27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом боевой истребитель Су-27УБ врезался в зрителей. Погибли 83 человека (из них 19 детей), 116 человек ранены. Пилоты успели катапультироваться.
Субботнее утро 27 июля 2002 года: на армейском аэродроме Скнилов, под Львовом, многолюдно. Все с нетерпением ожидают начала праздника, посвященного 60-летию 14-го воздушного корпуса, дислоцированного в западных областях Украины. Особенно радуются дети: родители им обещали, что они смогут посидеть в настоящих самолетах.
Первым в небе появился Ан-2. Кружа над взлетно-посадочной полосой аэропорта, он сбрасывал парашютистов.
Затем перед трибуной показали фигуры высшего пилотажа два спортивных Як-52. Но все ожидали появления настоящих боевых машин – полеты заявлены в программе.
Субботнее утро 27 июля 2002 года: на армейском аэродроме Скнилов, под Львовом, многолюдно. Все с нетерпением ожидают начала праздника, посвященного 60-летию 14-го воздушного корпуса, дислоцированного в западных областях Украины. Особенно радуются дети: родители им обещали, что они смогут посидеть в настоящих самолетах.
Первым в небе появился Ан-2. Кружа над взлетно-посадочной полосой аэропорта, он сбрасывал парашютистов.
Затем перед трибуной показали фигуры высшего пилотажа два спортивных Як-52. Но все ожидали появления настоящих боевых машин – полеты заявлены в программе.
2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись Ту-154М компании "Башкирские авиалинии" и транспортный самолет "Боинг-757" американской почтовой авиакомпании DHL. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка.
Эта авиакатастрофа потрясла Европу. В ночь с понедельника на вторник 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией на высоте 12000 м столкнулись Ту-154 компании "Башкирские авиалинии", летевший из Москвы в Барселону, и грузовой "Боинг-757" американской почтовой компании DHL, следовавший из Бахрейна в Брюссель. На борту российского лайнера находились 69 человек, включая 12 членов экипажа и 57 пассажиров, большинство их – дети, летевшие в Испанию на отдых. Катастрофа, произошла ровно через год после гибели Ту-154 под Иркутском.
Горящие обломки самолетов разлетелись в радиусе 30 км. Местные жители с ужасом рассматривали разбросанные в округе искалеченные, обезображенные тела.
Эта авиакатастрофа потрясла Европу. В ночь с понедельника на вторник 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией на высоте 12000 м столкнулись Ту-154 компании "Башкирские авиалинии", летевший из Москвы в Барселону, и грузовой "Боинг-757" американской почтовой компании DHL, следовавший из Бахрейна в Брюссель. На борту российского лайнера находились 69 человек, включая 12 членов экипажа и 57 пассажиров, большинство их – дети, летевшие в Испанию на отдых. Катастрофа, произошла ровно через год после гибели Ту-154 под Иркутском.
Горящие обломки самолетов разлетелись в радиусе 30 км. Местные жители с ужасом рассматривали разбросанные в округе искалеченные, обезображенные тела.
12 ноября 2001 года около аэропорта имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке разбился аэробус A-300-600 авиакомпании "Америкэн эйрлайнз". Погибли 265 человек.
В понедельник 12 ноября 2001 года из нью-йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди поднялся в небо огромный аэробус A.300B4-605R авиакомпании "Америкэн эйрлайнз", выполнявший рейс № 587 в Санто-Доминго (Доминиканская Республика).
Через три минуты после взлета A-300 загорелся в воздухе. Объятый пламенем левый двигатель оторвался от левого крыла. Лишившийся мощной турбины лайнер резко развернулся, его крыло переломилось, и аэробус рухнул на квартал Рокауэйз нью-йоркского района Куинз. Здесь проживали в основном семьи служащих и пожарных; многие из них отличились 11 сентября, спасая людей во Всемирном торговом центре. Тогда погибли 97 жителей этого района.
