ЦЗИН-ТУ ("Чистая земля", "Земля очищения") - в древних китайских буддийских мифах легендарная "совершенная земля", где проводили свои проповеди будда и бодхисатвы. Какой-либо современной аналогии с известной местностью исследователи не просматривают.
ЦЕМЕССКАЯ БУХТА - возможная подводная аномальная зона, морская акватория вблизи Новороссийского порта, вокруг которого ходит множество легенд и мифов. Малопонятные происшествия в этом районе происходили и в прошлые века, случаются иногда и в наше время. Так, в прессу просочились сведения, что в 1982 году на одном из боевых кораблей Черноморского флота остановились все часы, находящиеся на борту. В том же районе Цемесской бухты впоследствии неожиданно для всех не хватило секунд для спасительного маневра теплоходу "Нахимов" (не единственного затонувшего в этом районе судна).
В мае 1997 года в бухте произошла авария на морском терминале "Шесхарис", в результате которой около 400 тонн сырой нефти вылилось в бухту, и более 900 человек были вынуждены заниматься ликвидацией аварии [Сообщение ИТАР-ТАСС от 30.05.1997]. Впрочем, многие происшествия легко объяснить, если учесть, что в районе бухты достаточно интенсивное судоходство.
* * * Проезд до Цемесской бухты: Поездом до Новороссийска; далее на катере несколько миль на юг.
В мае 1997 года в бухте произошла авария на морском терминале "Шесхарис", в результате которой около 400 тонн сырой нефти вылилось в бухту, и более 900 человек были вынуждены заниматься ликвидацией аварии [Сообщение ИТАР-ТАСС от 30.05.1997]. Впрочем, многие происшествия легко объяснить, если учесть, что в районе бухты достаточно интенсивное судоходство.
* * * Проезд до Цемесской бухты: Поездом до Новороссийска; далее на катере несколько миль на юг.
ЦЕЛИТЕЛЬ - врач, лекарь, пользующийся народными методами лечения; человек, помогающий другому человеку (больному) выздороветь, стать цельным, т.е. привести в единство и гармонию физическое, психическое (психофизическое) и душевное состояние.
ЦОЛМОН (Солбон, Солбан, Чолбон, Чолбан, Шолбан, Чолмон) - в старых мифах монгольских и тунгусских племен дух-хозяин планеты Венера. По верованиям эвенков, Чолбон является женщиной в период вечерней видимости Венеры, в период утренней видимости (по европейским понятиям, в период Авроры) он - мужчина, являющийся хозяином всех звезд.
ЦВЕРГИ ("Черные альфы") - в древнегерманских мифах странные карлики темного цвета, происхождение которых нельзя объяснить естественными причинами. Согласно преданиям, цверги были прежде червями в теле великана Имира, сотворившего Вселенную, по другим версиям они были созданы из крови и костей этого великана и только затем стали жить в камнях и земле подобно червям. По описаниям очень напоминают понятие о современных греях (см. "Греи").
ЧХАЯ ("Тень") - в древнеиндийских мифах и преданиях нечто, заполняющее всю Вселенную при ее сотворении. По смыслу близко с понятию Агни или вспышке света, хотя некоторые толкователи, напротив, считают "тень" вполне естественным антиподом света". Сходные состояние мира до Большого взрыва (например, Чиминигагуа) существуют и у других народов.
ЧУЧУНА (Сучуна) - в старых мифах северных якутов дикие человекоподобные существа-самцы огромного роста, покрытые черными волосами (в ряде мифов также говорится об однорукости и одноглазости). Иногда эти существа одевают на себя шкуры убитых с помощью лука, копья или ножа им животных, мясо которых употребляет сырым. Обычно якутские охотники рассказывают о наблюдении быстробегающих ("быстрее оленя"), прыгающих чучун, которые кидаются камнями и стреляют из лука в людей. Считается, что дикие люди похищают из стойбищ оленей, которым связывают тальником ноги, и женщин-якутянок.
