Каждый бывает хоть на несколько секунд водолазом, когда ныряет. Искусные ныряльщики еще 4 тыс. лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоцен- ные раковины. Трудное и опасное это дело. Редкий ныряльщик может про- держаться под водой больше двух минут: нырнул — и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух.
Первым подводным аппаратом был водолазный колокол (высота —2,4 м, диаметр —1,5 м), изобретенный английским ученым Галлеем. Он был сделан из дерева и обшит свинцовыми листами. Наверху имелся иллюми- натор, а внизу крепился свинцовый груз. Воздух подавался из двух пооче- редно спускаемых на тросе бочек.
Водолазу воздух подают по резиновой трубке — шлангу. Теперь человек может работать под водой по нескольку часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное белье, а сверху «рубаху» — резиновый костюм, к которому привернут метал- лический шлем со стеклянными окошками. Чтобы вода не вытолкнула на поверхность, водолазу вешают на спину и на грудь свинцовые грузы, а чтобы легче было стоять головой вверх, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подметками. Опускают его в глубину на прочной веревке.
В таком тяжелом костюме человек неповоротлив. А ведь как хочется плавать, словно рыба! И придумали для этого другой костюм: легкий, без свинцовых грузов и свинцовых подме- ток. Шланга нет: воздух водолаз берет с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью надетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет.
Водолаз — мастер на все руки. Под водой приходится бывать и электро- сварщиком, и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником. Строят гидроэлектростанцию, шлюз, мост через реку, прокладывают подводный кабель или трубопровод — без водолаза не обойтись. И конечно же водолаз — это тот, кто заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль.
Первым подводным аппаратом был водолазный колокол (высота —2,4 м, диаметр —1,5 м), изобретенный английским ученым Галлеем. Он был сделан из дерева и обшит свинцовыми листами. Наверху имелся иллюми- натор, а внизу крепился свинцовый груз. Воздух подавался из двух пооче- редно спускаемых на тросе бочек.
Водолазу воздух подают по резиновой трубке — шлангу. Теперь человек может работать под водой по нескольку часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное белье, а сверху «рубаху» — резиновый костюм, к которому привернут метал- лический шлем со стеклянными окошками. Чтобы вода не вытолкнула на поверхность, водолазу вешают на спину и на грудь свинцовые грузы, а чтобы легче было стоять головой вверх, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подметками. Опускают его в глубину на прочной веревке.
В таком тяжелом костюме человек неповоротлив. А ведь как хочется плавать, словно рыба! И придумали для этого другой костюм: легкий, без свинцовых грузов и свинцовых подме- ток. Шланга нет: воздух водолаз берет с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью надетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет.
Водолаз — мастер на все руки. Под водой приходится бывать и электро- сварщиком, и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником. Строят гидроэлектростанцию, шлюз, мост через реку, прокладывают подводный кабель или трубопровод — без водолаза не обойтись. И конечно же водолаз — это тот, кто заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль.
Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голу- бым цветом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
В природе постоянно происходит круговорот воды. С поверхности морей, океанов, рек и озер она испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем, сыплются снегом и вновь возвращают воду суше и оке- анам.
Именно в воде возникли первые живые существа. Это были маленькие одно- клеточные белковые комочки, плавающие по воле волн в океане. Постепенно, на протяжении миллионов лет они видоизменялись, совершенствовались. Сперва они дали начало растительным организмам, затем возникли формы, стоящие на грани между растениями и животными. И наконец, появились простейшие животные. Прошло еще много миллионов лет, прежде чем, борясь за существование, часть растений и животных «вышла» на сушу и продолжила там свое развитие.
Вода — одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях ее еще больше.
Вода — в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии. Лед можно видеть у нас на реках и озерах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера.
Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода? Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.
Есть у воды еще важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. Вы, конечно, видели, как растворяется поваренная соль в супе. Так же вода растворяет различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твердые тела и даже газы.
Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.
При недостатке воды жизнедея- тельность организмов сильно нару- шается. Лишь покоящиеся формы жизни — споры, семена — хорошо переносят длительное обезвоживание.
Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Живот- ные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды — менее 10.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. В воде растворяются важные для жизне- деятельности организма органические и неорганические вещества.
Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата составляет 3 — 6 литров в сутки.
Вода — добрый друг и помощник человека. Она — удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли.
Именно поэтому многие города воз- никли на берегах рек. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектро- станциях. Вода минеральных источ- ников оказывает лечебное действие.
Многие из источников горячие. И люди используют не только лечебные свойства этих вод, но и тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.
Вот какое необыкновенное вещество обыкновенная вода — краса природы, как сказал однажды замечательный русский писатель С. Т. Аксаков.
Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, а затем возвращается на Землю в виде дождя или снега.
Но чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.
Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.
В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения — все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отрав- ляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Река болеет, ее воды не могут быть использованы человеком. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государ- ственной власти. Это позволило на многих реках уменьшить опасность загрязнения, улучшить санитарное состояние городов и поселков.
Но проблема охраны вод по-прежнему остра
В природе постоянно происходит круговорот воды. С поверхности морей, океанов, рек и озер она испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем, сыплются снегом и вновь возвращают воду суше и оке- анам.
Именно в воде возникли первые живые существа. Это были маленькие одно- клеточные белковые комочки, плавающие по воле волн в океане. Постепенно, на протяжении миллионов лет они видоизменялись, совершенствовались. Сперва они дали начало растительным организмам, затем возникли формы, стоящие на грани между растениями и животными. И наконец, появились простейшие животные. Прошло еще много миллионов лет, прежде чем, борясь за существование, часть растений и животных «вышла» на сушу и продолжила там свое развитие.
Вода — одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях ее еще больше.
Вода — в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии. Лед можно видеть у нас на реках и озерах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера.
Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода? Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.
Есть у воды еще важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. Вы, конечно, видели, как растворяется поваренная соль в супе. Так же вода растворяет различные соли, находящиеся в земных слоях, и многие другие твердые тела и даже газы.
Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.
При недостатке воды жизнедея- тельность организмов сильно нару- шается. Лишь покоящиеся формы жизни — споры, семена — хорошо переносят длительное обезвоживание.
Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Живот- ные, если лишить их воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды — менее 10.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. В воде растворяются важные для жизне- деятельности организма органические и неорганические вещества.
Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата составляет 3 — 6 литров в сутки.
Вода — добрый друг и помощник человека. Она — удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли.
Именно поэтому многие города воз- никли на берегах рек. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектро- станциях. Вода минеральных источ- ников оказывает лечебное действие.
Многие из источников горячие. И люди используют не только лечебные свойства этих вод, но и тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.
Вот какое необыкновенное вещество обыкновенная вода — краса природы, как сказал однажды замечательный русский писатель С. Т. Аксаков.
Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, а затем возвращается на Землю в виде дождя или снега.
Но чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.
Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.
В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения — все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отрав- ляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Река болеет, ее воды не могут быть использованы человеком. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государ- ственной власти. Это позволило на многих реках уменьшить опасность загрязнения, улучшить санитарное состояние городов и поселков.
Но проблема охраны вод по-прежнему остра
Хотите, чтобы мир стал веселым и радостным? Возьмите желтое стекло и посмотрите сквозь него. А мрачным и тревожным? Тогда подойдет фиоле- товое или темно-красное...
Когда-то, много веков назад, древние художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился первый витраж — декоративная композиция из окрашенных стекол. Название проис- ходит от латинского слова «витрум» — «стекло». В эпоху Древнего Египта и Древнего Рима мы найдем первые ростки этого искусства.
Прошли столетия. В эпоху средне- вековья все помыслы человека были обращены к Богу. Входя в храм, он как бы попадал в другой мир. Всходило солнце, и сквозь окна церкви, куда были вставлены сотни разноцветных стекол, начинал струиться волшебный свет красных, синих, зеленых и желтых лучей. Горожане любовались самыми разнообразными орнаментами, композициями на религиозные сюжеты. Все детали, каждый кусок стекла скреплялись между собой прокладками из самого мягкого металла — свинца.
Витраж стал великим искусством. Секреты ремесла передавались от отца к сыну. До нас дошел редчайший трактат монаха Теофила конца 11-го в., посвященный тонкостям изготов- ления цветных стекол. И сейчас нас восхищают витражи в соборах городов Шартра и Руана во Франции, Милана в Италии, Домского собора в Риге.
