КАЛАХАРСКИЙ ГАРПУН - странный предмет, внешне напоминающий китобойный гарпун длиной не более метра, найденный близ города Молепололе при строительстве шоссе через пустыню Калахари. Ученые не могут объяснить тот факт, почему на черном с красноватым отливом металле нет следов коррозии. Химический анализ показал, что сплав, из которого изготовлен гарпун, неизвестен на Земле. Как и когда оказался сей предмет в пустыне и кто его изготовил остается пока загадкой.
КАЛАНЕМИ ("Обод колеса времени") - в древней индуисткой мифологии асура, сын Вирочаны, который после своего убийства родился вновь в облике Кансы и змея Калии. Возможно, из перевода имени следует, что Каланеми обманул каким-то образом Время, появившись на Земле повторно (хотя последнее действие не несет в себе никаких нарушений индуистких представлений о реинкарнации).
КАДАВР - оживший неодушевленный предмет. В старых легендах есть упоминания о одушевленных статуях, бюстах, идолах, портретах, чучелах, однако, материальных доказательств этому явлению не сохранилось.
ЙУНУС - в старых мусульманских мифах пророк, побывавший внутри чрева кита. По жизнеописанию соответствующий библейскому Ионе, однако, в отличие от него после вызволения из чрева долгое время и успешно занимающийся пророчествами и проповеднической деятельностью.
ЙОГА - одна из шести ортодоксальных систем индийской философии ("йога" - от санскритского корня "Юдж" - "связывать", "соединять", "направлять", "сосредотачивать внимание", "употреблять", "применять"). Основная цель йоги - соединение души отдельного человека (дживатма) с Верховным вселенским Духом (Параиатмой). Йога была систематизирована Паганджали в его классическом труде "Йога-Сутра" (1 тыс. до н.э.), но своими корнями она уходит к эпохе создания ранних Вед и Упанишад, которые в свою очередь до этого передавались от поколения к поколению в устной форме.
Восьмиступенчатая система йоги Патанджали носит название Ашганги-йоги и состоит из:
1. Яма - общие нравственные требования.
2. Нияма - самоочищение посредством дисциплины.
3. Асана - поза.
4. Пранаяма - ритмический контроль дыхания.
5. Пратьяхара - отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов.
6. Дхарана - концентрация.
7. Дхьяна - медитация.
8. Самадхи - состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом медитации Параматмой или Вселенским Духом.
Первая ступень Атанга-йоги, называемая Ямой, по сути великие заповеди, истинные для всех религий, стран и времен. Они таковы:
1. Ненасилие (ахимса) - не причинять страдание ни какому существу ни мыслью ни словом, ни делом
2. Правдивость (сатья) - точно выражать испытанное, подбирая такое слова, которые приносят радость и пользу слушателю и ни в коем случае не причиняет боль (принцип ненасилия).
3. Неворовство (астея) - не присваивать того, что принадлежит другому ни обманом, ни силой, ни каким-либо иным способом.
4. Целомудрие (брахмачарья) - избегать все условия к действия, при которых рождается похоть. Сознание семьи и продолжение рода не запрещается, но половой акт должен быть исключительно ради зачатия детей.
5. Нестяжательство (апариграха) - не какоплять богатство и предметы наслаждения лично для себя, а так же не принимать даров.
Ниям, т.е. правил индивидуального поведение так же пять:
1. Чистота (Шауча) - ежедневное (утреннее и вечернее) физиологическое, физическое и духовное очищение тела и среды обитания.
2. Смирение (сантоша) - терпеливое, без жалобы, выполнение своего долга и обязанностей - смирение перед судьбой.
3. Рвение или аскетизм (тапас) - сознательное стремление достичь окончательного единства с Божеством и исключить все желания, стоящие на пути к этой цели. При этом сознательно подвергать себя физическим неудобствам, терпеть природные условия приучать себя к различным лишениям, выполнять различные виды закаливания и воздержания.
4. Самообразование (свадхья) - самостоятельное изучение духовной литературы, частое размышление над ней, повторение мантр (кратких молитв).