Согласно рассказам очевидцев, чучун в прошлом нередко удавалось подстрелить, однако, распространено суеверие о том, что кровь чучуны, если только она попадала на одежду охотника, или плохой железный нож, если его позарился забрать якут, сводила и охотника и его семью с ума, а через несколько дней умерщвляла. В остальном, все рассказы об этих существах чрезвычайно напоминают мифы и предания о снежных людях. Предполагаемое место обитание чучун - север Якутии.
Согласно рассказам очевидцев, чучун в прошлом нередко удавалось подстрелить, однако, распространено суеверие о том, что кровь чучуны, если только она попадала на одежду охотника, или плохой железный нож, если его позарился забрать якут, сводила и охотника и его семью с ума, а через несколько дней умерщвляла. В остальном, все рассказы об этих существах чрезвычайно напоминают мифы и предания о снежных людях. Предполагаемое место обитание чучун - север Якутии.
ЧУПАКАБРАС (Чупакабра, от Chupas-"Сосать", cabra-"коза") - кровожадные существа, кровососущие вампиры, согласно показаниям многочисленных очевидцев, появляющиеся в настоящее время в странах Латинской Америки. Например, только в Пуэрто-Рико в 1987-1991 годах были отмечены более чем 50 случаев нападений каких-то больших вампиров на скот, после которых обычно оставались полностью обескровленные трупы животных с местами укусов на шее. ["Неизвестная планета" 1998, N 5, с.42-45].
Биологи до сих пор затрудняются как-либо определить вид этого живого существа, неуклюже предпочитая объяснять трагедии нападениями... волков. Однако, некоторые специалисты приводят неопровержимые свидетельства того, что следы от лап (в несколько раз более крупные, чем волчьи), повадки (существа никогда не едят мяса, сосут только кровь) говорят однозначно - люди столкнулись с новым осторожным и опасным существом. Местные религиозные крестьяне уверены, чупакабрас - не животное, а разумное существо, потому-то оно никогда не попадается охотникам в качестве добычи. Подозревают даже, что сами пропадающие без вести охотники становятся добычей этого нового человеческого соседа по планете.
Биологи до сих пор затрудняются как-либо определить вид этого живого существа, неуклюже предпочитая объяснять трагедии нападениями... волков. Однако, некоторые специалисты приводят неопровержимые свидетельства того, что следы от лап (в несколько раз более крупные, чем волчьи), повадки (существа никогда не едят мяса, сосут только кровь) говорят однозначно - люди столкнулись с новым осторожным и опасным существом. Местные религиозные крестьяне уверены, чупакабрас - не животное, а разумное существо, потому-то оно никогда не попадается охотникам в качестве добычи. Подозревают даже, что сами пропадающие без вести охотники становятся добычей этого нового человеческого соседа по планете.
ЧУДЬ - странное темнокожее племя, владевшее "тайной силой" и обитавшее, согласно древним легендам, на территории современного Урала. Предания утверждают, что "чудь" по неведомым причинам ушли однажды вглубь земли, построив себе там целые города, где и обитают до сих пор. Возможно эти рассказы родились из-за рукотворных построек и следов человеческой деятельности, обнаруживаемых время от времени в уральских пещерах и древних горных выработках.
ЧУДЕСА - удивительные и непонятные явления, не только не согласующиеся с нашим личным и вообще человеческим опытом, но и противоречащие устоявшимся физическим теориям. Собственный опыт, однако, - свидетель ненадежный, а об опыте общечеловеческом судить трудно. Таким образом, ведущая роль в определении "того, чего не может быть", отводится в основном физическим теориям. Теории эти претендуют на необходимость, всеобщность, полноту и склонны в силу этого к безапеляционному отрицанию того, что лежит вне их сферы. Однако эти претензии эти не оправданы и потому естественно все же ожидать "чудес", т.е. явлений особенных и странных...
