Заговоры
Самая распространенная система организации людей такова: сложная иерархия «административных работников», мужчин и женщин, облеченных властью, возглавляет или, даже скорее, направляет ограниченную группу «креативных работников», плоды трудов которых, под прикрытием распределения, присваивают себе «коммерческие работники». Администраторы, «креативщики», коммерсанты. Вот три касты, соответствующие в наши дни рабочим, солдатам и самцам и самкам у муравьев.
Борьба между Сталиным и Троцким в начале двадцатого века прекрасно иллюстрирует переход от системы, благоприятствующей «креативщикам», к системе, дающей привилегии администраторам.
Троцкий, математик, создатель Красной Армии, был побежден Сталиным, адептом заговоров. Страница была перевернута. Ты продвигаешься вперед в слоях общества успешнее и быстрее, если умеешь соблазнять, объединять убийц, распространять дезинформацию, чем если способен изобретать новые вещи и концепции.
Самая распространенная система организации людей такова: сложная иерархия «административных работников», мужчин и женщин, облеченных властью, возглавляет или, даже скорее, направляет ограниченную группу «креативных работников», плоды трудов которых, под прикрытием распределения, присваивают себе «коммерческие работники». Администраторы, «креативщики», коммерсанты. Вот три касты, соответствующие в наши дни рабочим, солдатам и самцам и самкам у муравьев.
Борьба между Сталиным и Троцким в начале двадцатого века прекрасно иллюстрирует переход от системы, благоприятствующей «креативщикам», к системе, дающей привилегии администраторам.
Троцкий, математик, создатель Красной Армии, был побежден Сталиным, адептом заговоров. Страница была перевернута. Ты продвигаешься вперед в слоях общества успешнее и быстрее, если умеешь соблазнять, объединять убийц, распространять дезинформацию, чем если способен изобретать новые вещи и концепции.
Голография
Голография символизирует то общее, что есть между человеческим мозгом и муравейником.
Что такое голография? Это наложенные друг на друга графические штрихи, сливающиеся в одно целое и освещенные – под определенным углом, что создает впечатление рельефной картинки. На самом деле изображение существует везде и нигде одновременно. Из соединения графических штрихов рождается нечто новое, явление третьего измерения: иллюзия объема.
Каждый нейрон нашего мозга, как и каждая особь в муравейнике, обладает всей полнотой информации. Но единение необходимо для появления сознания, «рельефной мысли».
Голография символизирует то общее, что есть между человеческим мозгом и муравейником.
Что такое голография? Это наложенные друг на друга графические штрихи, сливающиеся в одно целое и освещенные – под определенным углом, что создает впечатление рельефной картинки. На самом деле изображение существует везде и нигде одновременно. Из соединения графических штрихов рождается нечто новое, явление третьего измерения: иллюзия объема.
Каждый нейрон нашего мозга, как и каждая особь в муравейнике, обладает всей полнотой информации. Но единение необходимо для появления сознания, «рельефной мысли».
Рецепт творчества от Брайена Ино
1. Забыть о стандартах.
2. Извлекать пользу из случайностей и ошибок.
3. Мыслить диаграммой.
4. Не пугаться сложности и технологий. Технологии придуманы для того, чтобы их использовали, вот и все. Не стремитесь к техническим подвигам. Важны только эмоции.
5. Оставаться в рамках искусства для людей. Если ты не нравишься и не понятен широкой публике, это твоя ошибка. Ответная реакция широкой публики – самый лучший стимул. Глас вопиющего в пустыне бесполезен.
6. Верить в то, что искусство влияет на реальную жизнь. Искусство – это способ понять, как устроен мир и как устроены мы сами.
7. Убеждать не агрессивно, а обольстительно. Одна из функций искусства – показывать желанный мир. Видя благополучие и красоту, понимаешь несовершенства реальной жизни. И, естественно, думаешь о том, как устранить препятствия, отделяющие нас от мечты.
8. Сколотить костяк из людей, понимающих ваши устремления и действующих точно так же. Во время бесед с ними вам в голову придут идеи, которые не посетили бы вас, останься вы в одиночестве.