5. Преданность Богу (Ишвара пранидхана) - посвящение своих действий и воли Богу, поиск защиты у Бога и упование только на него. Третьей ступенью йоги является асаса, то есть удобная и неподвижная поза, которой можно овладеть расслаблением всего тела и собранностью в безграничном. Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма. По мнению йогов, они помогают стать свободным от физических недомоганий и умственных раздражений.
Эти первые три описанные выше ступени являются внешним поиском и носят название бахиранга садхана.
Пранаяма представляет собой четвертую часть Аштанга-йоги, заключавщейся в сознательной модификации процесса дыхания и контролем над ним. Пранаяма состоит из трех частей: пурака (вдыхание), речака (выдыхание), кумбхака (задержка дыхания). Кумбхаке придается огромное значение, так как по теории йогов продолжительность жизни зависит от количества сделанных дыханий, следовательно для продления жизни нужно дышать медленнее или не дышать вовсе (задерживать дыхание). Кроме того, слово "прана" означает не только "вдох", "дыхание", но и "жизнь", "энергию", "силу", поэтому прана в теле отдельного человека считается частью космического дыхания Вселенского Духа. Практика пранаяны - это попытка согласовать индивидуальное дыхание с космическим.
На пятой ступени, называемой Пратьяхарой, осуществляется контроль над чувствами. Все действия внутренние и внешние происходят, когда сознание соединяется с нервыми центрами или органами, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир. Встречаясь в жизни с благами (добрыми) и приятными (эгоистическими) побуждениями к действию, человек чаще выбирает приятные и совершает неразумные поступки, приводящие, как правило, к плачевным последствиям. Когда сознание подчинено воле, оно не соединяется с центрами восприятия, и следовательно, чувства и желания становятся управляемыми. Тот, кто достиг способности по желанию соединять и разъединять свое сознание с нервными центрами, усвоил Пратьяхару.
Пранаяна и Пратьякара помогают освободить чувства от порабощения объектами желаний. Эти две ступени считаются внутренним поиском (антаранга садхана).
Следующая часть йоги называется Дхарана. На этом этапе надо научиться сосредотачиваться целиком не одном объекте или задаче, в идеале на этой стадии внешние и внутренние раздражители должны быть максимально успокоены. Упражнения в концентрации направляют сознание по внутреннему кругу психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого восприятия действительности. По мере прогресса ум становится все более сдержанным и целеустремленным.
Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на каком-либо объекте, оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому объекту. Непрерывная Джарана называется Дхьяной, или седьмой ступенью Иоги Патанджали. Тело, дыхание, чувства, ум, рассудок и эго, - все соединяется в объекте созерцания.
Когда сила Дхьяны настолько напряжена, что возможно отбросить внешнюю часть восприятия и удерживать созерцание только на внутреннем смысле, наступает состояние Самадхи - последняя ступень и конечная цель йоги, при которой сознание подымается выше пределов самосознания и происходит единение с Верховным Вселенским Духом, во время которого переживается непрерывная радость и покой.
Различает два состояния Самадхи: сабикальна и нирвикальна. На начальном этапе (сабикальна самадхи) сознание смешивается с Космическим Духом, жизненная сила извлекается из тела йога, кажущегося недвижимым, застывшим. Он вполне осознает состояние приостановленной "живости" тела. Когда же йог прогрессирует до более высоких состояний - нирвикальна Самадхи, то возникает возможность общаться с Богом безо всякой фиксации тела и в своем обычном бодрствующем сознании. То есть в состоянии сабикальна Самаджи все еще сохраняется некоторая отдаленность от объекта созерцания, в нирвикальпа Санажи полностью осознается собственная идентичность с ним.
Дхарана, Дхьяна и Сабикальна Самадхи (три степени в ментальном усилии концентрации) по отношению к одному предмету составляют Самьяму.
Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Три последние ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом и носят название духовного поиска (антаратма садхана).
Основываясь на классической восьмиступенчатой системе Патанджали, йога развивалась в разных направлениях, что привело к многообразию школ и течений. К самым известным относятся: раджа-йога, хатка-йога, кундалини-йога, бхакти-йога, карма-йога, джнана-йога и т.д. Несмотря на то, что все восемь ступеней Патанджали являются основой для любой из выше перечисленных йог, каждая из них делает больший акцент на разных ступенях и имеет свой предмет концентрации. Но эти йоги не противоречат, не исключают, а напротив взаимодополняют друг друга. Поэтому целесообразно практиковать йогические упражнения различных направлений в комплексе.