Традиции витража не забыты и в наше время. Новые материалы, неизмеримо возросшие технические возможности обогатили эту технику. Раньше применялась, например, роспись по прозрачному или цветному стеклу особыми силикатными красками. Все закреплялось затем легким обжигом. В наше время появились витражи из цветных пластмасс. Не всегда они соединяются свинцом. Часто их наклеивают на прозрачную основу и прижимают сверху вторым прозрачным листом. Получается так называемый пакетный витраж. Его делают из блоков околотого или литого стекла, на цементной и бетон- ной связке, применяют даже искус- ственную подсветку — вот какие раз- нообразные приемы! Замечательные мастера витража есть в разных странах. В Прибалтике сохранились многовековые традиции этой техники. Школы витражистов развиваются в Грузии, на Украине. И везде — смелые технические новше- ства! Почему же так популярен витраж в наше время? Многие современные здания слишком уж строги и одно- образны и снаружи, и внутри, а витраж вносит жизнь во внутренние помещения, игра цвета радует людей. К тому же новые конструкции из железобетона позволяют проектировать большие окна, и чем больше света, тем лучше смотрится витраж.
Многие из нас видели композиции из цветных стекол в вестибюлях станций метро «Новослободская» и «Цветной бульвар» в Москве. Витражи украшают здания Ташкента, Риги, других городов. Они не редкость в фойе кинотеатров, домах культуры, дворцах спорта. Даже в столовых — в виде перегородок, ширм. Древнее искусство радует людей и в наши дни.
Когда-то, много веков назад, древние художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился первый витраж — декоративная композиция из окрашенных стекол. Название проис- ходит от латинского слова «витрум» — «стекло». В эпоху Древнего Египта и Древнего Рима мы найдем первые ростки этого искусства.
Прошли столетия. В эпоху средне- вековья все помыслы человека были обращены к Богу. Входя в храм, он как бы попадал в другой мир. Всходило солнце, и сквозь окна церкви, куда были вставлены сотни разноцветных стекол, начинал струиться волшебный свет красных, синих, зеленых и желтых лучей. Горожане любовались самыми разнообразными орнаментами, композициями на религиозные сюжеты. Все детали, каждый кусок стекла скреплялись между собой прокладками из самого мягкого металла — свинца.
Витраж стал великим искусством. Секреты ремесла передавались от отца к сыну. До нас дошел редчайший трактат монаха Теофила конца 11-го в., посвященный тонкостям изготов- ления цветных стекол. И сейчас нас восхищают витражи в соборах городов Шартра и Руана во Франции, Милана в Италии, Домского собора в Риге.
Традиции витража не забыты и в наше время. Новые материалы, неизмеримо возросшие технические возможности обогатили эту технику. Раньше применялась, например, роспись по прозрачному или цветному стеклу особыми силикатными красками. Все закреплялось затем легким обжигом. В наше время появились витражи из цветных пластмасс. Не всегда они соединяются свинцом. Часто их наклеивают на прозрачную основу и прижимают сверху вторым прозрачным листом. Получается так называемый пакетный витраж. Его делают из блоков околотого или литого стекла, на цементной и бетон- ной связке, применяют даже искус- ственную подсветку — вот какие раз- нообразные приемы! Замечательные мастера витража есть в разных странах. В Прибалтике сохранились многовековые традиции этой техники. Школы витражистов развиваются в Грузии, на Украине. И везде — смелые технические новше- ства! Почему же так популярен витраж в наше время? Многие современные здания слишком уж строги и одно- образны и снаружи, и внутри, а витраж вносит жизнь во внутренние помещения, игра цвета радует людей. К тому же новые конструкции из железобетона позволяют проектировать большие окна, и чем больше света, тем лучше смотрится витраж.
Многие из нас видели композиции из цветных стекол в вестибюлях станций метро «Новослободская» и «Цветной бульвар» в Москве. Витражи украшают здания Ташкента, Риги, других городов. Они не редкость в фойе кинотеатров, домах культуры, дворцах спорта. Даже в столовых — в виде перегородок, ширм. Древнее искусство радует людей и в наши дни.
Витамины — это органические веще- ства, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, а также препараты, содержащие такие вещества.
Впервые в 1881 г. русским врачом Н. И. Луниным была доказана необ- ходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные из молока компоненты пищи — белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащиеся на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали. Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни, вещества. Польский ученый Функ дал этим веществам название — витамин, соединив в одном слове латинское «вита», что означает «жизнь», и греческое «амин», указывающее на их отношение к аминокислотам. С тех пор было открыто много витаминов, определена их роль, изучено их строение, большие успехи имеются в их производстве, то есть искусственном получении.
Витамины регулируют процессы обмена, играют большую роль в повышении сопротивляемости орга- низма, тесно связаны с процессами роста и развития, входят в состав фер- ментов, участвуют в процессе крове- творения. Лишь немногие витамины образуются в организме, большинство же из них поступают с пищей. Все известные витамины делятся на две большие группы: водо- и жиро- растворимые. К первой относятся аскорбиновая кислота — витамин С, тиамин — витамин В1 рибофлавин — витамин В2 и др. Большое количество витамина В1 содержится в оболочке семян, например, риса. После механической обработки шлифованный рис уже не содержит витамина, вот почему, если такой рис составляет основу питания, развивается тяжелая болезнь бери-бери, при которой боль- ной теряет в весе, у него появляется слабость в мышцах. К жирораствори- мым витаминам относятся ретинол — витамин А, токоферол — витамин Е, кальциферол — витамин D, викасол — витамин К. Отсутствие витамина D в пище приводит к развитию у детей рахита (отставание в росте, деформация костей). Если в организм мало поступает витамина А, может появиться болезнь «куриная слепота», различные болезненные изменения кожи; при дефиците витамина К нару- шается свертываемость крови, и это может привести к тяжелым кровоте- чениям.
При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов. В случае появления, особенно весной, вялости, головных болей, ухудшения аппетита, мышечной слабости, раздражительности следует подумать о том, хватает ли в пище витаминов, и обратиться к врачу. Он определит, какие витамины необходимо принимать.
Впервые в 1881 г. русским врачом Н. И. Луниным была доказана необ- ходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные из молока компоненты пищи — белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащиеся на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали. Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни, вещества. Польский ученый Функ дал этим веществам название — витамин, соединив в одном слове латинское «вита», что означает «жизнь», и греческое «амин», указывающее на их отношение к аминокислотам. С тех пор было открыто много витаминов, определена их роль, изучено их строение, большие успехи имеются в их производстве, то есть искусственном получении.
Витамины регулируют процессы обмена, играют большую роль в повышении сопротивляемости орга- низма, тесно связаны с процессами роста и развития, входят в состав фер- ментов, участвуют в процессе крове- творения. Лишь немногие витамины образуются в организме, большинство же из них поступают с пищей. Все известные витамины делятся на две большие группы: водо- и жиро- растворимые. К первой относятся аскорбиновая кислота — витамин С, тиамин — витамин В1 рибофлавин — витамин В2 и др. Большое количество витамина В1 содержится в оболочке семян, например, риса. После механической обработки шлифованный рис уже не содержит витамина, вот почему, если такой рис составляет основу питания, развивается тяжелая болезнь бери-бери, при которой боль- ной теряет в весе, у него появляется слабость в мышцах. К жирораствори- мым витаминам относятся ретинол — витамин А, токоферол — витамин Е, кальциферол — витамин D, викасол — витамин К. Отсутствие витамина D в пище приводит к развитию у детей рахита (отставание в росте, деформация костей). Если в организм мало поступает витамина А, может появиться болезнь «куриная слепота», различные болезненные изменения кожи; при дефиците витамина К нару- шается свертываемость крови, и это может привести к тяжелым кровоте- чениям.
При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов. В случае появления, особенно весной, вялости, головных болей, ухудшения аппетита, мышечной слабости, раздражительности следует подумать о том, хватает ли в пище витаминов, и обратиться к врачу. Он определит, какие витамины необходимо принимать.
Вирус — мельчайший микроорганизм, возбудитель заразной болезни. Открыт сравнительно недавно. В 1892 г. русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, изучая мозаичную болезнь табака, растер листья больного растения и пропустил полу- ченную массу через фильтры, непро- ходимые для всех других известных микроорганизмов. Когда же ученый ввел этот фильтрат в листья здоровых табачных растений, он снова вызвал у них мозаичную болезнь, то есть филь- трат сохранил инфекционные (зараз- ные) свойства — содержал возбуди- теля болезни. Это инфицирующее начало назвали вирусом. В переводе с латинского языка «вирус» означает «яд».
Увидеть вирус удалось лишь с появ- лением в середине нашего столетия электронного микроскопа. Сейчас открыто более 500 различных вирусов, каждый из которых вызывает определенное заразное заболевание. Наука, занимающаяся изучением вирусов, называется вирусологией.
К вирусным относятся такие болезни, как корь, ветряная оспа и натуральная, полиомиелит, эпидемический паротит (свинка), острые респираторные заболевания, в том числе грипп, желтая лихорадка, бешенство, СПИД и многие другие. Около 75 % всех инфекционных заболеваний вызываются вирусами. Для того чтобы успешно бороться с врагом, надо хорошо знать (изучить) его осо- бенности — сильные и слабые стороны.
Чем же вирус отличается от других микроорганизмов, например бактерий, тоже вызывающих заразные болезни? Ученые определили, что вирусы — это мельчайшие живые организмы, обитающие как паразиты только в живых тканях, за счет которых они растут и размножаются (вос- производят себе подобных). Некоторые вирусы гриппа, например, пройдя через живые клетки, меняют свои антигенные свойства примерно один раз в 8—10 лет, и никто пока не знает, как это происходит. Вот почему с этими коварными возбудителями болезней трудно бороться. Однако многие вирусы вне живых клеток быстро погибают, особенно под воз- действием солнечных лучей.
Ученые изучили строение вирусов, узнали, как они размножаются, как проникают в тело своей жертвы — живой клетки. После того как стали известны эти и другие свойства вирусов, появилась возможность борьбы с теми опасными болезнями, которые они вызывают. Ученые создали вакцины против многих вирусных заболеваний.
Всем детям уже на первом году жизни обязательно делают прививки, защищающие их от кори, полиомие- лита, свинки. А вот против натураль- ной оспы теперь уже не надо делать прививки, так как эта страшная болезнь благодаря вакцинации ликви- дирована во всем мире. Каким же путем вирус проникает в организм человека? Прежде всего вместе с воздухом, которым мы дышим, с пищей, которую мы едим. Можно заболеть от укуса больного животного, а также от укусов клещей и комаров.
Личная гигиена, чистота воздуха в помещениях, очищение продуктов от вредных веществ, уничтожение кро- вососущих насекомых, профилактика бешенства у собак и других животных (волков, зайцев, лис и т. д.) — вот меры, которые предотвращают ви- русные болезни.
Может ли сам организм бороться с вирусными инфекциями? Может. В 1957 г. английские ученые Айзекс и Линдеман обнаружили, что в клетках, пораженных вирусом, образуется осо- бый защитный белок, который был назван интерфероном. Он способен обезвреживать вирус, прекращать его размножение. Чем физически крепче и здоровее человек, чем более пра- вильный образ жизни он ведет, тем больше в его организме вырабаты- вается защитного интерферона.
Увидеть вирус удалось лишь с появ- лением в середине нашего столетия электронного микроскопа. Сейчас открыто более 500 различных вирусов, каждый из которых вызывает определенное заразное заболевание. Наука, занимающаяся изучением вирусов, называется вирусологией.
К вирусным относятся такие болезни, как корь, ветряная оспа и натуральная, полиомиелит, эпидемический паротит (свинка), острые респираторные заболевания, в том числе грипп, желтая лихорадка, бешенство, СПИД и многие другие. Около 75 % всех инфекционных заболеваний вызываются вирусами. Для того чтобы успешно бороться с врагом, надо хорошо знать (изучить) его осо- бенности — сильные и слабые стороны.
Чем же вирус отличается от других микроорганизмов, например бактерий, тоже вызывающих заразные болезни? Ученые определили, что вирусы — это мельчайшие живые организмы, обитающие как паразиты только в живых тканях, за счет которых они растут и размножаются (вос- производят себе подобных). Некоторые вирусы гриппа, например, пройдя через живые клетки, меняют свои антигенные свойства примерно один раз в 8—10 лет, и никто пока не знает, как это происходит. Вот почему с этими коварными возбудителями болезней трудно бороться. Однако многие вирусы вне живых клеток быстро погибают, особенно под воз- действием солнечных лучей.
Ученые изучили строение вирусов, узнали, как они размножаются, как проникают в тело своей жертвы — живой клетки. После того как стали известны эти и другие свойства вирусов, появилась возможность борьбы с теми опасными болезнями, которые они вызывают. Ученые создали вакцины против многих вирусных заболеваний.
Всем детям уже на первом году жизни обязательно делают прививки, защищающие их от кори, полиомие- лита, свинки. А вот против натураль- ной оспы теперь уже не надо делать прививки, так как эта страшная болезнь благодаря вакцинации ликви- дирована во всем мире. Каким же путем вирус проникает в организм человека? Прежде всего вместе с воздухом, которым мы дышим, с пищей, которую мы едим. Можно заболеть от укуса больного животного, а также от укусов клещей и комаров.
Личная гигиена, чистота воздуха в помещениях, очищение продуктов от вредных веществ, уничтожение кро- вососущих насекомых, профилактика бешенства у собак и других животных (волков, зайцев, лис и т. д.) — вот меры, которые предотвращают ви- русные болезни.
Может ли сам организм бороться с вирусными инфекциями? Может. В 1957 г. английские ученые Айзекс и Линдеман обнаружили, что в клетках, пораженных вирусом, образуется осо- бый защитный белок, который был назван интерфероном. Он способен обезвреживать вирус, прекращать его размножение. Чем физически крепче и здоровее человек, чем более пра- вильный образ жизни он ведет, тем больше в его организме вырабаты- вается защитного интерферона.
Виноград — одно из самых древних растений на нашей планете. При рас- копках на месте древнего Вавилона, в Египте, Палестине археологи находят семена винограда, которые пролежали в земле несколько тысяч лет. На юге нашей страны виноград также выращивают уже несколько тысяче- летий.
Легенды подтверждают, что это растение древнее. Так, древние греки считали, что возделывать виноград их научил бог Дионис. В Молдове из- вестна легенда об аисте, принесшем виноградную ветвь. Из нее и вырос здесь первый куст винограда.
В наше время это растение можно встретить на всех континентах. Вино- градарством занимаются во многих странах. Виноград также выращивают в Средней Азии, на Кавказе, на юге Украины, в Молдове и в других районах.
Виноград — многолетняя лиана. Ветвистый ствол ее нуждается в опоре. Поэтому виноград выращивают на шпалерах. Между ровными рядами столбов натягивают проволоку, по которой и вьется виноград.
Виноград можно разводить кусками веток, которые быстро дают корни. Ветви винограда оканчиваются раздвоенными усиками. Усики медленно вращаются, делая оборот в течение 2 часов 14 минут. Вращается и верхушка молодой растущей ветки, оборот медленнее — в течение 4 часов. При этом движении усики ветки зацепляются за какую-нибудь опору, обвивают ее и, закручиваясь винтом, притягивают ветку к этой опоре. Засохший усик даже через 10 лет в состоянии выдержать массу в 5 кг. Каждый год весной на стволе и тол- стых ветвях растений вырастают тон- кие длинные зеленые побеги с круп- ными листьями. Они как бы разделены на доли — пальцы. Листья так и называют — 3—5-пальчатыми. На молодых побегах образуются соцветия из множества зелененьких цветков. Их называют кистями, или гроздьями. Из цветков получаются ягоды.
Если вы хотите узнать, сколько цветков было на виноградной кисти, которая у вас в руках, то сосчитайте число ягод в ней. В кисти бывает до 200 ягод. Значит, столько цветков может быть в соцветии.
Сладкие и ароматные ягоды винограда окрашены в самые разные цвета. Тут природа красок не пожалела! Синие и фиолетовые, темно-красные и розовые, зеленые и желтоватые. Есть виноград с почти прозрачными ягодами, другой — с матовыми, третий — с ягодами, тронутыми коричневым «загаром», у четвертого они как бы обсыпаны инеем. Есть ягоды круглые, овальные, продолговатые. А у знаменитого винограда, который обычно называют «дамские пальчики», ягоды длиной несколько сантиметров.
Ягоды винограда едят свежими. Из них готовят изюм и сок, варят варенье, делают вино. Лучший изюм — кишмиш — получают из винограда без косточек. Все эти продукты полезны и детям и взрослым. Они содержат много сахара и витаминов.
Люди вывели несколько тысяч сортов винограда. Поэтому так и разно- образны его ягоды. Родоначальником многих сортов является дикий лесной виноград. Он и сейчас растет в лесах Крыма и Кавказа, по Днепру и Дне- стру.
В нашей стране растут и другие дикие виды винограда. На Дальнем Востоке в лесах произрастает амурский виноград. Это мощная лиана длиной до 22 м, с черными, синими и фиолетовыми ягодами. Амурский виноград не боится морозов. Им укра- шают стены домов, изгороди, беседки.
В горах Средней Азии встречается виноград гиссарский. Этот вид очень редкий.
Виноград любит солнце и тепло. Поэтому и выращивают его в теплых районах. Там же, где зимы холодные, кусты еще до наступления морозов снимают со шпалер, кладут между рядами столбов и укрывают землей.
Растение не боится кратковременной засухи. Мощные корни его достают воду из глубоких слоев почвы. Однако если дождя долго не бывает, то виноград поливают. Живет виноградный куст до 80—100 лет.
Весной кусты винограда снова подвязывают к шпалерам. Почву в междурядьях глубоко рыхлят, вносят удобрения. Ведь чтобы на кустах образовались тяжелые грозди, вино- граду надо дать много азота, фосфора и калия. Эти элементы составляют основу питания любого растения. Они- то и содержатся в удобрениях.
Легенды подтверждают, что это растение древнее. Так, древние греки считали, что возделывать виноград их научил бог Дионис. В Молдове из- вестна легенда об аисте, принесшем виноградную ветвь. Из нее и вырос здесь первый куст винограда.
В наше время это растение можно встретить на всех континентах. Вино- градарством занимаются во многих странах. Виноград также выращивают в Средней Азии, на Кавказе, на юге Украины, в Молдове и в других районах.
Виноград — многолетняя лиана. Ветвистый ствол ее нуждается в опоре. Поэтому виноград выращивают на шпалерах. Между ровными рядами столбов натягивают проволоку, по которой и вьется виноград.
Виноград можно разводить кусками веток, которые быстро дают корни. Ветви винограда оканчиваются раздвоенными усиками. Усики медленно вращаются, делая оборот в течение 2 часов 14 минут. Вращается и верхушка молодой растущей ветки, оборот медленнее — в течение 4 часов. При этом движении усики ветки зацепляются за какую-нибудь опору, обвивают ее и, закручиваясь винтом, притягивают ветку к этой опоре. Засохший усик даже через 10 лет в состоянии выдержать массу в 5 кг. Каждый год весной на стволе и тол- стых ветвях растений вырастают тон- кие длинные зеленые побеги с круп- ными листьями. Они как бы разделены на доли — пальцы. Листья так и называют — 3—5-пальчатыми. На молодых побегах образуются соцветия из множества зелененьких цветков. Их называют кистями, или гроздьями. Из цветков получаются ягоды.
Если вы хотите узнать, сколько цветков было на виноградной кисти, которая у вас в руках, то сосчитайте число ягод в ней. В кисти бывает до 200 ягод. Значит, столько цветков может быть в соцветии.
Сладкие и ароматные ягоды винограда окрашены в самые разные цвета. Тут природа красок не пожалела! Синие и фиолетовые, темно-красные и розовые, зеленые и желтоватые. Есть виноград с почти прозрачными ягодами, другой — с матовыми, третий — с ягодами, тронутыми коричневым «загаром», у четвертого они как бы обсыпаны инеем. Есть ягоды круглые, овальные, продолговатые. А у знаменитого винограда, который обычно называют «дамские пальчики», ягоды длиной несколько сантиметров.
Ягоды винограда едят свежими. Из них готовят изюм и сок, варят варенье, делают вино. Лучший изюм — кишмиш — получают из винограда без косточек. Все эти продукты полезны и детям и взрослым. Они содержат много сахара и витаминов.
Люди вывели несколько тысяч сортов винограда. Поэтому так и разно- образны его ягоды. Родоначальником многих сортов является дикий лесной виноград. Он и сейчас растет в лесах Крыма и Кавказа, по Днепру и Дне- стру.
В нашей стране растут и другие дикие виды винограда. На Дальнем Востоке в лесах произрастает амурский виноград. Это мощная лиана длиной до 22 м, с черными, синими и фиолетовыми ягодами. Амурский виноград не боится морозов. Им укра- шают стены домов, изгороди, беседки.
В горах Средней Азии встречается виноград гиссарский. Этот вид очень редкий.
Виноград любит солнце и тепло. Поэтому и выращивают его в теплых районах. Там же, где зимы холодные, кусты еще до наступления морозов снимают со шпалер, кладут между рядами столбов и укрывают землей.
Растение не боится кратковременной засухи. Мощные корни его достают воду из глубоких слоев почвы. Однако если дождя долго не бывает, то виноград поливают. Живет виноградный куст до 80—100 лет.
Весной кусты винограда снова подвязывают к шпалерам. Почву в междурядьях глубоко рыхлят, вносят удобрения. Ведь чтобы на кустах образовались тяжелые грозди, вино- граду надо дать много азота, фосфора и калия. Эти элементы составляют основу питания любого растения. Они- то и содержатся в удобрениях.
Слово «ветеринар» означает «лечащий скот». Слово это латинское. Ветеринар — одна из самых древних профессий на Земле.
Люди стали врачевать животных со времени их одомашнивания. Первые ветеринары появились в пастушеских племенах несколько тысяч лет назад. Уже в то время для лечения животных применяли некоторые травы, например полынь. Позднее их стали называть лекарственными растениями.
В древних государствах понимали, как нужна профессия ветеринара, и очень ценили таких людей. В Древнем Египте существовало учебное заведение, называвшееся «Дом жизни». Здесь, наряду с другими науками, учили, как лечить животных. В найденных при раскопках папирусах-лечебниках были описаны рецепты по приготовлению лекарств для быков, овец, свиней, коз, гусей. Дошел до нас и папирус, являющийся одним из самых старых пособий по ветеринарии. В нем описаны болезни животных и способы их лечения.
В Древней Греции были лекари лошадей. Их называли гиппиатрами. В Индии профессия ветеринара была очень почетна. Здесь лечением животных занимались жрецы.
Нужны были ветеринары и в армии. Во время войн они сопровождали отряды в походах. Лечили лошадей, боевых слонов, верблюдов. В римском войске даже были лазареты для раненых лошадей.
Издавна лечили скот и на Руси. Первое же письменное упоминание о «коневых лекарях» можно прочитать в новгородских писцовых книгах 15-го в. В 17-м в. в конюшенном ведомстве были созданы конюшни, где лечили лошадей, принадлежавших царской семье и её приближенным.
При Петре I издавались указы о борьбе с распространенными болезнями лошадей и коров. Позднее стали открываться ветеринарные школы, печатались книги по ветеринарии.
Ныне для лечения животных созданы тысячи ветеринарных лечебниц. Есть даже специальные ветеринарные больницы. В последние годы появилась новая специализация ветеринарного врача — ихтиопатология. Заболевания рыб определяют лабораторными исследованиями. Рыб лечат антибиоти- ками, малахитовой зеленью и другими средствами. Для лечения спускают воду из водоема, а «больных» помещают в большие ванны, напол- ненные лечебными растворами. После этого переводят рыб в водоемы с чистой водой.
В деревне ветеринары лечат в основном заболевших сель- скохозяйственных животных — коров, овец, свиней, коз, лошадей, птиц.
На всех животноводческих комплексах и фермах работают врачи-ветеринары. Они не только лечат животных, но и следят за чистотой в животноводческих помещениях, наблюдают за здоровьем животных, их кормлением, делают животным пре- дохранительные прививки от заразных болезней.
В городах ветеринары лечат собак, кошек, морских свинок, хомяков, птиц, рыбок и всех других животных, которых мы держим дома.
Есть ветеринары в зоопарках и в цирке. Каких только животных им не приходится лечить! Белых медведей и бегемотов, тюленей и обезьян, попу- гаев и диких гусей, змей и мышей, совсем как доктору Айболиту из книги К. И. Чуковского.
Ветеринары должны хорошо знать повадки животных, уметь распозна- вать признаки их болезней, назначать правильное лечение. В этом им помо- гают точные медицинские приборы и лекарства.
Может быть, и вы, ребята, заинте- ресуетесь доброй и очень нужной про- фессией ветеринара. Но для этого нужно много учиться и любить живот- ных
Люди стали врачевать животных со времени их одомашнивания. Первые ветеринары появились в пастушеских племенах несколько тысяч лет назад. Уже в то время для лечения животных применяли некоторые травы, например полынь. Позднее их стали называть лекарственными растениями.
В древних государствах понимали, как нужна профессия ветеринара, и очень ценили таких людей. В Древнем Египте существовало учебное заведение, называвшееся «Дом жизни». Здесь, наряду с другими науками, учили, как лечить животных. В найденных при раскопках папирусах-лечебниках были описаны рецепты по приготовлению лекарств для быков, овец, свиней, коз, гусей. Дошел до нас и папирус, являющийся одним из самых старых пособий по ветеринарии. В нем описаны болезни животных и способы их лечения.