9. Сохраняйте в себе свою культуру. И создавайте гибриды с чужими культурами.
1. Забыть о стандартах.
2. Извлекать пользу из случайностей и ошибок.
3. Мыслить диаграммой.
4. Не пугаться сложности и технологий. Технологии придуманы для того, чтобы их использовали, вот и все. Не стремитесь к техническим подвигам. Важны только эмоции.
5. Оставаться в рамках искусства для людей. Если ты не нравишься и не понятен широкой публике, это твоя ошибка. Ответная реакция широкой публики – самый лучший стимул. Глас вопиющего в пустыне бесполезен.
6. Верить в то, что искусство влияет на реальную жизнь. Искусство – это способ понять, как устроен мир и как устроены мы сами.
7. Убеждать не агрессивно, а обольстительно. Одна из функций искусства – показывать желанный мир. Видя благополучие и красоту, понимаешь несовершенства реальной жизни. И, естественно, думаешь о том, как устранить препятствия, отделяющие нас от мечты.
8. Сколотить костяк из людей, понимающих ваши устремления и действующих точно так же. Во время бесед с ними вам в голову придут идеи, которые не посетили бы вас, останься вы в одиночестве.
9. Сохраняйте в себе свою культуру. И создавайте гибриды с чужими культурами.
Как
Встречая препятствие, человеческое существо часто в первую очередь задает себе вопрос: «Почему возникла эта проблема и кто в этом виноват?»
Мы ищем виновных и обдумываем наказание, которое они должны понести.
Всегда будет огромная разница между теми, кто спрашивает: «почему ничего не получается?» – и теми, кто спрашивает: «как сделать так, чтобы все получилось?». Пока человечество принадлежит к тем, кто спрашивает «почему?». Но будущее, несомненно, принадлежит тем, кто спрашивает «как?».
Встречая препятствие, человеческое существо часто в первую очередь задает себе вопрос: «Почему возникла эта проблема и кто в этом виноват?»
Мы ищем виновных и обдумываем наказание, которое они должны понести.
Всегда будет огромная разница между теми, кто спрашивает: «почему ничего не получается?» – и теми, кто спрашивает: «как сделать так, чтобы все получилось?». Пока человечество принадлежит к тем, кто спрашивает «почему?». Но будущее, несомненно, принадлежит тем, кто спрашивает «как?».
Красная гвардия Шенгду
До 1967 года Шенгду, столица китайской провинции Сычуань, жил спокойной жизнью. Взгромоздившись на гималайскую гряду высотой 2500 метров, этот древний укрепленный город насчитывал три миллиона жителей, в большинстве своем не информированных о том, что происходит в Пекине или Шанхае. Метрополии в то время стали перенаселенными, и Мао Цзэдун решил проредить их население. Семьи разделили, родителей послали на полевые работы, а детей – в воспитательные коммунистические учебные центры Красной гвардии. Центры эти были настоящими трудовыми лагерями. Детей плохо кормили. В качестве эксперимента им давали целлюлозную пищу, произведенную из опилок, и они мерли как мухи.
А Пекин тем временем сотрясали дворцовые склоки, Линь Пяо, официальный дофин Мао, ответственный за Красную гвардию, впал в немилость. Партийные работники начали провоцировать детей из Красной гвардии на бунт против их стражников. Чисто китайская тонкость: во имя маоизма дети отныне должны были бежать из маоистских лагерей и осыпать тумаками своих инструкторов.
Очутившись на свободе, дети Красной гвардии рассыпались по стране якобы для того, чтобы противопоставить истинное маоистское слово коррумпированному государству. На самом деле большинство из них просто хотело убежать из Китая. Они брали штурмом вокзалы и ехали на восток, поскольку, согласно устойчивым слухам, там были лазейки, по которым можно было тайно пересечь границу и попасть на индийскую территорию. А все поезда, шедшие на восток, имели конечной станцией город Шенгду. И сюда приехали тысячи подростков в возрасте тринадцати четырнадцати лет.
