РИМСКИЙ ФЛОТ ПОТОПИЛ АРХИМЕД?
Архимед, древнегреческий мыслитель и механик, живший более 2000 лет назад, действительно мог потопить римский флот, атаковавший его родной город - Сиракузы. Именно к такому выводу пришли ученые, проанализировав сообщения древних историков - Плутарха и Анфемия Траллийского, создателя теории параболических зеркал. В этих сообщениях рассказывается о том, как Архимед с помощью воинов, несших зеркала, сфокусировал отраженные солнечные лучи на римских галерах и сжег флот Рима. До недавнего времени эти сведения считались всего
лишь красивой легендой, показывающей превосходство одного гениального человека над целой армией врагов, не более. Однако, изучив исторические труды, греческий инженер Иоаннис Саккас решил доказать, что его соотечественник не только открыватель многих физических законов, но и защитник Греции.
Доктор Саккас сфокусировал 50 плоских бронзовых зеркал на небольшой лодке, стоящей в заливе. Через несколько секунд суденышко задымилось, а к концу второй минуты запылало ярким пламенем. Несомненно, если бы применялась система из двух зеркал - плоского и параболического (вместо одного плоского), что наверняка пришло в голову гениальному Архимеду, то эффект был бы гораздо более впечатляющий. Однако даже этот опыт окончательно и бесповоротно доказывает правдивость записей античных историков и убеждает нас в простой истине: ум сильнее кулака.
Архимед, древнегреческий мыслитель и механик, живший более 2000 лет назад, действительно мог потопить римский флот, атаковавший его родной город - Сиракузы. Именно к такому выводу пришли ученые, проанализировав сообщения древних историков - Плутарха и Анфемия Траллийского, создателя теории параболических зеркал. В этих сообщениях рассказывается о том, как Архимед с помощью воинов, несших зеркала, сфокусировал отраженные солнечные лучи на римских галерах и сжег флот Рима. До недавнего времени эти сведения считались всего
лишь красивой легендой, показывающей превосходство одного гениального человека над целой армией врагов, не более. Однако, изучив исторические труды, греческий инженер Иоаннис Саккас решил доказать, что его соотечественник не только открыватель многих физических законов, но и защитник Греции.
Доктор Саккас сфокусировал 50 плоских бронзовых зеркал на небольшой лодке, стоящей в заливе. Через несколько секунд суденышко задымилось, а к концу второй минуты запылало ярким пламенем. Несомненно, если бы применялась система из двух зеркал - плоского и параболического (вместо одного плоского), что наверняка пришло в голову гениальному Архимеду, то эффект был бы гораздо более впечатляющий. Однако даже этот опыт окончательно и бесповоротно доказывает правдивость записей античных историков и убеждает нас в простой истине: ум сильнее кулака.
СМЕРТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ, РАЗРУШАЮШЕЕ ГОРОДА...
Задолго до того как европейцы изобрели огнестрельное оружие, существовали вполне удачные прототипы мощных машин, наносящих урон войскам противника на больших расстояниях.
Одними из первых таких устройств были древнегреческие и древнеримские баллисты - огромные луки, укрепленные на передвижных платформах, стрелявшие гигантскими стрелами или камнями. Так, 2,5-килограммовый снаряд летел дальше чем на 500 метров - великолепный результат по тем временам. До нас дошли записи о разрушительной силе этого оружия. Так, в 537 году, во время осады Рима варварами, один из предводителей готов был буквально пригвожден к стволу дерева стрелой, выпущенной осажденными из баллисты. А когда викинги осаждали Париж, то судьбу вождя варваров разделили сразу трое воинов, попавших на один чудовищный вертел.
Однако ничто не стоит на месте, и на смену некогда грозной баллисте пришла катапульта - устройство, состоящее из длинного рычага с чашей на конце, прикрепленного к стойкам скрученными бычьими жилами. Перед выстрелом они натягивались, наматываясь на барабан, а потом резко отпускались, высвобождая рычаг с зарядом на конце. Затем рычаг ударялся в перекладину и останавливался, а камень или какой-нибудь другой заряд летел дальше... И баллиста, и катапульта успешно использовались до конца XII века, однако к тому времени секрет изготовления веревок из жил был забыт, и вместо них использовались обычные канаты, что, конечно, значительно ослабляло мощь осадных орудий. Вероятно, именно это и послужило причиной изобретения совершенно нового оружия, основанного не на действии силы упругости, как в прежних машинах, а на знаменитом "золотом" правиле механики, гласящем, что выигрыша силе непременно влечет за собой проигрыш в расстоянии. Это новое оружие получило название фрондиболы. Фрондибола представляла собой неравноплечный рычаг, закрепленный на оси между двумя стойками. Одно, длинное, плечо несло на своем конце заряд, а другое, более короткое, противовес, достигавший иногда весадесятка(!) тонн. При выстреле рычаг освобождался и машина приходила в движение. Некоторые фровдиболы были поистине колоссальных размеров - 50-метровое плечо одной из них, по свидетельствам очевидцев, кидало 150-килограммовый камень более чем на 600 метров!
Однако не камни были основными "снарядами" этих чудовищных машин. Греческий огонь - вот то "абсолютное оружие", гроза осажденных городов. Греческий огонь - невероятно горючая смесь серы, асфальта, канифоли и нефти заливалась в сосуды, снабженные своеобразным аналогом современных бикфордовых шнуров - бечевой, пропитанной скипидаром и натертой селитрой. Бечева поджигалась, фрондибола выплевывала свой ужасающий заряд, и... Самое ужасное для защитников городов было то, что греческий огонь невозможно было залить водой, смесь была настолько горючей, что огонь можно было потушить только песком или землей...
Долгое время лишь Византия владела секретом производства этого оружия. Тогда оно играло роль современного "ядерного чемоданчика". И только в IX веке арабы разгадали секрет "огня" и успешно использовали его против византийцев.
Однако фроидиболы несли не только банальные заряды - Камни или кувшины с греческим огнем. Зачастую они использовались как носители самого что ни на есть настоящего бактериологического оружия! До нас дошли записи о том, что во время некоторых осад нападающие закидывали в город трупы больных чумой, оспой и другими опаснейшими заболеваниями, а также просто дурно пахнущие вещества. Так, во время осады Карольштайна в 1422 году в город были заброшены один задругам 200 (!) возов навоза. А иногда противники развлекались тем, что сажали в чаши катапульт и фрондибол пленников и "пересылали" их к своим недругам... Одна из последних записей об успешном использовании фроидиболы относится к 1480 году, когда турецкие войска высадились на острове Родос и осадили христианскую крепость. Турки использовали новейшую мощную артиллерию, но, после того как защитники сумели построить фровдиболу, способную стрелять из-за стен по крутой дуге, турецкая артиллерия была вынуждена замолчать... Скорее всего, это единственный или, по крайней мере, один из немногих примеров того, как менее совершенное оружие успешно применялось против гораздо более прогрессивной военной техники.
Но, несмотря на это, время фрондибол, баллист и катапульт прошло, и порох, изобретенный за 400 лет до Рождества Христова, начинал прочно завоевывать принадлежащие ему по праву позиции. Наступала новая эпоха военной техники - эпоха огнестрельного оружия.
Задолго до того как европейцы изобрели огнестрельное оружие, существовали вполне удачные прототипы мощных машин, наносящих урон войскам противника на больших расстояниях.
Одними из первых таких устройств были древнегреческие и древнеримские баллисты - огромные луки, укрепленные на передвижных платформах, стрелявшие гигантскими стрелами или камнями. Так, 2,5-килограммовый снаряд летел дальше чем на 500 метров - великолепный результат по тем временам. До нас дошли записи о разрушительной силе этого оружия. Так, в 537 году, во время осады Рима варварами, один из предводителей готов был буквально пригвожден к стволу дерева стрелой, выпущенной осажденными из баллисты. А когда викинги осаждали Париж, то судьбу вождя варваров разделили сразу трое воинов, попавших на один чудовищный вертел.
