ЛАБНРННТ: ПОЙДЕШЬ И НЕ ВЕРНЕШЬСЯ

Энциклопедии » Необъяснимые явления
ЛАБНРННТ: ПОЙДЕШЬ И НЕ ВЕРНЕШЬСЯ
Самый протяженный в мире лабиринт был построен египетским царем Аменемхетом III в районе 2000- года до н. э. окало своей пирамиды в Файюме на южном побережье озера Моэрис, он был поистине огромен: профессор Флиндерс Петри, который обнаружил его точное местоположение в 1888 году, заключил на основании исследования разрушенного фундамента, что его периметр составлял более 1000 метров. Греческий историк Геродот, посетивший лабиринт в середине V века до н. э., был поражен и рассказывал, что для его сооружения понадобилось больше материалов и труда, чем для всех остальных греческих построек, вместе взятых. Там было, говорил он, "двенадцать крытых дворов с противолежащими дверьми, шесть дворов на северной стороне и шесть на южной, все сообщающиеся друг с другом и окруженные одной стеной". 3000 его залов были разделены: половина находилась над землей, половина - под землей. В нижних залах помещались могилы царей и священных крокодилов, и они бдительно охранялись. Четыре века спустя другой великий историк и путешественник классических времен, Страбон, описывал архитектуру лабиринта и множество дворов, к которым подходили "длинные крытые аллеи с петляющими коридорами, так что посетитель быстро заблудился бы без проводника". В 1 веке Плиний писал, что его "запутанные коридоры с множеством поворотов" большей частью были погружены во тьму. Для чего же все это было предназначено?
Происхождение и назначение этого лабиринта, как и всех других, наверное, можно выяснить, только погрузившись в глубины человеческой психики. Очевидно, идея зарождалась под воздействием некой силы, чего не сознавали люди, так как идентичные запутанные узоры мы находим в архитектуре и искусстве разных эпох и разных народов, например камень в Тинтагеле, Корнуолл, узор на критских монетах, символ матери-земли у индейцев хопи из Аризоны...
Лабиринты делятся на два основных вида: подобные строению Аменемхета, архитектура которых крайне запутанна, и лабиринты, основу плана которых составляют спиральные ходы, ведущие, как правило, вперед и назад. Все они имеют общую деталь: предполагают трудный путь к сердцу лабиринта и столь же трудное возвращение обратно после достижения цели.
Критский лабиринт
Широко известна легенда о Тесее, Минотавре и критском городе Кносс. В центре лабиринта жил свирепый Минотавр, получеловек-полубык, которому афиняне были вынуждены присылать в жертву семь юношей и семь девушек каждые девять лет. Архитектор лабиринта Дедал устроил там так много запутанных коридоров и поворотов с ложными выходами, что жертвы непременно теряли ориентировку и, таким образом, были обречены на смерть. Тесей, юный герой-афинянин, вызвался добровольно стать одним из предназначенных в жертву и по прибытии на Крит встретил и полюбил Ариадну, дочь критского царя. По совету Дедала она дала ему клубок, с помощью которого он смог вернуться назад по той же дороге. Тесей убил Минотавра и вывел всех из лабиринта.
Существовал ли когда-нибудь легендарный критский лабиринт, никому неизвестно. Его местоположение не найдено, и хотя многие классические авторы, включая Плиния, уверяют, что он был копией лабиринта Аменемхета, то лабиринт, который изображается на критских монетах, свидетельствует, что скорее он принадлежал ко второму типу, где четко определяемые спиральные коридоры ведут к центру, а потом обратно. Такой узор широко распространен в мире и часто используется при совершении определенных ритуалов или для украшения ритуальных предметов. На знаменитом этрусском сосуде для вина (около 600 года до н. э.) изображены вооруженные всадники, которые принимают участие в военном ритуале, называемом троянская игра. Слово "Троя" написано в зеркальном отображении внутри лабиринта, из которого, по-видимому, выезжают всадники, и, возможно, это является намеком на укрепления древнего города Троя. В Британии много схожих лабиринтов называют "троями", иногда они расположены в местах с названием Троя; даже сегодня в некоторых из них проходят шествия и ритуальные танцы в память о прошлом.