Сначала все протекало довольно мирно. Дети рассказывали о том, как они страдали в лагерях Красной гвардии, и жители Шенгду преисполнились к ним сочувствия. Их угощали сладостями, их кормили, им дали палатки, в которых можно было спать, одеяла для того, чтобы они согрелись. Но поток детей продолжал прибывать на вокзал Шенгду. Тысяча подростков превратилась вскоре в двести тысяч юных беглецов.
Добровольных пожертвований граждан уже не хватало. Стало распространяться воровство. Торговцев, пресекавших грабеж, колотили. Они пожаловались мэру города, который не успел принять никаких мер, так как дети явились сами, требуя, чтобы он был подвергнут публичному осуждению. В конце концов, мэр был избит и бежал, а дети организовали выборы нового мэра и представили «своего» кандидата, толстощекого парнишку лет тринадцати, выглядевшего старше своего возраста и, несомненно, обладавшего определенной харизмой, поскольку остальная Красная гвардия его уважала. Город покрылся плакатами, призывавшими избирателей голосовать за кандидата детей. Ораторским искусством он не владел, поэтому с его программой ознакомили всех дацзыбао. Он без труда победил и создал правительство детей, председателем которого стал муниципальный советник пятнадцати лет от роду. Воровство перестало считаться преступлением. Все торговцы были обложены изобретенным новым мэром налогом. Каждый горожанин должен был предоставлять жилье Красной гвардии.
Так как город был расположен очень изолированно, никто не знал о происшедших событиях. Именитые граждане города, будучи этим весьма обеспокоены, отправили делегацию с целью предупредить префекта области. Последний отнесся к делу чрезвычайно серьезно и попросил Пекин прислать армию для подавления повстанцев. Против двухсот тысяч детей столица выслала сотни танков и тысячи вооруженных до зубов солдат. Приказ звучал так: «Убивать всех, кому меньше пятнадцати лет». Подростки попытались защищаться, воспользовавшись тем, что укрепленный город имел пять крепостных степ, но жители Шенгду их не поддержали. Они были заняты спасением собственных детей, которых прятали в горах. Два дня длилась война взрослых против детей. В конце концов, Красная Армия для подавления последних очагов сопротивления была вынуждена прибегнуть к бомбардировкам с воздуха. Все дети были убиты.
Дело не предавали огласке, поскольку в скором времени американский президент Ричард Никсон должен был встретиться с Мао Цзэдуном, и момент для критики Китая был неподходящий.
До 1967 года Шенгду, столица китайской провинции Сычуань, жил спокойной жизнью. Взгромоздившись на гималайскую гряду высотой 2500 метров, этот древний укрепленный город насчитывал три миллиона жителей, в большинстве своем не информированных о том, что происходит в Пекине или Шанхае. Метрополии в то время стали перенаселенными, и Мао Цзэдун решил проредить их население. Семьи разделили, родителей послали на полевые работы, а детей – в воспитательные коммунистические учебные центры Красной гвардии. Центры эти были настоящими трудовыми лагерями. Детей плохо кормили. В качестве эксперимента им давали целлюлозную пищу, произведенную из опилок, и они мерли как мухи.
А Пекин тем временем сотрясали дворцовые склоки, Линь Пяо, официальный дофин Мао, ответственный за Красную гвардию, впал в немилость. Партийные работники начали провоцировать детей из Красной гвардии на бунт против их стражников. Чисто китайская тонкость: во имя маоизма дети отныне должны были бежать из маоистских лагерей и осыпать тумаками своих инструкторов.
Очутившись на свободе, дети Красной гвардии рассыпались по стране якобы для того, чтобы противопоставить истинное маоистское слово коррумпированному государству. На самом деле большинство из них просто хотело убежать из Китая. Они брали штурмом вокзалы и ехали на восток, поскольку, согласно устойчивым слухам, там были лазейки, по которым можно было тайно пересечь границу и попасть на индийскую территорию. А все поезда, шедшие на восток, имели конечной станцией город Шенгду. И сюда приехали тысячи подростков в возрасте тринадцати четырнадцати лет.
Сначала все протекало довольно мирно. Дети рассказывали о том, как они страдали в лагерях Красной гвардии, и жители Шенгду преисполнились к ним сочувствия. Их угощали сладостями, их кормили, им дали палатки, в которых можно было спать, одеяла для того, чтобы они согрелись. Но поток детей продолжал прибывать на вокзал Шенгду. Тысяча подростков превратилась вскоре в двести тысяч юных беглецов.
Добровольных пожертвований граждан уже не хватало. Стало распространяться воровство. Торговцев, пресекавших грабеж, колотили. Они пожаловались мэру города, который не успел принять никаких мер, так как дети явились сами, требуя, чтобы он был подвергнут публичному осуждению. В конце концов, мэр был избит и бежал, а дети организовали выборы нового мэра и представили «своего» кандидата, толстощекого парнишку лет тринадцати, выглядевшего старше своего возраста и, несомненно, обладавшего определенной харизмой, поскольку остальная Красная гвардия его уважала. Город покрылся плакатами, призывавшими избирателей голосовать за кандидата детей. Ораторским искусством он не владел, поэтому с его программой ознакомили всех дацзыбао. Он без труда победил и создал правительство детей, председателем которого стал муниципальный советник пятнадцати лет от роду. Воровство перестало считаться преступлением. Все торговцы были обложены изобретенным новым мэром налогом. Каждый горожанин должен был предоставлять жилье Красной гвардии.
Так как город был расположен очень изолированно, никто не знал о происшедших событиях. Именитые граждане города, будучи этим весьма обеспокоены, отправили делегацию с целью предупредить префекта области. Последний отнесся к делу чрезвычайно серьезно и попросил Пекин прислать армию для подавления повстанцев. Против двухсот тысяч детей столица выслала сотни танков и тысячи вооруженных до зубов солдат. Приказ звучал так: «Убивать всех, кому меньше пятнадцати лет». Подростки попытались защищаться, воспользовавшись тем, что укрепленный город имел пять крепостных степ, но жители Шенгду их не поддержали. Они были заняты спасением собственных детей, которых прятали в горах. Два дня длилась война взрослых против детей. В конце концов, Красная Армия для подавления последних очагов сопротивления была вынуждена прибегнуть к бомбардировкам с воздуха. Все дети были убиты.
Дело не предавали огласке, поскольку в скором времени американский президент Ричард Никсон должен был встретиться с Мао Цзэдуном, и момент для критики Китая был неподходящий.
Парадокс Эпименида
В утверждении: «Это утверждение неверно» и заключается парадокс Эпименида. Какое утверждение неверно? Это. Если я говорю, что оно неверно, значит, я говорю правду. Следовательно, оно не неверно. Следовательно, оно верно. Утверждение возвращается к своему обратному отражению. И так до бесконечности.
В утверждении: «Это утверждение неверно» и заключается парадокс Эпименида. Какое утверждение неверно? Это. Если я говорю, что оно неверно, значит, я говорю правду. Следовательно, оно не неверно. Следовательно, оно верно. Утверждение возвращается к своему обратному отражению. И так до бесконечности.
Хищник
Что бы стало с человеческой цивилизацией, если бы она не сумела избавиться от своих основных хищников – волков, львов, медведей и гиеновидных собак? Цивилизация, находящаяся в постоянной опасности, естественно, не может существовать спокойно.
Римляне, для остроты ощущений, во время возлияний приказывали принести труп, который стоял в зале в вертикальном положении до конца пиршества. Так сотрапезники напоминали себе о том, что ничто не вечно и смерть может прийти в любой момент. Но в наши дни человек уничтожил, устранил и выставил в музеи все виды животных, способных его съесть. Только микробы остались для нас в роли хищника.
Муравьиная цивилизация, напротив, развивалась, не сумев победить своих основных врагов. Муравей живет в постоянном страхе. Он знает, что проделал лишь половину пути, поскольку даже очень глупое животное одним движением лапы может разрушить плод тысячелетних усилий.