Раджа-йога считается высшей из йог. Только через нее можно достичь нирвикальна Самадхи. Это йога психических восприятий. Основная ее цель - познать свою внутреннюю природу, концентрируя сознания внутри себя. Таким образом ее метод - сосредоточение на внутреннем мире. Согласно учению раджа-йоги, весь внешний мир есть только грубая форма внутреннего, или тонкого. Внешний мир есть следствие, а внутренний - причина. Раджа-йога предполагает исходить от внутреннего мира, изучать внутреннюю природу и через нее управлять обеими и внутренней и внешней. Упражнениями в раджа-йоге можно развить зкстрасенсорные способности, но это не цель йога, а лишь побочный эффект. Только способный отречься от использования чудесных способностей достигает цели йоги - совершенного единения индивидуального сознания с Всеобщим Вселенским Разумом.
Хатха-йогу называют лестницей для тех, что хочет подняться к высотам Раджа-йоги. Занимаясь физической стороной жизни, хатха-йога представляет собой фундамент для всех остальных видов йоги. Она является системой оздоровительных упражнений, состоящих из асан и пранаяны. Практика асан делает тело гибким, нормализует работу внутренних органов, укрепляет нервную систему. Во время выполнения асан тело йога принимает разнообразные формы, напоминающие те или иные творения Божии от простого растения до современного мудреца, что дает почувствовать собственное единство с бесчисленными формами проявления Вселенского Духа. Только после освоения асан можно переходить к пранаяме (дыхательным упражнениям). Прана в индивидуальною теле (как было отмечено выше) - это часть Вселенского Духа. Поэтому пранаяма направлена на гармонизацию индивидуального дыхания с Космическим дыханием. Занятия пранаяной не только значительно улучшают состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные стремления, помогают регулировки и успокоению ума, а так же концентрации его, что приводит к Самадхи, т.е. единению с Космическим Духом.
Кундалиии-йога направлена на пробуждение высшей божественной энергии в человеческом теле. Она носит название "Кундалини". Это слово происходит от "кундала", означающего кольцо или виток спирали. Покоящаяся энергия символизируется спящей змеей, свернутой спиралью в три с половиной витка. Три витка представляют три состояния ума (авастха): бодрствувщий (джагрита), дремлющий (свапна) и глубоко спящий (сущупти). Существует и четвертое состояние (турья), совмещающее все остальные, и оно изображено последней половиной витка спирали. Это состояние достигается в Самадхи. В обычном состоянии Кундалини находится в нижней чакре Муладхаре. Чакры - это локализованные жизненные центры вдоль позвоночника. Основных чакр одиннадцать и высшая сахасрара находится в нервном сплетении в мозгу. Пробуждение Кундалини достигается волей и умом к сопровождается соответственным упражнениями.
Пробужденную энергию нужно заставить подняться по сушуме (каналу в позвоночном столбе) от муладхара чакры к сахасраре. Это - аллегорический способ описания сублимации сексуальной энергии. После прохождения промежуточных чакр, когда кундалини достигает сахасрары, йог не ощущает своей индивидуальности. Он пересекает барьер времени и пространства и становится единым со Вселенной.
Бхакти - Иога - это путь к Самадхи через мюбовь к Богу. Эта любовь подразумевает под собой любовь ко всему, что существует во Вселенной, ибо все это есть ничто иное как проявление Всевышнего. На подготовительной ступени огромное значение имеет поклонение личному Богу, присущее любой религии. Когда же бхакти-йог освобождается от всех привязанностей кроме любви к Богу он имеет право сказать, что все формы и символы, как помощь к осуществлению религии для него бесполезны. Он не замечает различий. В людях, в животных, в растениях, в солнце, в звездах - во всем он видит Всевышнего, и сам растворяется в предмете поклонения.
