В соавторстве с Богом
Гауди шел всего 31-й год, когда он возглавил строительство собора. С самого начала работы архитектор отказался от детальной разработки проекта, чтобы не стеснять себя в полете фантазии на строительной площадке. Лишь только собор начал обретать первые очертания, Гауди переселился в него, оборудовав для жилья тесную комнатенку, заваленную инструментами и чертежными набросками.
По замыслу Гауди собор должен был быть на двадцать метров выше храма Святого Петра. А башни со шпилями – создавать ощущение безудержного устремления к небесам – наглядное подтверждение устремленности творца к Творцу.
Три фасада собора должны были воплотить три ключевые темы христианства: Рождество Христово, Страсти Христовы и Воскресение Христово. Каждый из фасадов предполагалось увенчать каменной короной с четырьмя башнями. Всего же взгляду потрясенного прихожанина должно было открываться восемнадцать башен: 170-метровая – являть собой изображение Христа, остальные – Девы Марии, евангелистов и апостолов.
Сорок лет были потрачены только на возведение фасада «Рождества Христова». Причина такой медлительности – в самом Гауди. Католик-иррационалист считал эту свою работу миссией, приравнивая ее к апостольской. Однажды на замечание, что он работает слишком медленно, Гауди ответил: «Мой заказчик не торопится».
Скажем больше: «заказчик» не только не торопил, но и «подсказывал» идеи. Не случайно Гауди избрал образ жизни отшельника-аскета, пищу вкушал самую скромную. Правда, сразу после назначения его на должность главного архитектора собора он какое-то время вел светскую жизнь: ходил в театры, кафе, прилично одевался, что совсем было ему не свойственно. Но ко времени Великого поста все эти «замашки» разом и навсегда исчезли. Как это часто бывало с Гауди, его пренебрежение к себе дошло до абсурда. Он обносился настолько, что прохожие стали подавать ему милостыню. Тогда друзья тайно сняли мерки с его обносок и купили ему новый наряд, который дон Антонио благосклонно принял.
Живя отшельником, Гауди часто погружался в трансовое состояние. Его посещали видения, в которых он видел детали собора. Только после этого архитектор продолжал работу, скрупулезно воплощая эти детали в реальности. Так же было и с Рафаэлем, который только тогда написал свою Мадонну, когда она сама явилась ему во сне.
Гауди настолько следовал своему наитию, что это порой создавало немало проблем. Например, для скульптурной группы «Бегство в Египет» он сделал гипсовый слепок с понравившегося ему ослика. Но для работы над «портретом» требовался «оригинал». Хозяин ни в какую не желал отпускать животное для позирования. Гауди потратил уйму времени и сил, чтобы заполучить именно этого ослика, ибо именно такой являлся ему в видениях. Кстати сказать, для фигур, украсивших порталы и стены собора, Гауди позировали непрофессиональные натурщики. Христа Гауди лепил с 33-летнего рабочего, Иуду – со смотрителя стройки, царя Соломона – с уличного бродяги, римского солдата – с бармена, имеющего шесть пальцев на ноге.
Без сомнения, Гауди обладал глубокими эзотерическими познаниями. Образцом совершенства считал куриное яйцо – один из главных эзотерических символов. Ведь из него образовалась Вселенная. Уже в нашем веке великий сюрреалист Сальвадор Дали использовал яйцо в качестве основного символа своего творчества.
Нелюбовь Гауди к прямым линиям тоже имеет свое объяснение. Извилистые, многоуровневые поверхности, по мнению Гауди, символизируют множественность миров, бесчисленность измерений.
Гауди шел всего 31-й год, когда он возглавил строительство собора. С самого начала работы архитектор отказался от детальной разработки проекта, чтобы не стеснять себя в полете фантазии на строительной площадке. Лишь только собор начал обретать первые очертания, Гауди переселился в него, оборудовав для жилья тесную комнатенку, заваленную инструментами и чертежными набросками.
По замыслу Гауди собор должен был быть на двадцать метров выше храма Святого Петра. А башни со шпилями – создавать ощущение безудержного устремления к небесам – наглядное подтверждение устремленности творца к Творцу.
Три фасада собора должны были воплотить три ключевые темы христианства: Рождество Христово, Страсти Христовы и Воскресение Христово. Каждый из фасадов предполагалось увенчать каменной короной с четырьмя башнями. Всего же взгляду потрясенного прихожанина должно было открываться восемнадцать башен: 170-метровая – являть собой изображение Христа, остальные – Девы Марии, евангелистов и апостолов.
Сорок лет были потрачены только на возведение фасада «Рождества Христова». Причина такой медлительности – в самом Гауди. Католик-иррационалист считал эту свою работу миссией, приравнивая ее к апостольской. Однажды на замечание, что он работает слишком медленно, Гауди ответил: «Мой заказчик не торопится».
Скажем больше: «заказчик» не только не торопил, но и «подсказывал» идеи. Не случайно Гауди избрал образ жизни отшельника-аскета, пищу вкушал самую скромную. Правда, сразу после назначения его на должность главного архитектора собора он какое-то время вел светскую жизнь: ходил в театры, кафе, прилично одевался, что совсем было ему не свойственно. Но ко времени Великого поста все эти «замашки» разом и навсегда исчезли. Как это часто бывало с Гауди, его пренебрежение к себе дошло до абсурда. Он обносился настолько, что прохожие стали подавать ему милостыню. Тогда друзья тайно сняли мерки с его обносок и купили ему новый наряд, который дон Антонио благосклонно принял.
Живя отшельником, Гауди часто погружался в трансовое состояние. Его посещали видения, в которых он видел детали собора. Только после этого архитектор продолжал работу, скрупулезно воплощая эти детали в реальности. Так же было и с Рафаэлем, который только тогда написал свою Мадонну, когда она сама явилась ему во сне.
Гауди настолько следовал своему наитию, что это порой создавало немало проблем. Например, для скульптурной группы «Бегство в Египет» он сделал гипсовый слепок с понравившегося ему ослика. Но для работы над «портретом» требовался «оригинал». Хозяин ни в какую не желал отпускать животное для позирования. Гауди потратил уйму времени и сил, чтобы заполучить именно этого ослика, ибо именно такой являлся ему в видениях. Кстати сказать, для фигур, украсивших порталы и стены собора, Гауди позировали непрофессиональные натурщики. Христа Гауди лепил с 33-летнего рабочего, Иуду – со смотрителя стройки, царя Соломона – с уличного бродяги, римского солдата – с бармена, имеющего шесть пальцев на ноге.
Без сомнения, Гауди обладал глубокими эзотерическими познаниями. Образцом совершенства считал куриное яйцо – один из главных эзотерических символов. Ведь из него образовалась Вселенная. Уже в нашем веке великий сюрреалист Сальвадор Дали использовал яйцо в качестве основного символа своего творчества.
Нелюбовь Гауди к прямым линиям тоже имеет свое объяснение. Извилистые, многоуровневые поверхности, по мнению Гауди, символизируют множественность миров, бесчисленность измерений.
Исповедь еретика
– Зачем вы проектируете такие причудливые шпили? При их высоте никто не увидит этой красоты, – спросил однажды архитектора архиепископ.
– Монсеньор, – ответил архитектор, – их будут разглядывать ангелы.
В этом – весь Антонио Гауди, создатель необычных сооружений. Каждое из них – откровение и вызов. Четырнадцать – в Каталонии, двенадцать – в Барселоне. Самое известное и одно из самых загадочных в мире – собор Святого Семейства – Саграда Фамилия. Загадка его – в незавершенности. Гауди начал возведение собора в 1884 году, но и по сей день строительство не закончено.
Даже в своей незавершенности собор поражает далекой от каноничности архитектурой. «Он вырастает из-под земли с каким-то геологическим упрямством, свойственным лишь горным породам. Он вызывающе инороден и архитектурному стилю города, и эпохе – даже нынешней», – свидетельствует очевидец. Башни в форме епископских митр, бескрылые ангелы на высоченных шпилях. Он словно соткан из пребывающих в пространстве природы замысловатых узоров, утонченной вязи рисунка, какой можно увидеть на крыльях бабочки, раковине улитки или паутине паука. Гауди был великим знатоком этих неброских, но изощренных форм и линий, которыми природа украсила «подданных» своего царства. Какая-то таинственная сила временами заставляла Гауди устремляться в горы, где он пропадал днями и неделями, со скрупулезностью ученого-энтомолога погружаясь в мир «малых форм».