Однако ничто не стоит на месте, и на смену некогда грозной баллисте пришла катапульта - устройство, состоящее из длинного рычага с чашей на конце, прикрепленного к стойкам скрученными бычьими жилами. Перед выстрелом они натягивались, наматываясь на барабан, а потом резко отпускались, высвобождая рычаг с зарядом на конце. Затем рычаг ударялся в перекладину и останавливался, а камень или какой-нибудь другой заряд летел дальше... И баллиста, и катапульта успешно использовались до конца XII века, однако к тому времени секрет изготовления веревок из жил был забыт, и вместо них использовались обычные канаты, что, конечно, значительно ослабляло мощь осадных орудий. Вероятно, именно это и послужило причиной изобретения совершенно нового оружия, основанного не на действии силы упругости, как в прежних машинах, а на знаменитом "золотом" правиле механики, гласящем, что выигрыша силе непременно влечет за собой проигрыш в расстоянии. Это новое оружие получило название фрондиболы. Фрондибола представляла собой неравноплечный рычаг, закрепленный на оси между двумя стойками. Одно, длинное, плечо несло на своем конце заряд, а другое, более короткое, противовес, достигавший иногда весадесятка(!) тонн. При выстреле рычаг освобождался и машина приходила в движение. Некоторые фровдиболы были поистине колоссальных размеров - 50-метровое плечо одной из них, по свидетельствам очевидцев, кидало 150-килограммовый камень более чем на 600 метров!
Однако не камни были основными "снарядами" этих чудовищных машин. Греческий огонь - вот то "абсолютное оружие", гроза осажденных городов. Греческий огонь - невероятно горючая смесь серы, асфальта, канифоли и нефти заливалась в сосуды, снабженные своеобразным аналогом современных бикфордовых шнуров - бечевой, пропитанной скипидаром и натертой селитрой. Бечева поджигалась, фрондибола выплевывала свой ужасающий заряд, и... Самое ужасное для защитников городов было то, что греческий огонь невозможно было залить водой, смесь была настолько горючей, что огонь можно было потушить только песком или землей...
Долгое время лишь Византия владела секретом производства этого оружия. Тогда оно играло роль современного "ядерного чемоданчика". И только в IX веке арабы разгадали секрет "огня" и успешно использовали его против византийцев.
Однако фроидиболы несли не только банальные заряды - Камни или кувшины с греческим огнем. Зачастую они использовались как носители самого что ни на есть настоящего бактериологического оружия! До нас дошли записи о том, что во время некоторых осад нападающие закидывали в город трупы больных чумой, оспой и другими опаснейшими заболеваниями, а также просто дурно пахнущие вещества. Так, во время осады Карольштайна в 1422 году в город были заброшены один задругам 200 (!) возов навоза. А иногда противники развлекались тем, что сажали в чаши катапульт и фрондибол пленников и "пересылали" их к своим недругам... Одна из последних записей об успешном использовании фроидиболы относится к 1480 году, когда турецкие войска высадились на острове Родос и осадили христианскую крепость. Турки использовали новейшую мощную артиллерию, но, после того как защитники сумели построить фровдиболу, способную стрелять из-за стен по крутой дуге, турецкая артиллерия была вынуждена замолчать... Скорее всего, это единственный или, по крайней мере, один из немногих примеров того, как менее совершенное оружие успешно применялось против гораздо более прогрессивной военной техники.
Но, несмотря на это, время фрондибол, баллист и катапульт прошло, и порох, изобретенный за 400 лет до Рождества Христова, начинал прочно завоевывать принадлежащие ему по праву позиции. Наступала новая эпоха военной техники - эпоха огнестрельного оружия.
БЫЛИ ЛИ "ТЕМНЫЕ ВЕКА"
Если прав известный американский историк и футуролог Иммануил Великовский, то "темных веков" никогда не существовало - это просто изобретение археологов, которые пытались таким образом уйти от проблем, связанных с неверной хронологией!
Хотя научные книги на тему "темных веков" появляются чуть ли не каждый год, надо признать, что доказательств до сих пор маловато. Согласно распространенной теории процветающая героическая микенская. культура исчезла на полтысячелетие, возможно из-за вторжения азиатов, а потом внезапно возродилась, как будто бы ничего не случилось, в конце этого периода. В. Р. д'А. Дезборо писал в книге "Греческие темные века": "Произошедшие изменения поистине фантастичны. Ремесленники и художники, казалось, испарились бесследно: очень мало новых каменных сооружений, не говоря уже о массивных постройках; технология обработки металла снизошла до примитивизма, а гончарное мастерство, исключая ранние стадии, утратило свое совершенство и изящество; искусство письма забыто".
Если рассуждать здраво, то здесь явно что-то не так: объяснить главные археологические находки гораздо легче без всяких "темных веков". А для всех, кто наслаждался увлекательными историями "Илиады" и "Одиссеи", есть еще одно преимущество благодаря подкорректированной хронологии их автор Гомер вступает в свои-права как поэт, пишущий о Троянских войнах, от которых его отделяло примерно поколение, то есть в то время, когда у людей свежи еще воспоминания.
Сами греки считают, что Гомер писал вскоре после событий, а Исаак Ньютон установил путем изучения генеалогии греческих царских династий, особенно двухлиний спартанских царей, что Троянская война разразилась не ранее 900 года до н. э. Однако, исследовав стиль керамики, современные археологи сочли, что война происходила во времена правления XVIII и XIX египетских династий, то есть в 1250 1200 годах до н. э. По системе Великовского, войну следует отнести приблизительно к 800 году до н. э., что решает многие проблемы: Гомер, например, часто упоминает о финикиянах, которые стали активно торговать только в IX веке до н. э. Кроме того, отмена "темных веков" восстановит репутацию Гомера как первого в мире великого поэта-летописца и опровергнет миф о том, что он был попросту собирателем древних легенд или даже это было собирательное имя группы поэтов.
Если прав известный американский историк и футуролог Иммануил Великовский, то "темных веков" никогда не существовало - это просто изобретение археологов, которые пытались таким образом уйти от проблем, связанных с неверной хронологией!
Хотя научные книги на тему "темных веков" появляются чуть ли не каждый год, надо признать, что доказательств до сих пор маловато. Согласно распространенной теории процветающая героическая микенская. культура исчезла на полтысячелетие, возможно из-за вторжения азиатов, а потом внезапно возродилась, как будто бы ничего не случилось, в конце этого периода. В. Р. д'А. Дезборо писал в книге "Греческие темные века": "Произошедшие изменения поистине фантастичны. Ремесленники и художники, казалось, испарились бесследно: очень мало новых каменных сооружений, не говоря уже о массивных постройках; технология обработки металла снизошла до примитивизма, а гончарное мастерство, исключая ранние стадии, утратило свое совершенство и изящество; искусство письма забыто".
Если рассуждать здраво, то здесь явно что-то не так: объяснить главные археологические находки гораздо легче без всяких "темных веков". А для всех, кто наслаждался увлекательными историями "Илиады" и "Одиссеи", есть еще одно преимущество благодаря подкорректированной хронологии их автор Гомер вступает в свои-права как поэт, пишущий о Троянских войнах, от которых его отделяло примерно поколение, то есть в то время, когда у людей свежи еще воспоминания.