Карма-йога считается йогой действия, а точнее - труда (здесь слово "карма" означает работа). Основная идея этой иоги - человек, живущий в обществе, должен работать, не ради накопления богатства, карьеры, либо еще каких-то собственных благ, а ради самой работы и пользы, которую она приносит другим. Йог должен отказаться от результатов своего труда, то есть хорошо выполнять свои обязанности, но не быть привязанным ни к занятию, ни к материальным вознаграждениям, которые она приносит. Путем бескорыстного труда и отказа от плодов своей деятельности достигается освобождение от эгоизма, ведущее к расширению личности и осознанию единства Мироздания.
Джнака-йога - это йога разума, относящаяся к религии как к науке. Йог не имеет права верить вопреки разуму, поэтому он должен рассуждать. Исходя из того, что познание целого возможно через его части нужно искать первичные элементы, изучать их и стараться вывести основные принципы. Занимаясь детальной физиологией сенсорных, моторных и мозговых центров, джнана-йог старается понять механизмы восприятия. Осознавая ограниченность познания мира органами чувств, он пытается путем умственных усилий понять, что есть на самом деле время, пространство и причинность. Сосредоточением на этих глобальных проблемах достигается выход из узких рамок индивидуального разума и переход на новый уровень сознания, дающий понять истинную суть единой Вселенной и растворить свою личность в Океане Космического Разума.
Все написанное позволяет констатировать, что йога - это древний научный и системный образ жизни, практикуемый для того, чтобы успешно организовать все энергии к способности человеческого существа, стремящегося достичь наивысшего экстатического общения с Космической Реальностью (или Богом).
Восьмиступенчатая система йоги Патанджали носит название Ашганги-йоги и состоит из:
1. Яма - общие нравственные требования.
2. Нияма - самоочищение посредством дисциплины.
3. Асана - поза.
4. Пранаяма - ритмический контроль дыхания.
5. Пратьяхара - отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов.
6. Дхарана - концентрация.
7. Дхьяна - медитация.
8. Самадхи - состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом медитации Параматмой или Вселенским Духом.
Первая ступень Атанга-йоги, называемая Ямой, по сути великие заповеди, истинные для всех религий, стран и времен. Они таковы:
1. Ненасилие (ахимса) - не причинять страдание ни какому существу ни мыслью ни словом, ни делом
2. Правдивость (сатья) - точно выражать испытанное, подбирая такое слова, которые приносят радость и пользу слушателю и ни в коем случае не причиняет боль (принцип ненасилия).
3. Неворовство (астея) - не присваивать того, что принадлежит другому ни обманом, ни силой, ни каким-либо иным способом.
4. Целомудрие (брахмачарья) - избегать все условия к действия, при которых рождается похоть. Сознание семьи и продолжение рода не запрещается, но половой акт должен быть исключительно ради зачатия детей.
5. Нестяжательство (апариграха) - не какоплять богатство и предметы наслаждения лично для себя, а так же не принимать даров.
Ниям, т.е. правил индивидуального поведение так же пять:
1. Чистота (Шауча) - ежедневное (утреннее и вечернее) физиологическое, физическое и духовное очищение тела и среды обитания.
2. Смирение (сантоша) - терпеливое, без жалобы, выполнение своего долга и обязанностей - смирение перед судьбой.
3. Рвение или аскетизм (тапас) - сознательное стремление достичь окончательного единства с Божеством и исключить все желания, стоящие на пути к этой цели. При этом сознательно подвергать себя физическим неудобствам, терпеть природные условия приучать себя к различным лишениям, выполнять различные виды закаливания и воздержания.
4. Самообразование (свадхья) - самостоятельное изучение духовной литературы, частое размышление над ней, повторение мантр (кратких молитв).
5. Преданность Богу (Ишвара пранидхана) - посвящение своих действий и воли Богу, поиск защиты у Бога и упование только на него. Третьей ступенью йоги является асаса, то есть удобная и неподвижная поза, которой можно овладеть расслаблением всего тела и собранностью в безграничном. Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма. По мнению йогов, они помогают стать свободным от физических недомоганий и умственных раздражений.
Эти первые три описанные выше ступени являются внешним поиском и носят название бахиранга садхана.