Двигатель A-300 упал в нескольких метрах от бензозаправочной станции; основная часть фюзеляжа накрыла район, застроенный двухэтажными коттеджами, а хвостовая часть рухнула в воды залива. В результате взорвалась бензоколонка, а четыре здания были до основания разрушены. Вместе с горящим бензином по улицам Нью-Йорка растеклись 56 т авиационного керосина. Двенадцать домов охватил огонь.
В понедельник 12 ноября 2001 года из нью-йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди поднялся в небо огромный аэробус A.300B4-605R авиакомпании "Америкэн эйрлайнз", выполнявший рейс № 587 в Санто-Доминго (Доминиканская Республика).
Через три минуты после взлета A-300 загорелся в воздухе. Объятый пламенем левый двигатель оторвался от левого крыла. Лишившийся мощной турбины лайнер резко развернулся, его крыло переломилось, и аэробус рухнул на квартал Рокауэйз нью-йоркского района Куинз. Здесь проживали в основном семьи служащих и пожарных; многие из них отличились 11 сентября, спасая людей во Всемирном торговом центре. Тогда погибли 97 жителей этого района.
Двигатель A-300 упал в нескольких метрах от бензозаправочной станции; основная часть фюзеляжа накрыла район, застроенный двухэтажными коттеджами, а хвостовая часть рухнула в воды залива. В результате взорвалась бензоколонка, а четыре здания были до основания разрушены. Вместе с горящим бензином по улицам Нью-Йорка растеклись 56 т авиационного керосина. Двенадцать домов охватил огонь.
8 октября 2001 года в миланском аэропорту Линате столкнулись лайнер MD-87 авиакомпании SAS и легкомоторный самолет "Сессна". Погибли 118 человек, в том числе четверо на земле.
После терактов 11 сентября 2001 года, когда погибли четыре самолета, в аэропортах мира и штаб-квартирах авиакомпаний воцарилась обстановка, близкая к панике: массовый отказ от билетов; число пассажиров, опасающихся вверять жизни авиаперевозчикам в Европе и Америке, многократно возросло. На грани полного банкротства оказались швейцарская "Суисс эйр" и бельгийская "Сабена". Вводились драконовские меры безопасности; запрещалось проносить в самолеты даже перочинные ножи и булавки…
Тем драматичнее стала катастрофа, происшедшая в Милане.
В понедельник утром 8 октября 2001 года аэропорт Линате был окутан густым туманом. По этой причине лайнер "Макдоннел-Дуглас MD-87" скандинавской авиакомпании SAS, совершавший рейс SK686 в Копенгаген, отправился на исполнительный старт с получасовым опозданием. На его борту находились 110 человек, в том числе 6 членов экипажа. Среди пассажиров – 48 итальянцев и 56 иностранных подданных, в основном жителей Скандинавии.
После терактов 11 сентября 2001 года, когда погибли четыре самолета, в аэропортах мира и штаб-квартирах авиакомпаний воцарилась обстановка, близкая к панике: массовый отказ от билетов; число пассажиров, опасающихся вверять жизни авиаперевозчикам в Европе и Америке, многократно возросло. На грани полного банкротства оказались швейцарская "Суисс эйр" и бельгийская "Сабена". Вводились драконовские меры безопасности; запрещалось проносить в самолеты даже перочинные ножи и булавки…
Тем драматичнее стала катастрофа, происшедшая в Милане.
В понедельник утром 8 октября 2001 года аэропорт Линате был окутан густым туманом. По этой причине лайнер "Макдоннел-Дуглас MD-87" скандинавской авиакомпании SAS, совершавший рейс SK686 в Копенгаген, отправился на исполнительный старт с получасовым опозданием. На его борту находились 110 человек, в том числе 6 членов экипажа. Среди пассажиров – 48 итальянцев и 56 иностранных подданных, в основном жителей Скандинавии.
4 октября 2001 года взорвался на высоте 11000 м и рухнул в Черное море самолет Ту-154 российской авиакомпании "Сибирь". На борту машины, совершавшей рейс по маршруту Тель-Авив – Новосибирск, находились 66 пассажиров и 11 членов экипажа.
Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" (бортовой номер 85639) совершал регулярный рейс № 1812 по маршруту Тель-Авив – Новосибирск. Последний раз лайнер вышел на связь в 13.44, после чего пропал с экранов радаров. Примерно через три минуты Гарик Оганесян, командир самолета Ан-24, летевшего с Ту-154 параллельным курсом, передал диспетчерам, что слева от него "произошел мощный взрыв, после чего неизвестный самолет потерял управление и упал в море". Правда, в его показаниях много странного. "Антонов" летел ниже "Туполева" минимум на 5–6 км. Следовательно, Оганесян не мог наблюдать поведение соседа сверху и тем более взрыв на его борту. Скорее всего, армянский пилот боковым зрением заметил уже падающие фрагменты Ту-154 и взрыв при ударе о воду.
После этого на пульт диспетчера поступило сообщение от пилота другого Ту-154 (тоже летел из Тель-Авива). По словам командира экипажа, в 180 км юго-западнее Сочи он видел плавающие в море обломки самолета. Точные координаты места падения лайнера – 42 градуса 11 минут северной широты и 37 градусов 37 минут восточной долготы.
Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" (бортовой номер 85639) совершал регулярный рейс № 1812 по маршруту Тель-Авив – Новосибирск. Последний раз лайнер вышел на связь в 13.44, после чего пропал с экранов радаров. Примерно через три минуты Гарик Оганесян, командир самолета Ан-24, летевшего с Ту-154 параллельным курсом, передал диспетчерам, что слева от него "произошел мощный взрыв, после чего неизвестный самолет потерял управление и упал в море". Правда, в его показаниях много странного. "Антонов" летел ниже "Туполева" минимум на 5–6 км. Следовательно, Оганесян не мог наблюдать поведение соседа сверху и тем более взрыв на его борту. Скорее всего, армянский пилот боковым зрением заметил уже падающие фрагменты Ту-154 и взрыв при ударе о воду.
После этого на пульт диспетчера поступило сообщение от пилота другого Ту-154 (тоже летел из Тель-Авива). По словам командира экипажа, в 180 км юго-западнее Сочи он видел плавающие в море обломки самолета. Точные координаты места падения лайнера – 42 градуса 11 минут северной широты и 37 градусов 37 минут восточной долготы.
11 сентября 2001 года террористы-смертники захватили четыре пассажирских самолета, выполнявших внутренние рейсы в США. "Боинг-767-223ER" авиакомпании "Америкэн эйрлайнз" врезался в Северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. "Боинг-767-222" авиакомпании "Юнайтед эйрлайнз" врезался в Южную башню ВТЦ. "Боинг-757-223" авиакомпании "Америкэн эйрлайнз" рухнул на здание Пентагона в Вашингтоне. Наконец, "Боинг-757-222" авиакомпании "Юнайтед эйрлайнз" упал в штате Пенсильвания. Всего на этих четырех лайнерах летели 266 человек. В результате терактов погибли более 3100 человек.
Во вторник 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке проходили выборы в городской муниципалитет. Среди важных международных событий – открытие очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. А для 50 тысяч ньюйоркцев, работавших в семи зданиях Всемирного торгового центра (ВТЦ), где разместилось более тысячи коммерческих учреждений, это был обычный трудовой день. В этом самом большом офисном комплексе в мире выделялись две 110-этажные башни-близнецы. На крышу этих небоскребов поднимались туристы, чтобы полюбоваться панорамой Нью-Йорка. С утра и до вечера в здания направлялся поток посетителей. В холлах, скоростных лифтах, коридорах сновали тысячи сотрудников адвокатских, страховых и прочих фирм – и столько же, наверное, посетителей.
Во вторник 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке проходили выборы в городской муниципалитет. Среди важных международных событий – открытие очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. А для 50 тысяч ньюйоркцев, работавших в семи зданиях Всемирного торгового центра (ВТЦ), где разместилось более тысячи коммерческих учреждений, это был обычный трудовой день. В этом самом большом офисном комплексе в мире выделялись две 110-этажные башни-близнецы. На крышу этих небоскребов поднимались туристы, чтобы полюбоваться панорамой Нью-Йорка. С утра и до вечера в здания направлялся поток посетителей. В холлах, скоростных лифтах, коридорах сновали тысячи сотрудников адвокатских, страховых и прочих фирм – и столько же, наверное, посетителей.
