Парадоксальный сон
Во время нашего сна встречается особый период, называемый «парадоксальным сном». Длится он около двадцати минут и повторяется примерно раз в полтора часа. Почему этот отрезок сна называется именно так? Потому, что интенсивная нервная деятельность в состоянии самого глубокого сна является парадоксом.
Младенцы часто беспокойны по ночам именно потому, что их тревожат периоды парадоксального сна (время их сна делится следующим образом: треть нормального сна, треть чуткого сна, треть сна парадоксального). Во время последней фазы у младенцев часто появляется странное, взрослое, если не старческое, выражение лица. Это и гнев, и радость, и грусть, и страх, и удивление, то есть чувства, которые они, несомненно, еще и не испытывали. Можно подумать, что дети примеряются к эмоциям, ожидающим их в будущем.
С возрастом фазы парадоксального сна укорачиваются до одной десятой, а то и двадцатой части общего времени сна. Обычно они приносят человеку удовольствие, у мужчин могут даже вызвать эрекцию. Может возникнуть впечатление, что каждую ночь мы получаем какое то сообщение. Был проведен следующий эксперимент: взрослого человека будили во время парадоксальной фазы сна и просили рассказать о том, что он видел в данную минуту. Затем ему снова давали заснуть с тем, чтобы разбудить во время следующей парадоксальной фазы. Выяснилось, что даже в тех случаях, когда увиденные им во сне истории были разными, суть их сводилась к одному и тому же. Словно прерванный сон продолжался, несколько в иной манере, для того, чтобы все таки донести до человека какую то мысль.
Недавно ученые выдвинули новую гипотезу. Сон может быть средством избавления от социального давления. Во сне мы забываем то, что восприняли днем и что противоречит нашим глубинным устремлениям. Все внешние воздействия во сне устраняются. Пока люди видят сны, невозможно манипулировать ими полностью. Сон – это естественный протест против тоталитаризма.
Во время нашего сна встречается особый период, называемый «парадоксальным сном». Длится он около двадцати минут и повторяется примерно раз в полтора часа. Почему этот отрезок сна называется именно так? Потому, что интенсивная нервная деятельность в состоянии самого глубокого сна является парадоксом.
Младенцы часто беспокойны по ночам именно потому, что их тревожат периоды парадоксального сна (время их сна делится следующим образом: треть нормального сна, треть чуткого сна, треть сна парадоксального). Во время последней фазы у младенцев часто появляется странное, взрослое, если не старческое, выражение лица. Это и гнев, и радость, и грусть, и страх, и удивление, то есть чувства, которые они, несомненно, еще и не испытывали. Можно подумать, что дети примеряются к эмоциям, ожидающим их в будущем.
С возрастом фазы парадоксального сна укорачиваются до одной десятой, а то и двадцатой части общего времени сна. Обычно они приносят человеку удовольствие, у мужчин могут даже вызвать эрекцию. Может возникнуть впечатление, что каждую ночь мы получаем какое то сообщение. Был проведен следующий эксперимент: взрослого человека будили во время парадоксальной фазы сна и просили рассказать о том, что он видел в данную минуту. Затем ему снова давали заснуть с тем, чтобы разбудить во время следующей парадоксальной фазы. Выяснилось, что даже в тех случаях, когда увиденные им во сне истории были разными, суть их сводилась к одному и тому же. Словно прерванный сон продолжался, несколько в иной манере, для того, чтобы все таки донести до человека какую то мысль.
Недавно ученые выдвинули новую гипотезу. Сон может быть средством избавления от социального давления. Во сне мы забываем то, что восприняли днем и что противоречит нашим глубинным устремлениям. Все внешние воздействия во сне устраняются. Пока люди видят сны, невозможно манипулировать ими полностью. Сон – это естественный протест против тоталитаризма.
Шиатсу
По утверждению китайцев, точка «шиатсу» очень помогает страдающим запором. Нужно нажать большим и указательным пальцами левой руки на кожу между большим и указательным пальцами правой. Если у вас запор, вы найдете там болезненное уплотнение. Нужно пощипать и помассировать это место, и вы избавитесь от недуга.