В Древней Греции были лекари лошадей. Их называли гиппиатрами. В Индии профессия ветеринара была очень почетна. Здесь лечением животных занимались жрецы.
Нужны были ветеринары и в армии. Во время войн они сопровождали отряды в походах. Лечили лошадей, боевых слонов, верблюдов. В римском войске даже были лазареты для раненых лошадей.
Издавна лечили скот и на Руси. Первое же письменное упоминание о «коневых лекарях» можно прочитать в новгородских писцовых книгах 15-го в. В 17-м в. в конюшенном ведомстве были созданы конюшни, где лечили лошадей, принадлежавших царской семье и её приближенным.
При Петре I издавались указы о борьбе с распространенными болезнями лошадей и коров. Позднее стали открываться ветеринарные школы, печатались книги по ветеринарии.
Ныне для лечения животных созданы тысячи ветеринарных лечебниц. Есть даже специальные ветеринарные больницы. В последние годы появилась новая специализация ветеринарного врача — ихтиопатология. Заболевания рыб определяют лабораторными исследованиями. Рыб лечат антибиоти- ками, малахитовой зеленью и другими средствами. Для лечения спускают воду из водоема, а «больных» помещают в большие ванны, напол- ненные лечебными растворами. После этого переводят рыб в водоемы с чистой водой.
В деревне ветеринары лечат в основном заболевших сель- скохозяйственных животных — коров, овец, свиней, коз, лошадей, птиц.
На всех животноводческих комплексах и фермах работают врачи-ветеринары. Они не только лечат животных, но и следят за чистотой в животноводческих помещениях, наблюдают за здоровьем животных, их кормлением, делают животным пре- дохранительные прививки от заразных болезней.
В городах ветеринары лечат собак, кошек, морских свинок, хомяков, птиц, рыбок и всех других животных, которых мы держим дома.
Есть ветеринары в зоопарках и в цирке. Каких только животных им не приходится лечить! Белых медведей и бегемотов, тюленей и обезьян, попу- гаев и диких гусей, змей и мышей, совсем как доктору Айболиту из книги К. И. Чуковского.
Ветеринары должны хорошо знать повадки животных, уметь распозна- вать признаки их болезней, назначать правильное лечение. В этом им помо- гают точные медицинские приборы и лекарства.
Может быть, и вы, ребята, заинте- ресуетесь доброй и очень нужной про- фессией ветеринара. Но для этого нужно много учиться и любить живот- ных
Многие любят зефир — такой он лег- кий, воздушный, сладкий. Не случайно кондитеры дали своему изделию это имя, взятое из древнегреческих мифов. Греки так называли бога западного ветра. Бога этого они очень чтили, ведь легкая, освежающая воздушная струя несла на раскаленные солнцем земли влагу, прохладу, она ласкала и навевала спокойствие. Совсем иначе видели греки бога северного ветра — Борея. Это длинноволосый, бородатый, могучий великан, живущий в темных горных пещерах и налетающий без жалости и пощады. Бога южного ветра Нота называли не иначе как быстрым.
В легендах и сказках разных народов ветры имеют имена и человеческое обличье: ведь люди и ветры живут на одной планете и встречаются каждый день. От того, как поведет себя ветер, порой зависит и человеческая жизнь, а не раз ветры вмешивались в ход истории.
Вот один такой случай. Конец 16-го в. Испания построила огромные корабли, создала целый флот — «Непобедимую Армаду», чтобы стать полновластной хозяйкой на морских просторах Атлантики. Главный враг испанского короля — Англия, и «Непобедимая Армада» из 128 кораблей, на борту которых 2400 пушек, 8 тыс. матросов и 19 тыс. солдат, направляется к британским берегам, чтобы сокрушить державу-соперницу. Бои испанцам не удались, 20 кораблей потеряно, и флот отходит восвояси, потрепанный, но еще очень сильный. И вдруг страшный ветер поднимает волну за волной, и один за другим тонут корабли... Так не стало «Непобедимой Армады», а с ее гибелью Испания перестает быть хозяйкой морей.
Во многих странах помнят страшные разрушения, которые нанес ветер. Наверное, самая большая катастрофа по вине ветра произошла в 1970 г., когда ураган погубил на нескольких островах в дельте реки Ганг почти все население. Число погибших — 1 млн. человек! Торнадо, цунами, тайфун, ураган, смерч — все это названия ветров, несущих людям разрушения и смерть. Скорость таких ветров огромна: при урагане воздушная масса за каждую секунду преодолевает 30- метровую дистанцию, а в центре вихря — скорость, как у реактивного самолета. Крыши домов, деревья, животные, люди, окажись они в зоне такого ветра, уносятся в воздух, как пушинки , и потом сбрасываются с огромной высоты на землю.
Зная суровый нрав разрушительных ветров, люди давно стремились заранее предугадать их визиты. Еще в 900-м г. в некоторых европейских странах на церквях и городских баш- нях появились флюгеры — крутящиеся на шарнире петушки, флажки, фигурки людей из металла, по которым можно сразу узнать, откуда дует ветер. В 1667 г. Роберт Хук изобрел прибор для измерения скорости ветра—анемометр. Уже в нашем веке научились узнавать скорость ветра, посылая за облака воздушные шары с анемометрами.
С ветрами люди с давних пор не только враждуют, но и дружат. Ветер- незаменимый помощник средневе- кового мельника, моряка, воина. А в Голландии уже в 18-м в. при помощи ветряных мельниц откачивали воду, заливавшую поля.
Приспособили для своих целей ветры и азиатские торговцы, которым морской путь обходился дешевле, чем сухопутный. Они использовали муссоны — ветры, которые дуют над просторами Индийского океана попеременно: то в одном направлении, то в другом. Такие ветры постоянны, они позволяют несколько месяцев плыть под парусами в одну сторону, а при смене ветра — возвращаться домой опять же под ровным попутным ветром. Самая протяженная торговая трасса с применением муссонов в качестве «двигателей» установилась много веков назад от Персидского залива до Китая. Путь занимал 120 дней. С ожиданием попутного ветра— 180 дней. По такому маршруту нужно было двигаться, строго соблюдая график.
На какое-то время ветры как двига- тели были забыты, уж слишком много сулили успехи машин, работающих на топливе. Но сейчас снова строятся электростанции, работающие на ветре, разрабатываются другие проекты, в которых ветер используется на благо человека. Ведь чтобы поднялся ветер, не нужны какие-то человеческие усилия. Он возникает всякий раз, как в одном месте атмосферное давление больше, чем в другом. Из той области, где давление больше (а виной тому главным образом разность температур в атмосфере), воздух перемещается туда, где давление меньше.
Вы можете легко создать ветер сами. Надуйте воздушный шарик. Внутри него давление стало большим, чем вокруг. Теперь развяжите нитку. Воздух из шарика с шумом устремится наружу. Вот и ветер получился.
А что было бы, если бы ветров не стало? Можно много нафантазировать смешных и грустных историй по поводу этого «если». Но есть и реаль- ные факты, иной раз заставляющие задуматься. Вот один из них. Несколько лет назад замер ветер в Мехико — городе, где живут 20 млн. человек. Дышать стало нечем, и люди буквально падали от головокружения. Детей не выпускали на улицу, чтобы они не отравились загрязненным воз- духом. Запретили движение почти всех машин, остановили многие производства... Пришедший ветер спас город от гибели.
У ветра есть еще одна забота: удер- живать на высоте воздушных змеев. Не только дети их любят запускать. Воздушные змеи стали непременными участниками карнавалов и народных гуляний, предприниматели помещают на них рекламу своих товаров. А народ майори в Новой Зеландии использует воздушных змеев для того, чтобы знать, что их ждет. Если змей висит над деревней, значит, дела идут хорошо. Если ветер унес его, значит, быть беде, и все идут искать свой воздушный талисман, куда бы он ни залетел.
Другие народы иначе читают знаки, подаваемые ветром. Корейцы рады, если змей улетает неведомо куда. Такой змей летит с «почтой»: на бумажках каждый пишет о своих печалях и бедах, прикрепляет к змею, а потом перерезает бечевку. И летят, по поверью, горести прочь от людей.
В легендах и сказках разных народов ветры имеют имена и человеческое обличье: ведь люди и ветры живут на одной планете и встречаются каждый день. От того, как поведет себя ветер, порой зависит и человеческая жизнь, а не раз ветры вмешивались в ход истории.