Пранаяма представляет собой четвертую часть Аштанга-йоги, заключавщейся в сознательной модификации процесса дыхания и контролем над ним. Пранаяма состоит из трех частей: пурака (вдыхание), речака (выдыхание), кумбхака (задержка дыхания). Кумбхаке придается огромное значение, так как по теории йогов продолжительность жизни зависит от количества сделанных дыханий, следовательно для продления жизни нужно дышать медленнее или не дышать вовсе (задерживать дыхание). Кроме того, слово "прана" означает не только "вдох", "дыхание", но и "жизнь", "энергию", "силу", поэтому прана в теле отдельного человека считается частью космического дыхания Вселенского Духа. Практика пранаяны - это попытка согласовать индивидуальное дыхание с космическим.
На пятой ступени, называемой Пратьяхарой, осуществляется контроль над чувствами. Все действия внутренние и внешние происходят, когда сознание соединяется с нервыми центрами или органами, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир. Встречаясь в жизни с благами (добрыми) и приятными (эгоистическими) побуждениями к действию, человек чаще выбирает приятные и совершает неразумные поступки, приводящие, как правило, к плачевным последствиям. Когда сознание подчинено воле, оно не соединяется с центрами восприятия, и следовательно, чувства и желания становятся управляемыми. Тот, кто достиг способности по желанию соединять и разъединять свое сознание с нервными центрами, усвоил Пратьяхару.
Пранаяна и Пратьякара помогают освободить чувства от порабощения объектами желаний. Эти две ступени считаются внутренним поиском (антаранга садхана).
Следующая часть йоги называется Дхарана. На этом этапе надо научиться сосредотачиваться целиком не одном объекте или задаче, в идеале на этой стадии внешние и внутренние раздражители должны быть максимально успокоены. Упражнения в концентрации направляют сознание по внутреннему кругу психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого восприятия действительности. По мере прогресса ум становится все более сдержанным и целеустремленным.
Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на каком-либо объекте, оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому объекту. Непрерывная Джарана называется Дхьяной, или седьмой ступенью Иоги Патанджали. Тело, дыхание, чувства, ум, рассудок и эго, - все соединяется в объекте созерцания.
Когда сила Дхьяны настолько напряжена, что возможно отбросить внешнюю часть восприятия и удерживать созерцание только на внутреннем смысле, наступает состояние Самадхи - последняя ступень и конечная цель йоги, при которой сознание подымается выше пределов самосознания и происходит единение с Верховным Вселенским Духом, во время которого переживается непрерывная радость и покой.
Различает два состояния Самадхи: сабикальна и нирвикальна. На начальном этапе (сабикальна самадхи) сознание смешивается с Космическим Духом, жизненная сила извлекается из тела йога, кажущегося недвижимым, застывшим. Он вполне осознает состояние приостановленной "живости" тела. Когда же йог прогрессирует до более высоких состояний - нирвикальна Самадхи, то возникает возможность общаться с Богом безо всякой фиксации тела и в своем обычном бодрствующем сознании. То есть в состоянии сабикальна Самаджи все еще сохраняется некоторая отдаленность от объекта созерцания, в нирвикальпа Санажи полностью осознается собственная идентичность с ним.
Дхарана, Дхьяна и Сабикальна Самадхи (три степени в ментальном усилии концентрации) по отношению к одному предмету составляют Самьяму.
Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Три последние ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом и носят название духовного поиска (антаратма садхана).
Основываясь на классической восьмиступенчатой системе Патанджали, йога развивалась в разных направлениях, что привело к многообразию школ и течений. К самым известным относятся: раджа-йога, хатка-йога, кундалини-йога, бхакти-йога, карма-йога, джнана-йога и т.д. Несмотря на то, что все восемь ступеней Патанджали являются основой для любой из выше перечисленных йог, каждая из них делает больший акцент на разных ступенях и имеет свой предмет концентрации. Но эти йоги не противоречат, не исключают, а напротив взаимодополняют друг друга. Поэтому целесообразно практиковать йогические упражнения различных направлений в комплексе.