Ранние христианские церкви с энтузиазмом переняли традицию лабиринта. В первую очередь это был символ самой церкви, например выбитый на каменных стенах собора в Лукке (Италия) или вышитый на облачении усопших епископов, которые были изображены лежащими в лоне церкви. Позднее, с приближением эпохи крестоносцев, когда паломничество в Иерусалим было связано с рядом трудностей, богобоязненные христиане испытывали себя в лабиринтах в наказание за отказ от опасного путешествия. Центр лабиринта назывался сиел (небо) или Иерусалим, и там обычно изображали кентавра или минотавра, намекая на связь с языческим прошлым; металлическая тарелка с таким рисунком находилась в центре знаменитого собора в Шартре до наполеоновских войн, а потом была переплавлена. Церковные лабиринты использовались в качестве средства для наказания грешников, как писал Эдвард Тродлоуп, архидьякон Стоу, в "Археологическом журнале" за 1858 год. Грешники должны были "проползти на коленях по всем запутанным коридорам лабиринта, прочитать молитвы в установленных местах, пока они не достигнут центрального зала, для чего в некоторых случаях требовался целый час".
Ранние лабиринты
Хотя вышеупомянутые ритуалы и танцы отделены тысячелетиями от известных нам первых лабиринтов, многие исследователи пытаются понять, что же они означали первоначально, пытаясь найти общие элементы для всех лабиринтов. Во-первых, путь к центру лабиринта никогда не был прямым и легким. Даже в лабиринтах без ложных выходов нам бы пришлось исходить все коридоры, .прежде чем мы смогли бы добраться до цели. Есть весьма разумное предположение, что самые первые, естественные, лабиринты использовались кроманьонцами в 30000 году до н. э.; в недрах этих лабиринтов, в крошечных пещерках были вырезаны удивительные священные наскальные рисунки - путь к следующему пункту и обратно. Пещеры действительно могли послужить местом сооружения для критского лабиринта, так как подземные скальные разломы и ходы в некоторых местах острова представляют собой настоящий природный лабиринт. Многие путешественники в XIX веке видели их; один из них, проведя группу своих спутников через пещеры с помощью бечевки, подобно Тесею, писал, что "поистине бесконечное множество коридоров поразило меня, и мне трудно описать то чувство страха и очарования, которое я испытал. Через каждые десять шагов перед тобой оказывается стена и ты должен повернуть направо или налево, а иногда выбирать из трех-четырех путей. Что бы мы стали делать, если бы потеряли нить!"
Следующий общий элемент - спираль, и особенно спираль с семью витками, которая имела важное значение для ранних священников, пытавшихся использовать земную энергию. Об этом теперь многие забыли. Даузеры (лозоходцы) заявляют, что мегалиты устанавливались в местах пересечения подземных течений, чтобы усилить энергию, которая исходит из земли по спирали с семью витками. Большинство вырезанных на мегалитах узоров тоже спиралевидные или так называемые узоры кубка и колец, где серия концентрических окружностей прерывается змеевидной линией, направленной к центру, -предположительно так изображали примитивный лабиринт.
Трехмерные спирали
Двойная спираль с семью витками, изображенная в трех измерениях, образует модель традиционного лабиринта. Джефри Расселл из Ирландии, в прошлом бизнесмен, заявляет, что обнаружил такой узор на холмах, разбросанных вокруг ГластонбериТор, одного из знаменитых ранних христианских поселений в Южной Британии и, несомненно, священного языческого места на протяжении многих веков до прибытия туда святого Иосифа из Ариматеи, несущего чашу Грааля. С помощью фотографий, сделанных специалистами британских военно-воздушных сил, Рассеял смог заметить извивающуюся тропу с семью витками, по которой, как он считал, когдато бродили паломники и посвященные. И сейчас многие дети в Европе играют в игру "Рай и ад", где участник должен пройти сложный путь от старта (ада) до финиша (рая).
Подводные дороги Бимини
Джон Стал - калифорниец, теперь преподающий в Лондоне. В свое время он в качестве археолога входил в состав экспедиций "Посейдия-75" и "Посейдия-77", целью которых было исследование удивительных каменных образований у берегов Северного Бимини, маленького островка на Багамах. Задолго до того американский провидец Эдгар Кейс предсказал, что "часть храма Атлантиды" поднимется в Бимини в 1968-1969 годах; как ни удивительно, но в 1968 году действительно в указанном месте заметили под водой очертания симметричных камней, что вызвало всплеск споров, которые, в свою очередь, способствовали организации двух экспедиций для выяснения истины. Ниже мы приводим отрывки из отчета Джона Стала о загадочной дороге Бимини.