Что бы стало с человеческой цивилизацией, если бы она не сумела избавиться от своих основных хищников – волков, львов, медведей и гиеновидных собак? Цивилизация, находящаяся в постоянной опасности, естественно, не может существовать спокойно.
Римляне, для остроты ощущений, во время возлияний приказывали принести труп, который стоял в зале в вертикальном положении до конца пиршества. Так сотрапезники напоминали себе о том, что ничто не вечно и смерть может прийти в любой момент. Но в наши дни человек уничтожил, устранил и выставил в музеи все виды животных, способных его съесть. Только микробы остались для нас в роли хищника.
Муравьиная цивилизация, напротив, развивалась, не сумев победить своих основных врагов. Муравей живет в постоянном страхе. Он знает, что проделал лишь половину пути, поскольку даже очень глупое животное одним движением лапы может разрушить плод тысячелетних усилий.
Аргентинские муравьи
Аргентинские муравьи (Iridomyrmex humilis) высадились во Франции в 1920 году. По всей вероятности, они были перевезены в кадках с олеандрами, предназначенными для украшения дорог Лазурного Берега. Впервые они были замечены в 1866 году в Буэнос Айресе, благодаря чему и получили свое имя. В1891 году их обнаружили в Соединенных Штатах, в Новом Орлеане. Зарывшись в гриву экспортируемых аргентинских лошадей, они затем приезжают в 1908 году в Южную Африку, в 1910 году – в Чили, в 1917 году – в Австралию.
Муравьи этого вида отличаются не только крошечным размером (они просто пигмеи по сравнению с другими муравьями), но также умом и агрессивностью, которые являются основными свойствами этого вида. Чтобы снизить вероятность гибели во время роения, муравьиные королевы совокупляются не под открытым небом, а в подземных залах. Поэтому, вместо того чтобы терять 98% королев (в основном проглатываемых птицами во время брачного полета), аргентинцы сводят потери к нулю. Точно так же и в городах у аргентинцев, для того чтобы не зависеть от судьбы одной единственной королевы, имеется около двадцати маток, легко взаимозаменяемых. Есть у них и еще одна особенность – солидарность на планетарном уровне. Если взять аргентинского муравья в Австралии и перевезти в муравейник в Чили, он будет немедленно признан и принят своими собратьями. А если переместить муравья Lasius niger из одного муравейника в другой, находящийся на расстоянии максимум в пятьсот метров, его тут же убьют.
Едва появившись на юге Франции, аргентинские муравьи пошли войной на коренных муравьев всех видов… и победили их! В 1960 году они перевалили через Пиренеи и дошли до Барселоны. В 1967 году они взяли Альпы и докатились до Рима. Затем, в семидесятых годах, Iridomyrmex humilis начали подниматься на север. Видимо, Луару они пересекли жарким летом в конце девяностых. И там эти агрессоры, в военной стратегии равные Цезарю или Наполеону, столкнулись с двумя видами муравьев чуть покрепче: с рыжими муравьями (на юге и на востоке парижского региона) и с муравьями фараонами (на севере и западе Парижа).
Аргентинские муравьи (Iridomyrmex humilis) высадились во Франции в 1920 году. По всей вероятности, они были перевезены в кадках с олеандрами, предназначенными для украшения дорог Лазурного Берега. Впервые они были замечены в 1866 году в Буэнос Айресе, благодаря чему и получили свое имя. В1891 году их обнаружили в Соединенных Штатах, в Новом Орлеане. Зарывшись в гриву экспортируемых аргентинских лошадей, они затем приезжают в 1908 году в Южную Африку, в 1910 году – в Чили, в 1917 году – в Австралию.
Муравьи этого вида отличаются не только крошечным размером (они просто пигмеи по сравнению с другими муравьями), но также умом и агрессивностью, которые являются основными свойствами этого вида. Чтобы снизить вероятность гибели во время роения, муравьиные королевы совокупляются не под открытым небом, а в подземных залах. Поэтому, вместо того чтобы терять 98% королев (в основном проглатываемых птицами во время брачного полета), аргентинцы сводят потери к нулю. Точно так же и в городах у аргентинцев, для того чтобы не зависеть от судьбы одной единственной королевы, имеется около двадцати маток, легко взаимозаменяемых. Есть у них и еще одна особенность – солидарность на планетарном уровне. Если взять аргентинского муравья в Австралии и перевезти в муравейник в Чили, он будет немедленно признан и принят своими собратьями. А если переместить муравья Lasius niger из одного муравейника в другой, находящийся на расстоянии максимум в пятьсот метров, его тут же убьют.