Раджа-йога считается высшей из йог. Только через нее можно достичь нирвикальна Самадхи. Это йога психических восприятий. Основная ее цель - познать свою внутреннюю природу, концентрируя сознания внутри себя. Таким образом ее метод - сосредоточение на внутреннем мире. Согласно учению раджа-йоги, весь внешний мир есть только грубая форма внутреннего, или тонкого. Внешний мир есть следствие, а внутренний - причина. Раджа-йога предполагает исходить от внутреннего мира, изучать внутреннюю природу и через нее управлять обеими и внутренней и внешней. Упражнениями в раджа-йоге можно развить зкстрасенсорные способности, но это не цель йога, а лишь побочный эффект. Только способный отречься от использования чудесных способностей достигает цели йоги - совершенного единения индивидуального сознания с Всеобщим Вселенским Разумом.
Хатха-йогу называют лестницей для тех, что хочет подняться к высотам Раджа-йоги. Занимаясь физической стороной жизни, хатха-йога представляет собой фундамент для всех остальных видов йоги. Она является системой оздоровительных упражнений, состоящих из асан и пранаяны. Практика асан делает тело гибким, нормализует работу внутренних органов, укрепляет нервную систему. Во время выполнения асан тело йога принимает разнообразные формы, напоминающие те или иные творения Божии от простого растения до современного мудреца, что дает почувствовать собственное единство с бесчисленными формами проявления Вселенского Духа. Только после освоения асан можно переходить к пранаяме (дыхательным упражнениям). Прана в индивидуальною теле (как было отмечено выше) - это часть Вселенского Духа. Поэтому пранаяма направлена на гармонизацию индивидуального дыхания с Космическим дыханием. Занятия пранаяной не только значительно улучшают состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные стремления, помогают регулировки и успокоению ума, а так же концентрации его, что приводит к Самадхи, т.е. единению с Космическим Духом.
Кундалиии-йога направлена на пробуждение высшей божественной энергии в человеческом теле. Она носит название "Кундалини". Это слово происходит от "кундала", означающего кольцо или виток спирали. Покоящаяся энергия символизируется спящей змеей, свернутой спиралью в три с половиной витка. Три витка представляют три состояния ума (авастха): бодрствувщий (джагрита), дремлющий (свапна) и глубоко спящий (сущупти). Существует и четвертое состояние (турья), совмещающее все остальные, и оно изображено последней половиной витка спирали. Это состояние достигается в Самадхи. В обычном состоянии Кундалини находится в нижней чакре Муладхаре. Чакры - это локализованные жизненные центры вдоль позвоночника. Основных чакр одиннадцать и высшая сахасрара находится в нервном сплетении в мозгу. Пробуждение Кундалини достигается волей и умом к сопровождается соответственным упражнениями.
Пробужденную энергию нужно заставить подняться по сушуме (каналу в позвоночном столбе) от муладхара чакры к сахасраре. Это - аллегорический способ описания сублимации сексуальной энергии. После прохождения промежуточных чакр, когда кундалини достигает сахасрары, йог не ощущает своей индивидуальности. Он пересекает барьер времени и пространства и становится единым со Вселенной.
Бхакти - Иога - это путь к Самадхи через мюбовь к Богу. Эта любовь подразумевает под собой любовь ко всему, что существует во Вселенной, ибо все это есть ничто иное как проявление Всевышнего. На подготовительной ступени огромное значение имеет поклонение личному Богу, присущее любой религии. Когда же бхакти-йог освобождается от всех привязанностей кроме любви к Богу он имеет право сказать, что все формы и символы, как помощь к осуществлению религии для него бесполезны. Он не замечает различий. В людях, в животных, в растениях, в солнце, в звездах - во всем он видит Всевышнего, и сам растворяется в предмете поклонения.
Карма-йога считается йогой действия, а точнее - труда (здесь слово "карма" означает работа). Основная идея этой иоги - человек, живущий в обществе, должен работать, не ради накопления богатства, карьеры, либо еще каких-то собственных благ, а ради самой работы и пользы, которую она приносит другим. Йог должен отказаться от результатов своего труда, то есть хорошо выполнять свои обязанности, но не быть привязанным ни к занятию, ни к материальным вознаграждениям, которые она приносит. Путем бескорыстного труда и отказа от плодов своей деятельности достигается освобождение от эгоизма, ведущее к расширению личности и осознанию единства Мироздания.