Археологический отчет
Однажды в сентябре 1968 года Боунфиш Сэм, руководитель рыбного хозяйства Бимини, привел археолога Дж. Менсона Валентина посмотреть на забавный ряд прямоугольных камней, лежащих на глубине семи метров под водой на расстоянии километра к северу от Парадиз-Пойнта. Для человека вроде Сэма это был обыкновенный подводный пейзаж, где росли черепаховая трава и другие морские растения, служившие кормом для многих видоб рыб.
Для Менсона Валентина, почетного хранителя Музея науки в Майами, Флорида, ветерана экспедиций на Юкатан и юг Тихого океана и исследователя, более 15 лет проведшего в поисках следов исчезнувших цивилизаций, это была поистине удивительная находка. Он сообщил в музейной газете, что был ошеломлен, увидев два параллельных ряда камней длиной около 600 метров. Вот как он описывал это: "Длинная дорога из плоских аккуратно выложенных камней прямоугольной и многоугольной формы явно была создана искусственно. Эти камни пролежали под водой довольно долго, поскольку края самых больших округлились, что придавало им сходство с гигантской буханкой хлеба или каменной подушкой".
Первоначальные сомнения
Разумеется, встал вопрос, откуда взялись здесь эти явно выложенные разумным существом ряды камней. Хотя даже после десяти лет исследований этот факт подвергался сомнению" так как неподалеку было обнаружено естественное нагромождение камней, очень похожее на это. Поэтому первый отчет, который последовал за заявлением Валентина, остался без внимания. Джон Холл, профессор археологии университета Майами, обследовав камни в 1970 году, писал: "Наши исследования выявили, что мы имеем дело с феноменом природного происхождения, называемым "эрозия" и "расщепление прибрежного плейстоцена"... мы не обнаружили никаких следов вмешательства человека или какого-либо разумного существа, поэтому, к сожалению для любителей старых легенд, очередная версия о следах Атлантиды отпадает".
Но споры вокруг камней нс утихали. Джон Гиффорд, морской геолог и главный научный сотрудник той же экспедиции 1970 года, написал письмо, оставшееся неотправленным ("нет убедительных аргументов, опровергающих версию о человеческом вмешательстве"), и, хотя на следующий год он поменял свои взгляды, приняв точку зрения Джона Холла, он остается единственным, кто считал, что "происхождение каменных образований у Парадиз-Пойнта остается геологической загадкой".
Человек или природа
Все дело в том, что камни могли появиться здесь как естественно, так и по воле человека. В Бимини найдено много расколоты" прибрежных камней, например на западном берегу Южного Бимини. Что, если именно такие камни образовали дорогу в Парадиз-Пойнте? Есть много примеров похожих мегалитических конструкций, в Стоунхендж, например, из гор Преселли в Уэльсе, отстоящих на 200 километров, по непонятным причинам были перенесены голубые камни.
Целью экспедиции 1975 года было Провести первое полномасштабное исследование дороги Бимини, и на протяжении трех месяцев мы зарисовывали, замеряли, брали геологические пробы. Большая частьдороги состояла из огромных камней размером приблизительно 5х5х1 метр, дальний от берега отрезок простирался на 1000 метров, направленный на северо-восток. На южном конце заметен четкий изгиб, где дорога поворачивается в противоположную сторону, дублируя себя; отрезок, ближе расположенный к берегу, или внутренняя часть образуемой таким образом буквы "J", отклоняется на 7 градусов на восток и идет под углом 52 градуса на северо-восток. В последнюю неделю экспедиции я обнаружил, что внутренний отрезок, обрываясь в зарослях черепаховой травы, продолжается после по крайней мере 750 метров по сравнению с северным экстремумом дальнего отрезка.
За исключением четырех-пяти участков, где обнаружены два и более установленных друг на друга рядов камней, вся дорога выложена в один слой. Хотя не все камни одинакового размера, путем статистического анализа мы получили условную строительную единицу, которая составила 1,15 метра, исходя из того что большинство камней имело размеры около 2,3 и 3,45 метра.