Сами греки считают, что Гомер писал вскоре после событий, а Исаак Ньютон установил путем изучения генеалогии греческих царских династий, особенно двухлиний спартанских царей, что Троянская война разразилась не ранее 900 года до н. э. Однако, исследовав стиль керамики, современные археологи сочли, что война происходила во времена правления XVIII и XIX египетских династий, то есть в 1250 1200 годах до н. э. По системе Великовского, войну следует отнести приблизительно к 800 году до н. э., что решает многие проблемы: Гомер, например, часто упоминает о финикиянах, которые стали активно торговать только в IX веке до н. э. Кроме того, отмена "темных веков" восстановит репутацию Гомера как первого в мире великого поэта-летописца и опровергнет миф о том, что он был попросту собирателем древних легенд или даже это было собирательное имя группы поэтов.
ЛАБНРННТ: ПОЙДЕШЬ И НЕ ВЕРНЕШЬСЯ
Самый протяженный в мире лабиринт был построен египетским царем Аменемхетом III в районе 2000- года до н. э. окало своей пирамиды в Файюме на южном побережье озера Моэрис, он был поистине огромен: профессор Флиндерс Петри, который обнаружил его точное местоположение в 1888 году, заключил на основании исследования разрушенного фундамента, что его периметр составлял более 1000 метров. Греческий историк Геродот, посетивший лабиринт в середине V века до н. э., был поражен и рассказывал, что для его сооружения понадобилось больше материалов и труда, чем для всех остальных греческих построек, вместе взятых. Там было, говорил он, "двенадцать крытых дворов с противолежащими дверьми, шесть дворов на северной стороне и шесть на южной, все сообщающиеся друг с другом и окруженные одной стеной". 3000 его залов были разделены: половина находилась над землей, половина - под землей. В нижних залах помещались могилы царей и священных крокодилов, и они бдительно охранялись. Четыре века спустя другой великий историк и путешественник классических времен, Страбон, описывал архитектуру лабиринта и множество дворов, к которым подходили "длинные крытые аллеи с петляющими коридорами, так что посетитель быстро заблудился бы без проводника". В 1 веке Плиний писал, что его "запутанные коридоры с множеством поворотов" большей частью были погружены во тьму. Для чего же все это было предназначено?
Происхождение и назначение этого лабиринта, как и всех других, наверное, можно выяснить, только погрузившись в глубины человеческой психики. Очевидно, идея зарождалась под воздействием некой силы, чего не сознавали люди, так как идентичные запутанные узоры мы находим в архитектуре и искусстве разных эпох и разных народов, например камень в Тинтагеле, Корнуолл, узор на критских монетах, символ матери-земли у индейцев хопи из Аризоны...
Лабиринты делятся на два основных вида: подобные строению Аменемхета, архитектура которых крайне запутанна, и лабиринты, основу плана которых составляют спиральные ходы, ведущие, как правило, вперед и назад. Все они имеют общую деталь: предполагают трудный путь к сердцу лабиринта и столь же трудное возвращение обратно после достижения цели.
Критский лабиринт
Широко известна легенда о Тесее, Минотавре и критском городе Кносс. В центре лабиринта жил свирепый Минотавр, получеловек-полубык, которому афиняне были вынуждены присылать в жертву семь юношей и семь девушек каждые девять лет. Архитектор лабиринта Дедал устроил там так много запутанных коридоров и поворотов с ложными выходами, что жертвы непременно теряли ориентировку и, таким образом, были обречены на смерть. Тесей, юный герой-афинянин, вызвался добровольно стать одним из предназначенных в жертву и по прибытии на Крит встретил и полюбил Ариадну, дочь критского царя. По совету Дедала она дала ему клубок, с помощью которого он смог вернуться назад по той же дороге. Тесей убил Минотавра и вывел всех из лабиринта.
Самый протяженный в мире лабиринт был построен египетским царем Аменемхетом III в районе 2000- года до н. э. окало своей пирамиды в Файюме на южном побережье озера Моэрис, он был поистине огромен: профессор Флиндерс Петри, который обнаружил его точное местоположение в 1888 году, заключил на основании исследования разрушенного фундамента, что его периметр составлял более 1000 метров. Греческий историк Геродот, посетивший лабиринт в середине V века до н. э., был поражен и рассказывал, что для его сооружения понадобилось больше материалов и труда, чем для всех остальных греческих построек, вместе взятых. Там было, говорил он, "двенадцать крытых дворов с противолежащими дверьми, шесть дворов на северной стороне и шесть на южной, все сообщающиеся друг с другом и окруженные одной стеной". 3000 его залов были разделены: половина находилась над землей, половина - под землей. В нижних залах помещались могилы царей и священных крокодилов, и они бдительно охранялись. Четыре века спустя другой великий историк и путешественник классических времен, Страбон, описывал архитектуру лабиринта и множество дворов, к которым подходили "длинные крытые аллеи с петляющими коридорами, так что посетитель быстро заблудился бы без проводника". В 1 веке Плиний писал, что его "запутанные коридоры с множеством поворотов" большей частью были погружены во тьму. Для чего же все это было предназначено?
Происхождение и назначение этого лабиринта, как и всех других, наверное, можно выяснить, только погрузившись в глубины человеческой психики. Очевидно, идея зарождалась под воздействием некой силы, чего не сознавали люди, так как идентичные запутанные узоры мы находим в архитектуре и искусстве разных эпох и разных народов, например камень в Тинтагеле, Корнуолл, узор на критских монетах, символ матери-земли у индейцев хопи из Аризоны...
Лабиринты делятся на два основных вида: подобные строению Аменемхета, архитектура которых крайне запутанна, и лабиринты, основу плана которых составляют спиральные ходы, ведущие, как правило, вперед и назад. Все они имеют общую деталь: предполагают трудный путь к сердцу лабиринта и столь же трудное возвращение обратно после достижения цели.
Критский лабиринт
Широко известна легенда о Тесее, Минотавре и критском городе Кносс. В центре лабиринта жил свирепый Минотавр, получеловек-полубык, которому афиняне были вынуждены присылать в жертву семь юношей и семь девушек каждые девять лет. Архитектор лабиринта Дедал устроил там так много запутанных коридоров и поворотов с ложными выходами, что жертвы непременно теряли ориентировку и, таким образом, были обречены на смерть. Тесей, юный герой-афинянин, вызвался добровольно стать одним из предназначенных в жертву и по прибытии на Крит встретил и полюбил Ариадну, дочь критского царя. По совету Дедала она дала ему клубок, с помощью которого он смог вернуться назад по той же дороге. Тесей убил Минотавра и вывел всех из лабиринта.
ДРЕВНИЕ КАРТОГРАФЫ
На первый взгляд карта Атлантики, нарисованная на шкуре газели турецким адмиралом Пири Рейсом в 1513 году, - причудливый плод воображения, но она покрыта серией похожих на сетку линий, которые придают ей удивительную правдоподобность. Сам Пири Рейс считал ее лучшей, заметив в сноске: "Ни у кого в этом веке нет карты, подобной этой". Составляя ее, писал он, я использовал 20 морских карт и восемь "Малпа мундис", то есть карт, называемых арабами "Джафериями" и составленных еще во времена Александра Великого, на которых изображен весь обитаемый мир.
Загадка вот в чем: если Пири Рейс говорит правду (а сомневаться в этом нет причин), древние карты, на которые он ссылается, являют совершенное знание географии мира, а ведь это была доисторическая эпоха! По свидетельству профессора Чарлза Хепгуда из колледжа Кин-Стейт, Нью-Хэмпшир, который семь лет изучал карты Пири Рейса и некоторые другие, дошедшие до нас и составленные примерно в то же время, они представляют собой "первое убедительное доказательство того, что некий на редкость умный народ предшествовал всем народам, известным истории... Древние путешественники бороздили моря от полюса к полюсу. Как бы это ни было удивительно, есть неоспоримые свидетельства того, что когда-то древние люди исследовали берега Антарктики, когда они были еще свободны ото льда.
