Великий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в небольшом тюрингском городке Эйзенахе.
Как все Бахи, он был скромен, тру- долюбив, горд, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы. Жизнь его прошла в труде, невзгодах и бедности.
В те времена музыканты в Германии были людьми подневольными и могли служить либо у богатых, знатных вельмож, либо при церквях. В десять лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Старший брат Христоф, взявший после смерти родителей на воспитание Себастьяна, служил учителем музыки в церковной школе. Только он серьезно и учил младшего брата музыке. Христоф не ценил в Себастьяне необычайной музыкальной одаренности. Он запре- тил ему брать в руки сборник сочине- ний известных композиторов, считая, что это мальчику ни к чему. Тогда Себастьян стал по ночам при свете луны тайком переписывать в свою тетрадь ноты. Работа длилась несколько месяцев. Мальчик испортил себе зрение, но был счастлив, что дело подходило к концу. И вдруг Христоф случайно застал его за ночной работой. Никакие просьбы и мольбы мальчика не смягчили жестокого вос- питателя: он отобрал тетрадь, и Бах смог ее увидеть только много лет спу- стя, уже после смерти Христофа.
Уже в пятнадцать лет, учась в лицее, Себастьян поступил на службу. У него был прекрасный голос, он блестяще играл на скрипке, органе и клавесине, и его охотно приняли старшим хористом в монастырскую школу в городе Люденбурге.
Теперь Себастьян был свободен от наставлений брата. При монастыре он обнаружил хорошую библиотеку, где нашел много интересных рукописей и собраний сочинений самых выда- ющихся композиторов того времени.
Сбылась мечта — юноша углубился в изучение музыки. Библиотека люденбургского монастыря была первым музыкальным университетом Баха.
Окончив лицей, Бах имел право поступить в университет. Но мог ли он думать об учении, когда ему не на что было жить? Бах работал певчим в хоре, скрипачом в оркестре и органистом в церкви. В свободное время сочинял музыку.
Известен такой факт, когда Баху пришлось пройти пешком от Арнштадта, где он служил органистом, до Любека 350 км. Там жил знамени- тый тогда органист Дитрих Букстехуде. Это было в октябре 1705 г. У Иоганна Себастьяна не было воз- можности добраться на карете, и он прошагал весь путь, чтобы не упустить шанс поучиться у известного музыканта.
Однако искусный органист и скрипач не собирался угождать церковному начальству и потому часто не уживался со служителями церкви. К тому же сочинения самого Баха были настолько яркими, живыми, что они были похожи на народные песни, а не на церковную музыку.
Творения Баха передавали самые разные человеческие чувства. Он соз- давал не просто фон для молитв и аккомпанемент для песнопений: в его творчестве отразились глубокие раз- думья над важнейшими жизненными вопросами.
Бах творил почти во всех известных в его время музыкальных жанрах. Он писал для органа, оркестра, хора, кла- вира. Известно больше пятисот его сочинений. Кто учился в музыкальной школе, обязательно играет прелюдии и фуги Баха. Это так называемая полифоническая музыка. В ней один голос как бы разговаривает с другим, спорит, доказывает. Потом они спле- таются и звучат вместе.
При жизни Баха были напечатаны лишь очень немногие его произведения. Некоторые же и до сих пор не найдены.
Умер Бах в бедности. Современники так и не узнали, что произведения искусного церковного органиста и придворного музыканта были великим открытием в музыке.
Только после смерти Баха стали появляться в печати некоторые его сочинения, печататься работы о твор- честве композитора.
И вот настал день, когда музыка Баха обрела новую жизнь. Это было в 1829 г. в Берлине. Замечательный немецкий музыкант, композитор Феликс Мендельсон-Бартольди, горячий пропагандист музыки Баха, подготовил и исполнил с Берлинской певческой академией одно из самых сложных и самых выдающихся произ- ведений Баха — «Страсти по Матфею».
С этого дня музыка Баха начала свое победное шествие по всем странам мира.
Прочитайте книги: Абрамян Г. В. Волшебный каннель: Рассказы и сказки. М., Дет. лит., 1986. С. 84—92.
Скудина Г. С. Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе. М.: Музыка, 1985.