Вот один такой случай. Конец 16-го в. Испания построила огромные корабли, создала целый флот — «Непобедимую Армаду», чтобы стать полновластной хозяйкой на морских просторах Атлантики. Главный враг испанского короля — Англия, и «Непобедимая Армада» из 128 кораблей, на борту которых 2400 пушек, 8 тыс. матросов и 19 тыс. солдат, направляется к британским берегам, чтобы сокрушить державу-соперницу. Бои испанцам не удались, 20 кораблей потеряно, и флот отходит восвояси, потрепанный, но еще очень сильный. И вдруг страшный ветер поднимает волну за волной, и один за другим тонут корабли... Так не стало «Непобедимой Армады», а с ее гибелью Испания перестает быть хозяйкой морей.
Во многих странах помнят страшные разрушения, которые нанес ветер. Наверное, самая большая катастрофа по вине ветра произошла в 1970 г., когда ураган погубил на нескольких островах в дельте реки Ганг почти все население. Число погибших — 1 млн. человек! Торнадо, цунами, тайфун, ураган, смерч — все это названия ветров, несущих людям разрушения и смерть. Скорость таких ветров огромна: при урагане воздушная масса за каждую секунду преодолевает 30- метровую дистанцию, а в центре вихря — скорость, как у реактивного самолета. Крыши домов, деревья, животные, люди, окажись они в зоне такого ветра, уносятся в воздух, как пушинки , и потом сбрасываются с огромной высоты на землю.
Зная суровый нрав разрушительных ветров, люди давно стремились заранее предугадать их визиты. Еще в 900-м г. в некоторых европейских странах на церквях и городских баш- нях появились флюгеры — крутящиеся на шарнире петушки, флажки, фигурки людей из металла, по которым можно сразу узнать, откуда дует ветер. В 1667 г. Роберт Хук изобрел прибор для измерения скорости ветра—анемометр. Уже в нашем веке научились узнавать скорость ветра, посылая за облака воздушные шары с анемометрами.
С ветрами люди с давних пор не только враждуют, но и дружат. Ветер- незаменимый помощник средневе- кового мельника, моряка, воина. А в Голландии уже в 18-м в. при помощи ветряных мельниц откачивали воду, заливавшую поля.
Приспособили для своих целей ветры и азиатские торговцы, которым морской путь обходился дешевле, чем сухопутный. Они использовали муссоны — ветры, которые дуют над просторами Индийского океана попеременно: то в одном направлении, то в другом. Такие ветры постоянны, они позволяют несколько месяцев плыть под парусами в одну сторону, а при смене ветра — возвращаться домой опять же под ровным попутным ветром. Самая протяженная торговая трасса с применением муссонов в качестве «двигателей» установилась много веков назад от Персидского залива до Китая. Путь занимал 120 дней. С ожиданием попутного ветра— 180 дней. По такому маршруту нужно было двигаться, строго соблюдая график.
На какое-то время ветры как двига- тели были забыты, уж слишком много сулили успехи машин, работающих на топливе. Но сейчас снова строятся электростанции, работающие на ветре, разрабатываются другие проекты, в которых ветер используется на благо человека. Ведь чтобы поднялся ветер, не нужны какие-то человеческие усилия. Он возникает всякий раз, как в одном месте атмосферное давление больше, чем в другом. Из той области, где давление больше (а виной тому главным образом разность температур в атмосфере), воздух перемещается туда, где давление меньше.
Вы можете легко создать ветер сами. Надуйте воздушный шарик. Внутри него давление стало большим, чем вокруг. Теперь развяжите нитку. Воздух из шарика с шумом устремится наружу. Вот и ветер получился.
А что было бы, если бы ветров не стало? Можно много нафантазировать смешных и грустных историй по поводу этого «если». Но есть и реаль- ные факты, иной раз заставляющие задуматься. Вот один из них. Несколько лет назад замер ветер в Мехико — городе, где живут 20 млн. человек. Дышать стало нечем, и люди буквально падали от головокружения. Детей не выпускали на улицу, чтобы они не отравились загрязненным воз- духом. Запретили движение почти всех машин, остановили многие производства... Пришедший ветер спас город от гибели.
У ветра есть еще одна забота: удер- живать на высоте воздушных змеев. Не только дети их любят запускать. Воздушные змеи стали непременными участниками карнавалов и народных гуляний, предприниматели помещают на них рекламу своих товаров. А народ майори в Новой Зеландии использует воздушных змеев для того, чтобы знать, что их ждет. Если змей висит над деревней, значит, дела идут хорошо. Если ветер унес его, значит, быть беде, и все идут искать свой воздушный талисман, куда бы он ни залетел.
Другие народы иначе читают знаки, подаваемые ветром. Корейцы рады, если змей улетает неведомо куда. Такой змей летит с «почтой»: на бумажках каждый пишет о своих печалях и бедах, прикрепляет к змею, а потом перерезает бечевку. И летят, по поверью, горести прочь от людей.
На взлетной площадке стоит машина, похожая на огромную стрекозу. Сверху у нее — лопасти огромного винта, а на хвосте — еще один, маленький винт.
Забираемся в кабину, садимся в мягкие кресла. Пилот включает двигатель. Громкий рев, кресла под нами задрожали. Завертелись воздушные винты. И вот машина без всякого раз- бега, прямо с места пошла вверх. Поднялась и ... остановилась, повисла в воздухе. Мотор ревет, лопасти вра- щаются —и ни с места! Вертолет движется благодаря вра- щению большого несущего винта. Он создает и подъемную силу, и тягу, если нужно лететь вперед. И еще одно прекрасное свойство есть у несущего винта. Если в полете двигатель вдруг сломается, то винт послужит парашю- том. Набегающий поток воздуха рас- крутит его, как раскручивает па- дающее семечко клена. И машина сможет совершить плавный спуск и посадку.
Вертолет может долго висеть в воз- духе. Можно открыть дверцу, сбро- сить веревочную лестницу. По ней взберется в кабину рыбак, унесенный в море на льдине, или геолог, заблу- дившийся в тайге. Можно сфотогра- фировать местность, пересчитывать животных на пастбище, находить косяки рыбы в морях, опрыскивать поля и виноградники, тушить лесные пожары и даже... сбивать струей воз- духа кедровые шишки! Винтокрылая машина помогает добытчикам нефти и газа, строителям, морякам, пожарным. В места, где нет дорог и аэродромов, она привозит врачей и лекарства, почту и продовольствие. Трудно даже перечислить все профессии этого скромного, безотказного небесного вездехода.
Сегодня у нас работают вертолеты двух видов: конструкции М. Л. Миля (Ми) — с одним несущим винтом — и Н. И. Камова (Ка)— с двумя винтами, расположенными друг над другом. Управляют вертолетом с помощью ручек, педалей и рычагов.
Вот пилот переводит рычаг... Вперед! Под нами покачнулись и поплыли назад кубики домов, дорога с деловито ползущими маленькими, словно игрушечными, автомобилями. А навстречу летит другой вертолет, побольше нашего, с огромным винтом. К нему подвешена на канатах решетчатая стальная мачта, такая же, как те, что редкой шеренгой выстрои- лись внизу. Смотрите-ка, да там подготовлено место еще для одной мачты! Фигурки людей стоят вокруг серых бетонных квадратов. Один взмахивает флажком — и вертолет неподвижно зависает над квадратами. Медленно, осторожно опускается. Машут флажки. Правее... Теперь левее... Мачта слегка покачивается... Есть! Села точнехонько на место! Человек внизу решительно взмахивает флажком. Канаты отцепляют, и вертолет быстро улетает прочь. «Это он линию электропередачи строит, — догадываемся мы. — За следующей мачтой полетел».
Вот он какой, небесный вездеход. Не только спасатель, разведчик, не только воздушный автобус — он еще и летающий подъемный кран! Вертолеты переносят и укладывают огромные стальные трубы для нефте- и газопроводов, устанавливают буровые вышки и телевизионные антенны, выполняют множество других сложных и необычных работ.
Вертолетчики участвовали в соору- жении таких гигантов, как Байкало- Амурская магистраль (БАМ), Камский автозавод (КамАЗ), Саяно-Шушенская гидроэлектростанция.
Вертолеты могут садиться и взлетать без разбега. Для этого годится любая небольшая площадка: палуба корабля, крыша дома, поляна в дремучем лесу. В высокогорное село трудно добраться без вертолета. Вертолет может сесть там, где нет дорог и аэродромов. Вертолет может поворачиваться в воздухе в любую сторону и лететь со скоростью до 200—350 км в час.
О вертолетах прочитайте в книгах: Гальперштейн Л. Я. Мы едем, едем, едем! М.: Дет. лит., 1985. С. 17—19.
Черненко Г. Т. Эти удивительные вертолеты. Л.: Дет. лит., 1980. с. 99— 108.