Рассмотрим это на примере феномена электричества. Он охватывает и смежные с электричеством области: релятивизм и квантовую механику, а также естественным образом соприкасается и с другими типами фундаментальных взаимодействий: гравитационным, ядерным и силовым. Среди основных целей исследований природы электричества - понять природу фундаментальных физических сил, т.е. то, что они есть по существу, как и почему возникают и каков механизм их действия. Итак, каково происхождение электрических сил, каковы их сущность, причина и механизм? Вопросы эти уместны, ибо современная электродинамика - теория феноменологическая. Она дает описание явлений, принимая их, как должное и не вникая в их внутреннюю природу. Именно вследствие этой феноменологичности оказываются ненаполненными физическим содержанием основные категории классической теории электричества - электрический заряд и электрическое поле. Электрический заряд, по-видимому, связан с какой-либо внутренней деятельностью частицы (не оговариваемой теорией), а электрическое поле должно обладать собственными характеристиками, т.е. выражаться абсолютным, а не только относительным (через поведение пробной частицы) образом. Феноменологическая теория строится подобно геометрии: из совокупности аксиом выводится ряд следствий. Аксиомы постулируются, т.е. отчасти берутся из опыта, а отчасти додумываются и не обсуждаются далее. Но в аксиомах скрыта искомая сущность и именно их надлежит подвергнуть тщательному критическому анализу. В связи с этим правомерны следующие вопросы: совершенство теории (хорошо ли она описывает явления в своей области?); полнота (все ли электрические явления ею охвачены?); необходимость и всеобщность (т.е. всегда и всюду справедлива). На эти вопросы можно ответить отрицательно. Классическая теория несовершенна хотя бы потому, что она не способна описать радиационные поправки и атом водорода. Полна она или нет - неизвестно. Во всяком случае допустимы иные теоретические версии, с иным спектром следствий, например, "Немаксвелловская электродинамика" [Невесский Н.Е. "Немаксвелловская электродинамика", ВИНИТИ, N 2989-В94].
Необходимость теории и, следовательно, ее всеобщность ниоткуда не следуют, т.е. можно допустить, что существуют условия, при которых она не работает. Итак, современная классическая электродинамика - не безупречна. Она слишком много оставляет неопределенным. Это, с одной стороны, не позволяет выработать с ее помощью четкий критерий для разграничения возможного и невозможного, а с другой, - определяет мотив для дальнейшего поиска. Чтобы снять предъявляемые к теории претензии, т.е. довести ее до совершенства, необходимо отвлечься от чистой феноменологии и сделать шаг в сторону постижения сущности. Для этого требуется физическая модель электромагнитного взаимодействия. Но как только ставится задача создания физической модели, сразу же становится явной необходимость пересмотра основополагающих физических представлений. Действительно, в современной теории электрические заряды - точечны, а пространство, их разделяющее, - пусто. На таком фундаменте трудно что-либо строить и его нужно видоизменить. Первый шаг в этом направлении сделан квантовой электродинамикой (КЭД). В ней с электрическими зарядами связана внутренняя деятельность - испускание и поглощение квантов. О форме, составе и структуре заряженных частиц КЭД умалчивает, но деятельность полагает за основу, и это главное. Физическим содержанием наполняется и поле: оно превращается в потоки квантов. Пространство, таким образом, перестает быть пустым, хотя заполняется оно не совсем понятными сущностями.
Реконструкция теоретических представлений, предпринятая КЭД, не кажется, однако, достаточной, ибо неясно, что такое кванты (а следовательно, и то, как они формируются, испускаются и поглощаются). Квант - понятие абстрактное, он лишен образного представления. Ясно, что кванты так или иначе связаны с электромагнитными волнами и, хотя их не удается сопоставить с волновыми дугами, можно все же утверждать, что они есть всплески силового поля и это важно. Электрическое поле вроде бы наполняется собственным содержанием, т.е. превращается в "само по себе поле", но только "вроде бы", так как содержание это - опять относительное, а не безусловное. Кванты - сгустки силового поля и определяются через поведение пробного тела, попадающего в сферу их влияния. Таким образом, шаги, сделанные КЭД, прогрессивны, но не достаточны. Следующим шагом на пути постижения сущности электричества является, как мне кажется, разработка "информационной теории электричества" (ИТЭ). Возможны многочисленные версии ИТЭ в зависимости от принимаемых за основу исходных предпосылок.