Собственно, все творения Гауди можно назвать «инородными». Ибо и сам он был «не от мира сего». Слыл чудаком. Любил символизм слов, совпадения, магию чисел, света, звуков и цвета, обожал музыку Вагнера. Не терпел людей в очках. Избегал женщин. Может быть, поэтому в созданном им городе-парке для графа Гуэля Гауди установил гигантскую, но одну (!) скамейку. Попробуй-ка, поворкуй на такой. Дворец, который построил архитектор для того же Гуэля, объявлен ЮНЕСКО достоянием всемирной культуры. Вот как его описывает очевидец: «127 колонн, и все разные – легкие, скользящие, разнообразные. Одна из них завита настолько, что кажется, ее отжимают узлом. Это своеобразный знак или шутка. Потому что располагается она в прачечной. Взобравшись на крышу, вы увидите на крыше солнце, а выше – летучую мышь, цепляющуюся за луну. А над всем этим – ажурный греческий крест!» Не случайно Гауди при всей его фанатичной вере считают одним из родоначальников сюрреализма.
И все же имя архитектора прославил именно собор Саграда Фамилия.
– Зачем вы проектируете такие причудливые шпили? При их высоте никто не увидит этой красоты, – спросил однажды архитектора архиепископ.
– Монсеньор, – ответил архитектор, – их будут разглядывать ангелы.
В этом – весь Антонио Гауди, создатель необычных сооружений. Каждое из них – откровение и вызов. Четырнадцать – в Каталонии, двенадцать – в Барселоне. Самое известное и одно из самых загадочных в мире – собор Святого Семейства – Саграда Фамилия. Загадка его – в незавершенности. Гауди начал возведение собора в 1884 году, но и по сей день строительство не закончено.
Даже в своей незавершенности собор поражает далекой от каноничности архитектурой. «Он вырастает из-под земли с каким-то геологическим упрямством, свойственным лишь горным породам. Он вызывающе инороден и архитектурному стилю города, и эпохе – даже нынешней», – свидетельствует очевидец. Башни в форме епископских митр, бескрылые ангелы на высоченных шпилях. Он словно соткан из пребывающих в пространстве природы замысловатых узоров, утонченной вязи рисунка, какой можно увидеть на крыльях бабочки, раковине улитки или паутине паука. Гауди был великим знатоком этих неброских, но изощренных форм и линий, которыми природа украсила «подданных» своего царства. Какая-то таинственная сила временами заставляла Гауди устремляться в горы, где он пропадал днями и неделями, со скрупулезностью ученого-энтомолога погружаясь в мир «малых форм».
Собственно, все творения Гауди можно назвать «инородными». Ибо и сам он был «не от мира сего». Слыл чудаком. Любил символизм слов, совпадения, магию чисел, света, звуков и цвета, обожал музыку Вагнера. Не терпел людей в очках. Избегал женщин. Может быть, поэтому в созданном им городе-парке для графа Гуэля Гауди установил гигантскую, но одну (!) скамейку. Попробуй-ка, поворкуй на такой. Дворец, который построил архитектор для того же Гуэля, объявлен ЮНЕСКО достоянием всемирной культуры. Вот как его описывает очевидец: «127 колонн, и все разные – легкие, скользящие, разнообразные. Одна из них завита настолько, что кажется, ее отжимают узлом. Это своеобразный знак или шутка. Потому что располагается она в прачечной. Взобравшись на крышу, вы увидите на крыше солнце, а выше – летучую мышь, цепляющуюся за луну. А над всем этим – ажурный греческий крест!» Не случайно Гауди при всей его фанатичной вере считают одним из родоначальников сюрреализма.
И все же имя архитектора прославил именно собор Саграда Фамилия.
«И по смерти не престала еси ходатайствовать пред Богом о людех»
Последний земной приют матушка Матрона нашла на подмосковной станции Сходня у дальней родственницы. Там она тихо скончалась 2 мая 1952 года. За три дня она поведала о своей близкой кончине и сделала все необходимые распоряжения. Согласно ее воле, погребена была на кладбище Свято-Данилова монастыря. Задолго до смерти блаженная старица предсказывала, что вначале могилку ее будут навещать лишь немногие и она запустеет, но через много лет люди узнают и пойдут толпами за помощью в своих горестях и, просьбами помолиться за них ко Господу Богу. Святая угодница обещала услышать всех и помочь всем, кто придет к ней. Еще раз перед смертью наказала приходить к ней и рассказывать, как живой, о своих скорбях. Всех, кто обратится к ней за помощью, Матронушка обещала «видеть, слышать и помогать» им, а еще «встречать при их смерти, каждого».
Минуло более 30 лет со времени кончины матушки Матроны, и к ее могиле на Даниловском кладбище ежедневно приходят и приезжают люди со всей России и из-за рубежа.
В 1998 году, вечером 8 марта, назначенная Русской православной церковью комиссия, в которой были судмедэксперт – врач и антрополог профессор Виктор Николаевич Звягин и ученый-историк – археолог Андрей Кириллович Танюкович, вскрыла захоронение. Так были обретены останки подвижницы благочестия блаженной старицы Матроны. После того как было окончено освидетельствование останков, подтвердившее наличие нерукотворного креста на груди усопшей, в течение всего Великого поста гроб с телом находился в надвратном храме во имя Св. Симеона Столпника в Свято-Даниловом монастыре. По окончании же поста, во вторую седмицу по Пасхе и накануне годовщины со дня преставления блаженной Матроны, после многих служб ее останки были торжественно препровождены в Свято-Покровский Ставропигиальный женский монастырь у Абельмановской заставы. Здесь они покоятся и поныне, и по-прежнему открыта дорога к Матронушке для всех недужных, духовными ли, телесными ли скорбями угнетенных, и чудеса исцеления продолжаются.
Последний земной приют матушка Матрона нашла на подмосковной станции Сходня у дальней родственницы. Там она тихо скончалась 2 мая 1952 года. За три дня она поведала о своей близкой кончине и сделала все необходимые распоряжения. Согласно ее воле, погребена была на кладбище Свято-Данилова монастыря. Задолго до смерти блаженная старица предсказывала, что вначале могилку ее будут навещать лишь немногие и она запустеет, но через много лет люди узнают и пойдут толпами за помощью в своих горестях и, просьбами помолиться за них ко Господу Богу. Святая угодница обещала услышать всех и помочь всем, кто придет к ней. Еще раз перед смертью наказала приходить к ней и рассказывать, как живой, о своих скорбях. Всех, кто обратится к ней за помощью, Матронушка обещала «видеть, слышать и помогать» им, а еще «встречать при их смерти, каждого».
Минуло более 30 лет со времени кончины матушки Матроны, и к ее могиле на Даниловском кладбище ежедневно приходят и приезжают люди со всей России и из-за рубежа.
В 1998 году, вечером 8 марта, назначенная Русской православной церковью комиссия, в которой были судмедэксперт – врач и антрополог профессор Виктор Николаевич Звягин и ученый-историк – археолог Андрей Кириллович Танюкович, вскрыла захоронение. Так были обретены останки подвижницы благочестия блаженной старицы Матроны. После того как было окончено освидетельствование останков, подтвердившее наличие нерукотворного креста на груди усопшей, в течение всего Великого поста гроб с телом находился в надвратном храме во имя Св. Симеона Столпника в Свято-Даниловом монастыре. По окончании же поста, во вторую седмицу по Пасхе и накануне годовщины со дня преставления блаженной Матроны, после многих служб ее останки были торжественно препровождены в Свято-Покровский Ставропигиальный женский монастырь у Абельмановской заставы. Здесь они покоятся и поныне, и по-прежнему открыта дорога к Матронушке для всех недужных, духовными ли, телесными ли скорбями угнетенных, и чудеса исцеления продолжаются.
«Лишенная телесных очес, очесами духовными просвещенная»
Матушка несколько раз предсказывала войну и грядущую победу. Еще в 1939 или 1940 году она сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит». В начале 1941 года одна женщина советовалась с матушкой, идти ли ей в отпуск зимой, когда предлагали путевку. Ответ был неожиданный: «Нужно идти в отпуск сейчас, потом долго-долго не будет отпусков. Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо». Когда война уже началась, Матрона передала всем землякам, что немцы не войдут в Тулу. И это пророчество оправдалось.
В войну очень многие шли к Матронушке не за исцелением плотским или духовным, а только узнать: жив ли не пишущий с фронта? Она отвечала кому-то: жив, ждите. Другому говорила: отпевать и поминать. «Она, казалось, знала все события наперед, – писала Зинаида Владимировна Жданова. – Приезжали к ней и за двести, и за триста километров, а она знала имя человека».