Джнака-йога - это йога разума, относящаяся к религии как к науке. Йог не имеет права верить вопреки разуму, поэтому он должен рассуждать. Исходя из того, что познание целого возможно через его части нужно искать первичные элементы, изучать их и стараться вывести основные принципы. Занимаясь детальной физиологией сенсорных, моторных и мозговых центров, джнана-йог старается понять механизмы восприятия. Осознавая ограниченность познания мира органами чувств, он пытается путем умственных усилий понять, что есть на самом деле время, пространство и причинность. Сосредоточением на этих глобальных проблемах достигается выход из узких рамок индивидуального разума и переход на новый уровень сознания, дающий понять истинную суть единой Вселенной и растворить свою личность в Океане Космического Разума.
Все написанное позволяет констатировать, что йога - это древний научный и системный образ жизни, практикуемый для того, чтобы успешно организовать все энергии к способности человеческого существа, стремящегося достичь наивысшего экстатического общения с Космической Реальностью (или Богом).
ЙЕТИ (йе-ти) - местное индийское название реликтового гоминоида, снежного человека (см. "Снежный человек"), ставшее по большей части нарицательным и во многом общеупотребительным.
ЙАХЬЯ - в старых мусульманских мифах пророк, предсказатель, соответствующий по жизнеописанию библейскому Иоанну КРЕСТИТЕЛЮ. Согласно Корану, могила Йахьи, на которой долгое время вскипала кровь пророка, находится в мечети Омейядов в Дамаске.
ЙАКУБ - в старых мусульманских мифах пророк, предсказатель. Его биография соответствует жизнеописанию библейского пророка Иакова.
ИФА - в старых мифах народа йоруба бог пальмовых орехов, мудрости, гадания, судьбы и времени. Согласно легенде, на Земле Ифа появился около древнейшего города йоруба Ифе, затем перешел жить в город Адо, где посадил на скале орех, из которого выросло 16 деревьев. С помощью пальмовых орехов этот главнейший среди местных богов научил жрецов обряду гадания судьбы. (ВЧ) ИШВАРА - в древнеиндийских преданиях Высшее Существо, Бог.
ИСТОЧНИК ВОЛШЕБНОГО ВЗДОХА - водоем-оракул, расположенный в Нортхэмптоншире, согласно преданиям, пророчествовал и предсказывал наступающие беды. Чтобы уловить приближение несчастья необходимо было следить за течением воды в источнике, направление которого менялось и прерывалось перед особо тяжелым событием.
ИСРАФИЛ - в старых мусульманских мифах огромный, волосатый четырехкрылый ангел со множеством ртами, предвестник страшного суда. Стоя на иерусалимской горе, Исрафил должен был звуками трубы возвестить о воскрешении мертвых перед концом света.
"ИСПАНКА" - устаревшее название гриппа, бытовавшее вплоть до начала ХХ века. В 1918-1919 годах во время невиданной пандемии испанки от нее умерло около 20 миллионов человек (больше чем на полях сражений во время первой мировой войны). Смерть наступала в результате острого воспаления и отека легких. Надо сказать, что некоторые ученые считают: к столь многочисленным жертвам привел вовсе не грипп, а какое-то другое, еще неизвестное заболевание. Дело в том, что вирусология в те годы находилась в зачаточном состоянии и не смогла однозначно выявить возбудителя болезни. В некоторых лабораториях мира сохранились образцы тканей людей, умерших во время пандемии испанки, но проведенные через много лет исследования не смогли обнаружить там микробов, которые обладали бы столь смертельными свойствами. Возможно, предположили специалисты, ткани испортились от времени. Сейчас предполагается произвести эксгумацию трупов на острове Шпицберген, где в начале ХХ века действовала шахта. Тела горняков, умерших во время пандемии и похороненных в вечной мерзлоте могли сохранить в себе смертельный микроб Вирусологи настаивают на этих исследованиях, так как эпидемии происходят циклами, и врачам надо точно знать истинную природу той "испанки", чтобы предотвратить гибель людей, если болезнь вернется.