместного вкушения пищи имеет столь глубокие корни, что его появление можно, пожалуй, отнести ко времени изобретения самой кулинарии. У большинства народов мира совместная еда является наилучшей гарантией сохранения дружбы и добрососедских отношений.
Банкетами (франц. banquet) называются пиршества, соединяющие за одним столом более или менее значительное число лиц. Они устраиваются в честь какого-либо частного лица или общественного деятеля, либо для празднования важного события частной или публичной жизни, либо, наконец, с целью коллективно выразить общие для всех идеи и стремления и засвидетельствовать свое единство и сплоченность.

ПРИСЛУГА И ОБСЛУГА - Расценки на услуги

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
Вы должны знать, что все расценки на чаевые на Западе (как, впрочем, и на Востоке) уже давно устоялись и составляют определенный процент от потраченной вами суммы (на обед — ужин в ресторане или на поднос вещей в номер гостиницы соответствующей категории).
Конечно, если у вас денег куры не клюют, то чаевые для вас не проблема. Однако и переплачивать смысла нет. Вполне допустимо дать 20 % вместо 15 % от стоимости услуги, как и $ 2 вместо $ 1 носильщику за багаж в аэропорту. Поэтому кроме удобных 100-долларовых купюр имейте побольше мелких.
Многие из обслуживающего персонала соглашаются работать за невысокую заработную плату, прямо рассчитывая на чаевые.
Если вы принципиально не считаете нужным давать персоналу чаевые, полагая, что в понятие «все включено» входят и чаевые, то не рассчитывайте на хорошее отношение к себе — вы рискуете натолкнуться на самую настоящую обструкцию.
При подсчете чаевых не рекомендуется публично пользоваться калькулятором для уточнения правильности суммы. Если уж занялись вычислениями, то подальше от сторонних глаз. Неплохо бы следить за тем, чтобы в карманах всегда имелись наличные «на чай». Иногда на этот счет можно отнести полагающуюся вам сдачу.

ПРИСЛУГА И ОБСЛУГА - Где платить и кому

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
Здесь, понятно, идет речь о сфере обслуживания, точнее, о некоторых специфических местах этой сферы, где происходит предоставление услуг по личной инициативе одной из сторон. Логично будет, если вы не станете платить чаевые работнице прачечной, которая выдала вам белье, — она действовала в пределах своих функциональных обязанностей. Совсем не обязательно «давать на чай» и работнику отеля, регистрирующему постояльцев. Если не хотите, то можете не платить и гостиничному лифтеру, и музыкантам, задержавшимся у вашего столика в ресторане, и гардеробщику в отеле или театре (если тот ограничился лишь тем, что, сняв пальто с вешалки, протянул его вам), и работнику туалета в ресторане… Но если гардеробщик помог одеться и даже прошелся по вашей одежде щеткой, если туалетный работник предложил вам чистое полотенце или что-то еще из соответствующих принадлежностей и, например, поправил какую-нибудь деталь вашей одежды — чаевые давать нужно. Подобным же образом рекомендуется поступать и в парикмахерской, если мастер выполнил все ваши просьбы и смог угодить вам.
Чаевыми всегда благодарят таксиста, который не только формально отвез вас в нужное место, но и выбрал оптимальный маршрут, помог погрузить и выгрузить багаж, терпеливо разыскал нужный адрес, был любезен и тактичен.
Принято оставлять часть сдачи официанту в ресторане, обслужившему вас так, как вы этого пожелали.

ПРИСЛУГА И ОБСЛУГА - Обслуга и чаевые

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
В советские времена это понятие носило явно негативный характер. Чаевые приравнивались к нетрудовым доходам, их считали наиболее унизительной формой оплаты труда. Между тем чаевые — это доплата лицам, выполняющим «лакейские» и в то же время низкооплачиваемые работы. Эти люди всегда будут стараться услужить, зная о компенсации со стороны посетителей. Согласитесь, что юноша, таскающий ваши чемоданы в отеле или подносящий вам еду и напитки в ресторане, имеет право на благодарность. Имея это чувство, вам будет легче расстаться с небольшой суммой в дополнение к счету.
В любой стране мира существует более или менее схожая система чаевых. И считаться с подобным положением дел приходится даже тем, кто не является их сторонником. Для многих россиян система расчетов чаевыми все еще остается тайной за семью печатями. А ведь зарубежная апробированная практика по существу данного вопроса сложилась уже давно, и изобретать велосипед не стоит.

ПРИСЛУГА И ОБСЛУГА - Прислуга

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
Даже благодарность может быть низменной.
Никола Шамфор
Прислуга
На одной из телепередач слово получила одна из новых наших «княгинь». Она с великой горечью рассказала о том, как наняла в качестве прислуги семейную пару, как платила им, позволяла есть то же, чем питалась сама, дарила служанке свои ношеные платья и туфли и как потом служанка со своим мужем низко отплатили ей, вывезя из загородного дома большую часть хозяйского имущества. В течение этого монолога мне не раз хотелось позвонить на передачу и спросить у «княгини»: «А чего вы еще хотели с вашим отношением к людям?» Убеждение, что раз человек служит за жалованье, он обязан выполнять все капризы хозяина, свойственно новым русским бонзам. Они всячески подчеркивают, что прислуживающий им человек ниже их по статусу.
Помните, что человек, даже вынужденный наниматься в услужение, имеет чувство собственного достоинства. А если он его не имеет, то для него ничего не стоит вас обокрасть или обмануть. Гораздо безопаснее и комфортнее иметь дело с человеком, имеющим гордость и честь, чем с тем, кто за чаевые хоть в лепешку расшибется.
Вообще, в прошлом в СССР и теперь в России не принято слугу называть слугой, лакея — лакеем, служанку — служанкой и т. п. Служанку принято называть домработницей, слугу — помощником по хозяйству, лакея — официантом. Даже охранника чаще предпочитают именовать на английский лад — секьюрити.

ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ - Светская беседа

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
В прежние века под словом «свет» подразумевалось привилегированное и благовоспитанное общество, члены которого отличались умом, ученостью, каким-либо талантом и вежливостью. В настоящее время понятие «свет» уходит, но светские правила поведения остаются. Светский этикет — это не что иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого бы то ни было.
Из застольных бесед и общения вытекают симпатии и антипатии, в процессе общения вы повышаете свой рейтинг.
Вот несколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре. Ведь манера разговаривать — это вторая по значимости после манеры одеваться вещь, которая влияет на первое впечатление о собеседнике.
Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не назидательным и не игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым, но не льстивым.

ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ - Маленький конфуз

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
Иногда случается так, что мы невольно обижаем кого-то. Никто не застрахован от ошибки, от нечаянной бестактности в разговоре или жесте. Как правило, достаточно лишь искренне извиниться — и инцидент будет исчерпан. Если вы не лишены чувства юмора, то, пожалуй, лучшим способом извинения будет признание в веселой форме своей оплошности, смех над самим собой. В любом случае возникший момент напряжения нельзя оставлять неразрешенным — это будет неприятно и вам, и вашему собеседнику.
Из истории этикета. Приказ императора
Одна из самых распространенных историй случилась во время застолья у императора Марка Аврелия, когда один из придворных, мучимый газами, крепился до тех пор, пока не помер от напряжения. Расстроенный этим инцидентом, император издал приказ о том, чтобы никто отныне за столом не сдерживал естественных порывов своего организма, и даже велел учредить культ бога желудочных газов Крепитуса.
Как печальный анекдот ходит история о некой нашей соотечественнице, которая после такого же конфуза за праздничным столом вышла в туалет и там наложила на себя руки. Я не исключаю правдивости этой истории и потому заклинаю всех придерживаться в таком случае золотой формулы «что естественно, то не безобразно» или «пусть лучше лопнет моя совесть, чем мой мочевой пузырь» и т. п.
Вообще к таким конфузам следует относиться с известной долей такта, выдержки и… юмора. Если подобное произошло с вами или с кем-то иным за столом, то лучше всего сделать вид, что никто ничего не слышал. Если на это кто-то обратил внимание, то скажите «пардон» или пожмите плечами — вот жест, которым объясняется все на свете.

ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ - Правила учтивости

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — умением ими пользоваться.
Блез Паскаль
Правила учтивости
Способ держать себя в обществе, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика — все это называется манерами.
В обществе ценятся скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми — именно на этих качествах и базируются хорошие манеры.
Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

ЭТИКЕТ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ - Нетикет, или этикет пользователей локальных сетей