Бесспорно также, что они обладали такими навигационными инструментами, которые были совершеннее доступных людям в древнем мире, в средневековье и вплоть до второй половины XVIII века".
Поразительные предположения
Эти сенсационные заявления были сделаны Хепгудом в 1966 году в его книге "Карты морских царей" (переведена на русский язык в сб. "Книга тайн-5" М., 1993), и, несмотря на его удивительные, даже революционные предположения относительно доисторического времени, они не были опровергнуты. Свидетельства нескольких ведущих экспертов, которые цитируются в книге, остаются до сих пор в силе. Подполковник Гарольд 3. Олмейер, в то время служивший в разведывательной эскадрилье военно-воздушных сил США, писал о карте Пири Рейса: "Очертания береговой линии, изображенные в нижней части карты, весьма соответствуют тому, что обнаружила шведско-британско-норвежская антарктическая экспедиция 1949 года, сделав сейсмический срез верхней части ледяного покрова. В то время, когда был зарисован этот берег, он еще не был покрыт льдом. Теперь в этом районе лежит ледяной покров толщиной около мили. Мы не представляем, как увязать эту карту с тем объемом географических знаний, который накопился к 1513 году". Капитан Лоренсо У. Барроус, начальник картографического отдела той же эскадрильи, писал Хепгуду: "Мы считаем, что точность географических характеристик, которые мы видим на карте Оронтия Финнея (1531), предполагает, несомненно, что источником для нее также послужили точные карты Антарктики, но в этом случае всего континента. При ближайшем рассмотрении ясно, что карты-источники, вероятнее всего, были составлены в то время, когда Земля и внутренние воды континента были относительно свободны ото льда".
На первый взгляд карта Атлантики, нарисованная на шкуре газели турецким адмиралом Пири Рейсом в 1513 году, - причудливый плод воображения, но она покрыта серией похожих на сетку линий, которые придают ей удивительную правдоподобность. Сам Пири Рейс считал ее лучшей, заметив в сноске: "Ни у кого в этом веке нет карты, подобной этой". Составляя ее, писал он, я использовал 20 морских карт и восемь "Малпа мундис", то есть карт, называемых арабами "Джафериями" и составленных еще во времена Александра Великого, на которых изображен весь обитаемый мир.
Загадка вот в чем: если Пири Рейс говорит правду (а сомневаться в этом нет причин), древние карты, на которые он ссылается, являют совершенное знание географии мира, а ведь это была доисторическая эпоха! По свидетельству профессора Чарлза Хепгуда из колледжа Кин-Стейт, Нью-Хэмпшир, который семь лет изучал карты Пири Рейса и некоторые другие, дошедшие до нас и составленные примерно в то же время, они представляют собой "первое убедительное доказательство того, что некий на редкость умный народ предшествовал всем народам, известным истории... Древние путешественники бороздили моря от полюса к полюсу. Как бы это ни было удивительно, есть неоспоримые свидетельства того, что когда-то древние люди исследовали берега Антарктики, когда они были еще свободны ото льда.
Бесспорно также, что они обладали такими навигационными инструментами, которые были совершеннее доступных людям в древнем мире, в средневековье и вплоть до второй половины XVIII века".
Поразительные предположения
Эти сенсационные заявления были сделаны Хепгудом в 1966 году в его книге "Карты морских царей" (переведена на русский язык в сб. "Книга тайн-5" М., 1993), и, несмотря на его удивительные, даже революционные предположения относительно доисторического времени, они не были опровергнуты. Свидетельства нескольких ведущих экспертов, которые цитируются в книге, остаются до сих пор в силе. Подполковник Гарольд 3. Олмейер, в то время служивший в разведывательной эскадрилье военно-воздушных сил США, писал о карте Пири Рейса: "Очертания береговой линии, изображенные в нижней части карты, весьма соответствуют тому, что обнаружила шведско-британско-норвежская антарктическая экспедиция 1949 года, сделав сейсмический срез верхней части ледяного покрова. В то время, когда был зарисован этот берег, он еще не был покрыт льдом. Теперь в этом районе лежит ледяной покров толщиной около мили. Мы не представляем, как увязать эту карту с тем объемом географических знаний, который накопился к 1513 году". Капитан Лоренсо У. Барроус, начальник картографического отдела той же эскадрильи, писал Хепгуду: "Мы считаем, что точность географических характеристик, которые мы видим на карте Оронтия Финнея (1531), предполагает, несомненно, что источником для нее также послужили точные карты Антарктики, но в этом случае всего континента. При ближайшем рассмотрении ясно, что карты-источники, вероятнее всего, были составлены в то время, когда Земля и внутренние воды континента были относительно свободны ото льда".
СВЯТОЙ ГРААЛЬ
Поиски святого Грааля - один из наиболее популярных сюжетов в истории христианства. По легенде, Грааль - это чаша, которой пользовался Христос на тайной вечере. После Иосиф Ариматийский, дядя Христа, сумел заполучить эту чашу у Понтия Пилата и переправил ее Британию, где Грааль стал талисманом первых христиан. Захороненная или потерянная где-то близ Гластонбери - первого центра христианства в Британии, - чаша стала объектом поисков, которые продолжались много веков. Рыцарям короля Артура каким-то образом удалось разыскать Грааль - к тому времени чаша считалась не только христианской святыней, но и неким волшебным сосудом, содержимое которого дарит обладателю вечную молодость и неземную мудрость. Вскоре Грааль исчез так же загадочно, как и был найден - с тех пор его поиски не прекращались.
Такого рода смешение оккультизма и религиозной легевды ставит Грааль особняком от других христианских святынь и делает его весьма существенным элементом в поисках утраченного знания. Вопрос номер один: насколько велика достоверность физического существования Грааля и его перемещения в Британию. Первые свидетельства производили обнадеживающее впечатление. В Евангелии отражен доказанный исторический факт: Иосиф и Никодим похоронили тело Христа. Предположение относительно того, что Иосиф - дядя Христа (в Библии об этом ничего не говорится), выглядит правдоподобна хотя бы потому, что Пилат распорядился отдать тело именно ему: поскольку Христос считался преступником, его должны были похоронить в особой могиле: по римским и иудейским законам, требование на иное захоронение тела могли предъявлять только родственники покойного.
Оловянные копи Корнуолла
Святой Матфей рассказывает нам, что Иосиф был человеком состоятельным, и у нас нет никаких оснований подвергать его слова сомнению: если Иосиф мог себе позволить установить на могиле Христа надгробие, значит, он был действительно богат. По купеческой традиции тех лет он зарабатывал деньги на добыче олова, а легендарное путешествие с Граалем в Британию - маршрут Иосифа - в точности совпадает с классической схемой перемещения судов с оловом, которую незадолго до рождения Христа описал греческий автор Диодор Сицилийский. С отливом, писал он, олово перевозят на остров Иктис (повидимому, речь идет об острове Сент-Мишель в заливе Маунтс-Бей, Северный Корнуолл). "Отсюда купцы перевозят купленное у местных жителей олово в Галлию: лошади с мешками олова 30 дней идут через Галлию к устью реки Рейн".
Традиции ремесла были развиты в Северной Франции, Западной Ирландии, Северном Лондоне и в оловодобывающем регионе Корнуолла - все они свидетельствуют об участии Иосифа в оловянном "бизнесе". С особым рвением Иосиф вел свои дела в Корнуолле. В начале XX века были записаны этакие слова одного из кузнецов по олову: "Братство рабочих по металлу одно из самых старых - как и все мастеровые, мы бережно храним наши традиции. В частности, жива легенда, что Иосиф приводил в Корнуолл свои корабли - однажды он привез сюда младенца Христа и Деву Марию; они сошли на берег острова Сент-Мишель".