Едва появившись на юге Франции, аргентинские муравьи пошли войной на коренных муравьев всех видов… и победили их! В 1960 году они перевалили через Пиренеи и дошли до Барселоны. В 1967 году они взяли Альпы и докатились до Рима. Затем, в семидесятых годах, Iridomyrmex humilis начали подниматься на север. Видимо, Луару они пересекли жарким летом в конце девяностых. И там эти агрессоры, в военной стратегии равные Цезарю или Наполеону, столкнулись с двумя видами муравьев чуть покрепче: с рыжими муравьями (на юге и на востоке парижского региона) и с муравьями фараонами (на севере и западе Парижа).
История прожитая и история рассказанная
История, которую мы изучаем в школе, – это история королей, войн и городов. Но это не вся история человечества, вовсе нет. До 1900 года две трети населения Земли жили вне городов, в сельской местности, в лесах, горах, на морских побережьях. Войны касались ничтожной части человечества.
Но История с большой буквы требует описания, а летописцы принадлежали ко двору и подчинялись приказам хозяина. Они рассказывали только о том, о чем он повелевал им рассказывать. И летописцы описывали жизнь монарха: войны, королевские свадьбы и проблемы наследования трона.
История провинции почти неизвестна, так как летописцев у крестьян не было, и, не умея писать, они облекали свою жизнь в форму устной саги, песен, легенд, сказок или даже шуток, которые рассказывали у огонька.
Официальная история предлагает нам дарвинистскую версию эволюции человека: победа сильнейших, исчезновение наиболее слабых. Из нее следует, что аборигены Австралии, народы амазонских лесов, индейцы Америки, папуасы являются исторической ошибкой, поскольку они оказались слабее в военном отношении. А ведь может быть, напротив, народы эти, называемые примитивными, могли бы своей мифологией, своей социальной организацией, медициной научить нас чему то, чего нам не хватает для нашего будущего благополучия.
История, которую мы изучаем в школе, – это история королей, войн и городов. Но это не вся история человечества, вовсе нет. До 1900 года две трети населения Земли жили вне городов, в сельской местности, в лесах, горах, на морских побережьях. Войны касались ничтожной части человечества.
Но История с большой буквы требует описания, а летописцы принадлежали ко двору и подчинялись приказам хозяина. Они рассказывали только о том, о чем он повелевал им рассказывать. И летописцы описывали жизнь монарха: войны, королевские свадьбы и проблемы наследования трона.
История провинции почти неизвестна, так как летописцев у крестьян не было, и, не умея писать, они облекали свою жизнь в форму устной саги, песен, легенд, сказок или даже шуток, которые рассказывали у огонька.
Официальная история предлагает нам дарвинистскую версию эволюции человека: победа сильнейших, исчезновение наиболее слабых. Из нее следует, что аборигены Австралии, народы амазонских лесов, индейцы Америки, папуасы являются исторической ошибкой, поскольку они оказались слабее в военном отношении. А ведь может быть, напротив, народы эти, называемые примитивными, могли бы своей мифологией, своей социальной организацией, медициной научить нас чему то, чего нам не хватает для нашего будущего благополучия.
Шаманизм
Почти все человеческие культуры знают шаманизм. Шаманы – это не вожди, не священники, не колдуны, не мудрецы. Их роль заключается в примирении человека с природой.