Удивляло людей и то, что Матрона, у которой не было глаз, имела представление об окружающем мире такое же, как и у зрячих людей. Женщине, пожалевшей ее за то, что не может видеть красоту мира, матушка ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек».
Но еще поразительнее была способность святой старицы к ясновидению. Одной женщине, работавшей в Москве в церкви Ризоположения, Матрона говорила: «Я в вашей церкви все иконы знаю, какая где стоит». Во время войны она незримо бывала на фронтах, ободряла бойцов. Для ее духовного взора пространства не существовало. Она могла пребывать незримо в местах, о которых не знала и не слышала, и описывать их в подробностях, так как видела их внутренним взором.
З. В. Жданова рассказала удивительную историю о том, как в 1946 году, будучи студенткой Архитектурного института, готовилась защищать дипломный проект. Руководитель проекта был настроен «завалить» работу дочери «врага народа» и грозился вызвать комиссию, чтобы подтвердить несостоятельность проекта дипломницы. Матушка Матрона, жившая тогда у Ждановых, выслушала заплаканную девушку, успокоила: «Ничего, ничего, защитишься!» – и просила дождаться вечера. А вечером начала давать потрясенной студентке вполне профессиональные рекомендации, как поправить проект: «Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров». Начала перечислять улицы, здания, потом остановилась: «Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там – три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда». Наутро Зина побежала в институт. К приезду комиссии все исправления были внесены в проект, и руководителю проекта ничего иного не оставалось, как дать «добро» на защиту.
Матушка Матрона ясно читала мысли людей, и все тайное для нее становилось явным. Нечистые помыслы или скрытые грехи она обличала и наказывала за них. Однажды на Пасхальной седмице Матрону, гостившую в Себино, навестили три женщины из деревни Орловки и ушли от нее с подарками: одна – с просфорой, другая – с водой, а третья – с красным яйцом. Старица велела съесть это яйцо сразу, как только выйдут за огороды, на гумно. Женщина, как было велено, сразу за огородами вынула яичко из-за пазухи, разбила, а там – мышь! Испуганные товарки бросились назад к Матроне, сидевшей у окна. А блаженная спросила: «Что, гадко мыша-то есть?» Оказалось, что эта самая женщина торговала молоком от своей коровы, и если в молоко попадала мышь, она ее просто выбрасывала и продавала молоко как ни в чем не бывало, в чем и созналась Матронушке.
Дар необычайной духовной прозорливости и дар пророчества были даны Матронушке взамен обычного зрения. Для нее будущее было открыто так же, как и настоящее. Одному милиционеру, присланному начальством арестовать ее за проживание в Москве без паспорта и прописки, Матрона велела вернуться домой, потому что там случилось несчастье. Милиционер, поверивший ей, сразу же поехал домой и успел вовремя довезти до больницы и тем спасти свою жену, которая получила ожог от керогаза.
Близким Матронушка предсказала однажды: «Как мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, скажут: выбирайте!» С болью видела прозорливица наступление такого времени, когда к газетному киоску нельзя будет подойти, чтобы не оскверниться. Не о наших ли временах это сказано, когда прилавки киосков с печатной продукцией завалены изданиями, разжигающими национальную и религиозную рознь, крутой порнографией, бульварными листками, смакующими подробности уголовных преступлений и мафиозных разборок?
Предвидела матушка и тяжелое время для православия: церкви и паствы. На малое время верующие вздохнут – им будет дана свобода. Это начнется с правителя по имени Михаил. Предсказала Матронушка, что будет и крестный ход на Красной площади, и панихида по убиенном помазаннике Божием. Но потом начнется резня между политическими партиями, борьба за власть, и победят опять коммунисты, а Михаила этого убьют. Как не узнать здесь эпоху «перестройки» и чуть было не погубивший ее «прораба» путч ГКЧП в 1991 году! К счастью, физическая смерть для Михаила Горбачева заменилась на политическую. И вместо лидера в небытие ушел Советский Союз. А будущее России виделось пророчице светлым: «Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать!»
И, как однажды кончину праведного отца Василия, предрекла Матронушка и свою смерть.
Матушка несколько раз предсказывала войну и грядущую победу. Еще в 1939 или 1940 году она сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит». В начале 1941 года одна женщина советовалась с матушкой, идти ли ей в отпуск зимой, когда предлагали путевку. Ответ был неожиданный: «Нужно идти в отпуск сейчас, потом долго-долго не будет отпусков. Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо». Когда война уже началась, Матрона передала всем землякам, что немцы не войдут в Тулу. И это пророчество оправдалось.
В войну очень многие шли к Матронушке не за исцелением плотским или духовным, а только узнать: жив ли не пишущий с фронта? Она отвечала кому-то: жив, ждите. Другому говорила: отпевать и поминать. «Она, казалось, знала все события наперед, – писала Зинаида Владимировна Жданова. – Приезжали к ней и за двести, и за триста километров, а она знала имя человека».
Удивляло людей и то, что Матрона, у которой не было глаз, имела представление об окружающем мире такое же, как и у зрячих людей. Женщине, пожалевшей ее за то, что не может видеть красоту мира, матушка ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек».
Но еще поразительнее была способность святой старицы к ясновидению. Одной женщине, работавшей в Москве в церкви Ризоположения, Матрона говорила: «Я в вашей церкви все иконы знаю, какая где стоит». Во время войны она незримо бывала на фронтах, ободряла бойцов. Для ее духовного взора пространства не существовало. Она могла пребывать незримо в местах, о которых не знала и не слышала, и описывать их в подробностях, так как видела их внутренним взором.
З. В. Жданова рассказала удивительную историю о том, как в 1946 году, будучи студенткой Архитектурного института, готовилась защищать дипломный проект. Руководитель проекта был настроен «завалить» работу дочери «врага народа» и грозился вызвать комиссию, чтобы подтвердить несостоятельность проекта дипломницы. Матушка Матрона, жившая тогда у Ждановых, выслушала заплаканную девушку, успокоила: «Ничего, ничего, защитишься!» – и просила дождаться вечера. А вечером начала давать потрясенной студентке вполне профессиональные рекомендации, как поправить проект: «Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров». Начала перечислять улицы, здания, потом остановилась: «Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там – три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда». Наутро Зина побежала в институт. К приезду комиссии все исправления были внесены в проект, и руководителю проекта ничего иного не оставалось, как дать «добро» на защиту.
Матушка Матрона ясно читала мысли людей, и все тайное для нее становилось явным. Нечистые помыслы или скрытые грехи она обличала и наказывала за них. Однажды на Пасхальной седмице Матрону, гостившую в Себино, навестили три женщины из деревни Орловки и ушли от нее с подарками: одна – с просфорой, другая – с водой, а третья – с красным яйцом. Старица велела съесть это яйцо сразу, как только выйдут за огороды, на гумно. Женщина, как было велено, сразу за огородами вынула яичко из-за пазухи, разбила, а там – мышь! Испуганные товарки бросились назад к Матроне, сидевшей у окна. А блаженная спросила: «Что, гадко мыша-то есть?» Оказалось, что эта самая женщина торговала молоком от своей коровы, и если в молоко попадала мышь, она ее просто выбрасывала и продавала молоко как ни в чем не бывало, в чем и созналась Матронушке.
Дар необычайной духовной прозорливости и дар пророчества были даны Матронушке взамен обычного зрения. Для нее будущее было открыто так же, как и настоящее. Одному милиционеру, присланному начальством арестовать ее за проживание в Москве без паспорта и прописки, Матрона велела вернуться домой, потому что там случилось несчастье. Милиционер, поверивший ей, сразу же поехал домой и успел вовремя довезти до больницы и тем спасти свою жену, которая получила ожог от керогаза.
Близким Матронушка предсказала однажды: «Как мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, скажут: выбирайте!» С болью видела прозорливица наступление такого времени, когда к газетному киоску нельзя будет подойти, чтобы не оскверниться. Не о наших ли временах это сказано, когда прилавки киосков с печатной продукцией завалены изданиями, разжигающими национальную и религиозную рознь, крутой порнографией, бульварными листками, смакующими подробности уголовных преступлений и мафиозных разборок?
Предвидела матушка и тяжелое время для православия: церкви и паствы. На малое время верующие вздохнут – им будет дана свобода. Это начнется с правителя по имени Михаил. Предсказала Матронушка, что будет и крестный ход на Красной площади, и панихида по убиенном помазаннике Божием. Но потом начнется резня между политическими партиями, борьба за власть, и победят опять коммунисты, а Михаила этого убьют. Как не узнать здесь эпоху «перестройки» и чуть было не погубивший ее «прораба» путч ГКЧП в 1991 году! К счастью, физическая смерть для Михаила Горбачева заменилась на политическую. И вместо лидера в небытие ушел Советский Союз. А будущее России виделось пророчице светлым: «Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать!»