Поиски святого Грааля - один из наиболее популярных сюжетов в истории христианства. По легенде, Грааль - это чаша, которой пользовался Христос на тайной вечере. После Иосиф Ариматийский, дядя Христа, сумел заполучить эту чашу у Понтия Пилата и переправил ее Британию, где Грааль стал талисманом первых христиан. Захороненная или потерянная где-то близ Гластонбери - первого центра христианства в Британии, - чаша стала объектом поисков, которые продолжались много веков. Рыцарям короля Артура каким-то образом удалось разыскать Грааль - к тому времени чаша считалась не только христианской святыней, но и неким волшебным сосудом, содержимое которого дарит обладателю вечную молодость и неземную мудрость. Вскоре Грааль исчез так же загадочно, как и был найден - с тех пор его поиски не прекращались.
Такого рода смешение оккультизма и религиозной легевды ставит Грааль особняком от других христианских святынь и делает его весьма существенным элементом в поисках утраченного знания. Вопрос номер один: насколько велика достоверность физического существования Грааля и его перемещения в Британию. Первые свидетельства производили обнадеживающее впечатление. В Евангелии отражен доказанный исторический факт: Иосиф и Никодим похоронили тело Христа. Предположение относительно того, что Иосиф - дядя Христа (в Библии об этом ничего не говорится), выглядит правдоподобна хотя бы потому, что Пилат распорядился отдать тело именно ему: поскольку Христос считался преступником, его должны были похоронить в особой могиле: по римским и иудейским законам, требование на иное захоронение тела могли предъявлять только родственники покойного.
Оловянные копи Корнуолла
Святой Матфей рассказывает нам, что Иосиф был человеком состоятельным, и у нас нет никаких оснований подвергать его слова сомнению: если Иосиф мог себе позволить установить на могиле Христа надгробие, значит, он был действительно богат. По купеческой традиции тех лет он зарабатывал деньги на добыче олова, а легендарное путешествие с Граалем в Британию - маршрут Иосифа - в точности совпадает с классической схемой перемещения судов с оловом, которую незадолго до рождения Христа описал греческий автор Диодор Сицилийский. С отливом, писал он, олово перевозят на остров Иктис (повидимому, речь идет об острове Сент-Мишель в заливе Маунтс-Бей, Северный Корнуолл). "Отсюда купцы перевозят купленное у местных жителей олово в Галлию: лошади с мешками олова 30 дней идут через Галлию к устью реки Рейн".
Традиции ремесла были развиты в Северной Франции, Западной Ирландии, Северном Лондоне и в оловодобывающем регионе Корнуолла - все они свидетельствуют об участии Иосифа в оловянном "бизнесе". С особым рвением Иосиф вел свои дела в Корнуолле. В начале XX века были записаны этакие слова одного из кузнецов по олову: "Братство рабочих по металлу одно из самых старых - как и все мастеровые, мы бережно храним наши традиции. В частности, жива легенда, что Иосиф приводил в Корнуолл свои корабли - однажды он привез сюда младенца Христа и Деву Марию; они сошли на берег острова Сент-Мишель".
ОПЕРЕДИВШИЕ КОЛУМБА
Недавно человечество отметило 500-летие открытия Америки Христофором Колумбом. Но давайте - в который уже раз - зададимся вопросом: был ли Колумб первооткрывателем Нового Света? Конечно, тут можно возразить: может быть, и были у него предшественники, ну и что из того? Ведь их открытия не произвели такого эффекта и не имели таких последствий, как плавания Колумба! Да, пусть плавали через Атлантику кельты, финикийцы, норманны, ходили через Тихий океан китайцы... А Новый Свет по-прежнему оставался неоткрытым... Утверждать так нельзя. И вот почему.
Многочисленные "мелкие" доколумбовы открытия Нового Света тоже оставили значительный след в истории. И свидетельство тому не только участившиеся открытия финикийских и кельтских письмен на скалах в Северной и Южной Америке. (Кстати, совсем недавно американский ученый Дж. Сэвой обнаружил образчики финикийского письма на каменных глыбах неподалеку от местечка Гран-Вилайя в 600 километрах к северу от Лимы, в Перу. А от андских вершин, где лежит поселок, ведут к рекам, впадающим в Амазонку, древние каменные дороги...)
Куда более значительные свидетельства контактов найдены специалистами, которые вроде бы и не занимаются связями между континентами и взаимным влиянием культур. Взять хотя бы искусство энкаустики (особого покрытия поверхностей предметов из воска и древесной смолы), которое возникло, как считают, в Древнем Египте за три-четыре тысячелетия до нашей эры и достигло расцвета в Древней Греции в V-IV веках до н. э. Советский исследователь Т. Хвостенко заметила, что и в Южной Америке, и на острове Пасхи в Тихом океане также применяли восковые краски, причем различные образцы американской энкаустики несут на себе влияние как древнеегипетской, так и древне1реческой энкаустики. Это утверждает человек, совершенно не заинтересованный в победе той или иной группировки - диффузионистов или изоляционистов - сторонников и противников доколумбовых контактов!
А табак! Ведь следы табака нашли в захоронении фараонов, но родина его - Латинская Америка.
А эвкалиптовое масло! Родина эвкалипта - Австралия, но попало оно в Египет задолго до начала нашей эры.
Словом, на вопрос: так кто все же открыл Америку? - мы можем утвердительно заявить: открывали многие и в разные эпохи, а Колумб поставил последнюю точку в многотысячелетней эпопее трансокеанских плаваний в Новый Свет.
Недавно человечество отметило 500-летие открытия Америки Христофором Колумбом. Но давайте - в который уже раз - зададимся вопросом: был ли Колумб первооткрывателем Нового Света? Конечно, тут можно возразить: может быть, и были у него предшественники, ну и что из того? Ведь их открытия не произвели такого эффекта и не имели таких последствий, как плавания Колумба! Да, пусть плавали через Атлантику кельты, финикийцы, норманны, ходили через Тихий океан китайцы... А Новый Свет по-прежнему оставался неоткрытым... Утверждать так нельзя. И вот почему.
Многочисленные "мелкие" доколумбовы открытия Нового Света тоже оставили значительный след в истории. И свидетельство тому не только участившиеся открытия финикийских и кельтских письмен на скалах в Северной и Южной Америке. (Кстати, совсем недавно американский ученый Дж. Сэвой обнаружил образчики финикийского письма на каменных глыбах неподалеку от местечка Гран-Вилайя в 600 километрах к северу от Лимы, в Перу. А от андских вершин, где лежит поселок, ведут к рекам, впадающим в Амазонку, древние каменные дороги...)
Куда более значительные свидетельства контактов найдены специалистами, которые вроде бы и не занимаются связями между континентами и взаимным влиянием культур. Взять хотя бы искусство энкаустики (особого покрытия поверхностей предметов из воска и древесной смолы), которое возникло, как считают, в Древнем Египте за три-четыре тысячелетия до нашей эры и достигло расцвета в Древней Греции в V-IV веках до н. э. Советский исследователь Т. Хвостенко заметила, что и в Южной Америке, и на острове Пасхи в Тихом океане также применяли восковые краски, причем различные образцы американской энкаустики несут на себе влияние как древнеегипетской, так и древне1реческой энкаустики. Это утверждает человек, совершенно не заинтересованный в победе той или иной группировки - диффузионистов или изоляционистов - сторонников и противников доколумбовых контактов!
А табак! Ведь следы табака нашли в захоронении фараонов, но родина его - Латинская Америка.
А эвкалиптовое масло! Родина эвкалипта - Австралия, но попало оно в Египет задолго до начала нашей эры.
Словом, на вопрос: так кто все же открыл Америку? - мы можем утвердительно заявить: открывали многие и в разные эпохи, а Колумб поставил последнюю точку в многотысячелетней эпопее трансокеанских плаваний в Новый Свет.