Забираемся в кабину, садимся в мягкие кресла. Пилот включает двигатель. Громкий рев, кресла под нами задрожали. Завертелись воздушные винты. И вот машина без всякого раз- бега, прямо с места пошла вверх. Поднялась и ... остановилась, повисла в воздухе. Мотор ревет, лопасти вра- щаются —и ни с места! Вертолет движется благодаря вра- щению большого несущего винта. Он создает и подъемную силу, и тягу, если нужно лететь вперед. И еще одно прекрасное свойство есть у несущего винта. Если в полете двигатель вдруг сломается, то винт послужит парашю- том. Набегающий поток воздуха рас- крутит его, как раскручивает па- дающее семечко клена. И машина сможет совершить плавный спуск и посадку.
Вертолет может долго висеть в воз- духе. Можно открыть дверцу, сбро- сить веревочную лестницу. По ней взберется в кабину рыбак, унесенный в море на льдине, или геолог, заблу- дившийся в тайге. Можно сфотогра- фировать местность, пересчитывать животных на пастбище, находить косяки рыбы в морях, опрыскивать поля и виноградники, тушить лесные пожары и даже... сбивать струей воз- духа кедровые шишки! Винтокрылая машина помогает добытчикам нефти и газа, строителям, морякам, пожарным. В места, где нет дорог и аэродромов, она привозит врачей и лекарства, почту и продовольствие. Трудно даже перечислить все профессии этого скромного, безотказного небесного вездехода.
Сегодня у нас работают вертолеты двух видов: конструкции М. Л. Миля (Ми) — с одним несущим винтом — и Н. И. Камова (Ка)— с двумя винтами, расположенными друг над другом. Управляют вертолетом с помощью ручек, педалей и рычагов.
Вот пилот переводит рычаг... Вперед! Под нами покачнулись и поплыли назад кубики домов, дорога с деловито ползущими маленькими, словно игрушечными, автомобилями. А навстречу летит другой вертолет, побольше нашего, с огромным винтом. К нему подвешена на канатах решетчатая стальная мачта, такая же, как те, что редкой шеренгой выстрои- лись внизу. Смотрите-ка, да там подготовлено место еще для одной мачты! Фигурки людей стоят вокруг серых бетонных квадратов. Один взмахивает флажком — и вертолет неподвижно зависает над квадратами. Медленно, осторожно опускается. Машут флажки. Правее... Теперь левее... Мачта слегка покачивается... Есть! Села точнехонько на место! Человек внизу решительно взмахивает флажком. Канаты отцепляют, и вертолет быстро улетает прочь. «Это он линию электропередачи строит, — догадываемся мы. — За следующей мачтой полетел».
Вот он какой, небесный вездеход. Не только спасатель, разведчик, не только воздушный автобус — он еще и летающий подъемный кран! Вертолеты переносят и укладывают огромные стальные трубы для нефте- и газопроводов, устанавливают буровые вышки и телевизионные антенны, выполняют множество других сложных и необычных работ.
Вертолетчики участвовали в соору- жении таких гигантов, как Байкало- Амурская магистраль (БАМ), Камский автозавод (КамАЗ), Саяно-Шушенская гидроэлектростанция.
Вертолеты могут садиться и взлетать без разбега. Для этого годится любая небольшая площадка: палуба корабля, крыша дома, поляна в дремучем лесу. В высокогорное село трудно добраться без вертолета. Вертолет может сесть там, где нет дорог и аэродромов. Вертолет может поворачиваться в воздухе в любую сторону и лететь со скоростью до 200—350 км в час.
О вертолетах прочитайте в книгах: Гальперштейн Л. Я. Мы едем, едем, едем! М.: Дет. лит., 1985. С. 17—19.
Черненко Г. Т. Эти удивительные вертолеты. Л.: Дет. лит., 1980. с. 99— 108.
Прогуливаясь по городу, мы с прияте- лем зашли в небольшой книжный магазин. И вдруг увидели книгу, кото- рую давно искали. Случайность! Школьнику задали на дом пять задач. Четыре он решил, пятая же не получилась. Он понадеялся, что учи- тель спросит кого-либо другого, а если и его, то попадется одна из четырех решенных им задач. Но учитель вызвал именно его и спросил как раз пятую задачу. Случайность! И на этот раз не очень-то приятная! Кажется, как можно «предвидеть» наступление случайного события? Ведь оно может произойти, а может и не сбыться! Но математика нашла способы оце- нивать вероятность наступления слу- чайных событий.
Появление науки о случайном связано в первую очередь с именем фран- цузского ученого Паскаля. Чтобы понять его математические идеи, вспомним, что для выбора одной из двух возможностей (например, чтобы решить, кому сделать первый ход в игре) мы иногда бросаем монетку. Имеется один шанс из двух за то, что монета выпадет гербом вверх. Мате- матики в таком случае говорят, что вероятность выпадения герба равна Ѕ А какова вероятность того, что при 50 бросаниях монеты ни разу не выпадет герб? Она равна 1/250. Вооружившись микрокалькулятором, можно подсчитать, что эта вероятность выражается десятичной дробью, у которой после запятой идут 15 нулей.
Иначе говоря, имеется один шанс из миллиона миллиардов за то, что 50 раз подряд выпадет герб. Видите, какие «большие числа» могут появиться при рассмотрении несложной вероятностной задачи! Такова же вероятность того, что из первых 50 человек, прошедших мимо твоего окна, все будут мужчины. Однако такой ответ был бы правиль- ным лишь в том случае, если считать равновероятным, что следующий про- хожий будет мужчиной или женщиной. А вдруг мимо окна пройдет отряд военных? Это будет нарушение рав- новероятности, и потому наш расчет вероятности окажется неверным. Поучительный рассказ об этом можно прочитать в книге Я. И. Перельмана «Живая математика». Эта книга (как и другие произведения этого автора) расскажет много интересного о математике и ее приложениях в жизни.
В наше время наука о случайном (теория вероятностей) очень важна. Она применяется в селекции при раз- ведении наиболее ценных сортов рас- тений и пород животных, при приемке промышленной продукции (когда по небольшому числу испытаний нужно оценить, каков примерно процент брака во всей партии изделий); при расчете числа телефонных линий, которыми следует соединить разные города, чтобы нагрузка на эти линии была по возможности более равно- мерной; при расчете графика разгрузки вагонов, позволяющего уменьшить простои, и во многих других случаях. Важный вклад в развитие этого раздела современной математики внесли академики С. Н. Бернштейн, А. Н. Колмогоров, Ю. В. Прохоров, Б. В. Гнеденко.
Появление науки о случайном связано в первую очередь с именем фран- цузского ученого Паскаля. Чтобы понять его математические идеи, вспомним, что для выбора одной из двух возможностей (например, чтобы решить, кому сделать первый ход в игре) мы иногда бросаем монетку. Имеется один шанс из двух за то, что монета выпадет гербом вверх. Мате- матики в таком случае говорят, что вероятность выпадения герба равна Ѕ А какова вероятность того, что при 50 бросаниях монеты ни разу не выпадет герб? Она равна 1/250. Вооружившись микрокалькулятором, можно подсчитать, что эта вероятность выражается десятичной дробью, у которой после запятой идут 15 нулей.
Иначе говоря, имеется один шанс из миллиона миллиардов за то, что 50 раз подряд выпадет герб. Видите, какие «большие числа» могут появиться при рассмотрении несложной вероятностной задачи! Такова же вероятность того, что из первых 50 человек, прошедших мимо твоего окна, все будут мужчины. Однако такой ответ был бы правиль- ным лишь в том случае, если считать равновероятным, что следующий про- хожий будет мужчиной или женщиной. А вдруг мимо окна пройдет отряд военных? Это будет нарушение рав- новероятности, и потому наш расчет вероятности окажется неверным. Поучительный рассказ об этом можно прочитать в книге Я. И. Перельмана «Живая математика». Эта книга (как и другие произведения этого автора) расскажет много интересного о математике и ее приложениях в жизни.
В наше время наука о случайном (теория вероятностей) очень важна. Она применяется в селекции при раз- ведении наиболее ценных сортов рас- тений и пород животных, при приемке промышленной продукции (когда по небольшому числу испытаний нужно оценить, каков примерно процент брака во всей партии изделий); при расчете числа телефонных линий, которыми следует соединить разные города, чтобы нагрузка на эти линии была по возможности более равно- мерной; при расчете графика разгрузки вагонов, позволяющего уменьшить простои, и во многих других случаях. Важный вклад в развитие этого раздела современной математики внесли академики С. Н. Бернштейн, А. Н. Колмогоров, Ю. В. Прохоров, Б. В. Гнеденко.