У карибских индейцев Суринама начальная фаза обучения шаманов длится двадцать четыре дня, поделенных на четыре периода: три дня обучения, три дня отдыха. Молодые ученики, обычно шесть юношей, едва достигших половой зрелости, возраста, когда личность еще не сформирована, приобщаются к традициям, пению и танцам. Они наблюдают и имитируют движения и звуки, производимые животными, для того чтобы лучше их понимать. Во время всего периода обучения ученики практически ничего не едят, только жуют листья табака и пьют табачный сок. Пост и употребление табака вызывают у них лихорадку и другие физиологические расстройства. Кроме того, посвящение сопровождается физическими испытаниями, разрушающими личность человека, ставящими его на границу жизни и смерти. По прошествии нескольких дней этого опасного, изнурительного и отравляющего организм обучения ученикам удается «узреть» некие силы и обрести возможность впадать в состояние экстатического транса.
Посвящение в шаманы – это реминисценция адаптации человека к природе. В момент опасности ты либо адаптируешься, либо гибнешь. В момент опасности ты смотришь вокруг, не вынося суждений и не философствуя. Ты учишься ничего не знать. Затем для ученика шамана наступает период одинокой жизни в лесу, который длится около трех лет и в течение которого он сам находит себе пищу. Если он выживает, то снова появляется в деревне, грязный, обессиленный, в полубезумном состоянии. Старый шаман вновь начинает заниматься своим учеником, продолжая обряд посвящения. Учитель пытается пробудить в нем способность трансформировать галлюцинации в контролируемые «экстатические» опыты.
Парадокс, но обучение, заключающееся в разрушении человеческой личности и возвращении ее в дикое, животное состояние, превращает шамана в сверхджентльмена. Шаман к концу периода посвящения становится сильнее как во владении собой, своими интеллектуальными и интуитивными способностями, так и в моральном плане. Словарный запас и культура якутских шаманов Сибири в три раза богаче, чем у их соплеменников.
По мнению профессора Жерара Амзаллага, автора книги «Биологическая философия», шаманы – хранители и, без сомнения, авторы устного творчества, мифические, поэтические и героические составляющие которого являются основой культуры деревни.
Замечено, что в наши дни во время подготовки к экстатическим трансам все чаще используют наркотики и галлюциногенные грибы. Это явление ослабляет уровень качества обучения молодых шаманов и неуклонно снижает их возможности.
Почти все человеческие культуры знают шаманизм. Шаманы – это не вожди, не священники, не колдуны, не мудрецы. Их роль заключается в примирении человека с природой.
У карибских индейцев Суринама начальная фаза обучения шаманов длится двадцать четыре дня, поделенных на четыре периода: три дня обучения, три дня отдыха. Молодые ученики, обычно шесть юношей, едва достигших половой зрелости, возраста, когда личность еще не сформирована, приобщаются к традициям, пению и танцам. Они наблюдают и имитируют движения и звуки, производимые животными, для того чтобы лучше их понимать. Во время всего периода обучения ученики практически ничего не едят, только жуют листья табака и пьют табачный сок. Пост и употребление табака вызывают у них лихорадку и другие физиологические расстройства. Кроме того, посвящение сопровождается физическими испытаниями, разрушающими личность человека, ставящими его на границу жизни и смерти. По прошествии нескольких дней этого опасного, изнурительного и отравляющего организм обучения ученикам удается «узреть» некие силы и обрести возможность впадать в состояние экстатического транса.
Посвящение в шаманы – это реминисценция адаптации человека к природе. В момент опасности ты либо адаптируешься, либо гибнешь. В момент опасности ты смотришь вокруг, не вынося суждений и не философствуя. Ты учишься ничего не знать. Затем для ученика шамана наступает период одинокой жизни в лесу, который длится около трех лет и в течение которого он сам находит себе пищу. Если он выживает, то снова появляется в деревне, грязный, обессиленный, в полубезумном состоянии. Старый шаман вновь начинает заниматься своим учеником, продолжая обряд посвящения. Учитель пытается пробудить в нем способность трансформировать галлюцинации в контролируемые «экстатические» опыты.
Парадокс, но обучение, заключающееся в разрушении человеческой личности и возвращении ее в дикое, животное состояние, превращает шамана в сверхджентльмена. Шаман к концу периода посвящения становится сильнее как во владении собой, своими интеллектуальными и интуитивными способностями, так и в моральном плане. Словарный запас и культура якутских шаманов Сибири в три раза богаче, чем у их соплеменников.