КОПИ ЦАРЯ СОЛОМОНА
Если верить Библии, а не результатам обычных методов археологических исследований, то царь Соломон был баснословно богат. В Третьей Книге Царств говорится, что "в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых...". Описания различных драгоценных металлов и камней, а также других предметов роскоши и экзотических вещей явно указывают на то, что Соломон их вывозил, причем, очевидно, из дальних стран. На египетском барельефе изображены несметные сокровища, награбленные из храма и дворца Соломона преемником царицы Савской фараоном Тутмосом III.
Значительная часть этих сокровищ, как считается сейчас, в соответствии с перечнями, приведенными в Третьей Книге Царств и летописях, была из меди или бронзы. Широкомасштабная добыча меди велась в пустыне Негев, и недавно найденная египетская табличка Тутмоса III подтверждает: разработка меди осуществлялась там активно и во время, отвечающее пересмотренной хронологии Великовского.
Тем не менее местоположение мифических копей все еще окутано пеленой тайн и недомолвок. Библия предлагает соблазнительные, но крайне тонкие путеводные нити. В ней называется две местности - Офир и Фарсис. Офир был землей, откуда шло золото, а Фарсис был связан с отправлявшимся за ним кораблем. В той же Третьей Книге Царств говорится: "...и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону". Корабль, привозивший золото из Офира, вновь упоминается в предании о визите царицы^авской в Иерусалим, также доставивший "из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней".
Если верить Библии, а не результатам обычных методов археологических исследований, то царь Соломон был баснословно богат. В Третьей Книге Царств говорится, что "в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых...". Описания различных драгоценных металлов и камней, а также других предметов роскоши и экзотических вещей явно указывают на то, что Соломон их вывозил, причем, очевидно, из дальних стран. На египетском барельефе изображены несметные сокровища, награбленные из храма и дворца Соломона преемником царицы Савской фараоном Тутмосом III.
Значительная часть этих сокровищ, как считается сейчас, в соответствии с перечнями, приведенными в Третьей Книге Царств и летописях, была из меди или бронзы. Широкомасштабная добыча меди велась в пустыне Негев, и недавно найденная египетская табличка Тутмоса III подтверждает: разработка меди осуществлялась там активно и во время, отвечающее пересмотренной хронологии Великовского.
Тем не менее местоположение мифических копей все еще окутано пеленой тайн и недомолвок. Библия предлагает соблазнительные, но крайне тонкие путеводные нити. В ней называется две местности - Офир и Фарсис. Офир был землей, откуда шло золото, а Фарсис был связан с отправлявшимся за ним кораблем. В той же Третьей Книге Царств говорится: "...и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону". Корабль, привозивший золото из Офира, вновь упоминается в предании о визите царицы^авской в Иерусалим, также доставивший "из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней".
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
Из всех мифов мира сказание о Вселенском потопе наверняка самое живучее и распространенное. Мысль о том, что великое наводнение уничтожило почти все человечество или, по крайней мере, значительную часть его, можно встретить в поверьях практически каждого народа. Давно уже замечено, что во многих мифах о потопе развитие событий происходит как бы "по общему сценарию". Так, Игнатиус Доннелли в своей книге "Атлантида", основываясь на сравнительном анализе преданий о 83 наводнениях, выделяет в них такие общие сюжеты:
а) предводитель народа был предупрежден о надвигающемся бедствии;
б) сам народ не придал значения этому предупреждению;
в) наводнению предшествовали космические явления;
г) предводитель спасается вместе со своей семьей либо на корабле, либо на высокой горе;
д) если речь идет о корабле, то он посылает птиц или животных, чтобы узнать, не отступила ли вода;
е) в конце концов он достигает суши, обычно горы, где находит других выживших;
ж) оставшиеся в живых идут на все, чтобы продолжить свой род.
Весь вопрос в том, повествуется ли в этих мифах об одном и том же реальном всеобщем катаклизме, или речь идет лишь о многих разных событиях местного значения. Выдали когда-нибудь катастрофа всемирного масштаба либо просто почти везде в то или иное время имели место периоды разбушевавшейся погоды? После того как в XIX веке ученые одержали победу над фундаменталистской церковной догмой, вторая точка зрения стала ортодоксальной. Действительно, вера в потоп представляется геологам столь же святотатственной, как биологам мысль о существовании Адама и Евы. В работе Дороги Б. Витальяно "Легенды Земли - их геологическое происхождение" приводится, наверное, самый убедительный современный довод в подтверждение этого: "Всемирный характер традиционных представлений о потопе можно объяснить очень легко, не прибегая к рассуждениям о широкомасштабном наводнении космического или любого другого происхождения, если помнить, что наводнения - во множестве - являются всемирным геологическим явлением". Перечислив возможные причины локальных наводнений, такие, как цунами (более известные, как направленные волны, вызываемые землетрясениями), автор делает выводя "С чисто геологической точки зрения нам следовало бы ожидать появления независимых друг от друга традиционных представлений о потопе почти в любом месте земного шара и почти в любые времена. Они порождаются катастрофическими наводнениями, вызываемыми совершенно естественными причинами, а из всех возможных причин наводнений лишь цунами способны повлечь за собой одновременное появление легенд о потопе в нескольких местах, находящихся на значительном удалении одно от другого".
Из всех мифов мира сказание о Вселенском потопе наверняка самое живучее и распространенное. Мысль о том, что великое наводнение уничтожило почти все человечество или, по крайней мере, значительную часть его, можно встретить в поверьях практически каждого народа. Давно уже замечено, что во многих мифах о потопе развитие событий происходит как бы "по общему сценарию". Так, Игнатиус Доннелли в своей книге "Атлантида", основываясь на сравнительном анализе преданий о 83 наводнениях, выделяет в них такие общие сюжеты:
а) предводитель народа был предупрежден о надвигающемся бедствии;
б) сам народ не придал значения этому предупреждению;
в) наводнению предшествовали космические явления;
г) предводитель спасается вместе со своей семьей либо на корабле, либо на высокой горе;
д) если речь идет о корабле, то он посылает птиц или животных, чтобы узнать, не отступила ли вода;
е) в конце концов он достигает суши, обычно горы, где находит других выживших;
ж) оставшиеся в живых идут на все, чтобы продолжить свой род.
Весь вопрос в том, повествуется ли в этих мифах об одном и том же реальном всеобщем катаклизме, или речь идет лишь о многих разных событиях местного значения. Выдали когда-нибудь катастрофа всемирного масштаба либо просто почти везде в то или иное время имели место периоды разбушевавшейся погоды? После того как в XIX веке ученые одержали победу над фундаменталистской церковной догмой, вторая точка зрения стала ортодоксальной. Действительно, вера в потоп представляется геологам столь же святотатственной, как биологам мысль о существовании Адама и Евы. В работе Дороги Б. Витальяно "Легенды Земли - их геологическое происхождение" приводится, наверное, самый убедительный современный довод в подтверждение этого: "Всемирный характер традиционных представлений о потопе можно объяснить очень легко, не прибегая к рассуждениям о широкомасштабном наводнении космического или любого другого происхождения, если помнить, что наводнения - во множестве - являются всемирным геологическим явлением". Перечислив возможные причины локальных наводнений, такие, как цунами (более известные, как направленные волны, вызываемые землетрясениями), автор делает выводя "С чисто геологической точки зрения нам следовало бы ожидать появления независимых друг от друга традиционных представлений о потопе почти в любом месте земного шара и почти в любые времена. Они порождаются катастрофическими наводнениями, вызываемыми совершенно естественными причинами, а из всех возможных причин наводнений лишь цунами способны повлечь за собой одновременное появление легенд о потопе в нескольких местах, находящихся на значительном удалении одно от другого".
НОЕВ КОВЧЕГ ВОДОНЗМЕШЕННЕМ... 228 ТЫСЯЧ ТОНН?