И, как однажды кончину праведного отца Василия, предрекла Матронушка и свою смерть.
«Боготечной звездочкой явилася еси в стольном городе Москве»
Вот и грянула предвиденная Матроной революция. Не успела построить в Себино колокольню приезжая барыня, хоть и деньги, и материалы собрала на нее. Предсказала ей это Матронушка: «Что ты задумала сделать, то не сбудется». Помещичий дом был разграблен. Не пережив испытаний, преждевременно умер хозяин его, а дочери пришлось скитаться. Началась в селе Себино новая жизнь, стали организовывать коллективное хозяйство. Старший брат Михаил стал сельским активистом, вместе с другим братом вступил в партию. А к Матроне в их общий дом шли и шли болящие, страждущие, отчаявшиеся, которым она помогала молитвой и наставляла в вере. Чтобы не мешать жизни братьев и не обременять стареньких родителей, в 1925 году Матрона перебралась в Москву и стала бездомной странницей. Переселяясь с квартиры на квартиру, жила без прописки у дальних родственников, а то и чужих людей – кто приютит. Вместе с ней жили послушницы-хожалки, которые ухаживали за беспомощной Матронушкой, слепой и неходячей. Матушка Матрона безропотно сносила обиды ходившей за ней злой Пелагеи, которая обирала блаженную, отнимая и раздавая своей многочисленной родне те крохи, что приносили верующие. Денег от обращавшихся к ней Матрона никогда не брала. Читала над водой молитву и давала эту воду приходившим к ней – пить или окроплять ею больного. Всем советовала сходить в Божий храм к воскресной службе: покаяться в грехах, исповедаться, причаститься, отстоять литургию. Некрещеных благословляла креститься, живущих в гражданском браке – обвенчаться. Всегда подчеркивала, что лечит не сама, но сила дается ей от Бога. Особенно помогала при исцелении психических расстройств, душевных болезней, снимала бесовское одержание и порчу, то есть лечила не плоть, а душу.
Частые переезды были вынужденными, иногда спешный отъезд помогал самой Матроне спастись от ареста, а ее квартирным хозяевам – от репрессий. Так сменила она несколько адресов в Москве и Подмосковье, нигде не задерживаясь подолгу. Иногда Матронушка уезжала в родную деревню, навещала престарелую мать. Но где бы она ни жила, к ней нескончаемым потоком шли люди со своими бедами и горестями. Она никому не отказывала, принимала в день до сорока человек. Подобно древним подвижникам, матушка Матрона никогда не укладывалась спать по-настоящему, просто дремала на боку, подложив под голову кулачок. Это – днем, а ночи проводила в молитве перед образами. В квартире в Староконюшенном переулке на Арбате, в семье Зинаиды Ждановой и ее матери, где Матронушка прожила дольше всего – с 1942 по 1949 год, – три угла в комнате были заняты иконами сверху донизу.
Матушка была очень неприхотлива, скромна, никогда не жаловалась на свою телесную немощь, всегда была радостна, приветлива, ко всем относилась терпимо, с теплотой, состраданием, добром и любовью. Порой, если надо было, бывала и строга, и обличала, и вразумляла. Не учительствовала, не поучала. Учила только своим примером, бесконечным терпением и сестринской любовью. Бывала всегда немногословна, отвечала кратко, иногда простыми словами, иногда – иносказательно, притчами. Подавала конкретную помощь каждому в его несчастье.
Своего подвижнического служения Матрона не прекращала до самых последних своих дней, и даже когда совсем ослабела, все равно не могла отказать тем, кто пришел к ней за помощью, хотя уставала так, отдавая людям свои духовные силы, что к концу дня не могла говорить, только тихо стонала, полулежа на боку, «на кулачке».
Вот и грянула предвиденная Матроной революция. Не успела построить в Себино колокольню приезжая барыня, хоть и деньги, и материалы собрала на нее. Предсказала ей это Матронушка: «Что ты задумала сделать, то не сбудется». Помещичий дом был разграблен. Не пережив испытаний, преждевременно умер хозяин его, а дочери пришлось скитаться. Началась в селе Себино новая жизнь, стали организовывать коллективное хозяйство. Старший брат Михаил стал сельским активистом, вместе с другим братом вступил в партию. А к Матроне в их общий дом шли и шли болящие, страждущие, отчаявшиеся, которым она помогала молитвой и наставляла в вере. Чтобы не мешать жизни братьев и не обременять стареньких родителей, в 1925 году Матрона перебралась в Москву и стала бездомной странницей. Переселяясь с квартиры на квартиру, жила без прописки у дальних родственников, а то и чужих людей – кто приютит. Вместе с ней жили послушницы-хожалки, которые ухаживали за беспомощной Матронушкой, слепой и неходячей. Матушка Матрона безропотно сносила обиды ходившей за ней злой Пелагеи, которая обирала блаженную, отнимая и раздавая своей многочисленной родне те крохи, что приносили верующие. Денег от обращавшихся к ней Матрона никогда не брала. Читала над водой молитву и давала эту воду приходившим к ней – пить или окроплять ею больного. Всем советовала сходить в Божий храм к воскресной службе: покаяться в грехах, исповедаться, причаститься, отстоять литургию. Некрещеных благословляла креститься, живущих в гражданском браке – обвенчаться. Всегда подчеркивала, что лечит не сама, но сила дается ей от Бога. Особенно помогала при исцелении психических расстройств, душевных болезней, снимала бесовское одержание и порчу, то есть лечила не плоть, а душу.
Частые переезды были вынужденными, иногда спешный отъезд помогал самой Матроне спастись от ареста, а ее квартирным хозяевам – от репрессий. Так сменила она несколько адресов в Москве и Подмосковье, нигде не задерживаясь подолгу. Иногда Матронушка уезжала в родную деревню, навещала престарелую мать. Но где бы она ни жила, к ней нескончаемым потоком шли люди со своими бедами и горестями. Она никому не отказывала, принимала в день до сорока человек. Подобно древним подвижникам, матушка Матрона никогда не укладывалась спать по-настоящему, просто дремала на боку, подложив под голову кулачок. Это – днем, а ночи проводила в молитве перед образами. В квартире в Староконюшенном переулке на Арбате, в семье Зинаиды Ждановой и ее матери, где Матронушка прожила дольше всего – с 1942 по 1949 год, – три угла в комнате были заняты иконами сверху донизу.
Матушка была очень неприхотлива, скромна, никогда не жаловалась на свою телесную немощь, всегда была радостна, приветлива, ко всем относилась терпимо, с теплотой, состраданием, добром и любовью. Порой, если надо было, бывала и строга, и обличала, и вразумляла. Не учительствовала, не поучала. Учила только своим примером, бесконечным терпением и сестринской любовью. Бывала всегда немногословна, отвечала кратко, иногда простыми словами, иногда – иносказательно, притчами. Подавала конкретную помощь каждому в его несчастье.
Своего подвижнического служения Матрона не прекращала до самых последних своих дней, и даже когда совсем ослабела, все равно не могла отказать тем, кто пришел к ней за помощью, хотя уставала так, отдавая людям свои духовные силы, что к концу дня не могла говорить, только тихо стонала, полулежа на боку, «на кулачке».
«От младенческих пелен Богом избранная»
Москвичи считают блаженную Матрону своей святой, но родилась она в Тульской губернии, в селе Себино. Произошло это в 1881 году (хотя в одном житии указан 1885 год). Матрона была четвертым ребенком в бедной крестьянской семье. Немолодым уже родителям, Дмитрию и Наталье Никоновым, в их беспросветной нужде казалось непосильным поднять еще одного ребенка, и мать еще до рождения задумала сдать младенца в приют в соседнее село. Но выполнить задуманное помешал странный сон. Неродившаяся дочь явилась ей во сне в виде сказочной белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами, которая слетела к ней на правую руку, как в старинных книгах описывается нисхождение Духа Святого в виде белого голубя. Потрясенная женщина поверила в свой вещий сон, и Матрона осталась в семье с братьями и сестрой, хотя и родилась слепой. В силу какой-то врожденной особенности глазные впадины были у нее плотно закрыты веками, которые не открывались. Отняв зрение физическое, Бог отметил ее зрением духовным. Дар прозрения открылся у Матрюши в раннем детстве. Впервые он проявился, когда девочка сообщила родителям о кончине крестившего ее сельского священника отца Василия. Этот скромный праведник и подвижник первым угадал богоизбранность Матроны, потому что при крещении над купелью с младенцем поднялся столб легкого благоухающего дыма. Другим знаком, которым была отмечена ее избранность, был крестообразный кожный нарост на груди – нерукотворный нательный крест.
