СТО ЛЕТ СПУСТЯ

Энциклопедии » 100 ВЕЛИКИХ ОПЕРАЦИЙ СПЕЦСЛУЖБ
В хранящемся у меня "Месяцеслове" на 1856 год перечислены все наиболее значительные события, происходившие в мире в 1854 году. Наряду с заметками о Крымской войне, об образовании республиканской партии в США, открытии первой железной дороги в Бразилии и др., есть короткая информация и о том, что американские войска в июне высадились в Гватемале, свергли местное правительство и поставили новое, угодное им.

Прошло ровно 100 лет, и в июне 1954 года все мировые газеты опубликовали подобное же сообщение о событиях в Гватемале.

Эту маленькую слаборазвитую страну в течение многих десятилетий эксплуатировала крупная американская монополия "Юнайтед Фрут Компани". В Латинской Америке ее называют "эль пульпо" — спрут. Его щупальца пробрались во многие страны этого района мира. В Гватемале она завладела не только банановыми, кофейными и хлопковыми плантациями, но и железными дорогами и портами, и даже создала… свою собственную полицию, стала как бы "государством в государстве". О каких-либо политических свободах в стране не могло быть и речи, демократические движения находились в глубоком подполье.

20 октября 1944 года в Гватемале под влиянием успеха антифашистских сил в ходе Второй мировой войны произошло восстание против господства империализма и местной олигархии. Была принята конституция, впервые издан трудовой кодекс, провозглашена аграрная реформа.

Правда, в течение шести лет все достижения революции оставались только на бумаге. Лишь в конце 1950 года, когда к власти пришло прогрессивное правительство Хакобо Арбенса, земельная реформа стала проводиться в жизнь. Было решено экспроприировать земли помещиков и "Юнайтед Фрут Компани"; к 1954 году более 100 тысяч крестьян получили землю.

Подписав декрет о национализации 110 тысяч гектаров плодородных земель "Юнайтед Фрут Компани", президент Арбенс тем самым подписал себе политический смертный приговор. "Юнайтед Фрут" обращается с жалобой в Вашингтон. В ответ американское правительство выступает с заявлением, которое нельзя расценить иначе, как вмешательство во внутренние дела суверенной страны. Однако это не помогает, и тогда адвокаты "Юнайтед Фрут" находят пути к начальнику ЦРУ Аллену Даллесу.

После бесед Даллеса с Эйзенхауэром, во время которых речь шла не только об "обиженной" "Юнайтед Фрут", но и о "красной угрозе", президент поручает начальнику ЦРУ "урегулировать проблему". "Красная угроза" действительно существует, так как оказавшийся в изоляции Арбенс вынужден идти на сближение с коммунистами и искать у них поддержки.

Недавний успех переворота в Иране, где был свергнут премьер-министр Мосаддык, вдохновил Даллеса на новые свершения, тем более что действовать здесь было легче: Гватемала — под боком, а соседние Гондурас и Никарагуа всегда готовы предоставить США свои базы и банды наемников.

В качестве посла и одновременно резидента ЦРУ в Гватемалу был направлен Джон Эмиль Перифуа, он же "Смеющийся Джек", старый сотрудник госдепартамента; "человек с тяжелыми кулаками", прошедший школу расправ с коммунистами в Греции после Второй мировой войны. В Гватемале он сразу же стал сколачивать из реакционно настроенных генералов и полковников будущую военную хунту, которая по его сигналу должна была захватить власть.

Военную сторону подготовки к перевороту возглавил профессиональный военный, бывший военный атташе Гватемалы в США, агент ЦРУ полковник Кастильо Армас. Журнал "Тайм" писал впоследствии, что для подготовки вторжения "он получил 5 миллионов долларов, самолеты, а также летчиков, умеющих на них летать… ЦРУ правильно оценило возможности Кастильо Армаса".

Общее руководство операцией в Гватемале осуществлял Фрэнк Гарднер Уизнер, заместитель директора ЦРУ по планированию тайных операций (он занимал этот пост с 1947 по 1957 год, в самый разгар "холодной войны").

Главную ставку ЦРУ делало на гватемальцев, высланных президентом Арбенсом из страны за антиправительственную деятельность. Штаб мятежников разместился в столице Гондураса Тегусигальпе. Вооружением и снаряжением отрядов мятежников занимались ЦРУ, военные ведомства США и компания "Юнайтед Фрут".

Операция началась 18 июня 1954 года. В этот день полковник Армас во главе отряда эмигрантов вторгся в Гватемалу со стороны Гондураса. Отряд насчитывал всего 150 человек, но они были хорошо вооружены и их поддерживала американская авиация, которая бомбила главный порт Гватемалы, столицу и некоторые другие города.

Однако произошло неожиданное. Правительство Арбенса, оказывается, знало о предстоящем вторжении (оно носило два названия: "Эль диабло" и "Операция «Успех»"). Отряд Кастильо Армаса был достойно встречен и отброшен на территорию Гондураса. Попытка "блицкрига" провалилась.

После этого в ход был пущен второй вариант заговора: военная хунта, сколоченная Перифуа, подняла мятеж и потребовала отставки Арбенса. Одновременно с этим правительство США предоставило отряду вторжения дополнительную помощь, в том числе авиационную поддержку. При этом оно всячески открещивалось от своего участия в перевороте.

Когда 27 июня 1954 года было объявлено об отставке президента Арбенса, американский представитель в ООН Генри Кэбот Лодж в ответ на обвинение о вмешательстве США в дела Гватемалы заявил: "То, что происходит, не агрессия, а восстание гватемальцев против гватемальцев".

В своей речи в Вашингтоне 10 июня 1963 года Эйзенхауэр сказал: "Различные люди, включая мистера Даллеса, собрались у меня в кабинете, чтобы изложить свою точку зрения. Человек, возражавший против дальнейшего предоставления помощи (речь идет о Генри Голланде, сотруднике госдепа, который говорил: "Одно дело давать ЦРУ самолеты до начала вторжения, а другое — сейчас", когда дело получит огласку и даст повод обвинять США во вмешательстве. — И.Д.), очень настойчиво и горячо защищал свое мнение, доказывая, что мы не должны принимать в этом участия. Ну а мистер Даллес придерживался противоположного взгляда. После того как все высказались, я решил, что мы будем оказывать помощь и дальше, и отдал соответствующее распоряжение" (о посылке дополнительных самолетов. — И.Д.).

А вот показания бывшего посла США в Гондурасе Уиллауэра, данные им сенатской комиссии:

"Вопрос: Господин посол, вы один подготавливали свержение правительства Арбенса в Гватемале, или этим занималась какая-нибудь группа?

Ответ: Этим занималась группа.

Вопрос: Джон Перифуа входил в нее?

Ответ: Да, Джон входил в группу. Находясь в Гватемале, он играл главную роль. Кроме него в группу входили Роберт Хилл — посол в Коста-Рике и Том Уэлен — посол в Никарагуа, где проводилась большая работа. Ну и, конечно, было много оперативных сотрудников ЦРУ.

Вопрос: В чем выразилась причастность мистера Даллеса к событиям в этом районе?

Ответ: Мистера Аллена Даллеса? Видите ли, ЦРУ помогало в оснащении и обучении антикоммунистических войск…"

Как стало известно из тех же показаний, после переворота в Гватемале Уиллауэр получил от Даллеса телеграмму, в которой тот писал, что, если бы не Уиллауэр, то путч не завершился бы успехом. "Я очень горжусь этой похвалой", — сказал Уиллауэр.

Итак, 27 июня 1954 года президент Гватемалы Арбенс уходит в отставку и уезжает из страны. Его сменяет целая цепочка президентов, одним из которых стал Кастильо Армас, вскоре убитый сотрудником личной охраны.

Земли "Юнайтед Фрут" были возвращены этой компании, у крестьян отобраны 300 тысяч гектаров; неграмотные, то есть 70% населения страны, были лишены избирательных прав; были отменены многие демократические статьи конституции. Свержение Арбенса положило начало периоду нестабильности и состоянию постоянной гражданской войны, которая к концу века унесла уже более 100 тысяч жизней гватемальцев.

Неизвестно, испытывал ли чувство раскаяния за содеянное руководитель операции "Успех" Фрэнк Уизнер, но в 1965 году он покончил жизнь самоубийством.


Источник: М., «Вече»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.