На Ближнем Востоке, как и в других районах мира, легенда о катастрофическом потопе нашла достаточно широкое отражение в литературе древних времен. В шумерском клинописном тексте под названием "Сказание о Гильгамеше", относящемся к XXI веку до н. э., говорится о стародавнем наводнении, идентичном за исключением некоторых деталей тому, которое фигурирует в древнееврейской легенде о потопе и Ное. (В шумерском варианте предшествовавшие бедствию дожди продолжались только семь дней и ночей в отличие от сорока, по Библии.) В связи с этим возникают вопросы: было ли когда-нибудь наводнение такого масштаба в этом районе, плавал ли действительно Ной (или Утнапиштим) на ковчеге и послужило ли это причиной появления во всемирной мифологии темы потопа?
К разочарованию фундаменталистов, стремящихся доказать правдивость каждого слова Ветхого завета, и археологов, пытающихся утверждать, что легенды о потопе порождены каким-то стихийным бедствием местного значения, наиболее вероятный ответ на все это - тройное "нет". Что касается первого вопроса, то археологи начиная с XIX века тщетно пытались путем раскопок установить наличие в ключевых точках слоя, состоящего из оставшейся от потопа воды. Их изыскания были отмечены ложными успехами.
В 1928-1929 годах был поднят большой шум вокруг открытия известным английским археологом Леонардом Вулли глиняного пласта в городе Уре. Поскольку в некоторых местах его толщина достигала 37 метров, исследователь сделал следующий вывод: "Единовременное образование столь большой массы ила могло быть только результатом очень сильного наводнения". Находка датировалась примерно 3500 годом до н. э.
В окрестностях Ура следов такого наводнения найдено не было, и Вулли сам признал, что многие его жители пережили наводнение и что сам город хотя и пострадал, но выжил. Поэтому он вряд ли мог быть прообразом зоны бедствия, о которой говорится в истории с Ноем. Более поздние исследователи, такие, как Макс Малловэн, в прошлом директор Британской школы археологии в Ираке, предполагали, что историческим прототипом места катастрофы является Киш - из-за наличия там пластов, свидетельствующих о наводнении. Но и в данном случае возникали те же самые возражения. В Кише наводнением были повреждены некоторые стены, но другие остались нетронутыми, и цивилизация продолжала существовать практически непрерывно. Стены улиц, заявил ученый, оказались "достаточно крепки, чтобы защитить дома, поэтому там следы разрушений, причиненных наводнением, менее заметны, и, более того, в нескольких местах эти следы были предположительно устранены жителями". Используя его собственные слова, можно заключить, что это наводнение было "не вполне библейских масштабов".
На Ближнем Востоке, как и в других районах мира, легенда о катастрофическом потопе нашла достаточно широкое отражение в литературе древних времен. В шумерском клинописном тексте под названием "Сказание о Гильгамеше", относящемся к XXI веку до н. э., говорится о стародавнем наводнении, идентичном за исключением некоторых деталей тому, которое фигурирует в древнееврейской легенде о потопе и Ное. (В шумерском варианте предшествовавшие бедствию дожди продолжались только семь дней и ночей в отличие от сорока, по Библии.) В связи с этим возникают вопросы: было ли когда-нибудь наводнение такого масштаба в этом районе, плавал ли действительно Ной (или Утнапиштим) на ковчеге и послужило ли это причиной появления во всемирной мифологии темы потопа?
К разочарованию фундаменталистов, стремящихся доказать правдивость каждого слова Ветхого завета, и археологов, пытающихся утверждать, что легенды о потопе порождены каким-то стихийным бедствием местного значения, наиболее вероятный ответ на все это - тройное "нет". Что касается первого вопроса, то археологи начиная с XIX века тщетно пытались путем раскопок установить наличие в ключевых точках слоя, состоящего из оставшейся от потопа воды. Их изыскания были отмечены ложными успехами.
В 1928-1929 годах был поднят большой шум вокруг открытия известным английским археологом Леонардом Вулли глиняного пласта в городе Уре. Поскольку в некоторых местах его толщина достигала 37 метров, исследователь сделал следующий вывод: "Единовременное образование столь большой массы ила могло быть только результатом очень сильного наводнения". Находка датировалась примерно 3500 годом до н. э.
В окрестностях Ура следов такого наводнения найдено не было, и Вулли сам признал, что многие его жители пережили наводнение и что сам город хотя и пострадал, но выжил. Поэтому он вряд ли мог быть прообразом зоны бедствия, о которой говорится в истории с Ноем. Более поздние исследователи, такие, как Макс Малловэн, в прошлом директор Британской школы археологии в Ираке, предполагали, что историческим прототипом места катастрофы является Киш - из-за наличия там пластов, свидетельствующих о наводнении. Но и в данном случае возникали те же самые возражения. В Кише наводнением были повреждены некоторые стены, но другие остались нетронутыми, и цивилизация продолжала существовать практически непрерывно. Стены улиц, заявил ученый, оказались "достаточно крепки, чтобы защитить дома, поэтому там следы разрушений, причиненных наводнением, менее заметны, и, более того, в нескольких местах эти следы были предположительно устранены жителями". Используя его собственные слова, можно заключить, что это наводнение было "не вполне библейских масштабов".
ИСТИНА ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Грандиозная широта охватываемых событий делает Ветхий завет замечательнейшим памятником древней истории, наиболее достоверным и удобочитаемым описанием давно минувших событий. Мифологическое начало - Сотворение мира. Всемирный потоп, долговечность Ноевых потомков - занимает всего лишь первые 11 глав Книги бытия; затем, начиная от Авраама (около 1900 года до н. э.), она содержит самым подробным образом зафиксированную историю Ближнего Востока, так, как она выглядела сквозь призму переменчивой фортуны древнего еврейского народа. Существует множество мнений относительно возраста дошедшей до нас версии этого произведения; в настоящее время принято считать, что она была написана около 500 года до н. э. Даже принимая во внимание все ошибки и преувеличения, сделанные в этом издании книги, она остается самым изумительным памятником кровавой истории, единственным дошедшим до нас полным описанием событий того периода.
По сравнению с Ветхим заветом записи по древней истории Египта и Вавилона фрагментарны и неясны. Главным египетским источником исторических сведений является работа, написанная в III веке до н. э. историком по имени Мането. Шумерские записи более поздние, и приводимый в них список царствований можно поставить под сомнение, поскольку существуют основания предполагать, что имело место соперничество между их летописцем и современным ему вавилонским историком Беросом в преувеличении древности своих племен и превозношении таким образом их величия. Иероглифические тексты во времена царствования каждого из правителей описывают знаменитые победы и другие славные события, происходившие в то время; проблемой является восстановить в правильной последовательности времена царствования всех фараонов.
Принимая во внимание неравноценность качества доказательств, представляется удивительным то, что археологи в большинстве своем не оставляют попыток развенчать Библию как источник исторического материала. Ведущий телесериала "Археология библейских земель" Би-би-си М. Магнуссон, убежденно придерживавшийся ортодоксальной точки зрения в области археологии, предпринял попытку разрушить хронологию, утвердившуюся в отношении некоторых самых популярных библейских событий, на том основании, что в принятой последовательности правления фараонов присутствуют некоторые, не упомянутые в египетских записях.
Если эта хронология неправильна - а в этом убеждается все большее число людей, - то не только должна быть переписана огромная масса учебников и переименованы египетские древности в музеях, но также и сама Библия должна быть рассмотрена совершенно новым образом. Заглавные слова бестселлера "Библия как история" на самом деле имеют такой смысл: "Библия есть история". Самое большее, что могут показать такие книги сегодня, - это то, что некоторые упомянутые в Библии сооружения, предметы, люди существовали в действительности, как, например, стены вокруг Иерихона, или Гедеон, но, к сожалению, события, описываемые в Библии, скорее всего, там не происходили. Все это должно быть изменено, если исправленная хронология окажется правильной. Библия приобретет новое значение и станет основным источником исторического материала.