В 70-х гг. прошлого века каждое лето в любую погоду у северных берегов Франции появлялась небольшая парусная яхта. Встречные корабли первые салютовали крохотному суде- нышку, и их капитаны первые выкри- кивали в рупор слова привета человеку в матросской блузе, стоявшему на палубе. Это был легендарный «капитан Верн», знаменитый писатель, автор 65 интереснейших, всемирно известных романов, повестей и рассказов.
Где только не побывали храбрые и великодушные герои Жюля Верна! Об их необыкновенных приключениях красноречиво говорят сами названия жюль-верновских книг: «Пять недель на воздушном шаре», «Вокруг света в 80 дней», «Таинственный остров», «20 000 лье под водой», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру Земли».
Не удивительно, что об авторе этих романов ходили самые причудливые и противоречивые легенды.
— Жюль Верн — неутомимый путешественник!— уверяли одни.— В своих романах он описал собственные приключения! — Ничего подобного!— утверждали другие.— Никакого Жюля Верна не существует. Жюль Верн — это просто псевдоним, под которым скрывается целое географическое общество.
На самом деле Жюль Верн не был ни знаменитым ученым-географом, ни великим путешественником. Просто он любил мечтать и был страстно влюблен в науку.
В портовый город Нант, где он родился, приходили корабли из разных стран. Глядя на них, мальчик мечтал о таинственных островах и небывалых приключениях. Но мечты мечтами, а жизнь жизнью. Отец Жюля твердо решил, что его сын станет юристом, отправил его в Париж, в университет. Однако, став взрослым, Жюль Верн не изменил мечте своего детства. Он стал писателем-фантастом.
В романах Жюля Верна всегда много необыкновенного, чудесного, сказочного. Но если сказочные персо- нажи получали чудо из рук богов, вол- шебников, джиннов, в существование которых искренне верили, то герои Жюля Верна творят чудеса сами, своим собственным разумом, своими собственными руками. Он предсказал множество великих открытий и изоб- ретений задолго до того, как они появились в жизни. В его книгах опи- саны подводная лодка, самолет, вер- толет, управляемый аэростат, радио, телевидение, кино, электродвигатели... Он предсказал и космические полеты, и проникновение в тайны океана, и пересадку органов.
Бурное развитие науки и техники в 20- м в. далеко обогнало самые смелые фантазии Жюля Верна. Нам, сов- ременникам атомных подводных лодок, чудесный корабль капитана Немо вовсе уже не кажется таким чудом техники. И про космические полеты мы знаем сегодня куда больше, чем герои романа Жюля Верна «С Земли на Луну». Но книги писателя и поныне остаются в числе любимейших наших книг: в них живут и действуют люди смелого, пытливого ума и благородного сердца. Люди, пламенно верящие в победу добра и всеми силами души ненавидящие зло. Именно поэтому сегодняшние читатели с такой же радостью, как их отцы и деды, всегда готовы отправиться в любое далекое путешествие с героями Жюля Верна — неустрашимым Гаттерасом, веселым Мишелем Арданом, рассеянным Паганелем, благородным капитаном Немо.
Где только не побывали храбрые и великодушные герои Жюля Верна! Об их необыкновенных приключениях красноречиво говорят сами названия жюль-верновских книг: «Пять недель на воздушном шаре», «Вокруг света в 80 дней», «Таинственный остров», «20 000 лье под водой», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру Земли».
Не удивительно, что об авторе этих романов ходили самые причудливые и противоречивые легенды.
— Жюль Верн — неутомимый путешественник!— уверяли одни.— В своих романах он описал собственные приключения! — Ничего подобного!— утверждали другие.— Никакого Жюля Верна не существует. Жюль Верн — это просто псевдоним, под которым скрывается целое географическое общество.
На самом деле Жюль Верн не был ни знаменитым ученым-географом, ни великим путешественником. Просто он любил мечтать и был страстно влюблен в науку.
В портовый город Нант, где он родился, приходили корабли из разных стран. Глядя на них, мальчик мечтал о таинственных островах и небывалых приключениях. Но мечты мечтами, а жизнь жизнью. Отец Жюля твердо решил, что его сын станет юристом, отправил его в Париж, в университет. Однако, став взрослым, Жюль Верн не изменил мечте своего детства. Он стал писателем-фантастом.
В романах Жюля Верна всегда много необыкновенного, чудесного, сказочного. Но если сказочные персо- нажи получали чудо из рук богов, вол- шебников, джиннов, в существование которых искренне верили, то герои Жюля Верна творят чудеса сами, своим собственным разумом, своими собственными руками. Он предсказал множество великих открытий и изоб- ретений задолго до того, как они появились в жизни. В его книгах опи- саны подводная лодка, самолет, вер- толет, управляемый аэростат, радио, телевидение, кино, электродвигатели... Он предсказал и космические полеты, и проникновение в тайны океана, и пересадку органов.
Бурное развитие науки и техники в 20- м в. далеко обогнало самые смелые фантазии Жюля Верна. Нам, сов- ременникам атомных подводных лодок, чудесный корабль капитана Немо вовсе уже не кажется таким чудом техники. И про космические полеты мы знаем сегодня куда больше, чем герои романа Жюля Верна «С Земли на Луну». Но книги писателя и поныне остаются в числе любимейших наших книг: в них живут и действуют люди смелого, пытливого ума и благородного сердца. Люди, пламенно верящие в победу добра и всеми силами души ненавидящие зло. Именно поэтому сегодняшние читатели с такой же радостью, как их отцы и деды, всегда готовы отправиться в любое далекое путешествие с героями Жюля Верна — неустрашимым Гаттерасом, веселым Мишелем Арданом, рассеянным Паганелем, благородным капитаном Немо.
Их называют кораблями пустыни. И верно, долгое время домашние верб- люды были незаменимым транспортом пустынь.
Знаете ли вы, что пальцы ног у верблюдов расположены горизонтально, и он наступает на всю широкую мягкую лапу. Это позволяет ему легко передвигаться по глубокому сыпучему песку жарких безводных пустынь. Человек оценил верблюда очень давно — более 5 тыс. лет назад. И все это время у верблюда не было соперников. Ну кто почти без пищи и воды, под палящими лучами солнца может двигаться много дней подряд, преодолевая 80—90 км ежедневно? Это выносливое животное хорошо приспособлено для жизни в пустынях. На ногах у него толстые мозоли, и верблюд не страдает от накаленного солнцем песка; шерсть, густая и длин- ная, помогает переносить дневную жару и ночной холод. Верблюд очень нетребователен к пище. Он удовле- творяется колючими кустарниками и травами, которые не едят другие животные. Но и эта скромная пища помогает накопить в горбах запас жира. Расходуя этот запас, верблюд может несколько дней обходиться вообще без пищи.
Во многих местах верблюды и сейчас незаменимы. И не только как транспорт. Жители пустынь исполь- зуют также их молоко, шерсть, кожу.
Верблюды есть одногорбые и дву- горбые.
Дикие двугорбые верблюды еще сохранились в пустыне Гоби, в Китае в пустынях Синьцзяна и в юго-западной Монголии. Дикого двугорбого верблюда открыл в 1877 г. Н. М. Пржевальский. Этот вид верблюда занесен в Красную книгу Междуна- родного союза охраны природы.
Знаете ли вы, что пальцы ног у верблюдов расположены горизонтально, и он наступает на всю широкую мягкую лапу. Это позволяет ему легко передвигаться по глубокому сыпучему песку жарких безводных пустынь. Человек оценил верблюда очень давно — более 5 тыс. лет назад. И все это время у верблюда не было соперников. Ну кто почти без пищи и воды, под палящими лучами солнца может двигаться много дней подряд, преодолевая 80—90 км ежедневно? Это выносливое животное хорошо приспособлено для жизни в пустынях. На ногах у него толстые мозоли, и верблюд не страдает от накаленного солнцем песка; шерсть, густая и длин- ная, помогает переносить дневную жару и ночной холод. Верблюд очень нетребователен к пище. Он удовле- творяется колючими кустарниками и травами, которые не едят другие животные. Но и эта скромная пища помогает накопить в горбах запас жира. Расходуя этот запас, верблюд может несколько дней обходиться вообще без пищи.
Во многих местах верблюды и сейчас незаменимы. И не только как транспорт. Жители пустынь исполь- зуют также их молоко, шерсть, кожу.
Верблюды есть одногорбые и дву- горбые.
Дикие двугорбые верблюды еще сохранились в пустыне Гоби, в Китае в пустынях Синьцзяна и в юго-западной Монголии. Дикого двугорбого верблюда открыл в 1877 г. Н. М. Пржевальский. Этот вид верблюда занесен в Красную книгу Междуна- родного союза охраны природы.