По утверждению китайцев, точка «шиатсу» очень помогает страдающим запором. Нужно нажать большим и указательным пальцами левой руки на кожу между большим и указательным пальцами правой. Если у вас запор, вы найдете там болезненное уплотнение. Нужно пощипать и помассировать это место, и вы избавитесь от недуга.
Царствование халифа Аль Хакима
Халиф Аль Хаким из династии Фатимидов, которая правила с 909 по 1171 год (шиитская исмаилитская династия, чьи корни восходят к заложившей город Каир Фатиме, распространившая свое влияние на всю Северную Африку и завоевавшая Сицилию), жил в Каире. Этот человек постоянно думал о своей власти над городом и о пределах концепта власти. Он издавал абсурдные указы, а затем, переодевшись в простого прохожего, наблюдал за реакцией своего народа. Проще говоря, он предавался социологическим экспериментам, где в роли испытуемых выступало все население города. Желaя испытать, насколько покорен народ, Аль Хаким запретил работать ночью. Он утверждал, что слабое освещение вредно для глаз. Любой человек, застигнутый за работой при свече, должен был быть казнен. Прогуливаясь как то по улицам города, Аль Хаким обнаружил работающего сверхурочно булочника и повелел сжечь несчастного в его собственной пекарне. Затем, убедившись в том, что все подчинились запрещению работать ночью, он издал новый указ. Теперь не разрешил работать днем. Отныне все должны работать только ночью. Словно дрессированное животное, народ немедленно подчинялся любому необычному закону в тот же миг, как тот издавался. Все стало возможным. Для того чтобы подчинить себе все религии, халиф смел с лица земли католические церкви и еврейские синагоги, а затем, как всевластный повелитель, дал представителям обоих культов деньги на восстановление храмов. Аль Хаким запретил женщинам использовать духи. Запретил изготовлять для них обувь. Запретил им пользоваться косметикой, а затем и вообще покидать дом. Женщинам было запрещено находиться в городе. Однажды во время инспекционной прогулки он обнаружил группу женщин в городской бане. Он немедленно приказал замуровать все выходы для того, чтобы они умерли там от голода.
Зная об азартности человеческой натуры, халиф бросал на землю запечатанные письма, адресованные эмирам. В письмах находилось одно из двух указаний: или «Покройте подателя письма золотом», или «Убейте подателя письма». Подбирать эти письма стало чем то вроде национальной лотереи, проигравшие, правда, погибали.
В один прекрасный день окровавленную одежду халифа нашли на берегу реки. Видимо, его убил один из его многочисленных врагов. Тело халифа так и не было найдено. И о нем постепенно родилась легенда. Со временем молва наделила исчезнувшего владыку мудростью и воображением.
Халиф Аль Хаким из династии Фатимидов, которая правила с 909 по 1171 год (шиитская исмаилитская династия, чьи корни восходят к заложившей город Каир Фатиме, распространившая свое влияние на всю Северную Африку и завоевавшая Сицилию), жил в Каире. Этот человек постоянно думал о своей власти над городом и о пределах концепта власти. Он издавал абсурдные указы, а затем, переодевшись в простого прохожего, наблюдал за реакцией своего народа. Проще говоря, он предавался социологическим экспериментам, где в роли испытуемых выступало все население города. Желaя испытать, насколько покорен народ, Аль Хаким запретил работать ночью. Он утверждал, что слабое освещение вредно для глаз. Любой человек, застигнутый за работой при свече, должен был быть казнен. Прогуливаясь как то по улицам города, Аль Хаким обнаружил работающего сверхурочно булочника и повелел сжечь несчастного в его собственной пекарне. Затем, убедившись в том, что все подчинились запрещению работать ночью, он издал новый указ. Теперь не разрешил работать днем. Отныне все должны работать только ночью. Словно дрессированное животное, народ немедленно подчинялся любому необычному закону в тот же миг, как тот издавался. Все стало возможным. Для того чтобы подчинить себе все религии, халиф смел с лица земли католические церкви и еврейские синагоги, а затем, как всевластный повелитель, дал представителям обоих культов деньги на восстановление храмов. Аль Хаким запретил женщинам использовать духи. Запретил изготовлять для них обувь. Запретил им пользоваться косметикой, а затем и вообще покидать дом. Женщинам было запрещено находиться в городе. Однажды во время инспекционной прогулки он обнаружил группу женщин в городской бане. Он немедленно приказал замуровать все выходы для того, чтобы они умерли там от голода.