Одна из них называемая теорией эфиронного поля [Невесский Н.Е. "Теория эфиронного поля". ВИНИТИ, N 3231-В93], уже вполне оформилась и на ее примере можно пояснить, о чем речь. Информационная теория электричества сразу начинает с того, что предлагает физическую модель и наполняет физическим содержанием понятия "заряд" и "поле". Заряд рассматривается ею как нечто деятельное (в ТЭП внутренняя деятельность заряженных частиц сводится к их пульсациям на комптоновской частоте). Поле представляется в виде вибраций субквантовой среды, распространяющихся со скоростью света.
Это поле физически представляет собой акустические возмущения эфира и выражается через собственные характеристики (т.е. безотносительно к пробному заряду). Вместе с тем при таком определении "поле" перестает быть "силовым", а превращается в поле "информационное". Такое начало требует соответствующего продолжения, ибо необходимо ответить на следующий вопрос: как соотносятся между собой характеристики информационного "самого по себе поля" и "силы", определяемые через поведение пробного заряда? Установление такого соответствия - момент тонкий и неизбежный, являющийся камнем преткновения для всех теорий взаимодействия, основанных на подобных представлениях. Идеи о моделях поля высказывались не раз, разрабатывались корпускулярные, вихревые и вибрационные модели. Но это только первый шаг, второй - определение соответствия между полем и поведением заряда. Математически это делается просто: из функций, описывающих информационное поле, конструируется Лагранжиан и затем с помощью оптимизационного принципа определяются уравнения движения.
Итак, заряженная частица способна воспринимать информацию и оценивать ее; конструирует из данных, представляемых информационным полем, некую величину, расцениваемую ею, как "благо", и затем стремится вести себя так, чтобы этого блага было бы больше. Такие действия возможны при наличии у частицы способности к восприятию и предвидению, а также внутреннего стремления (или "желания"). Оптимизация предполагает, что частица заранее проигрывает ряд возможностей и выбирает в качестве установки к действию какую-либо одну, а то, что она вообще проделывает все это, указывает на обладание Волей к действию. Таким образом, в аппарат теории автоматически вплетаются такие категории, свойственные скорее психологии, чем физике, как информация (и восприятие), цель (и воля) и установка к действию (и предвидение). И вслед за этим должно произойти само действие. Осуществление намеченного (или "желаемого"), перевод его из возможного в действительное - есть волевой акт. иными словами, частица движется сама, из собственных побуждений и с помощью собственных средств, но сообразуя свое перемещение с извне приходящей информацией. Она осуществляет тем самым "принцип самодвижения". Сущность физического действия состоит в выработке руководящей установки (на основе анализа и оценки внешней ситуации) и затем самостоятельной реализации действия волевым актом, или сущность физических сил есть "представляющая воля".
Подобные взгляды развивались различными философами в метафизических системах. Из древних это прежде всего Анаксогор, из современных (за последние три века) - Спиноза, Лейбниц и Фейербах. Вопросы о происхождении и сущности физических сил большое значение придавал Кант. Из философов прошлого века схожие суждения высказывали Шопенгауэр (воля, как метафизическая сущность, доступная непосредственному познанию), Гартман и Вл.Соловьев. Последний вполне определенно и отчетливо утверждал, что сущностью физической силы является "представляющая воля". [Соловьев В. "Философские начала цельного знания"].