С семи-восьми лет у Матроны проявился дар предсказания и исцеления. Сначала близкие стали замечать, что ей ведомы мысли людей, особенно греховные, она может угадывать преступников и предвидеть опасности, стихийные и социальные бедствия. Дом Никоновых был возле самой церкви, и девочка чаще всего проводила время в храме. Немудрено, что она очень хорошо знала службу, наизусть выучила церковные песнопения, а потом у нее открылся дар непрестанной молитвы. Молитвой она и поднимала на ноги больных, которых везли к дому Никоновых в Себино из окрестных деревень, а порой и из города и даже из других губерний. О внезапном начале этого паломничества девочка предупредила мать: «Мама, у меня скоро будет свадьба!» И повторила свои слова о свадьбе, когда к их избе начали подъезжать чередой телеги, подводы, повозки. Однажды маленькая Матрюша предсказала пожар, во время которого сгорела почти вся деревня. А их дом огонь обошел. Тогда же, еще в детстве, Матрона предсказала и «пожар» всероссийский – революцию: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Она образно показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, а потом будут все бросать – и земля уж никому не будет нужна. Дочь себинского помещика Лидия Янькова брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, в Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, по другим святым местам и городам России. Предание рассказывает и о встрече 14-летней Матроны с Иоанном Кронштадтским, который во всеуслышание объявил: «Вот идет моя смена – восьмой столп России». Так и вышло, что в тяжелые для православия времена Советской России неграмотная крестьянка Матрона стала опорой для верующих, одним из светочей негасимой веры, которую потом сложенный в ее честь акафист назовет «предивною чудотворицей, заблуждений и неразумений доброй вразумительницей, недугов прогонительницей, прозорливицей и невидимых и далече сущих неложной предсказательницей».
Прошло немного времени, и Матрона лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Сама она знала, что у нее отнимутся ноги, и указывала духовную причину болезни: после причастия в храме к 16-летней блаженной подошла некая женщина, отнявшая у нее способность ходить. Матрона смиренно приняла новое испытание: «Я не избегала этого – такова была Воля Божия». И до конца дней своих осталась «сидячей». Сидение ее продолжалось 50 лет.
Москвичи считают блаженную Матрону своей святой, но родилась она в Тульской губернии, в селе Себино. Произошло это в 1881 году (хотя в одном житии указан 1885 год). Матрона была четвертым ребенком в бедной крестьянской семье. Немолодым уже родителям, Дмитрию и Наталье Никоновым, в их беспросветной нужде казалось непосильным поднять еще одного ребенка, и мать еще до рождения задумала сдать младенца в приют в соседнее село. Но выполнить задуманное помешал странный сон. Неродившаяся дочь явилась ей во сне в виде сказочной белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами, которая слетела к ней на правую руку, как в старинных книгах описывается нисхождение Духа Святого в виде белого голубя. Потрясенная женщина поверила в свой вещий сон, и Матрона осталась в семье с братьями и сестрой, хотя и родилась слепой. В силу какой-то врожденной особенности глазные впадины были у нее плотно закрыты веками, которые не открывались. Отняв зрение физическое, Бог отметил ее зрением духовным. Дар прозрения открылся у Матрюши в раннем детстве. Впервые он проявился, когда девочка сообщила родителям о кончине крестившего ее сельского священника отца Василия. Этот скромный праведник и подвижник первым угадал богоизбранность Матроны, потому что при крещении над купелью с младенцем поднялся столб легкого благоухающего дыма. Другим знаком, которым была отмечена ее избранность, был крестообразный кожный нарост на груди – нерукотворный нательный крест.
С семи-восьми лет у Матроны проявился дар предсказания и исцеления. Сначала близкие стали замечать, что ей ведомы мысли людей, особенно греховные, она может угадывать преступников и предвидеть опасности, стихийные и социальные бедствия. Дом Никоновых был возле самой церкви, и девочка чаще всего проводила время в храме. Немудрено, что она очень хорошо знала службу, наизусть выучила церковные песнопения, а потом у нее открылся дар непрестанной молитвы. Молитвой она и поднимала на ноги больных, которых везли к дому Никоновых в Себино из окрестных деревень, а порой и из города и даже из других губерний. О внезапном начале этого паломничества девочка предупредила мать: «Мама, у меня скоро будет свадьба!» И повторила свои слова о свадьбе, когда к их избе начали подъезжать чередой телеги, подводы, повозки. Однажды маленькая Матрюша предсказала пожар, во время которого сгорела почти вся деревня. А их дом огонь обошел. Тогда же, еще в детстве, Матрона предсказала и «пожар» всероссийский – революцию: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Она образно показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, а потом будут все бросать – и земля уж никому не будет нужна. Дочь себинского помещика Лидия Янькова брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, в Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, по другим святым местам и городам России. Предание рассказывает и о встрече 14-летней Матроны с Иоанном Кронштадтским, который во всеуслышание объявил: «Вот идет моя смена – восьмой столп России». Так и вышло, что в тяжелые для православия времена Советской России неграмотная крестьянка Матрона стала опорой для верующих, одним из светочей негасимой веры, которую потом сложенный в ее честь акафист назовет «предивною чудотворицей, заблуждений и неразумений доброй вразумительницей, недугов прогонительницей, прозорливицей и невидимых и далече сущих неложной предсказательницей».
Прошло немного времени, и Матрона лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Сама она знала, что у нее отнимутся ноги, и указывала духовную причину болезни: после причастия в храме к 16-летней блаженной подошла некая женщина, отнявшая у нее способность ходить. Матрона смиренно приняла новое испытание: «Я не избегала этого – такова была Воля Божия». И до конца дней своих осталась «сидячей». Сидение ее продолжалось 50 лет.
«Стекаху к тебе с недоумениями, скорбями и печалями»
Блаженная старица Матрона. Впервые я услышала о ней несколько лет назад. На дне рождения друга моего мужа, чудаковатого старого холостяка, его мать, женщина простая и религиозная, обычно молчавшая при гостях сына, вдруг стала горячо рассказывать мне о том, что церковь причислила к лику святых давно почитавшуюся в народе блаженную – матушку Матрону, и пересказала мне всю ее жизнь, упомянула о чудесах, даже образок вынула. Однако я, сидя за праздничным столом, слушала вполуха. Единственное, что запомнила – это имя блаженной, такое ласковое и домашнее: Матронушка.
А потом в нашей семье случилось несчастье: старший сын угодил в больницу с тяжелой депрессией. Мы опасались за его психическое здоровье. Прогнозы врачей были туманными, будущее рисовалось в мрачном свете. Мне пришло откровение, что я должна обойти семь храмов с молитвой о сыне, ставя свечи к иконе Нечаянной Радости. И вот по дороге к храму Нечаянной Радости в Марьиной Роще я разговорилась в троллейбусе с одной женщиной. В ответ на мой вопрос, как доехать до церкви, она, окинув меня опытным взглядом, спросила: «А вам зачем туда?» Я ответила, что у меня болен сын и я должна обойти по обету семь храмов. Женщина выслушала с пониманием и вдруг сказала: «А вы сходите к Матронушке. Она всем больным помогает». Я не поняла совет, и она пояснила, кто такая Матронушка. Тут-то мне и вспомнился неожиданный рассказ о ней на давнем дне рождения. Но добрая попутчица не знала, где могилка Матронина. В разговор вступили другие пассажирки троллейбуса – старушки, направлявшиеся, как и я, в храм. Все они слышали о чудесах исцеления у могилы блаженной, но о ее месте знали лишь приблизительно: где-то в монастыре на Пролетарке.
Я продолжала обходить храм за храмом. В последнем из них иконы Нечаянной Радости не оказалось. Зато я сразу же нашла большой образ святой блаженной старицы Матроны. Я решила поставить перед ней свечу за здравие сына и стала на молитву. Несмотря на то что глаза святой угодницы были плотно закрыты, я чувствовала, как ее тихий ласковый взгляд проникает мне в душу, наполняя ее миром, покоем и верой в то, что с сыном все будет хорошо.