3 июля 2001 года самолет Ту-154 компании "ВладивостокАвиа" потерпел катастрофу под Иркутском. Погибли 145 человек, в том числе 9 членов экипажа.
3 июля 2001 года, в 19.40 по московскому времени, самолет Ту-154 авиакомпании "ВладивостокАвиа" (бортовой номер 85845), выполнявший рейс ДД-352 Екатеринбург – Владивосток, вылетел из аэропорта Кольцово. В 21.20 лайнер должен был совершить промежуточную посадку в Иркутске.
21.07. Состоялся плановый сеанс связи, и на высоте около 900 м самолет начал выполнять маневр захода на посадку.
21.10 (2.10 ночи по местному времени). Ту-154 внезапно пропал с радаров авиадиспетчеров. Сначала никто не понял, что случилось. Решили, что самолет снизился, и локаторы просто не могут его поймать. По рации несколько раз пытались вызвать экипаж – в ответ тишина.
3 июля 2001 года, в 19.40 по московскому времени, самолет Ту-154 авиакомпании "ВладивостокАвиа" (бортовой номер 85845), выполнявший рейс ДД-352 Екатеринбург – Владивосток, вылетел из аэропорта Кольцово. В 21.20 лайнер должен был совершить промежуточную посадку в Иркутске.
21.07. Состоялся плановый сеанс связи, и на высоте около 900 м самолет начал выполнять маневр захода на посадку.
21.10 (2.10 ночи по местному времени). Ту-154 внезапно пропал с радаров авиадиспетчеров. Сначала никто не понял, что случилось. Решили, что самолет снизился, и локаторы просто не могут его поймать. По рации несколько раз пытались вызвать экипаж – в ответ тишина.
25 июля 2000 года сверхзвуковой лайнер "Конкорд" компании "Эр Франс" через 3 минуты после взлета из парижского аэропорта Шарль-де-Голль рухнул на землю. Погибли 113 человек.
Начатые в 1955 году в Великобритании и в 1956 году во Франции исследовательские работы по созданию сверхзвукового пассажирского самолета завершились в 1959–1961 годах разработкой проектов BAC-223 (фирма "Бристоль" в 1960 году вошла в состав корпорации BAC) и "Супер-Каравелла" (фирма "Сюд авиасьон" в 1970 году вошла в состав государственного объединения "Аэроспасьяль"). Исходя из финансово-экономических соображений, 26 октября 1962 года было подписано соглашение между правительствами Франции и Великобритании о совместном строительстве самолета "Конкорд" (по французскому проекту, с использованием английских двигателей). На день ранее подписанное соглашение между BAC и "Сюд авиасьон" предусматривало, что обе фирмы будут координировать проектные, исследовательские и конструкторские работы нескольких десятков фирм обеих стран.
Начатые в 1955 году в Великобритании и в 1956 году во Франции исследовательские работы по созданию сверхзвукового пассажирского самолета завершились в 1959–1961 годах разработкой проектов BAC-223 (фирма "Бристоль" в 1960 году вошла в состав корпорации BAC) и "Супер-Каравелла" (фирма "Сюд авиасьон" в 1970 году вошла в состав государственного объединения "Аэроспасьяль"). Исходя из финансово-экономических соображений, 26 октября 1962 года было подписано соглашение между правительствами Франции и Великобритании о совместном строительстве самолета "Конкорд" (по французскому проекту, с использованием английских двигателей). На день ранее подписанное соглашение между BAC и "Сюд авиасьон" предусматривало, что обе фирмы будут координировать проектные, исследовательские и конструкторские работы нескольких десятков фирм обеих стран.
31 октября 1999 года "Боинг-767-366" египетской авиакомпании, летевший из Нью-Йорка в Каир, рухнул в Атлантический океан. Погибли 202 пассажира и 15 членов экипажа.