Грандиозная широта охватываемых событий делает Ветхий завет замечательнейшим памятником древней истории, наиболее достоверным и удобочитаемым описанием давно минувших событий. Мифологическое начало - Сотворение мира. Всемирный потоп, долговечность Ноевых потомков - занимает всего лишь первые 11 глав Книги бытия; затем, начиная от Авраама (около 1900 года до н. э.), она содержит самым подробным образом зафиксированную историю Ближнего Востока, так, как она выглядела сквозь призму переменчивой фортуны древнего еврейского народа. Существует множество мнений относительно возраста дошедшей до нас версии этого произведения; в настоящее время принято считать, что она была написана около 500 года до н. э. Даже принимая во внимание все ошибки и преувеличения, сделанные в этом издании книги, она остается самым изумительным памятником кровавой истории, единственным дошедшим до нас полным описанием событий того периода.
По сравнению с Ветхим заветом записи по древней истории Египта и Вавилона фрагментарны и неясны. Главным египетским источником исторических сведений является работа, написанная в III веке до н. э. историком по имени Мането. Шумерские записи более поздние, и приводимый в них список царствований можно поставить под сомнение, поскольку существуют основания предполагать, что имело место соперничество между их летописцем и современным ему вавилонским историком Беросом в преувеличении древности своих племен и превозношении таким образом их величия. Иероглифические тексты во времена царствования каждого из правителей описывают знаменитые победы и другие славные события, происходившие в то время; проблемой является восстановить в правильной последовательности времена царствования всех фараонов.
Принимая во внимание неравноценность качества доказательств, представляется удивительным то, что археологи в большинстве своем не оставляют попыток развенчать Библию как источник исторического материала. Ведущий телесериала "Археология библейских земель" Би-би-си М. Магнуссон, убежденно придерживавшийся ортодоксальной точки зрения в области археологии, предпринял попытку разрушить хронологию, утвердившуюся в отношении некоторых самых популярных библейских событий, на том основании, что в принятой последовательности правления фараонов присутствуют некоторые, не упомянутые в египетских записях.
Если эта хронология неправильна - а в этом убеждается все большее число людей, - то не только должна быть переписана огромная масса учебников и переименованы египетские древности в музеях, но также и сама Библия должна быть рассмотрена совершенно новым образом. Заглавные слова бестселлера "Библия как история" на самом деле имеют такой смысл: "Библия есть история". Самое большее, что могут показать такие книги сегодня, - это то, что некоторые упомянутые в Библии сооружения, предметы, люди существовали в действительности, как, например, стены вокруг Иерихона, или Гедеон, но, к сожалению, события, описываемые в Библии, скорее всего, там не происходили. Все это должно быть изменено, если исправленная хронология окажется правильной. Библия приобретет новое значение и станет основным источником исторического материала.
АМФНБИИ С СИРИУСА
С древнейших времен звезда, которую современные астрономы называют Сириус В, занимала священное место в религии догонов. Откуда же они могли знать о ней так много? Можно, пожалуй, назвать два возможных объяснения этого факта: либо догоны пользовались какими-то средствами видения на расстоянии, либо, как глубоко убеждены сами догоны, знания переданы им пришельцами с Сириуса, которые высаживались на Земле. Последняя гипотеза была исследована и поддержана историком Робертом Темплом в книге "Тайна Сириуса", где он приводит убедительные доказательства того, что догоны являются последними людьми на Земле, которые поклонялись внеземным пришельцам - амфибиям, высадившимся в Персидском заливе на заре цивилизации, и память о которых сохранилась в рисунках и легендах, повествующих о древних богах Вавилона, Египта и Греции.
Номмо
Догоны называют этим именем живущие в воде создания. Считается, что они обитают в сигарообразных сооружениях типа ковчега, Тй догоны изображали на рисунке, как "крутится и вращается движущийся ковчег". Они описали производимый им при движении шум и грохот, а также возникающие при этом на земле вихревые пыльные смерчи. В других легендах говорится о "бьющей струями крови" из корабля, что можно объяснить опустошением ракеты; также догоны различали корабль, который действительно опустился на. Землю, и похожий на звезды объект в небе, который мог быть межзвездным космическим кораблем.
Все это могло бы оставаться научной фантастикой, если бы эрудиция и исследовательский интерес Роберта Темпла не привели его на родину догонов в Ливию, а оттуда к несомненной параллели между Номмо и Оаннесом, богом-амфибией Вавилона, высшим существом, которое, по преданиям, вместе со своей свитой научило жителей Шумера математике, астрономии, сельскому хозяйству, письменности, социальной и политической организации, другими словами, по выражению профессора Корнелльского университета Карла Сагана, "всему необходимому для перехода от первобытнообщинного общества к первой цивилизации". Уцелевшие фрагменты "Истории Вавилона", написанной по-гречески жрецом по имени Беросс, следующим образом описывают Оаннеса: "Его тело точно как у рыбы, но под рыбьей головой есть еще и человеческая, а внизу рыбий хвост заканчивается человеческими ногами. Голос и речь звучат как человеческие; воспоминания о нем хранятся по сей день... Поскольку они являются амфибиями, то с заходом солнца погружаются под воду и проводят ночь в темноте".
С древнейших времен звезда, которую современные астрономы называют Сириус В, занимала священное место в религии догонов. Откуда же они могли знать о ней так много? Можно, пожалуй, назвать два возможных объяснения этого факта: либо догоны пользовались какими-то средствами видения на расстоянии, либо, как глубоко убеждены сами догоны, знания переданы им пришельцами с Сириуса, которые высаживались на Земле. Последняя гипотеза была исследована и поддержана историком Робертом Темплом в книге "Тайна Сириуса", где он приводит убедительные доказательства того, что догоны являются последними людьми на Земле, которые поклонялись внеземным пришельцам - амфибиям, высадившимся в Персидском заливе на заре цивилизации, и память о которых сохранилась в рисунках и легендах, повествующих о древних богах Вавилона, Египта и Греции.
Номмо
Догоны называют этим именем живущие в воде создания. Считается, что они обитают в сигарообразных сооружениях типа ковчега, Тй догоны изображали на рисунке, как "крутится и вращается движущийся ковчег". Они описали производимый им при движении шум и грохот, а также возникающие при этом на земле вихревые пыльные смерчи. В других легендах говорится о "бьющей струями крови" из корабля, что можно объяснить опустошением ракеты; также догоны различали корабль, который действительно опустился на. Землю, и похожий на звезды объект в небе, который мог быть межзвездным космическим кораблем.
Все это могло бы оставаться научной фантастикой, если бы эрудиция и исследовательский интерес Роберта Темпла не привели его на родину догонов в Ливию, а оттуда к несомненной параллели между Номмо и Оаннесом, богом-амфибией Вавилона, высшим существом, которое, по преданиям, вместе со своей свитой научило жителей Шумера математике, астрономии, сельскому хозяйству, письменности, социальной и политической организации, другими словами, по выражению профессора Корнелльского университета Карла Сагана, "всему необходимому для перехода от первобытнообщинного общества к первой цивилизации". Уцелевшие фрагменты "Истории Вавилона", написанной по-гречески жрецом по имени Беросс, следующим образом описывают Оаннеса: "Его тело точно как у рыбы, но под рыбьей головой есть еще и человеческая, а внизу рыбий хвост заканчивается человеческими ногами. Голос и речь звучат как человеческие; воспоминания о нем хранятся по сей день... Поскольку они являются амфибиями, то с заходом солнца погружаются под воду и проводят ночь в темноте".