Зная об азартности человеческой натуры, халиф бросал на землю запечатанные письма, адресованные эмирам. В письмах находилось одно из двух указаний: или «Покройте подателя письма золотом», или «Убейте подателя письма». Подбирать эти письма стало чем то вроде национальной лотереи, проигравшие, правда, погибали.
В один прекрасный день окровавленную одежду халифа нашли на берегу реки. Видимо, его убил один из его многочисленных врагов. Тело халифа так и не было найдено. И о нем постепенно родилась легенда. Со временем молва наделила исчезнувшего владыку мудростью и воображением.
Параллельная реальность
Реальность, в которой мои живем, быть может, не единственная. Могут существовать и параллельные реальности.
В тот момент, например, когда вы в нашей реальности читаете эту книгу, в другой реальности вас убивают, в третьей – вы выигрываете в лотерею, в четвертой вам вдруг захотелось покончить жизнь самоубийством и т. д. Сотни, а то и тысячи параллельных реальностей, быть может, постоянно развиваются и растут, словно ветви дерева.
Через какое то время путь основной реальности устанавливается, определяется, и остальные исчезают. Но, как только линия реальности утвердится, от нее отпочковывается множество новых реальностей. Понемногу ствол, из которого произрастают ветви, затвердевает. И доступ к старым росткам реальностей становится невозможным.
Очевидно, что здесь и сейчас реальность, в которой вы читаете «ЭОАЗ», и есть реальность избранная, затвердевшая и определившаяся. (Кем? По каким критериям? Неизвестно.) Мысль эта может показаться вам совершенно абсурдной, но и квантовая физика приходит к таким же выводам. Можно представить себе, что реальность распространяется не только вперед, она может развиваться и в стороны (вспомните о кошке Шредингера, в ситуации с ней реальность «кошка мертва» соседствует с реальностью «кошка жива»).
Реальность, в которой мои живем, быть может, не единственная. Могут существовать и параллельные реальности.
В тот момент, например, когда вы в нашей реальности читаете эту книгу, в другой реальности вас убивают, в третьей – вы выигрываете в лотерею, в четвертой вам вдруг захотелось покончить жизнь самоубийством и т. д. Сотни, а то и тысячи параллельных реальностей, быть может, постоянно развиваются и растут, словно ветви дерева.
Через какое то время путь основной реальности устанавливается, определяется, и остальные исчезают. Но, как только линия реальности утвердится, от нее отпочковывается множество новых реальностей. Понемногу ствол, из которого произрастают ветви, затвердевает. И доступ к старым росткам реальностей становится невозможным.
Очевидно, что здесь и сейчас реальность, в которой вы читаете «ЭОАЗ», и есть реальность избранная, затвердевшая и определившаяся. (Кем? По каким критериям? Неизвестно.) Мысль эта может показаться вам совершенно абсурдной, но и квантовая физика приходит к таким же выводам. Можно представить себе, что реальность распространяется не только вперед, она может развиваться и в стороны (вспомните о кошке Шредингера, в ситуации с ней реальность «кошка мертва» соседствует с реальностью «кошка жива»).
Как найти решение
Вот способ найти идеи или решение сложной проблемы (он использовался Сальвадором Дали, который сам в свою очередь позаимствовал это орудие для размышлений у цистерцианских монахов).
Надо сесть на стул с двумя большими подлокотниками. Взять глубокую тарелку и чайную ложку. Если обычно ваш сон глубок, возьмите суповую ложку. Переверните тарелку и положите ее на пол. Сидя на стуле, держите, несильно сжимая, ложку большим и средним пальцами над тарелкой.