31 октября 1999 года у побережья штата Массачусетс, в 100 км от островка Нантакет, потерпел катастрофу лайнер "Боинг-767-366" авиакомпании "Иджипт эйр". Из 202 пассажиров, среди которых граждане Египта, США, Судана, Сирии, Чили, Канады и 15 членов экипажа, спастись не удалось никому. На борту "Боинга" находились около тридцати египетских военнослужащих, в том числе высокие военные чины: они возвращались на родину после обучения в США.
Катастрофа произошла через полчаса после начала рейса MS990 из Нью-Йорка в Каир: самолет, поднявшийся в небо 01.19 по EST (восточное поясное время), исчез из поля зрения радаров в 1.52. Никаких сигналов тревоги или бедствия с борта не поступало, хотя диспетчеры заметили, что в 1.50, спустя три минуты после очередного выхода на связь, лайнер резко пошел вниз.
31 октября 1999 года у побережья штата Массачусетс, в 100 км от островка Нантакет, потерпел катастрофу лайнер "Боинг-767-366" авиакомпании "Иджипт эйр". Из 202 пассажиров, среди которых граждане Египта, США, Судана, Сирии, Чили, Канады и 15 членов экипажа, спастись не удалось никому. На борту "Боинга" находились около тридцати египетских военнослужащих, в том числе высокие военные чины: они возвращались на родину после обучения в США.
Катастрофа произошла через полчаса после начала рейса MS990 из Нью-Йорка в Каир: самолет, поднявшийся в небо 01.19 по EST (восточное поясное время), исчез из поля зрения радаров в 1.52. Никаких сигналов тревоги или бедствия с борта не поступало, хотя диспетчеры заметили, что в 1.50, спустя три минуты после очередного выхода на связь, лайнер резко пошел вниз.
16 июня 1999 года в 300 км от Нью-Йорка, над водами Атлантики, разбился частный самолет "Пайпер Саратога II"; его пилотировал сын бывшего президента США Джон Кеннеди-младший. Вместе с ним летели его супруга Каролин и ее сестра Лорен Биссет.
Одно из самых ярких детских воспоминаний Джона-Джона (так звали Джона Ф. Кеннеди-младшего родители) – вертолеты, приземляющиеся на лужайке у Белого дома. А вот еще одна история из семейной хроники, упомянутая в книге Ральфа Мартина "Герой нашего времени". Как-то президент Кеннеди подарил своему маленькому сыну игрушечный самолетик. "Подрастешь – подарю настоящий", – пообещал отец. Обещания, увы, он не сдержал: когда Джон-старший погиб в Далласе, Джону-младшему исполнилось всего три года. Его мать, Жаклин Кеннеди-Онассис, как будто предчувствуя будущую беду, всегда была против того, чтобы ее сын летал на самолетах. Увы, при том стиле жизни, который ведет клан Кеннеди, отказ от воздушных путешествий просто невозможен.
Отцовское обещание по поводу "настоящего самолета" Джон-Джон исполнил сам: уже после смерти матери пошел на курсы пилотов-любителей и получил летную лицензию.
Одно из самых ярких детских воспоминаний Джона-Джона (так звали Джона Ф. Кеннеди-младшего родители) – вертолеты, приземляющиеся на лужайке у Белого дома. А вот еще одна история из семейной хроники, упомянутая в книге Ральфа Мартина "Герой нашего времени". Как-то президент Кеннеди подарил своему маленькому сыну игрушечный самолетик. "Подрастешь – подарю настоящий", – пообещал отец. Обещания, увы, он не сдержал: когда Джон-старший погиб в Далласе, Джону-младшему исполнилось всего три года. Его мать, Жаклин Кеннеди-Онассис, как будто предчувствуя будущую беду, всегда была против того, чтобы ее сын летал на самолетах. Увы, при том стиле жизни, который ведет клан Кеннеди, отказ от воздушных путешествий просто невозможен.
Отцовское обещание по поводу "настоящего самолета" Джон-Джон исполнил сам: уже после смерти матери пошел на курсы пилотов-любителей и получил летную лицензию.
2 сентября 1998 года в небе над Атлантикой потерпел катастрофу самолет "Макдоннел-Дуглас" (MD-11) швейцарской авиакомпании "Суисс эйр". Погибли 229 человек, в том числе два ребенка.
Погода была облачная, ночь безлунная. После вылета "Макдоннел-Дугласа MD-11" ("борт" HB-IWF) в 20.18 из нью-йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди прошло около часа. Пассажиры рейса SR-111, следовавшие по маршруту Нью-Йорк – Женева – Цюрих, заканчивали ужинать, а некоторые уже устраивались спать. Внезапно привычный режим работы экипажа под ровный рокот моторов "Пратт энд Уитни" нарушился. В 22.30 по местному времени пилоты почувствовали запах горевшей электропроводки. Так поздним вечером 2 сентября 1998 года началась трагедия, унесшая жизни 215 пассажиров и 14 членов экипажа.
Командир экипажа Урс Циммерман сразу сообщил о появлении дыма в кабине нью-йоркским диспетчерам и попросил разрешения на аварийную посадку в Бостоне.
Погода была облачная, ночь безлунная. После вылета "Макдоннел-Дугласа MD-11" ("борт" HB-IWF) в 20.18 из нью-йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди прошло около часа. Пассажиры рейса SR-111, следовавшие по маршруту Нью-Йорк – Женева – Цюрих, заканчивали ужинать, а некоторые уже устраивались спать. Внезапно привычный режим работы экипажа под ровный рокот моторов "Пратт энд Уитни" нарушился. В 22.30 по местному времени пилоты почувствовали запах горевшей электропроводки. Так поздним вечером 2 сентября 1998 года началась трагедия, унесшая жизни 215 пассажиров и 14 членов экипажа.
Командир экипажа Урс Циммерман сразу сообщил о появлении дыма в кабине нью-йоркским диспетчерам и попросил разрешения на аварийную посадку в Бостоне.
6 декабря 1997 года в поселке авиастроителей Иркутск-II потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан". На его борту находились два истребителя Су-27. По официальным данным, погиб 71 человек.
Терпящие бедствие самолеты и вертолеты редко падают на города, сметая огнем и металлом все сущее на земле. На этот раз 400-я машина со 100 т керосина рухнула на поселок авиастроителей Иркутск-II.
6 декабря 1997 года военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" совершал рейс по маршруту Москва – Иркутск – Владивосток – Вьетнам. На борту находилось два штурмовика Су-27, стоимостью около 30 миллионов долларов каждый. Декабрьские полеты "Руслана" осуществлялись согласно решению правительства (апрель 1997 года), предписывающему Министерству обороны перевезти во Вьетнам четыре самолета Су-27УБК и два Су-27СК. Для операции планировали использовать один Ан-124 "Руслан" и один Ан-22 "Антей". С 1 по 4 декабря "Руслан" совершил рейс по маршруту Иркутск-II – Владивосток – Фанранг (где находится авиабаза вьетнамской национальной армии) – Иркутск-II, доставив заказчику два Су-27УБК. Два других "Су" этой модификации загрузили в "транспортник" перед роковым взлетом 6 декабря.
Терпящие бедствие самолеты и вертолеты редко падают на города, сметая огнем и металлом все сущее на земле. На этот раз 400-я машина со 100 т керосина рухнула на поселок авиастроителей Иркутск-II.
6 декабря 1997 года военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" совершал рейс по маршруту Москва – Иркутск – Владивосток – Вьетнам. На борту находилось два штурмовика Су-27, стоимостью около 30 миллионов долларов каждый. Декабрьские полеты "Руслана" осуществлялись согласно решению правительства (апрель 1997 года), предписывающему Министерству обороны перевезти во Вьетнам четыре самолета Су-27УБК и два Су-27СК. Для операции планировали использовать один Ан-124 "Руслан" и один Ан-22 "Антей". С 1 по 4 декабря "Руслан" совершил рейс по маршруту Иркутск-II – Владивосток – Фанранг (где находится авиабаза вьетнамской национальной армии) – Иркутск-II, доставив заказчику два Су-27УБК. Два других "Су" этой модификации загрузили в "транспортник" перед роковым взлетом 6 декабря.