ПАУК-ПРОГНОЗИСТ - животное, по наблюдениям которого строились долговременные прогнозы погоды; одно из образных названий явления прекогниции (предсказаний) в животном мире. Свою первоначальную известность прогнозиста паучки получили в XVIII веке. В 1794 году один из наполеоновских полководцев, генерал Пишегрю вел армию в поход на Голландию. Погода вдруг испортилась, дождь размыл дороги, и двигаться дальше было невозможно. Генерал принял решение временно прекратить марш, но вскоре получил информацию из Утрехта, в которой говорилось, что скоро сильные морозы скуют реки, и можно будет продолжить движение. Предсказание сбылось. Через неделю опять испортилась погода, и снова Пишегрю получил обнадеживающее известие. И вновь прогноз подтвердился, а генерал выполнил свою задачу. Как впоследствии был рассекречен источник информации: писал из утрехтовой тюрьмы генерал Дижонваль КАТРЕМЕР, которого Пишегрю сразу после овладения городом немедленно освободил.
Свои метеорологические прогнозы Катремер делал в тюремной камеры, где в течение 7 лет "имел удовольствие" наблюдать за поведением пауков. Вот выводы, сделанные генералом: Когда пауки совсем не плетут свои сети - это к дождю с сильным ветром. Радиальные паутинные нити - к окончанию бури примерно через полсуток. Короткие тонкие нити не исключают возможности изменения погоды несколько раз в течение дня. Если паук остановится и разрушит треть паутины - будет ветренно без осадков. Большая паутина - к ясной и солнечной погоде...
Кстати, спустя век, в 1870-х годах почти аналогичные научные наблюдения за поведением паучка вел другой заключенный, народоволец Петр ПОЛИВАНОВ, осужденный на пожизненное заключение. Однажды, как писал позже Поливанов в своих воспоминаниях, он заметил на стене его камеры паука и это открытие осчастливило его. Заключенный стал заботиться о насекомом-сокамернике, кормил его, а заодно и наблюдал за его повадками. Паук вскоре забирался на палец человека, позволял гладить свою спинку, трогать лапки, демонстрируя свое доверие. Заботясь о том, чтобы паук слишком не растолстел, народоволец разрушал сотканную паутину. А паук периодически тренировался, берясь восстанавливать урон. Но к удивлению заключенного-наблюдателя, он каждый раз ткал новые узоры. Паучья фантазия была неистощимой, и он специально не повторяется, чтобы порадовать своего большого друга. Бывал паук и самокритичным: иногда останавливался на середине работы, обходил вокруг, словно оценивая свое новое произведение, и затем все разрушал. Новый узор оказывался совершеннее предыдущего, поэтому Поливанов назвал паука в своих воспоминаниях "эстетической и аристократической натурой". Своей удивительной дружбе и научно-эстетическим наблюдениям народоволец посвятил значительную часть своих мемуаров.
Свои метеорологические прогнозы Катремер делал в тюремной камеры, где в течение 7 лет "имел удовольствие" наблюдать за поведением пауков. Вот выводы, сделанные генералом: Когда пауки совсем не плетут свои сети - это к дождю с сильным ветром. Радиальные паутинные нити - к окончанию бури примерно через полсуток. Короткие тонкие нити не исключают возможности изменения погоды несколько раз в течение дня. Если паук остановится и разрушит треть паутины - будет ветренно без осадков. Большая паутина - к ясной и солнечной погоде...