Пробыв в больнице полгода, сын вышел из нее другим человеком: повзрослевшим, обновленным. Его раненая душа окрепла и успокоилась. Мы верим, что тучи, еще омрачающие его духовный горизонт, разойдутся, и он твердо пойдет по сужденному ему в жизни пути. И одной из тех, кто не даст свернуть с него, поможет и поддержит, будет матушка Матрона.
Блаженная старица Матрона. Впервые я услышала о ней несколько лет назад. На дне рождения друга моего мужа, чудаковатого старого холостяка, его мать, женщина простая и религиозная, обычно молчавшая при гостях сына, вдруг стала горячо рассказывать мне о том, что церковь причислила к лику святых давно почитавшуюся в народе блаженную – матушку Матрону, и пересказала мне всю ее жизнь, упомянула о чудесах, даже образок вынула. Однако я, сидя за праздничным столом, слушала вполуха. Единственное, что запомнила – это имя блаженной, такое ласковое и домашнее: Матронушка.
А потом в нашей семье случилось несчастье: старший сын угодил в больницу с тяжелой депрессией. Мы опасались за его психическое здоровье. Прогнозы врачей были туманными, будущее рисовалось в мрачном свете. Мне пришло откровение, что я должна обойти семь храмов с молитвой о сыне, ставя свечи к иконе Нечаянной Радости. И вот по дороге к храму Нечаянной Радости в Марьиной Роще я разговорилась в троллейбусе с одной женщиной. В ответ на мой вопрос, как доехать до церкви, она, окинув меня опытным взглядом, спросила: «А вам зачем туда?» Я ответила, что у меня болен сын и я должна обойти по обету семь храмов. Женщина выслушала с пониманием и вдруг сказала: «А вы сходите к Матронушке. Она всем больным помогает». Я не поняла совет, и она пояснила, кто такая Матронушка. Тут-то мне и вспомнился неожиданный рассказ о ней на давнем дне рождения. Но добрая попутчица не знала, где могилка Матронина. В разговор вступили другие пассажирки троллейбуса – старушки, направлявшиеся, как и я, в храм. Все они слышали о чудесах исцеления у могилы блаженной, но о ее месте знали лишь приблизительно: где-то в монастыре на Пролетарке.
Я продолжала обходить храм за храмом. В последнем из них иконы Нечаянной Радости не оказалось. Зато я сразу же нашла большой образ святой блаженной старицы Матроны. Я решила поставить перед ней свечу за здравие сына и стала на молитву. Несмотря на то что глаза святой угодницы были плотно закрыты, я чувствовала, как ее тихий ласковый взгляд проникает мне в душу, наполняя ее миром, покоем и верой в то, что с сыном все будет хорошо.
Пробыв в больнице полгода, сын вышел из нее другим человеком: повзрослевшим, обновленным. Его раненая душа окрепла и успокоилась. Мы верим, что тучи, еще омрачающие его духовный горизонт, разойдутся, и он твердо пойдет по сужденному ему в жизни пути. И одной из тех, кто не даст свернуть с него, поможет и поддержит, будет матушка Матрона.
Человек, не верящий в случайности
Наверное, это основное, что отличает Великого Тибетца от людей Запада.
А потому все явления подчиняются строгому закону причин и следствий. В том числе и захват Тибета не был случайностью, а кармическим долгом, о котором говорили еще древние пророчества. Просто порой бывает трудно докопаться до сути явления. И как замечает Далай-лама: «Я знаю, что если что-то не найдено, то это не означает, будто оно не существует. Благодаря психической практике мы развиваем методы для совершения таких вещей, которые наука все еще не может адекватно объяснить. Вот это и является основой так называемых „магии“ и „тайн“ тибетского буддизма».
Возможно, потому и верит великий святой современности в то, что Тибет снова займет свое достойное место на духовной карте мира. И встречает свое семидесятилетие так, как и положено «Океану Мудрости», – величаво катя свои волны на радость искателям истины.
Наверное, это основное, что отличает Великого Тибетца от людей Запада.
А потому все явления подчиняются строгому закону причин и следствий. В том числе и захват Тибета не был случайностью, а кармическим долгом, о котором говорили еще древние пророчества. Просто порой бывает трудно докопаться до сути явления. И как замечает Далай-лама: «Я знаю, что если что-то не найдено, то это не означает, будто оно не существует. Благодаря психической практике мы развиваем методы для совершения таких вещей, которые наука все еще не может адекватно объяснить. Вот это и является основой так называемых „магии“ и „тайн“ тибетского буддизма».
Возможно, потому и верит великий святой современности в то, что Тибет снова займет свое достойное место на духовной карте мира. И встречает свое семидесятилетие так, как и положено «Океану Мудрости», – величаво катя свои волны на радость искателям истины.
«Свобода в изгнании»
Так назвал свою автобиографическую книгу Далай-лама. И так можно определить то положение, в котором он находится последние несколько десятков лет.
Индия приняла Далай-ламу и его спутников с симпатией и некоторой тревогой. Ведь было ясно, что коммунистический Китай непременно попытается отомстить своему великому соседу, где восторжествовала демократия западного образца. И все-таки Джавахарлал Неру направил духовному лидеру Тибета телеграмму, которую тот получил сразу же после пересечения индийской границы. В ней были, в частности, слова о том, что «Народ Индии, который глубоко почитает Вас, без сомнения, будет единодушен в традиционном уважении к Вашей личности».
Постепенно вслед за своим Учителем перебрались в Индию еще сто тысяч беженцев. Далай-лама должен был не только заниматься их устройством, но и доносить до всего мира правду о том, что происходит в Тибете. Наконец-то он стал «выездным». Свободная страна позволила ему свободно путешествовать по миру. И всюду он встречал радушный прием и понимание, как и тайное внимание к нему китайских спецслужб. В красном Китае его теперь называли не иначе, как «волк в монашеской одежде». Более того, в 1962 году разразилась индийско-китайская война. Впрочем, она закончилась без каких-либо особых последствий для обеих сторон. Просто Китай таким образом выразил свое раздражение по поводу предоставления убежища «главному тибетцу».
Первый раз духовный лидер Тибета выехал за границу в 1967 году. Целью его поездки были Япония и Таиланд. Культуры этих стран были близки и понятны человеку, выросшему в Стране Снегов. Иное дело христианский мир. И Далай-лама отправляется на Запад, в Европу, в Америку. Америка поразила его своим истинным и реальным правом выбора на все, что есть в этой стране. Радовался он и тому, что там активно развивается интерес к буддизму, к восточным учениям. Но он специально высказался по поводу того, что на этом интересе греют руки многие шарлатаны. Так, он с иронией отозвался о книгах Лобсанга Рампы, столь модных на Западе. Он дал понять читателям «выдающегося ламы», что содержание его книг – не более чем плод воображения хитроумного автора.
«Океан Мудрости» говорил и о связи современной науки и древних тибетских философских представлений о мире и Вселенной. Получалось, что во многом они схожи.
Главным камнем преткновения между буддизмом и христианством было то, что первый признавал закон перевоплощения, а второе напрочь отрицало его. Но после того как Папа Римский Иоанн-Павел Второй признал возможность перевоплощения, две великие религии значительно сблизились.
Великий Тибетец с большой симпатией отзывался о недавно ушедшем от нас римском понтифике. Он считал его святым нашего времени.
Удивили и восхитили Далай-ламу и те неистовые вера и служение, которые выказывали многие христиане. Он сказал, что этому можно поучиться и человеку из Страны Снегов. Словом, все то, что делал Далай-лама во время своих поездок по миру, можно вместить в фразу, высказанную им самим: «Как буддистский монах, я стараюсь внести свой вклад в установление гармонии и понимания между различными религиями».
И еще одну важную идею высказал Великий Тибетец: «Я очень ценю обмен мнениями с молодежной аудиторией». И это не просто желание понравиться новому поколению. Это ясное осознание Великим Посвященным того факта, что сейчас на планете рождаются люди с особыми способностями.
Далай-лама надеется и на диалог с Китаем. После смерти Мао Цзэдуна появились некоторые подвижки и с китайской стороны для установления контактов с тем, кого долгое время считали заклятым врагом.
И все-таки Китай сделал из духовно-религиозного центра Азии, каковым всегда был Тибет, туристическую Мекку. Там теперь рядом с древними храмами соседствуют увеселительные заведения, что вряд ли способствует росту духовности у приезжающих туда. Да и тибетцы живут в Тибете куда хуже, чем китайцы. Возможности получить настоящее духовное образование, да еще и на родном языке, у них практически нет. Его скорее можно получить в тибетской общине в Швейцарии, чем в сердце Азии! Из-за нерешенного тибетского вопроса Его Святейшество Далай-лама Четырнадцатый не смог оказаться в России дальше Бурятии и Калмыкии. Там он был гостем в качестве религиозного лидера, а в Москве превратился бы в политического эмиссара. Хотя, конечно, так могли бы рассуждать и западные страны. Но они не пошли на поводу у китайских, пусть даже и «модернизировавшихся» коммунистов.