Засните в таком положении, думая о требующей решения проблеме. Когда ложка упадет на тарелку и резко разбудит вас этим, проблема будет решена, идея будет найдена.
Вот способ найти идеи или решение сложной проблемы (он использовался Сальвадором Дали, который сам в свою очередь позаимствовал это орудие для размышлений у цистерцианских монахов).
Надо сесть на стул с двумя большими подлокотниками. Взять глубокую тарелку и чайную ложку. Если обычно ваш сон глубок, возьмите суповую ложку. Переверните тарелку и положите ее на пол. Сидя на стуле, держите, несильно сжимая, ложку большим и средним пальцами над тарелкой.
Засните в таком положении, думая о требующей решения проблеме. Когда ложка упадет на тарелку и резко разбудит вас этим, проблема будет решена, идея будет найдена.
Чернота
Космос черен от того, что лучи звезд не находят поверхности, от которой можно отразиться. И свет тонет в бесконечности. В тот день, когда мы заметим слабый отблеск в глубине Вселенной, мы достигнем одного из краев мироздания.
Космос черен от того, что лучи звезд не находят поверхности, от которой можно отразиться. И свет тонет в бесконечности. В тот день, когда мы заметим слабый отблеск в глубине Вселенной, мы достигнем одного из краев мироздания.
Гора Сан Мишель
Остров Мон Сан Мишель – место глубоко символичное. И не только потому, что находится в равновесии между землей, водой и небом. Его посещали христианские паломники, там отправляли свои ритуалы алхимики и тамплиеры, а еще раньше там проходили служения культа друидов. Население всех близлежащих деревень почитало это место. Когда то остров Мон Сан Мишель называли островом Мертвых: Тюмба (от галльского слова «тим», означающего и «возвышенность», и «место смерти»). Говорили, что мертвецы встречаются там друг с другом 2 ноября, в день кельтского праздника Самайн. Считалось, что в этот день время на острове останавливает свой бег.
Для того чтобы покончить со всеми связанными с островом суевериями, герцоги Нормандии в 1023 году повелели компаньонам построить там церковь в романском стиле. Церковь эта удивительна. Стоя на четырех склонах, она устремляется с востока на запад: притвором, нефом с семью пролетами и боковыми нефами, сводчатым трансептом и хорами абсиды, окруженными галереями.
Длина здания восемьдесят метров, она равна высоте скалы. Церковь, таким образом, входит в безукоризненный квадрат, начинающийся фундаментом у подножия скалы и включающим в себя все сооружение. Выбор этой геометрической фигуры не случаен. Квадрат символизирует четыре основных элемента, четыре стороны света и направление четырех обдувающих гору ветров. Кажется, что создатели церкви были вдохновлены совершенным храмом, храмом Соломона в Иерусалиме. Местонахождение паперти повторяет расположение еврейской паперти (Улям). Место для молитв (Хе каль) и Святая Святых также напоминают о храме Соломона. Семь ступеней, ведущих в трансепт, такие же, как в храме, и соответствуют количеству свечей в священном семисвечнике.
Еще один намек на Библию: монастырь Мон Сан Мишель имеет те же пропорции, что Ноев ковчег, каким он описан в Ветхом Завете: триста локтей на пятьдесят (то есть отношение длины к ширине из расчета один к шести). По образцу ковчега монастырь имеет три уровня (в ковчеге Ноя первый этаж занимали животные, на втором находились запасы пищи, третий этаж был отведен семье патриарха).
В монастыре на первом этаже находится место, где принимают странников, паломников и верующих. На втором этаже – трапезная, где едят монахи. На третьем – дортуары. Строители понимали с самого начала, что тут они имеют дело не с островом, а с олицетворением корабля, по своему плывущего к другому измерению.
Остров Мон Сан Мишель – место глубоко символичное. И не только потому, что находится в равновесии между землей, водой и небом. Его посещали христианские паломники, там отправляли свои ритуалы алхимики и тамплиеры, а еще раньше там проходили служения культа друидов. Население всех близлежащих деревень почитало это место. Когда то остров Мон Сан Мишель называли островом Мертвых: Тюмба (от галльского слова «тим», означающего и «возвышенность», и «место смерти»). Говорили, что мертвецы встречаются там друг с другом 2 ноября, в день кельтского праздника Самайн. Считалось, что в этот день время на острове останавливает свой бег.