Более точных замеров подводой проделать было невозможно. Ближайшая к полученной древняя единица измерения равняется двум финикийским локтям, или 1,14 метра.
Геологические вопросы
Доктор Девид Зинк, руководитель экспедиции, затронул несколько вопросов, касающихся версии о естественном образовании каменного пути. Например, стыки камней в верхнем слое не совпадают со стыками в нижнем, что следовало ожидать в случае естественного геологического образования. Кроме того, ни одно скопление камней около прибрежной линии Бимини не образует прямого отрезка на протяжении более чем 50 метров (напомним, что самый длинный прямой участок нашей дороги составил около 600 метров); расстояния между камнями на нижнем уровне составляют 28 сантиметров по сравнению с 1015 сантиметрами на верхнем уровне; промежутки в естественных образованиях имеют тенденцию со временем исчезать, они обычно не остаются прежними на стыке целых камней, в нашей же дороге на верхнем уровне в большинстве случаев видны четкие промежутки на стыках целых камней; изгиб "J" состоит из камней, которые выложены строго под прямым углом (дальнейшая часть изгиба видна хуже), на фотографии, сделанной при помощи аэросъемки, это выглядит не менее удивительным, чем длинный прямой ряд камней.
Датировка
Уровень моря в этом районе постоянно повышался с конца ледникового периода (10000 год до н. э.), а около 5000 года до н. э. стал повышаться еще быстрее. Для наглядности можно сказать, что верхний слой камней выступал над поверхностью воды на 1012 метров в 6000 году до н.э. и был на глубине 2-3 метра под водой в 2000 году до н. э. Это дает нам возможность представить, когда эта структура могла использоваться человеком. Геологическая проба каменной породы по методу торий-уран (Th230/U234) показала, что возраст камней 15 тысяч лет, что указывает на возможность еще более раннего использования дороги.
Культурные свидетельства
Доказать, что в определенном месте обитал человек, можно благодаря доисторическим артефактам, относящимся как к известной культуре и обнаруженным в определенном археологическом контексте (например, под каменным слоем верхнего уровня), так и неизвестного происхождения. Ничего такого обнаружено не было, хотя несколько фактов, возможно, заслуживают внимания.
Например, довольно удивительный фрагмент обработанного камня, обнаруженный Девидом Зинком. Без сомнения, это дело рук человека. На камне заметны четко выдолбленные по всей длине желобки; один конец имеет полуцилиндрическую форму, другой прямоугольный. Ничего подобного прежде на Бимини не встречалось, так же как и на других Багамских островах; ни один археолог или архитектор не смог точно определить происхождение такого фрагмента. Хотя камень очень твердый, он не подвергался воздействию огня, поэтому нельзя было применить термолюминесцентный метод.
Потенциальный интерес представляет находка Пино Туролла. Около Багамских островов, в четырех километрах на юг от дороги он обнаружил мраморные колонны с желобами. Мрамор не встречается на Багамах, и его происхождение установлено не было. Вопрос заключается в том, являются ли эти колонны и камень с узорами свидетельствами исчезнувшей цивилизации, или это просто балласт с потерпевших крушение кораблей. Экспедиция придерживалась первой версии, возможно, большей частью из-за того, что ни один музей или археологический институт не смог выдвинуть доказательств противоположного; например, никто не смог доказать, что мраморные колонны действительно использовались в качестве балласта.
Поэтому мы склонны считать, что дорога имеет скорее археологическое, нежели геологическое, происхождение. Но назначение ее неясно. Среди мегалитических структур подобного размера -- громадные каменные дороги в Карнаке, комплекс Эйвбери в Британии и, может быть, некоторые конструкции, построенные до эпохи инков в Перу. Хотя эту структуру условно называют "дорогой", трудно представить себе, как дорогу с таким крутым поворотом можно было использовать по назначению. Также это не похоже на стену или пристань из-за небольшой высоты - "дорога" состояла чаще всего из одного слоя камней высотой один метр. Что самое поразительное, так это размеры и геометрическая точность. Даже будучи уверенными, что эта конструкция искусственна, мы не можем понять ее бытовое (в противоположность ритуальному) предназначение. Загадка становится еще более трудной из-за практически неизученного исторического прошлого и культуры этого места и из-за того, что на на Багамах нет традиции строительства циклопических сооружений.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.