Так назвал свою автобиографическую книгу Далай-лама. И так можно определить то положение, в котором он находится последние несколько десятков лет.
Индия приняла Далай-ламу и его спутников с симпатией и некоторой тревогой. Ведь было ясно, что коммунистический Китай непременно попытается отомстить своему великому соседу, где восторжествовала демократия западного образца. И все-таки Джавахарлал Неру направил духовному лидеру Тибета телеграмму, которую тот получил сразу же после пересечения индийской границы. В ней были, в частности, слова о том, что «Народ Индии, который глубоко почитает Вас, без сомнения, будет единодушен в традиционном уважении к Вашей личности».
Постепенно вслед за своим Учителем перебрались в Индию еще сто тысяч беженцев. Далай-лама должен был не только заниматься их устройством, но и доносить до всего мира правду о том, что происходит в Тибете. Наконец-то он стал «выездным». Свободная страна позволила ему свободно путешествовать по миру. И всюду он встречал радушный прием и понимание, как и тайное внимание к нему китайских спецслужб. В красном Китае его теперь называли не иначе, как «волк в монашеской одежде». Более того, в 1962 году разразилась индийско-китайская война. Впрочем, она закончилась без каких-либо особых последствий для обеих сторон. Просто Китай таким образом выразил свое раздражение по поводу предоставления убежища «главному тибетцу».
Первый раз духовный лидер Тибета выехал за границу в 1967 году. Целью его поездки были Япония и Таиланд. Культуры этих стран были близки и понятны человеку, выросшему в Стране Снегов. Иное дело христианский мир. И Далай-лама отправляется на Запад, в Европу, в Америку. Америка поразила его своим истинным и реальным правом выбора на все, что есть в этой стране. Радовался он и тому, что там активно развивается интерес к буддизму, к восточным учениям. Но он специально высказался по поводу того, что на этом интересе греют руки многие шарлатаны. Так, он с иронией отозвался о книгах Лобсанга Рампы, столь модных на Западе. Он дал понять читателям «выдающегося ламы», что содержание его книг – не более чем плод воображения хитроумного автора.
«Океан Мудрости» говорил и о связи современной науки и древних тибетских философских представлений о мире и Вселенной. Получалось, что во многом они схожи.
Главным камнем преткновения между буддизмом и христианством было то, что первый признавал закон перевоплощения, а второе напрочь отрицало его. Но после того как Папа Римский Иоанн-Павел Второй признал возможность перевоплощения, две великие религии значительно сблизились.
Великий Тибетец с большой симпатией отзывался о недавно ушедшем от нас римском понтифике. Он считал его святым нашего времени.
Удивили и восхитили Далай-ламу и те неистовые вера и служение, которые выказывали многие христиане. Он сказал, что этому можно поучиться и человеку из Страны Снегов. Словом, все то, что делал Далай-лама во время своих поездок по миру, можно вместить в фразу, высказанную им самим: «Как буддистский монах, я стараюсь внести свой вклад в установление гармонии и понимания между различными религиями».
И еще одну важную идею высказал Великий Тибетец: «Я очень ценю обмен мнениями с молодежной аудиторией». И это не просто желание понравиться новому поколению. Это ясное осознание Великим Посвященным того факта, что сейчас на планете рождаются люди с особыми способностями.
Далай-лама надеется и на диалог с Китаем. После смерти Мао Цзэдуна появились некоторые подвижки и с китайской стороны для установления контактов с тем, кого долгое время считали заклятым врагом.
И все-таки Китай сделал из духовно-религиозного центра Азии, каковым всегда был Тибет, туристическую Мекку. Там теперь рядом с древними храмами соседствуют увеселительные заведения, что вряд ли способствует росту духовности у приезжающих туда. Да и тибетцы живут в Тибете куда хуже, чем китайцы. Возможности получить настоящее духовное образование, да еще и на родном языке, у них практически нет. Его скорее можно получить в тибетской общине в Швейцарии, чем в сердце Азии! Из-за нерешенного тибетского вопроса Его Святейшество Далай-лама Четырнадцатый не смог оказаться в России дальше Бурятии и Калмыкии. Там он был гостем в качестве религиозного лидера, а в Москве превратился бы в политического эмиссара. Хотя, конечно, так могли бы рассуждать и западные страны. Но они не пошли на поводу у китайских, пусть даже и «модернизировавшихся» коммунистов.
Бог с винтовкой на плече
В марте 1959 года китайские власти Тибета потребовали, чтобы Далай-лама «перешел под их защиту». В ответ на это толпы тибетцев окружили дворец своего «живого бога» и поклялись не отходить от него. Все прекрасно понимали, что речь идет о явном намерении китайцев арестовать Далай-ламу. Советники Его Святейшества просили его покинуть Тибет и перебраться в Индию, где другой великий деятель Азии Джавахарлал Неру мог бы оказать ему покровительство. Но такой серьезный вопрос, как уход Далай-ламы из страны своих предков, не мог, естественно, решаться без обращения к Высшим Силам.
И Далай-лама не замедлил прибегнуть к их совету в лице тибетского оракула Лобсанга Джигмэ. Вот как описывает этот красноречивый момент сам «живой бог» Тибета: «На следующий день я снова попросил консультации у оракула. К моему удивлению, он воскликнул: „Иди! Иди! Сегодня вечером!“ Медиум, продолжая находиться в трансе, пошатываясь, прошел вперед и, схватив бумагу и ручку, записал довольно ясно и четко тот путь, которым я должен идти до последнего тибетского города на индийской границе. Направление было неожиданным. Сделав это, медиум, молодой монах по имени Дорже Джигмэ, потерял сознание, что было знаком ухода Дорже Дракдэна (духа тибетского Божества, отвечающего за пророчества) из его тела. Как раз вслед за этим, как бы подтверждая указание оракула, в болоте у северных ворот Драгоценного Парка разорвались две мины, выпущенные из миномета».
17 марта 1959 года Далай-лама принял решение. Перед тем как окончательно покинуть дворец, он совершил медитацию на свое будущее возвращение в него.
А потом вышел на улицу, одетый в черное пальто. Через правое плечо он перебросил винтовку. А левую руку обернул старинной танкой, принадлежавшей Второму Далай-ламе, особо почитавшемуся в Тибете.
По пути к границе Далай-лама и его свита увидели статую древнего тибетского божества. У него была голова быка, смотревшая на мир исключительно доброжелательно. Неожиданно «черты лица» священного быка резко исказились, стали крайне свирепыми, а сама голова повернулась в сторону Китая.
В марте 1959 года китайские власти Тибета потребовали, чтобы Далай-лама «перешел под их защиту». В ответ на это толпы тибетцев окружили дворец своего «живого бога» и поклялись не отходить от него. Все прекрасно понимали, что речь идет о явном намерении китайцев арестовать Далай-ламу. Советники Его Святейшества просили его покинуть Тибет и перебраться в Индию, где другой великий деятель Азии Джавахарлал Неру мог бы оказать ему покровительство. Но такой серьезный вопрос, как уход Далай-ламы из страны своих предков, не мог, естественно, решаться без обращения к Высшим Силам.
И Далай-лама не замедлил прибегнуть к их совету в лице тибетского оракула Лобсанга Джигмэ. Вот как описывает этот красноречивый момент сам «живой бог» Тибета: «На следующий день я снова попросил консультации у оракула. К моему удивлению, он воскликнул: „Иди! Иди! Сегодня вечером!“ Медиум, продолжая находиться в трансе, пошатываясь, прошел вперед и, схватив бумагу и ручку, записал довольно ясно и четко тот путь, которым я должен идти до последнего тибетского города на индийской границе. Направление было неожиданным. Сделав это, медиум, молодой монах по имени Дорже Джигмэ, потерял сознание, что было знаком ухода Дорже Дракдэна (духа тибетского Божества, отвечающего за пророчества) из его тела. Как раз вслед за этим, как бы подтверждая указание оракула, в болоте у северных ворот Драгоценного Парка разорвались две мины, выпущенные из миномета».
17 марта 1959 года Далай-лама принял решение. Перед тем как окончательно покинуть дворец, он совершил медитацию на свое будущее возвращение в него.