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
На электронных конференциях, проводимых различными научными учреждениями, в процессе обсуждения проблем выработались новые нормы поведения — нетикет (netiquette, of англ. net — сеть и франц. etiquette — этикет). Обсуждение этих норм продолжается и по сей день, но уже появились некоторые основополагающие правила, содержание которых зависит от вида использования Сети. Во многих организациях они устанавливаются в форме инструкций.
В процессе развития локальных сетей выработаны некоторые общие положения:
1) не передавайте никому ваше имя и пароль для входа в Сеть: за любые действия, совершенные в Сети под вашим именем, вас могут привлечь к ответу;
2) если вы оставляете компьютер более чем на 10 минут, перед уходом прекратите выполнение всех программ с сетевой поддержкой (или связанных с обменом данных по Сети) и закройте их (если это невозможно сделать в силу выполняемой задачи, то предупредите об этом факте вашего сетевого администратора);
3) старайтесь без необходимости не запускать несколько программ с сетевой поддержкой;
4) прежде чем начать перемещение большого объема данных с другого компьютера на свой или со своего компьютера на другой компьютер в Сети, оцените необходимость этого действия и возможность разделения данных на меньшие по объему пакеты. Только в случае невозможности решения вопроса указанным образом прибегайте к перемещению всех данных;
5) при наличии у вашего компьютера своего жесткого диска отдавайте предпочтение сохранению данных именно на нем, а не на дисках общего пользования (если таковым не является диск вашего компьютера и это правило не противоречит решаемым задачам);
6) пользуясь общим (системным) почтовым ящиком, старайтесь не размещать в нем очень большие
сообщения;
7) перед установкой на ваш компьютер нового программного обеспечения с сетевой поддержкой или с возможным коллективным использованием проконсультируйтесь с сетевым администратором и проверьте устанавливаемое программное обеспечение на лицензионную чистоту и на незараженность вирусами;
8) следите за тем, чтобы работающие у вас программы не наносили вред каким-либо общим (сетевым) ресурсам и ресурсам других пользователей Сети.

ЭТИКЕТ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ - Имидж руководителя-бизнесмена

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
Имидж (англ. image, от лат. imago — образ, вид) — это целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. Слово это новое, но уже основательно внедрившееся в нашу жизнь. От него появилось уже несколько производных — имиджмейкер, имиджевый… Все это произошло оттого, что в русском языке не так просто найти адекватный, емкий термин. В любом случае имидж — это именно то первое впечатление, которое должно сложиться о вас у любого встретившегося с вами человека. Хотя и говорят, что первое впечатление самое обманчивое, но оно же бывает и самым верным.
Существует довольно много людей, внешний облик которых не производит вообще никакого впечатления, а если и производит — то самое отталкивающее. Но не надо забывать, что они есть соль земли и основные производители материальных ценностей. А распределяют эти ценности именно те люди, которые заботятся о своем имидже, пользуются иными средствами транспорта и посещают для отдыха совсем иные места, нежели первые. Этих людей зовут бизнесменами.
Имидж руководителя-бизнесмена складывается из имиджа его личности и репутации его фирмы. Для бизнесмена чрезвычайно важно то впечатление, которое он производит на людей и которое он позже подтверждает всеми своими поступками. Для него также важна деловая репутация, репутация человека, на слово которого можно положиться. Он честен и порядочен по отношению не только к своим партнерам и сотрудникам, но и к конкурентам. Он должен уважать их свободу.

ЭТИКЕТ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ - Корпоративные вечеринки

Энциклопедии » Энциклопедия этикета
Во многих рабочих коллективах укрепилась традиция отмечать дни рождения сотрудников. Традиция сама по себе хорошая, но чем меньший размах принимает торжество, тем лучше. В складчине для покупки подарка не обязаны участвовать все члены коллектива. Участвует только тот, кто этого хочет. В данном случае недопустимо какое-либо принуждение.
Принимая поздравления, именинник встает. Как ответный жест он может предложить скромное угощение: сводить после работы в кафе, ресторанчик. Самое нейтральное и распространенное поведение в таких случаях — загодя принести на работу торт и бутылку шампанского и отметить праздник в перерыве.
Не угощайте сослуживцев слишком широко. В рабочей обстановке это неуместно и к тому же как бы обязывает к подобному следующего именинника. Именно такое усердие превращает хорошую традицию в бедствие.
Если в подарок получены сладости, ими следует угостить товарищей. Коробку конфет можно унести с собой только в том случае, если вы предусмотрительно принесли сладости из дому. Полученные в подарок цветы следует унести домой.
Если вам хочется отметить приятный случай на рабочем месте после окончания смены, то стоит либо предварительно испросить разрешение начальства, либо пригласить самого на-чальника на мероприятие, либо… готовиться к серьезным неприятностям, поскольку тайное всегда становится явным.