Информационная теория электричества, таким образом, приводит к одушевлению физического царства. Ее концепции основаны на представлении, что "все - живое", что жизнь есть атрибут материи, пронизывающий всю ее толщу. ИТЭ с самого начала предполагает, что заряженные частицы (электроны, протоны и пр.) представляют собой сложнейшие образования, обладающие не только формой, структурой и специфичными внутренними процессами, но и способностью к восприятию информации, выработке решения и целенаправленному действию. Физика смыкается таким образом с психологией и возникает общая для обеих дисциплин проблема о взаимоотношении материи и сознания. Этой проблеме посвящены замечательные исследования Анри Бергсона [Бергсон А., "Материя и память". Соч., т.1. М., "Московский клуб", 1992]. Исследуя самого себя, человек обнаруживает ключ к мирозданию. Это знали древние, утверждая, что "человек - мера всех вещей" и давая мудрый совет: "Познай самого себя"... Относительно "чудес" современные физические теории не дают нам критерия "того, чего не может быть". Обрести такой критерий можно, только проникнув в самую суть процесса взаимодействия. Однако при первых же попытках продвинуться по этому пути обнаруживается, сколь беден и убог язык физики для описания феномена взаимодействия и сколь удивителен и чудесен сам феномен. Это видно на примере ИТЭ. Можно предположить, что она явится прототипом для построения теорий всех других типов взаимодействия, которые в будущем объединятся в "единую информационную теорию" и дадут начало "эзотерической физике".
Согласно информационной теории, сила - есть целенаправленный волевой акт, предваряемый анализом и оценкой извне приходящей информации, а мир физический - оживлен и одушевлен. И странно уже не то, что физические законы иногда нарушаются, а то, что они вообще существуют, что, обладая безграничными потенциями, элементарные частицы вещества не ведут себя свободно, а подчиняются определенным и простым законам. Проблема преобразуется и состоит теперь в том, чтобы обосновать необходимость законов в чудесном мире, а не появление чудес в мире закономерном.
Рассмотрим это на примере феномена электричества. Он охватывает и смежные с электричеством области: релятивизм и квантовую механику, а также естественным образом соприкасается и с другими типами фундаментальных взаимодействий: гравитационным, ядерным и силовым. Среди основных целей исследований природы электричества - понять природу фундаментальных физических сил, т.е. то, что они есть по существу, как и почему возникают и каков механизм их действия. Итак, каково происхождение электрических сил, каковы их сущность, причина и механизм? Вопросы эти уместны, ибо современная электродинамика - теория феноменологическая. Она дает описание явлений, принимая их, как должное и не вникая в их внутреннюю природу. Именно вследствие этой феноменологичности оказываются ненаполненными физическим содержанием основные категории классической теории электричества - электрический заряд и электрическое поле. Электрический заряд, по-видимому, связан с какой-либо внутренней деятельностью частицы (не оговариваемой теорией), а электрическое поле должно обладать собственными характеристиками, т.е. выражаться абсолютным, а не только относительным (через поведение пробной частицы) образом. Феноменологическая теория строится подобно геометрии: из совокупности аксиом выводится ряд следствий. Аксиомы постулируются, т.е. отчасти берутся из опыта, а отчасти додумываются и не обсуждаются далее. Но в аксиомах скрыта искомая сущность и именно их надлежит подвергнуть тщательному критическому анализу. В связи с этим правомерны следующие вопросы: совершенство теории (хорошо ли она описывает явления в своей области?); полнота (все ли электрические явления ею охвачены?); необходимость и всеобщность (т.е. всегда и всюду справедлива). На эти вопросы можно ответить отрицательно. Классическая теория несовершенна хотя бы потому, что она не способна описать радиационные поправки и атом водорода. Полна она или нет - неизвестно. Во всяком случае допустимы иные теоретические версии, с иным спектром следствий, например, "Немаксвелловская электродинамика" [Невесский Н.Е. "Немаксвелловская электродинамика", ВИНИТИ, N 2989-В94].
Необходимость теории и, следовательно, ее всеобщность ниоткуда не следуют, т.е. можно допустить, что существуют условия, при которых она не работает. Итак, современная классическая электродинамика - не безупречна. Она слишком много оставляет неопределенным. Это, с одной стороны, не позволяет выработать с ее помощью четкий критерий для разграничения возможного и невозможного, а с другой, - определяет мотив для дальнейшего поиска. Чтобы снять предъявляемые к теории претензии, т.е. довести ее до совершенства, необходимо отвлечься от чистой феноменологии и сделать шаг в сторону постижения сущности. Для этого требуется физическая модель электромагнитного взаимодействия. Но как только ставится задача создания физической модели, сразу же становится явной необходимость пересмотра основополагающих физических представлений. Действительно, в современной теории электрические заряды - точечны, а пространство, их разделяющее, - пусто. На таком фундаменте трудно что-либо строить и его нужно видоизменить. Первый шаг в этом направлении сделан квантовой электродинамикой (КЭД). В ней с электрическими зарядами связана внутренняя деятельность - испускание и поглощение квантов. О форме, составе и структуре заряженных частиц КЭД умалчивает, но деятельность полагает за основу, и это главное. Физическим содержанием наполняется и поле: оно превращается в потоки квантов. Пространство, таким образом, перестает быть пустым, хотя заполняется оно не совсем понятными сущностями.
Реконструкция теоретических представлений, предпринятая КЭД, не кажется, однако, достаточной, ибо неясно, что такое кванты (а следовательно, и то, как они формируются, испускаются и поглощаются). Квант - понятие абстрактное, он лишен образного представления. Ясно, что кванты так или иначе связаны с электромагнитными волнами и, хотя их не удается сопоставить с волновыми дугами, можно все же утверждать, что они есть всплески силового поля и это важно. Электрическое поле вроде бы наполняется собственным содержанием, т.е. превращается в "само по себе поле", но только "вроде бы", так как содержание это - опять относительное, а не безусловное. Кванты - сгустки силового поля и определяются через поведение пробного тела, попадающего в сферу их влияния. Таким образом, шаги, сделанные КЭД, прогрессивны, но не достаточны. Следующим шагом на пути постижения сущности электричества является, как мне кажется, разработка "информационной теории электричества" (ИТЭ). Возможны многочисленные версии ИТЭ в зависимости от принимаемых за основу исходных предпосылок.
Одна из них называемая теорией эфиронного поля [Невесский Н.Е. "Теория эфиронного поля". ВИНИТИ, N 3231-В93], уже вполне оформилась и на ее примере можно пояснить, о чем речь. Информационная теория электричества сразу начинает с того, что предлагает физическую модель и наполняет физическим содержанием понятия "заряд" и "поле". Заряд рассматривается ею как нечто деятельное (в ТЭП внутренняя деятельность заряженных частиц сводится к их пульсациям на комптоновской частоте). Поле представляется в виде вибраций субквантовой среды, распространяющихся со скоростью света.
Это поле физически представляет собой акустические возмущения эфира и выражается через собственные характеристики (т.е. безотносительно к пробному заряду). Вместе с тем при таком определении "поле" перестает быть "силовым", а превращается в поле "информационное". Такое начало требует соответствующего продолжения, ибо необходимо ответить на следующий вопрос: как соотносятся между собой характеристики информационного "самого по себе поля" и "силы", определяемые через поведение пробного заряда? Установление такого соответствия - момент тонкий и неизбежный, являющийся камнем преткновения для всех теорий взаимодействия, основанных на подобных представлениях. Идеи о моделях поля высказывались не раз, разрабатывались корпускулярные, вихревые и вибрационные модели. Но это только первый шаг, второй - определение соответствия между полем и поведением заряда. Математически это делается просто: из функций, описывающих информационное поле, конструируется Лагранжиан и затем с помощью оптимизационного принципа определяются уравнения движения.
Итак, заряженная частица способна воспринимать информацию и оценивать ее; конструирует из данных, представляемых информационным полем, некую величину, расцениваемую ею, как "благо", и затем стремится вести себя так, чтобы этого блага было бы больше. Такие действия возможны при наличии у частицы способности к восприятию и предвидению, а также внутреннего стремления (или "желания"). Оптимизация предполагает, что частица заранее проигрывает ряд возможностей и выбирает в качестве установки к действию какую-либо одну, а то, что она вообще проделывает все это, указывает на обладание Волей к действию. Таким образом, в аппарат теории автоматически вплетаются такие категории, свойственные скорее психологии, чем физике, как информация (и восприятие), цель (и воля) и установка к действию (и предвидение). И вслед за этим должно произойти само действие. Осуществление намеченного (или "желаемого"), перевод его из возможного в действительное - есть волевой акт. иными словами, частица движется сама, из собственных побуждений и с помощью собственных средств, но сообразуя свое перемещение с извне приходящей информацией. Она осуществляет тем самым "принцип самодвижения". Сущность физического действия состоит в выработке руководящей установки (на основе анализа и оценки внешней ситуации) и затем самостоятельной реализации действия волевым актом, или сущность физических сил есть "представляющая воля".