По мнению профессора Жерара Амзаллага, автора книги «Биологическая философия», шаманы – хранители и, без сомнения, авторы устного творчества, мифические, поэтические и героические составляющие которого являются основой культуры деревни.
Замечено, что в наши дни во время подготовки к экстатическим трансам все чаще используют наркотики и галлюциногенные грибы. Это явление ослабляет уровень качества обучения молодых шаманов и неуклонно снижает их возможности.
Рецепт плавучего острова
Сначала надо сделать «океан», в котором остров и будет плавать. Океан будет желтым и сладким: это будет английский крем. Для этого надо вскипятить один литр молока. Разбить шесть яиц, отделив желтки от белков. Отставить в сторону белки. Взбить желтки с шестьюдесятью граммами сахара и добавить горячее молоко. Дать крему загустеть на медленном огне, непрерывно помешивая его. До кипения не доводить.
Затем воздвигнуть белый айсберг, собственно сам «остров». Для этого нужно взбить белки до пышности, добавив восемьдесят грамм порошка траганта. Закарамелизировать форму шестьюдесятью граммами сахара. Поместить в нее пышные белки и двадцать минут нагревать на водяной бане. Дать плавучему острову остыть. Вылить английский крем в глубокую тарелку, вынуть остров из формы и положить в «океан». Подавать очень холодным.
Сначала надо сделать «океан», в котором остров и будет плавать. Океан будет желтым и сладким: это будет английский крем. Для этого надо вскипятить один литр молока. Разбить шесть яиц, отделив желтки от белков. Отставить в сторону белки. Взбить желтки с шестьюдесятью граммами сахара и добавить горячее молоко. Дать крему загустеть на медленном огне, непрерывно помешивая его. До кипения не доводить.
Затем воздвигнуть белый айсберг, собственно сам «остров». Для этого нужно взбить белки до пышности, добавив восемьдесят грамм порошка траганта. Закарамелизировать форму шестьюдесятью граммами сахара. Поместить в нее пышные белки и двадцать минут нагревать на водяной бане. Дать плавучему острову остыть. Вылить английский крем в глубокую тарелку, вынуть остров из формы и положить в «океан». Подавать очень холодным.
Вопрос языка
Язык, которым мы пользуемся, влияет на наш образ мыслей. Французский язык, например, обладающий большим количеством синонимов и слов с двойным значением, позволяет достичь нюансов, очень нужных в дипломатии. Японский, в котором интонация произнесения слова определяет его смысл, требует постоянного внимания к эмоциям тех, кто разговаривает. Кроме того, в этом языке есть многочисленные уровни формул вежливости, вынуждающие собеседников сразу определять их место в социальной иерархии.
Язык содержит не только культурные и образовательные формы, но также и основные общественные элементы: управление эмоциями, коды вежливости. Количество синонимов словам «любить», «ты», «счастье», «война», «враг», «долг», «природа» определяет ценности нации.
Надо помнить о том, что нельзя произвести революцию, не изменив язык и прежний словарь. Так как именно это подготавливает или не подготавливает умы к изменениям в менталитете.
Язык, которым мы пользуемся, влияет на наш образ мыслей. Французский язык, например, обладающий большим количеством синонимов и слов с двойным значением, позволяет достичь нюансов, очень нужных в дипломатии. Японский, в котором интонация произнесения слова определяет его смысл, требует постоянного внимания к эмоциям тех, кто разговаривает. Кроме того, в этом языке есть многочисленные уровни формул вежливости, вынуждающие собеседников сразу определять их место в социальной иерархии.
Язык содержит не только культурные и образовательные формы, но также и основные общественные элементы: управление эмоциями, коды вежливости. Количество синонимов словам «любить», «ты», «счастье», «война», «враг», «долг», «природа» определяет ценности нации.
Надо помнить о том, что нельзя произвести революцию, не изменив язык и прежний словарь. Так как именно это подготавливает или не подготавливает умы к изменениям в менталитете.