А потом вышел на улицу, одетый в черное пальто. Через правое плечо он перебросил винтовку. А левую руку обернул старинной танкой, принадлежавшей Второму Далай-ламе, особо почитавшемуся в Тибете.
По пути к границе Далай-лама и его свита увидели статую древнего тибетского божества. У него была голова быка, смотревшая на мир исключительно доброжелательно. Неожиданно «черты лица» священного быка резко исказились, стали крайне свирепыми, а сама голова повернулась в сторону Китая.
Штиль и шторм «Океана Мудрости»
Китайские власти настояли на том, чтобы духовный лидер Тибета прибыл в Пекин и предстал перед ясными очами председателя Мао.
Эта встреча произвела на юного Далай-ламу сильное впечатление. Он ощутил могучую энергию китайского вождя. Да и сами коммунистические идеи, где было много слов о свободе и справедливости, поначалу вызвали у великого буддиста горячий отклик в душе. Повторялась знаменитая история 1926 года, когда семья Рерихов привезла в Москву письмо Гималайских Махатм. Те тоже надеялись убедить большевиков в том, что буддизм положительно относится к Общине. Но иллюзии быстро прошли, они просто утонули в реках той крови, которую пролили большевики.
Что касается «Океана Мудрости», то кровавые потоки он почувствовал не сразу. Ведь его же сделали заместителем Всекитайского собрания представителей. И хотя это была чисто номинальная должность, его выслушивали, всерьез воспринимали слова о божественном предназначении человека и объединении всех людей в Общину Майтрейи, то есть в Общину Грядущего Царствия Божьего, выражаясь христианским языком.
Но чем больше проходило лет, тем больше было возможностей и у Далай-ламы, и у простых тибетцев понять, какую «общину» им предлагают атеистические освободители!
Все явственней, все заметнее стали прокатываться по Стране Снегов волны красных репрессий. Ни о какой свободе духа и речи быть не могло. Власть в Тибете активно переходила в руки китайской военной администрации. И, наконец, доведенные до отчаяния тибетцы начали подниматься на вооруженную борьбу с «освободителями».
Борьба достигла своего накала в 1958–1959 гг. Китайцы самым безжалостным образом расправлялись с восставшими. Их вешали, распинали, отрубали руки и ноги.
И тогда штиль «Океана Мудрости» сменился на шторм.
Китайские власти настояли на том, чтобы духовный лидер Тибета прибыл в Пекин и предстал перед ясными очами председателя Мао.
Эта встреча произвела на юного Далай-ламу сильное впечатление. Он ощутил могучую энергию китайского вождя. Да и сами коммунистические идеи, где было много слов о свободе и справедливости, поначалу вызвали у великого буддиста горячий отклик в душе. Повторялась знаменитая история 1926 года, когда семья Рерихов привезла в Москву письмо Гималайских Махатм. Те тоже надеялись убедить большевиков в том, что буддизм положительно относится к Общине. Но иллюзии быстро прошли, они просто утонули в реках той крови, которую пролили большевики.
Что касается «Океана Мудрости», то кровавые потоки он почувствовал не сразу. Ведь его же сделали заместителем Всекитайского собрания представителей. И хотя это была чисто номинальная должность, его выслушивали, всерьез воспринимали слова о божественном предназначении человека и объединении всех людей в Общину Майтрейи, то есть в Общину Грядущего Царствия Божьего, выражаясь христианским языком.
Но чем больше проходило лет, тем больше было возможностей и у Далай-ламы, и у простых тибетцев понять, какую «общину» им предлагают атеистические освободители!
Все явственней, все заметнее стали прокатываться по Стране Снегов волны красных репрессий. Ни о какой свободе духа и речи быть не могло. Власть в Тибете активно переходила в руки китайской военной администрации. И, наконец, доведенные до отчаяния тибетцы начали подниматься на вооруженную борьбу с «освободителями».
Борьба достигла своего накала в 1958–1959 гг. Китайцы самым безжалостным образом расправлялись с восставшими. Их вешали, распинали, отрубали руки и ноги.
И тогда штиль «Океана Мудрости» сменился на шторм.
Пожар в Стране Снегов
Опасность была старой и традиционной – отношения с Китаем! Поднебесная и Тибет часто враждовали. И, несмотря на явное превосходство Китая в численности населения, дела порой складывались совсем не так, как хотелось бы китайским императорам. Например, в IX веке нашей эры тибетцы сами нападали на Китай, захватывали его столицу и заключали весьма выгодные для себя договоры, вроде договора 821–822 гг., где говорилось: «Великий царь Тибета, Чудесный Божественный Владыка, и великий царь Китая заключили и скрепили печатями великое соглашение. И боги и люди знают о нем и свидетельствуют, что оно никогда не может быть изменено».
Но по мере развития буддизма в Тибете жители его становились все более мирными, склонными к религиозным и философским размышлениям, а не к желанию захватывать чьи-то земли. Чего нельзя было сказать о могучем соседе.
Особенно все обострилось тогда, когда в Китае победили коммунисты под руководством председателя Мао. Коммунистическая демагогия заработала в Пекине вовсю. И вскоре в красных газетах стали появляться недвусмысленные статьи-намеки на то, что «тибетский народ пора освободить от империалистических ставленников». Короче, готовился захват Страны Снегов.
Древние тибетские пророчества тоже предвещали наступление зловещей эпохи. Тибетцы знали об этом, но все-таки, когда опасность из рассуждения начала превращаться в реальность, многих людей охватило чувство, близкое к панике.
Естественно, что особая ответственность ложилась на юного Далай-ламу, который должен был быстро стать Его Святейшеством без кавычек! Нужен был истинный вождь, символ сопротивления нации.
Накануне китайского вторжения в Тибете наблюдались явные знамения грядущей катастрофы. Так, например, во дворце Далай-ламы вдруг ощутили толчки, похожие на толчки землетрясения (хотя никакого землетрясения, как выяснилось, не было!), и некоторые картины в комнатах дворца перевернулись.
Над всем Тибетом вдруг вспыхнуло неизвестно откуда взявшееся кровавое зарево, которое наблюдали очень многие, и прежде всего сам Далай-лама.
И вот наступил 1951 год. Вместо независимости он принес тибетцам китайское «Соглашение из семнадцати пунктов». Оно окончательно закрепило вхождение Страны Снегов в коммунистический Китай. «Соглашение о мирном освобождении Тибета»!
Опасность была старой и традиционной – отношения с Китаем! Поднебесная и Тибет часто враждовали. И, несмотря на явное превосходство Китая в численности населения, дела порой складывались совсем не так, как хотелось бы китайским императорам. Например, в IX веке нашей эры тибетцы сами нападали на Китай, захватывали его столицу и заключали весьма выгодные для себя договоры, вроде договора 821–822 гг., где говорилось: «Великий царь Тибета, Чудесный Божественный Владыка, и великий царь Китая заключили и скрепили печатями великое соглашение. И боги и люди знают о нем и свидетельствуют, что оно никогда не может быть изменено».
Но по мере развития буддизма в Тибете жители его становились все более мирными, склонными к религиозным и философским размышлениям, а не к желанию захватывать чьи-то земли. Чего нельзя было сказать о могучем соседе.
Особенно все обострилось тогда, когда в Китае победили коммунисты под руководством председателя Мао. Коммунистическая демагогия заработала в Пекине вовсю. И вскоре в красных газетах стали появляться недвусмысленные статьи-намеки на то, что «тибетский народ пора освободить от империалистических ставленников». Короче, готовился захват Страны Снегов.
Древние тибетские пророчества тоже предвещали наступление зловещей эпохи. Тибетцы знали об этом, но все-таки, когда опасность из рассуждения начала превращаться в реальность, многих людей охватило чувство, близкое к панике.
Естественно, что особая ответственность ложилась на юного Далай-ламу, который должен был быстро стать Его Святейшеством без кавычек! Нужен был истинный вождь, символ сопротивления нации.
Накануне китайского вторжения в Тибете наблюдались явные знамения грядущей катастрофы. Так, например, во дворце Далай-ламы вдруг ощутили толчки, похожие на толчки землетрясения (хотя никакого землетрясения, как выяснилось, не было!), и некоторые картины в комнатах дворца перевернулись.
Над всем Тибетом вдруг вспыхнуло неизвестно откуда взявшееся кровавое зарево, которое наблюдали очень многие, и прежде всего сам Далай-лама.
И вот наступил 1951 год. Вместо независимости он принес тибетцам китайское «Соглашение из семнадцати пунктов». Оно окончательно закрепило вхождение Страны Снегов в коммунистический Китай. «Соглашение о мирном освобождении Тибета»!