Подобные взгляды развивались различными философами в метафизических системах. Из древних это прежде всего Анаксогор, из современных (за последние три века) - Спиноза, Лейбниц и Фейербах. Вопросы о происхождении и сущности физических сил большое значение придавал Кант. Из философов прошлого века схожие суждения высказывали Шопенгауэр (воля, как метафизическая сущность, доступная непосредственному познанию), Гартман и Вл.Соловьев. Последний вполне определенно и отчетливо утверждал, что сущностью физической силы является "представляющая воля". [Соловьев В. "Философские начала цельного знания"].
Информационная теория электричества, таким образом, приводит к одушевлению физического царства. Ее концепции основаны на представлении, что "все - живое", что жизнь есть атрибут материи, пронизывающий всю ее толщу. ИТЭ с самого начала предполагает, что заряженные частицы (электроны, протоны и пр.) представляют собой сложнейшие образования, обладающие не только формой, структурой и специфичными внутренними процессами, но и способностью к восприятию информации, выработке решения и целенаправленному действию. Физика смыкается таким образом с психологией и возникает общая для обеих дисциплин проблема о взаимоотношении материи и сознания. Этой проблеме посвящены замечательные исследования Анри Бергсона [Бергсон А., "Материя и память". Соч., т.1. М., "Московский клуб", 1992]. Исследуя самого себя, человек обнаруживает ключ к мирозданию. Это знали древние, утверждая, что "человек - мера всех вещей" и давая мудрый совет: "Познай самого себя"... Относительно "чудес" современные физические теории не дают нам критерия "того, чего не может быть". Обрести такой критерий можно, только проникнув в самую суть процесса взаимодействия. Однако при первых же попытках продвинуться по этому пути обнаруживается, сколь беден и убог язык физики для описания феномена взаимодействия и сколь удивителен и чудесен сам феномен. Это видно на примере ИТЭ. Можно предположить, что она явится прототипом для построения теорий всех других типов взаимодействия, которые в будущем объединятся в "единую информационную теорию" и дадут начало "эзотерической физике".
Согласно информационной теории, сила - есть целенаправленный волевой акт, предваряемый анализом и оценкой извне приходящей информации, а мир физический - оживлен и одушевлен. И странно уже не то, что физические законы иногда нарушаются, а то, что они вообще существуют, что, обладая безграничными потенциями, элементарные частицы вещества не ведут себя свободно, а подчиняются определенным и простым законам. Проблема преобразуется и состоит теперь в том, чтобы обосновать необходимость законов в чудесном мире, а не появление чудес в мире закономерном.
ЧИТТА - согласно древнеиндийским представлениям, ум в самом полном или собирательном смысле. Читта состоит из трех видов: 1) УМ - обладает способностью внимания, выбора, отвержения; 2) РАЗУМ - принимает решения, определяющие различия между вещами; 3) ЭГО - создает собственное "Я". Согласно современным представлениям, Читта описывает разные способы мышления: анализ, ассоциации, интуиция.
ЧИСТИЛИЩЕ - место испытаний души перед вхождением в рай; по представлениям католиков, место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнем перед входом в рай. По мнению православия, протестантизма и раннего христианства, Чистилища как такового не существует. По некоторым западноевропейским мифам, вход в "Чистилище святого Патрика" находится на одном из ирландских островов. Данте, в соответствии со средневековыми преданиями, поместил Чистилище (огромную конусообразную гору из 7 кругов) в "Божественной комедии" в "центре океана южного полушария", в точке противоположной Иерусалиму (отдаленная точка в Тихом океане южнее французких островов Бас, восточнее Новой Зеландии).