Туполев Андрей Николаевич (1888 —1972)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
С самого своего зарождения авиация в России всегда привлекала внимание талантливых ученых, конструкторов. Пожалуй, наиболее известным из них был Андрей Николаевич Туполев. За 50 лет под его руководством создано более 100 разных конструкций самолетов. Недаром под Москвой в крупнейших аэропортах России установлены памятники. Во Внукове на большом пьедестале покоится первый оте- чественный, а по существу и первый в мире, регулярно летавший (с 1956 по 1980 г.) реактивный пассажирский самолет Ту-104, а в Домодедове — сверхдальний лайнер Ту-114, который в 50—60-х гг. был способен совершать полеты из Москвы в Индию, Японию, на Кубу, в США.
Ему было 30 лет, когда он вместе с Н. Е. Жуковским стал одним из основателей и руководителей Центрального аэрогидродинамического института. Вскоре здесь собрались все лучшие в стране конструкторы авиационной техники. В институте он создал свое конструкторское бюро. Его самолетам присваивались марки АНТ (Андрей Николаевич Туполев) или Ту.
Андрей Николаевич был ученым и конструктором. Туполев на много лет вперед предвидел, как будет развиваться самолетостроение. Но за этим стояли громадная работоспособность конструктора и его обширнейшие знания не только в области авиационной науки, но и в экономике, в промышленном производстве. Интересные замыслы авиационных конструкторов часто оказывались бесполезными из-за того, что на заводах еще не было нужных станков, инструментов, приборов. Туполев хорошо знал все, чем располагала авиационная промыш- ленность, и его неожиданные решения сравнительно быстро воплощались в пригодные для производства конструкции.
Когда в начале 20-х гг. он начинал строить свои самолеты, никто толком не знал, каким самолетам принадлежит будущее — с одним крылом (мо- нопланам) или с двумя крыльями, рас- положенными одно над другим (би- планами), из какого материала лучше строить самолеты, чтобы они были легкими и прочными. Туполев стал основателем металлического самоле- тостроения. Только первый его самолет АНТ-1, построенный в 1923 г., был деревянно-металлическим, а все остальные — цельнометаллические. Благодаря Туполеву в стране стали производить алюминиевый сплав — кольчугалюминий. Из него изготов- лялись части первых в стране цельно- металлических самолетов АНТ-2, АНТ- 3, АНТ-4 и других. АНТ-4 — первый в мире цельнометаллический тяжелый бомбардировщик. Это был моноплан с двумя двигателями на крыле. Туполев впервые в мире научно обосновал такую схему тяжелого самолета, и она через несколько лет стала повсеместно принятой. Сам Андрей Николаевич разработал по этой схеме много пассажирских и военных самолетов, на которых устанавливалось от одного до восьми двигателей. Многие из них по весу превосходили любой самолет в мире. На одном из самолетов Туполева — АНТ-25 — экипажи известных летчи- ков В. П. Чкалова и М. М. Громова в 1937 г. совершили беспосадочные перелеты через Северный полюс в США. Во втором полете был установлен мировой рекорд дальности, который никто не смог превзойти почти 10 лет.
Кроме самолетов Андрей Николаевич разрабатывал конструкции торпедных катеров, аэросаней, оперение первых в стране дирижаблей. В Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. участвовало много туполевских самолетов: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-7, АНТ-40, летающая лодка МТБ-2, пикирующие бомбардировщики Ту-2, торпедные катера Г-4 и Г-5. А самолет Ту-2 фронтовые летчики считали лучшим бомбардировщиком второй мировой войны.
Великолепные самолеты созданы в конструкторском бюро А. Н. Туполева после войны. Его ученики П. О. Сухой, В. М. Мясищев, М. Л. Миль и другие за время работы с Андреем Николаевичем переняли у него знания и опыт и стали первоклассными авиаконструкторами
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.