Кстати, спустя век, в 1870-х годах почти аналогичные научные наблюдения за поведением паучка вел другой заключенный, народоволец Петр ПОЛИВАНОВ, осужденный на пожизненное заключение. Однажды, как писал позже Поливанов в своих воспоминаниях, он заметил на стене его камеры паука и это открытие осчастливило его. Заключенный стал заботиться о насекомом-сокамернике, кормил его, а заодно и наблюдал за его повадками. Паук вскоре забирался на палец человека, позволял гладить свою спинку, трогать лапки, демонстрируя свое доверие. Заботясь о том, чтобы паук слишком не растолстел, народоволец разрушал сотканную паутину. А паук периодически тренировался, берясь восстанавливать урон. Но к удивлению заключенного-наблюдателя, он каждый раз ткал новые узоры. Паучья фантазия была неистощимой, и он специально не повторяется, чтобы порадовать своего большого друга. Бывал паук и самокритичным: иногда останавливался на середине работы, обходил вокруг, словно оценивая свое новое произведение, и затем все разрушал. Новый узор оказывался совершеннее предыдущего, поэтому Поливанов назвал паука в своих воспоминаниях "эстетической и аристократической натурой". Своей удивительной дружбе и научно-эстетическим наблюдениям народоволец посвятил значительную часть своих мемуаров.
ПАТАЛА (Нагалока, "Мир нагов") - в древних индуистких мифах подземный мир, состоящий из 7 областей, населенных божествами, врагами людей и небесных богов. Согласно преданиям, Патала - самое красивейшее место на Земле, превосходящее по красоте небо Индры.
ПАТА-КАБУСЯ (Патавка-бусь, "Летучая голова", "птица-голова") - блуждающие огни на болотах, согласно древним представлениям чувашского народа, летающая нечисть, прилетающая за душами погибших от насильственной смерти людей. "Огненный сноп летит в виде змея, голова толстая и к хвосту все тоньше и летит прямо в деревню..." Существует представление, что души нужны этой нечисти "для битвы со своим врагом в конце Времен", что за враг - неизвестно. Экспедиция И.Вавловича и К.Серебреницкого в 1984 году в Куйбышевской области после консультаций с местными старожилами обнаружила странную пещеру, своеобразный отвесный колодец, "место обитания этого Огненного змея". Проникнуть в пещеру глубже 3 метров без специального спелеологического оборудования не удалось.
ПАРНОРАМА - аномальная зона, небольшой район в Бразилии, где многократно наблюдались полеты и посадки трехзвездных НЛО. Поиски "базы" или иного места, связанного с деятельностью этих объектов, ни к чему не привели, были обнаружены лишь несколько следов посадок, широко разрекламированный "секретный поселок НЛО" найден не был.
ПАРНАС (Парнасс) - в древнегреческих мифах легендарная гора, местообитания Аполлона и муз. Обычно считается, что под Парнасом древние подразумевали горный массив в Фокиде. В настоящее время в литературном творчестве под Парнасом обычно подразумевается местообитание музы поэзии.
ПАРИЖСКИЙ СБОЙ - загадочное и необъясненное явление наблюдалось в Париже в ночь с 29 на 30 декабря 1902 года. В ту ночь во многих местах города в 1 час 05 минут одновременно остановились стенные маятниковые часы. Одновременно с этим, как написал "Вестник знания" номер 1 за 1903 год, многие люди ощутили тошноту, головокружение и близость к обмороку. Директор центральной парижской метеорологической станции сообщил, что решительно никаких атмосферных аномалий, которые могли бы стать причиной вышеуказанного, не наблюдалось. Сейсмографы не отметили никаких колебаний почвы. Однако, по предположению специалистов, имел место именно геофизический феномен, так как остановились лишь маятниковые инструменты, а на пружинные часы "Парижский сбой" никакого влияния не оказал.
ПАРАДИГМА - общепризнанные в каждое данное время учеными основы, достижения и методы науки, общий свод истин и законов, на основе которых идет разграничение методов и проблем на научные и ненаучные. Благодаря изменению научной парадигмы одни и те-же дисциплины в разные эпохи могли как реабилитироваться, превратиться из лженаучных в истинно научные (например: изучение метеоритов, генетика, кибернетика...), так и наоборот, потерять прежнее авторитетное место среди остальных наук (астрология, алхимия, нумерология...).
ПАНТАКЛЬ - магический волшебный рисунок, напоминающий печать, который согласно древним учениям якобы способен исполнять желания владельца и защищать его от "темных сил". Как правило Пантакль исполняется по заказу практикующим магом пером на бумаге, или резцом на металле. Древние трактаты гласят, что тайну пантакля открыл царю Соломону сияющий ангел, явившийся ему в виде падающей звезды. "Загадай любое желание, но только одно,- сказал ангел.- И я его выполню." "Хочу, чтобы все мои желания исполнялись,"- ответил хитрый Соломон. И ангел научил его искусству составления пантаклей. Используя эти знания, Соломон стал самым богатым и самым могущественным правителем своего времени.
ПАНАЦЕЯ (от имени древнегреческой богини Панакии - "Всеисцеляющая") - мифическое могущественное лекарство, якобы помогающее от всех болезней, рецепт которого, как говорится в алхимических трактатах, был известен магам древности, а в последствии был утрачен. Современная медицина отрицает принципиальную возможность существования "Панацеи", но многие серьезные исследователи продолжают поиск такого комплексного лекарства.
ПАЛЬМИРА - древний легендарный город на территории северо-восточной Сирии вблизи современного города Тадмор, рассвет которого пришелся на 1-3 века н.э. О Пальмире сложено множество полусказочных легенд, в том числе, о живших здесь могущественных "колдунах", непохожих внешностью на людей. Археологические раскопки позволили вскрыть лишь регулярную городскую планировку, несколько храмов, некрополь, мозаики и росписи. Подтверждения древним мифам не обнаружено, но изучение развалин продолжается.
ПАЛЬМАР - сельская местность на юго-востоке Коста-Рики (центральная Америка) рядом с панамской границей, где по земле в неизвестном порядке разбросаны несколько десятков каменных шаров, назначение которых до сих пор непонятно. Точное их количество неизвестно, т.к. часть шаров находится в лесу, засыпано или полузасыпано землей, а часть шаров подняты на постаменты. Местные жители относятся к ним с совершенным равнодушием, не имея ни малейшего понятия об истории из происхождения. Предполагается, что идеальные сферы диаметром 2-6 футов (0,6-1,8 м) были сделаны и разбросаны примерно 5 веков назад. Выдвигалось множество гипотез о назначении шаров: "Каменные деньги", "Религиозные символы", "Атрибуты какой-либо неизвестной игры", "Декоративный элемент ландшафта", "Механический инструмент для непонятной работы", "Катки для утаптывания троп", но все они оказались несостоятельными, т.к. точность, с которой были изготовлены совершенно разные по диаметрам сферы, значительно превосходила необходимую для этих целей. Непонятно также, почему изделия, на которые ушло так много трудозатрат, так просто были выброшены прочь. Этому есть только два объяснения. Либо кажущаяся хаотичность это - "Астрономическая карта звездного неба" (но, в таком случае, это карта не нашего звездного неба, а звездного неба другой планетной системы) с некоторыми выделенными звездами, их символизируют поднятые на постамент шары (возможно, это обитаемые миры?). От себя же добавим, что возможно шары и не являлись большой ценностью, во всяком случае, их достаточно просто можно было бы сделать, с тем, чтобы не жалко было потом выкинуть. Из легенд и разнообразных письменных и устных источников было известно, что местные индейцы знали секрет временного размягчения камня с помощью сока некого растения, благодаря чему (если информация верна), они вполне смогли бы "слепить" из подходящего куска камня идеальную сферу, обкатав ее, словно шар для снеговика, по ровной и желательно некаменной поверхности. Остается открытым вопрос - для чего?
ПАЛИНДРОМ (от греческого "Бегущий назад") - удивительное слово или сочетание слов, читающееся одинаково как слева направо, так и наоборот. Например: "кабак", "шалаш", "я иду, судия", "а роза упала на лапу Азора"... По верованиям древних, зеркально симметричные фразы обладают особыми магическими свойствами, и заклинание в виде палиндрома более эффективно.