Для того чтобы покончить со всеми связанными с островом суевериями, герцоги Нормандии в 1023 году повелели компаньонам построить там церковь в романском стиле. Церковь эта удивительна. Стоя на четырех склонах, она устремляется с востока на запад: притвором, нефом с семью пролетами и боковыми нефами, сводчатым трансептом и хорами абсиды, окруженными галереями.
Длина здания восемьдесят метров, она равна высоте скалы. Церковь, таким образом, входит в безукоризненный квадрат, начинающийся фундаментом у подножия скалы и включающим в себя все сооружение. Выбор этой геометрической фигуры не случаен. Квадрат символизирует четыре основных элемента, четыре стороны света и направление четырех обдувающих гору ветров. Кажется, что создатели церкви были вдохновлены совершенным храмом, храмом Соломона в Иерусалиме. Местонахождение паперти повторяет расположение еврейской паперти (Улям). Место для молитв (Хе каль) и Святая Святых также напоминают о храме Соломона. Семь ступеней, ведущих в трансепт, такие же, как в храме, и соответствуют количеству свечей в священном семисвечнике.
Еще один намек на Библию: монастырь Мон Сан Мишель имеет те же пропорции, что Ноев ковчег, каким он описан в Ветхом Завете: триста локтей на пятьдесят (то есть отношение длины к ширине из расчета один к шести). По образцу ковчега монастырь имеет три уровня (в ковчеге Ноя первый этаж занимали животные, на втором находились запасы пищи, третий этаж был отведен семье патриарха).
В монастыре на первом этаже находится место, где принимают странников, паломников и верующих. На втором этаже – трапезная, где едят монахи. На третьем – дортуары. Строители понимали с самого начала, что тут они имеют дело не с островом, а с олицетворением корабля, по своему плывущего к другому измерению.
Кришнамурти
В 1875 году русская женщина Елена Блаватская заявила о том, что получила откровение высших духов о «Сокровенном непознанном». Духи продиктовали Блаватской текст о египетской богине Изиде. У первой религии синкретизма оказалось много поклонников. Блаватская возглавила теософское движение. Она изучала другие религии и выделила в них общую линию. Новая религия покорила Соединенные Штаты, Австралию, а затем и Европу, где множились в то время теософские кружки. Елена сообщила, что в их среде появится мессия. Им был признан сын одного из адептов. Анни Безант воспитывала его как будущего мессию. В возрасте восемнадцати лет он должен был объявить о своем мессианстве миру. Он произнес речь, которую передали во все теософские кружки: великую разоблачительную речь.
Но, к великому всеобщему изумлению, молодой человек по имени Кришнамурти заявил, что он не мессия и что люди не должны, словно бараны, следовать за лжепророками. Теософское движение тем не менее продолжало существовать. А Кришна мурти, хоть оказался и не теософом, проявил свойства истинного философа. Он повсеместно утверждал, что знание надо искать в себе самом. Не надо ждать, пока какая то группа людей или вождь возьмет тебя за руку. Суть его высказываний можно свести к следующему: «Никто не может заменить вас самих на пути к знанию. И обязательно наступает момент, когда надо следовать по этому пути самому, как бы трудно это ни было».
В 1875 году русская женщина Елена Блаватская заявила о том, что получила откровение высших духов о «Сокровенном непознанном». Духи продиктовали Блаватской текст о египетской богине Изиде. У первой религии синкретизма оказалось много поклонников. Блаватская возглавила теософское движение. Она изучала другие религии и выделила в них общую линию. Новая религия покорила Соединенные Штаты, Австралию, а затем и Европу, где множились в то время теософские кружки. Елена сообщила, что в их среде появится мессия. Им был признан сын одного из адептов. Анни Безант воспитывала его как будущего мессию. В возрасте восемнадцати лет он должен был объявить о своем мессианстве миру. Он произнес речь, которую передали во все теософские кружки: великую разоблачительную речь.
Но, к великому всеобщему изумлению, молодой человек по имени Кришнамурти заявил, что он не мессия и что люди не должны, словно бараны, следовать за лжепророками. Теософское движение тем не менее продолжало существовать. А Кришна мурти, хоть оказался и не теософом, проявил свойства истинного философа. Он повсеместно утверждал, что знание надо искать в себе самом. Не надо ждать, пока какая то группа людей или вождь возьмет тебя за руку. Суть его высказываний можно свести к следующему: «Никто не может заменить вас самих на пути к знанию. И обязательно наступает момент, когда надо следовать по этому пути самому, как бы трудно это ни было».
Ваза Клейна
Ваза Клейна – фигура парадоксальная. Это нечто вроде бутылки, чье горлышко соединено с днищем. У нее есть только одна сторона, нет краев, нет лица, нет изнанки. Вход является выходом. Внешнее – внутри. Внутреннее – снаружи. Быть может, наша не имеющая ни начала, ни конца Вселенная обладает формой вазы Клейна.
Ваза Клейна – фигура парадоксальная. Это нечто вроде бутылки, чье горлышко соединено с днищем. У нее есть только одна сторона, нет краев, нет лица, нет изнанки. Вход является выходом. Внешнее – внутри. Внутреннее – снаружи. Быть может, наша не имеющая ни начала, ни конца Вселенная обладает формой вазы Клейна.
Неопровержимость
Если вы видите трех черных ворон, это не значит, что все вороны – черные. По мнению Карла Поппера, достаточно встретить одну белую ворону для того, чтобы доказать, что не все вороны черные. А пока мы не увидели белую ворону, мы не можем узнать, все вороны черные или нет.
Так любое научное положение можно опровергнуть. Неопровержимо только то, что не научно. Если кто то говорит: «Привидения существуют», это неопровержимо, так как нет возможности доказать, что такое утверждение неверно.
И напротив, если кто то говорит: «Свет всегда распространяется по прямой линии», это можно опровергнуть. Достаточно всего лишь положить карманный фонарик в емкость с водой для того, чтобы увидеть, как свет преломляется на поверхности жидкости.
Если вы видите трех черных ворон, это не значит, что все вороны – черные. По мнению Карла Поппера, достаточно встретить одну белую ворону для того, чтобы доказать, что не все вороны черные. А пока мы не увидели белую ворону, мы не можем узнать, все вороны черные или нет.
Так любое научное положение можно опровергнуть. Неопровержимо только то, что не научно. Если кто то говорит: «Привидения существуют», это неопровержимо, так как нет возможности доказать, что такое утверждение неверно.
И напротив, если кто то говорит: «Свет всегда распространяется по прямой линии», это можно опровергнуть. Достаточно всего лишь положить карманный фонарик в емкость с водой для того, чтобы увидеть, как свет преломляется на поверхности жидкости.
Воин
Настоящего воина можно узнать по тому, что он интересуется своими врагами гораздо больше, чем друзьями.
Настоящего воина можно узнать по тому, что он интересуется своими врагами гораздо больше, чем друзьями.
Лист
Иногда думаешь, а почему листы бумаги делаются в основном размером 21 х 29,5 см? На самом деле этот размер является «каноном» (пропорцией многих чисел), открытым Леонардо да Винчи. Он обладает удивительным свойством: если сложить лист бумаги 21 х 29,5 см вдвое, длина превращается в ширину, и пропорция остается прежней. И сколько бы вы ни складывали так листок размером 21 х 29,5, пропорция не нарушится. И только эта пропорция обладает таким свойством.
Иногда думаешь, а почему листы бумаги делаются в основном размером 21 х 29,5 см? На самом деле этот размер является «каноном» (пропорцией многих чисел), открытым Леонардо да Винчи. Он обладает удивительным свойством: если сложить лист бумаги 21 х 29,5 см вдвое, длина превращается в ширину, и пропорция остается прежней. И сколько бы вы ни складывали так листок размером 21 х 29,5, пропорция не нарушится. И только эта пропорция обладает таким свойством.