Как все Бахи, он был скромен, тру- долюбив, горд, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы. Жизнь его прошла в труде, невзгодах и бедности.
В те времена музыканты в Германии были людьми подневольными и могли служить либо у богатых, знатных вельмож, либо при церквях. В десять лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Старший брат Христоф, взявший после смерти родителей на воспитание Себастьяна, служил учителем музыки в церковной школе. Только он серьезно и учил младшего брата музыке. Христоф не ценил в Себастьяне необычайной музыкальной одаренности. Он запре- тил ему брать в руки сборник сочине- ний известных композиторов, считая, что это мальчику ни к чему. Тогда Себастьян стал по ночам при свете луны тайком переписывать в свою тетрадь ноты. Работа длилась несколько месяцев. Мальчик испортил себе зрение, но был счастлив, что дело подходило к концу. И вдруг Христоф случайно застал его за ночной работой. Никакие просьбы и мольбы мальчика не смягчили жестокого вос- питателя: он отобрал тетрадь, и Бах смог ее увидеть только много лет спу- стя, уже после смерти Христофа.
Уже в пятнадцать лет, учась в лицее, Себастьян поступил на службу. У него был прекрасный голос, он блестяще играл на скрипке, органе и клавесине, и его охотно приняли старшим хористом в монастырскую школу в городе Люденбурге.
Теперь Себастьян был свободен от наставлений брата. При монастыре он обнаружил хорошую библиотеку, где нашел много интересных рукописей и собраний сочинений самых выда- ющихся композиторов того времени.
Сбылась мечта — юноша углубился в изучение музыки. Библиотека люденбургского монастыря была первым музыкальным университетом Баха.
Окончив лицей, Бах имел право поступить в университет. Но мог ли он думать об учении, когда ему не на что было жить? Бах работал певчим в хоре, скрипачом в оркестре и органистом в церкви. В свободное время сочинял музыку.
Известен такой факт, когда Баху пришлось пройти пешком от Арнштадта, где он служил органистом, до Любека 350 км. Там жил знамени- тый тогда органист Дитрих Букстехуде. Это было в октябре 1705 г. У Иоганна Себастьяна не было воз- можности добраться на карете, и он прошагал весь путь, чтобы не упустить шанс поучиться у известного музыканта.
Однако искусный органист и скрипач не собирался угождать церковному начальству и потому часто не уживался со служителями церкви. К тому же сочинения самого Баха были настолько яркими, живыми, что они были похожи на народные песни, а не на церковную музыку.
Творения Баха передавали самые разные человеческие чувства. Он соз- давал не просто фон для молитв и аккомпанемент для песнопений: в его творчестве отразились глубокие раз- думья над важнейшими жизненными вопросами.
Бах творил почти во всех известных в его время музыкальных жанрах. Он писал для органа, оркестра, хора, кла- вира. Известно больше пятисот его сочинений. Кто учился в музыкальной школе, обязательно играет прелюдии и фуги Баха. Это так называемая полифоническая музыка. В ней один голос как бы разговаривает с другим, спорит, доказывает. Потом они спле- таются и звучат вместе.
При жизни Баха были напечатаны лишь очень немногие его произведения. Некоторые же и до сих пор не найдены.
Умер Бах в бедности. Современники так и не узнали, что произведения искусного церковного органиста и придворного музыканта были великим открытием в музыке.
Только после смерти Баха стали появляться в печати некоторые его сочинения, печататься работы о твор- честве композитора.
И вот настал день, когда музыка Баха обрела новую жизнь. Это было в 1829 г. в Берлине. Замечательный немецкий музыкант, композитор Феликс Мендельсон-Бартольди, горячий пропагандист музыки Баха, подготовил и исполнил с Берлинской певческой академией одно из самых сложных и самых выдающихся произ- ведений Баха — «Страсти по Матфею».
С этого дня музыка Баха начала свое победное шествие по всем странам мира.
Прочитайте книги: Абрамян Г. В. Волшебный каннель: Рассказы и сказки. М., Дет. лит., 1986. С. 84—92.
Скудина Г. С. Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе. М.: Музыка, 1985.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи