Сегодня, глядя на громадные башни Ангкора, трудно представить себе, что это грандиозное сооружение несколько столетий было скрыто от человеческих глаз непроходимой стеной джунглей. И только полтора века назад началась новая жизнь этого огромного храмового комплекса.
О том, что в джунглях северо-запада Камбоджи скрываются остатки гигантских каменных сооружений, в Европе впервые узнали от испанского миссионера Марсело Рибандейро. В 1601 году, блуждая в джунглях близ озера Тонлесап, он неожиданно натолкнулся на развалины огромного древнего храма. Но ведь традиции кхмеров не позволяли строить каменные здания! В поисках ответа на загадку Рибандейро обратился к местным жителям и королевским чиновникам Они знали о циклопических постройках в глубине джунглей, но объяснить их происхождение не могли, вместо этого рассказали миссионеру множество легенд и преданий. Все это только укрепило Рибандейро во мнении, что увиденные им постройки принадлежат цивилизации, не имеющей никакого отношения к кхмерам. В своей книге о путешествиях по странам Юго-Восточной Азии Рибандейро писал: «Есть в Камбодже руины древнего города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским. Примечательно, что никто из туземцев не может жить в этих руинах и они служат прибежищем диким зверям. Эти язычники считают, по традиции, что город должен быть восстановлен чужеземным народом».
Открытие Рибандейро сенсации в Европе не вызвало, и о его находке вспомнили только два с половиной столетия спустя, после выхода в свет в 1868 году книги французского путешественника Анри Муо «Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области Центрального Индокитая».
...Углубившись в джунгли в нескольких километрах от города Сиемреап, Муо неожиданно заблудился. Несколько дней - без пищи, страдая от приступов малярии, - он бродил в бесконечных лесных дебрях, пытаясь найти обратную дорогу. И когда уже начали таять последние надежды, лес неожиданно расступился, и Муо вышел на широкую, залитую солнечным светом поляну.
В первое мгновение Муо подумал, что у него от долгих скитаний начались галлюцинации: прямо перед ним, освещенные розовыми лучами заходящего солнца, над бескрайними джунглями возвышались три стройные башни, напоминавшие бутоны лотоса. Их стройные, изящные силуэты отчетливо вырисовывались на фоне закатного неба. И только когда его ладонь коснулась шероховатого прохладного камня, Муо поверил в реальность этой внезапно выросшей из лесных зарослей каменной сказки.
Так 22 января 1861 года был открыт Ангкор Ват - крупнейший в мире храм, именем которого впоследствии была названа целая эпоха в истории Камбоджи - эпоха Ангкорской цивилизации.
Название Ангкор («столица») происходит от санскритского понятия Nagara («город») и является заимствованным словом в кхмерском языке. Это слово часто встречается в составных камбоджийских топонимах, как, например, в названии местечка Ангкор-Борей к югу от Пномпеня. Основателем Ангкорской империи и родоначальником династии ангкорских царей был король Камбоджийского государства Ченла Джаяварман II, основавший около 850 года близ озера Тонлесап свою столицу Амарендрапура. Его преемник, король Сурьяварман II (1113-1150) воздвиг огромный храм Ангкор Ват. Датой окончания строительства храма иногда называют 1150 год
Многочисленные археологические находки и древние надписи многое рассказали ученым о минувших временах Подобно Риму, комплекс Ангкора строился не в один день Изумленный путешественник, посетивший равнину Ангкор (она занимает площадь 300 кв. км), откроет для себя многовековую историю храмового комплекса, которая начинается в VIII столетии строительством храма Ак-Юм и завершается в XIV веке возведением храма Мангаларта. Всего же в комплекс Ангкора входит 200 храмов, расположенных на площади около 260 кв. км.
Начиная с IX века на территории современного «парка Ангкор» в различных его частях последовательно были сооружены не менее семи столиц, которые назывались в основном в честь первого основателя кхмерской столицы Джаявармана I: «Джасодхарапура» («Город славных»). Ради осуществления этих грандиозных проектов, от которых в наше время практически не осталось следа, затевались коренные преобразования и соответствующим образом менялся ландшафт. Лишь в конце XII столетия, когда великий царь Джаяварман VII велел обнести свою столицу мощными стенами, в регионе установился относительный покой. Под прикрытием городских стен воздвигались новые религиозные сооружения, пока наконец в 1431 году не произошло падение Ангкора.
Историю Ангкора, который был надолго забыт кхмерами, ученым пришлось реконструировать шаг за шагом. Еще и сегодня наши знания о нем изобилуют лакунами. Важнейшими сведениями об этом комплексе мы обязаны прежде всего французским исследователям, которые еще в конце XIX века приступили к изучению храмовых сооружений кхмеров и надписей, оставленных ими на камнях. А вот от других построек, в том числе от царских дворцов, не сохранилось ничего, кроме разве что нескольких кирпичей, разбросанных тут и там. Ведь кхмеры жили в деревянных домах, которые давным-давно истлели. Значит, надлежало восстановить жизнь и историю целого народа исключительно на основании некоторых немногочисленных памятников его религиозных верований.
Разумеется, есть также некоторые источники информации, которые могли бы считаться объективными. Важнейшие среди них, пожалуй, - «Царские китайские анналы». Достоин упоминания также отчет посла Чжу Дагуана, написанный им в конце XII века во время путешествия в Ангкор. Китайцы издавна интересовались историей соседних народов, причем, пожалуй, не столько в целях завоевания страны, сколько ради того, чтобы установить с ней торговые отношения. В анналах китайских императорских династий можно найти много очень интересных упоминаний об этом.
Важнейшими источниками изучения цивилизации кхмеров по-прежнему остаются религиозные постройки, то есть многочисленные храмы различной величины. Главной особенностью кхмерской архитектуры является ее космологический характер. Каждый храм представляет собой Вселенную в миниатюре, является ее магическим символом. В наибольшей степени это относится к знаменитому храму Ангкор Ват.
Ангкор Ват посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей короля Сурьявармана II. В Ангкорском королевстве бытовал культ Вишнураджи, в котором объектом поклонения стал сам король: древние кхмеры считали его земным воплощением Вишну. А храм Ангкор Ват являлся символом небесного дворца, в котором пребывает дух правителей страны.
Храм изображал мир именно так, как его представляли себе древние кхмеры. Он не был местом людских собраний, как то было принято в наших церквях и соборах (хотя церкви и соборы тоже воплощают космос - только иным образом). Внешний облик Ангкора символизирует священную гору Меру в индийской мифологии - «центр Вселенной и местожительство богов».
Ангкор Ват окружал ров 200-метровой ширины. Сохранившийся, но сильно заросший, в сезон дождей этот ров заполняется водой, и тогда пятибашенный храм, окруженный сплошным зеркалом воды, выглядит «горой Меру в окружении вод Мирового океана» - именно так, как и задумывали древние зодчие.
Святилища помещались в храмовых башнях; они были очень малы по размерам. Даже одно из самых крупных храмовых святилищ в Ангкор Вате имело размеры всего 4,60x4,70 м. Цоколь статуи (ширина - 1,60 м) был так же широк, как и входные ворота. Галереи с их бесконечными лестницами и крутыми ступенями были совершенно непригодны для проведения процессий или собраний. Часто на них нельзя было даже попасть.
Все элементы храма, будь то архитектонические (алтарные помещения, крепостные стены, входные павильоны, библиотеки и различные залы) или декоративные элементы (дверные перемычки, фронтоны, пилястры, декоративные колонны и т.д.), должны были отвечать, помимо эстетических, еще и символическим требованиям. К сожалению, все кхмерские тексты, трактующие эту тему, утрачены. В политических неурядицах погибло обширное наследие прошлого - книги, рукописи и даже устные предания. Поэтому приходится довольствоваться лишь изучением аналогичных индийских трактатов об архитектуре.
Огромный трехступенчатый храм с остроконечными башнями - это чудо симметрии. Можно только удивляться, как удачно при такой строгости геометрических форм здесь скомпонованы строительные материалы и пространство. И это при том, что кхмерские зодчие не знали элементарных законов строительства, их строительная техника была весьма неразвитой, и специалисты долго не могли понять, почему Ангкор стоит и не разрушается, - ведь его строители не знали элементарных правил обработки камня и законов равновесия! Но в результате впечатление от храма таково, что просто захватывает дух.
Внешняя стена храма окружает территорию в 1,95 кв. км. Посетитель входит на территорию храма через главный портал этой стены и сразу охватывает взглядом все сооружение, которое возвышается на трех стоящих друг на друге террасах. При этом первая терраса поднята над землей на 3,5 м, вторая - на 7, а третья - на 13 м. Тем самым достигается «эффект роста» - храм зримо растет на глазах приближающегося зрителя.
Каждая из террас по периметру окружена галереями, крытыми двускатными крышами. Нижняя терраса представляет собой квадрат со сторонами 180x180 м, средней - 100x115 м, верхняя - 75x75 м. На этой верхней террасе установлены пять устремленных в высоту башен - четыре по углам и одна в центре. Но так как фасад сооружения обращен строго к западу, а дороги к храму ведут с востока, запада и юга, то путешественник, с какой бы стороны он ни подходил к Ангкору, всегда видит только три башни. Высота главной, центральной, башни составляет 65 м
Подсчитано, что на постройку Ангкор Вата пошло столько же камней, сколько на пирамиду фараона Хефрена в Древнем Египте. Если же учесть, что в Ангкоре вся эта масса камня была не просто сложена в кучу, а тщательно обработана и украшена произведениями искусства, то труд, который был затрачен на это в течение всего лишь одного царствования, покажется еще более впечатляющим
Ангкор Ват покрыт удивительной по совершенству и многообразию сюжетов резьбой. Площадь, занятая каменными изображениями, огромна: одна лишь галерея первой террасы представляет собой череду рельефов, которые тянутся более чем на километр, имея при этом высоту около двух метров. Общая площадь скульптурных работ в Ангкоре составляет более двух тысяч квадратных метров - ничего подобного в мире больше нет.
При это каждая скульптура, каждый рельеф представляют собой произведение искусства. Сцены из индийской мифологии и исторические персонажи из прошлого кхмеров, высеченные в камне, кажутся резьбой по дереву. Впрочем, светлый песчаник, из которого сделаны изображения, почти так же легко поддается резцу, как и дерево.
Стены, покрытые сложнейшими рельефами, достигают протяженности в сотни метров, «кадр за кадром» раскрывая образы «Рамаяны» и «Махабхараты»: герои поражают чудовищ, боги и богини с роскошными формами слились в эротических объятиях. Искусный орнамент, составленный из переплетения листьев и цветов лотоса, покрывает галереи и переходы храма. Одна из самых знаменитых и чаще всего встречающихся здесь фигур - апсара, у индуистов - небесная богиня-танцовщица. Кхмеры называли этих богинь «тевода». Их здесь тысячи, при этом ни одна из них не похожа на другую. На губах у каждой тевода играет пленительная улыбка, но выражение лица непроницаемо, и это заставляет вспомнить знаменитую улыбку Джоконды.
Освобожденный из плена джунглей, Ангкор Ват является сегодня объектом восхищения тысяч туристов и предметом самого пристального изучения со стороны специалистов всего мира. Величайшая драгоценность Камбоджи, Ангкор, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
О том, что в джунглях северо-запада Камбоджи скрываются остатки гигантских каменных сооружений, в Европе впервые узнали от испанского миссионера Марсело Рибандейро. В 1601 году, блуждая в джунглях близ озера Тонлесап, он неожиданно натолкнулся на развалины огромного древнего храма. Но ведь традиции кхмеров не позволяли строить каменные здания! В поисках ответа на загадку Рибандейро обратился к местным жителям и королевским чиновникам Они знали о циклопических постройках в глубине джунглей, но объяснить их происхождение не могли, вместо этого рассказали миссионеру множество легенд и преданий. Все это только укрепило Рибандейро во мнении, что увиденные им постройки принадлежат цивилизации, не имеющей никакого отношения к кхмерам. В своей книге о путешествиях по странам Юго-Восточной Азии Рибандейро писал: «Есть в Камбодже руины древнего города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским. Примечательно, что никто из туземцев не может жить в этих руинах и они служат прибежищем диким зверям. Эти язычники считают, по традиции, что город должен быть восстановлен чужеземным народом».
Открытие Рибандейро сенсации в Европе не вызвало, и о его находке вспомнили только два с половиной столетия спустя, после выхода в свет в 1868 году книги французского путешественника Анри Муо «Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области Центрального Индокитая».
...Углубившись в джунгли в нескольких километрах от города Сиемреап, Муо неожиданно заблудился. Несколько дней - без пищи, страдая от приступов малярии, - он бродил в бесконечных лесных дебрях, пытаясь найти обратную дорогу. И когда уже начали таять последние надежды, лес неожиданно расступился, и Муо вышел на широкую, залитую солнечным светом поляну.
В первое мгновение Муо подумал, что у него от долгих скитаний начались галлюцинации: прямо перед ним, освещенные розовыми лучами заходящего солнца, над бескрайними джунглями возвышались три стройные башни, напоминавшие бутоны лотоса. Их стройные, изящные силуэты отчетливо вырисовывались на фоне закатного неба. И только когда его ладонь коснулась шероховатого прохладного камня, Муо поверил в реальность этой внезапно выросшей из лесных зарослей каменной сказки.
Так 22 января 1861 года был открыт Ангкор Ват - крупнейший в мире храм, именем которого впоследствии была названа целая эпоха в истории Камбоджи - эпоха Ангкорской цивилизации.
Название Ангкор («столица») происходит от санскритского понятия Nagara («город») и является заимствованным словом в кхмерском языке. Это слово часто встречается в составных камбоджийских топонимах, как, например, в названии местечка Ангкор-Борей к югу от Пномпеня. Основателем Ангкорской империи и родоначальником династии ангкорских царей был король Камбоджийского государства Ченла Джаяварман II, основавший около 850 года близ озера Тонлесап свою столицу Амарендрапура. Его преемник, король Сурьяварман II (1113-1150) воздвиг огромный храм Ангкор Ват. Датой окончания строительства храма иногда называют 1150 год
Многочисленные археологические находки и древние надписи многое рассказали ученым о минувших временах Подобно Риму, комплекс Ангкора строился не в один день Изумленный путешественник, посетивший равнину Ангкор (она занимает площадь 300 кв. км), откроет для себя многовековую историю храмового комплекса, которая начинается в VIII столетии строительством храма Ак-Юм и завершается в XIV веке возведением храма Мангаларта. Всего же в комплекс Ангкора входит 200 храмов, расположенных на площади около 260 кв. км.
Начиная с IX века на территории современного «парка Ангкор» в различных его частях последовательно были сооружены не менее семи столиц, которые назывались в основном в честь первого основателя кхмерской столицы Джаявармана I: «Джасодхарапура» («Город славных»). Ради осуществления этих грандиозных проектов, от которых в наше время практически не осталось следа, затевались коренные преобразования и соответствующим образом менялся ландшафт. Лишь в конце XII столетия, когда великий царь Джаяварман VII велел обнести свою столицу мощными стенами, в регионе установился относительный покой. Под прикрытием городских стен воздвигались новые религиозные сооружения, пока наконец в 1431 году не произошло падение Ангкора.
Историю Ангкора, который был надолго забыт кхмерами, ученым пришлось реконструировать шаг за шагом. Еще и сегодня наши знания о нем изобилуют лакунами. Важнейшими сведениями об этом комплексе мы обязаны прежде всего французским исследователям, которые еще в конце XIX века приступили к изучению храмовых сооружений кхмеров и надписей, оставленных ими на камнях. А вот от других построек, в том числе от царских дворцов, не сохранилось ничего, кроме разве что нескольких кирпичей, разбросанных тут и там. Ведь кхмеры жили в деревянных домах, которые давным-давно истлели. Значит, надлежало восстановить жизнь и историю целого народа исключительно на основании некоторых немногочисленных памятников его религиозных верований.
Разумеется, есть также некоторые источники информации, которые могли бы считаться объективными. Важнейшие среди них, пожалуй, - «Царские китайские анналы». Достоин упоминания также отчет посла Чжу Дагуана, написанный им в конце XII века во время путешествия в Ангкор. Китайцы издавна интересовались историей соседних народов, причем, пожалуй, не столько в целях завоевания страны, сколько ради того, чтобы установить с ней торговые отношения. В анналах китайских императорских династий можно найти много очень интересных упоминаний об этом.
Важнейшими источниками изучения цивилизации кхмеров по-прежнему остаются религиозные постройки, то есть многочисленные храмы различной величины. Главной особенностью кхмерской архитектуры является ее космологический характер. Каждый храм представляет собой Вселенную в миниатюре, является ее магическим символом. В наибольшей степени это относится к знаменитому храму Ангкор Ват.
Ангкор Ват посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей короля Сурьявармана II. В Ангкорском королевстве бытовал культ Вишнураджи, в котором объектом поклонения стал сам король: древние кхмеры считали его земным воплощением Вишну. А храм Ангкор Ват являлся символом небесного дворца, в котором пребывает дух правителей страны.
Храм изображал мир именно так, как его представляли себе древние кхмеры. Он не был местом людских собраний, как то было принято в наших церквях и соборах (хотя церкви и соборы тоже воплощают космос - только иным образом). Внешний облик Ангкора символизирует священную гору Меру в индийской мифологии - «центр Вселенной и местожительство богов».
Ангкор Ват окружал ров 200-метровой ширины. Сохранившийся, но сильно заросший, в сезон дождей этот ров заполняется водой, и тогда пятибашенный храм, окруженный сплошным зеркалом воды, выглядит «горой Меру в окружении вод Мирового океана» - именно так, как и задумывали древние зодчие.
Святилища помещались в храмовых башнях; они были очень малы по размерам. Даже одно из самых крупных храмовых святилищ в Ангкор Вате имело размеры всего 4,60x4,70 м. Цоколь статуи (ширина - 1,60 м) был так же широк, как и входные ворота. Галереи с их бесконечными лестницами и крутыми ступенями были совершенно непригодны для проведения процессий или собраний. Часто на них нельзя было даже попасть.
Все элементы храма, будь то архитектонические (алтарные помещения, крепостные стены, входные павильоны, библиотеки и различные залы) или декоративные элементы (дверные перемычки, фронтоны, пилястры, декоративные колонны и т.д.), должны были отвечать, помимо эстетических, еще и символическим требованиям. К сожалению, все кхмерские тексты, трактующие эту тему, утрачены. В политических неурядицах погибло обширное наследие прошлого - книги, рукописи и даже устные предания. Поэтому приходится довольствоваться лишь изучением аналогичных индийских трактатов об архитектуре.
Огромный трехступенчатый храм с остроконечными башнями - это чудо симметрии. Можно только удивляться, как удачно при такой строгости геометрических форм здесь скомпонованы строительные материалы и пространство. И это при том, что кхмерские зодчие не знали элементарных законов строительства, их строительная техника была весьма неразвитой, и специалисты долго не могли понять, почему Ангкор стоит и не разрушается, - ведь его строители не знали элементарных правил обработки камня и законов равновесия! Но в результате впечатление от храма таково, что просто захватывает дух.
Внешняя стена храма окружает территорию в 1,95 кв. км. Посетитель входит на территорию храма через главный портал этой стены и сразу охватывает взглядом все сооружение, которое возвышается на трех стоящих друг на друге террасах. При этом первая терраса поднята над землей на 3,5 м, вторая - на 7, а третья - на 13 м. Тем самым достигается «эффект роста» - храм зримо растет на глазах приближающегося зрителя.
Каждая из террас по периметру окружена галереями, крытыми двускатными крышами. Нижняя терраса представляет собой квадрат со сторонами 180x180 м, средней - 100x115 м, верхняя - 75x75 м. На этой верхней террасе установлены пять устремленных в высоту башен - четыре по углам и одна в центре. Но так как фасад сооружения обращен строго к западу, а дороги к храму ведут с востока, запада и юга, то путешественник, с какой бы стороны он ни подходил к Ангкору, всегда видит только три башни. Высота главной, центральной, башни составляет 65 м
Подсчитано, что на постройку Ангкор Вата пошло столько же камней, сколько на пирамиду фараона Хефрена в Древнем Египте. Если же учесть, что в Ангкоре вся эта масса камня была не просто сложена в кучу, а тщательно обработана и украшена произведениями искусства, то труд, который был затрачен на это в течение всего лишь одного царствования, покажется еще более впечатляющим
Ангкор Ват покрыт удивительной по совершенству и многообразию сюжетов резьбой. Площадь, занятая каменными изображениями, огромна: одна лишь галерея первой террасы представляет собой череду рельефов, которые тянутся более чем на километр, имея при этом высоту около двух метров. Общая площадь скульптурных работ в Ангкоре составляет более двух тысяч квадратных метров - ничего подобного в мире больше нет.
При это каждая скульптура, каждый рельеф представляют собой произведение искусства. Сцены из индийской мифологии и исторические персонажи из прошлого кхмеров, высеченные в камне, кажутся резьбой по дереву. Впрочем, светлый песчаник, из которого сделаны изображения, почти так же легко поддается резцу, как и дерево.
Стены, покрытые сложнейшими рельефами, достигают протяженности в сотни метров, «кадр за кадром» раскрывая образы «Рамаяны» и «Махабхараты»: герои поражают чудовищ, боги и богини с роскошными формами слились в эротических объятиях. Искусный орнамент, составленный из переплетения листьев и цветов лотоса, покрывает галереи и переходы храма. Одна из самых знаменитых и чаще всего встречающихся здесь фигур - апсара, у индуистов - небесная богиня-танцовщица. Кхмеры называли этих богинь «тевода». Их здесь тысячи, при этом ни одна из них не похожа на другую. На губах у каждой тевода играет пленительная улыбка, но выражение лица непроницаемо, и это заставляет вспомнить знаменитую улыбку Джоконды.
Освобожденный из плена джунглей, Ангкор Ват является сегодня объектом восхищения тысяч туристов и предметом самого пристального изучения со стороны специалистов всего мира. Величайшая драгоценность Камбоджи, Ангкор, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: М., «Вече»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи