Французский актер. Снимался в фильмах: "И Бог создал женщину", "Обгон", "Мужчина и женщина", "Дзета", "Конформист", "Покушение", "Терраса", "Скорей бы воскресенье!", "Мужчина и женщина: двадцать лет спустя", "Три цвета: красный" и др.
Жан-Луи Трентиньян родился 11 декабря 1930 года в городке Пон-Сент-Эспри, что у подножья Севеннских гор. Его отец, Рауль Трентиньян, владел небольшой кондитерской фабрикой.
Школьные годы Жана-Луи прошли в Авиньоне и в Эксе (куда семья переехала вскоре после войны). Юный Трентиньян учился не очень прилежно; гораздо больше привлекала его поэзия, Жак Превер стал его кумиром…
В 1950 году Трентиньян поступает в Париже в актерскую школу Дюлена. Преподавателями были Жерар Филип и Жан Вилар. Немало усилий ему потребовалось только на то, чтобы избавиться от акцента, выработать правильную дикцию. После того как его родители лишились кондитерской фабрики, Трентиньян вынужден был подрабатывать — продавцом, грузчиком, мойщиком посуды.
На курсах Жан-Луи женился на Стефани Одран, ставшей известной киноактрисой. Однако их брак просуществовал недолго. После развода они сохранили дружеские отношения. Вместе актерам довелось сниматься в фильмах Клода Шаброля, режиссера, ставшего мужем Стефани Одран.
После окончания курсов для Трентиньяна началась обычная жизнь молодого актера: кратковременные контракты, незначительные роли, утомительные гастрольные поездки по провинции. В театральный сезон 1953–1954 годов Трентиньян привлек к себе внимание парижской критики исполнением главной роли затравленного преступника в пьесе Робера Оссейна "Ограниченная ответственность".
В 1955 году он сыграл первую настоящую роль в кино — у Кристиана-Жака в "Если парни всей земли". В конце года Жан-Луи начал сниматься в фильме, которому была суждена громкая и скандальная слава, "И Бог создал женщину…" Но слава эта была связана не с Трентиньяном, а с исполнительницей главной роли — юной Брижит Бардо. Они стали жить вместе.
Призыв в армию на два с половиной года прервал профессиональную деятельность молодого актера. Трентиньян попал в Алжир.
После возвращения из армии Жан-Луи несколько месяцев не снимался. Его уже начали забывать. Он ушел от Брижит Бардо после того, как застал ее дома с известным шансонье Жильбером Беко. В это время он нашел поддержку у Надин Маркан, молодой, энергичной, жизнелюбивой женщины, работавшей ассистентом по монтажу. Надин стала спутницей Жана-Луи на долгие годы.
Морис Жакмон, главный режиссер театра "Студио" на Елисейских Полях, пригласил Трентиньяна на роль Гамлета. Репетиции продолжались почти год. Премьера прошла с огромным успехом. После пятнадцати представлений в Париже спектакль повезли в Марсель. Южане устроили Трентиньяну триумфальный прием. "То, что он сделал в Гамлете, — писал один из критиков, — и то, что он делает вообще, есть нечто прямо противоположное актерскому "номеру". Он добивается сдержанности, доходит до аскетизма, до неподвижности. Своей властью над зрителями он обязан богатству своего воображения". В образ Гамлета Трентиньян вложил свои мучительные раздумья, свой жизненный опыт последних лет. Принца датского он играл как человека, который "укрывается в безумии, чтобы спастись от окружающей его глупости и посредственности. Это — антигерой. Это могла бы быть роль моей жизни. Благодаря ей я понял больше, чем за все годы работы в кино".
Роже Вадим, первый муж Бардо, снял Трентиньяна в фильме "Опасные связи" (1959) по знаменитому роману де Лакло.
В 1960 году Трентиньян сыграл в фильме итальянского режиссера Дино Ризи "Обгон". Его герой, застенчивый студент по имени Бруно, помимо собственной воли оказывается вовлеченным в "сладкую жизнь". Наличие такого партнера, как Витторио Гасман, серьезная мысль, которую развивал фильм при кажущемся легкомыслии, рука умелого режиссера — все это позволило Трентиньяну извлечь из амплуа "скромного молодого человека" максимум возможного.
Удачной была роль и в картине "Битва на острове" Алена Кавалье. Сам Трентиньян считал ее одной из лучших в своем раннем творчестве.
Его снова приглашает Роже Вадим: "Замок в Швеции" (1963, по произведению Франсуазы Саган).
Затем последовали роли иного плана. Сначала — в костюмной мелодраме "Анжелика — маркиза ангелов" Бернара Бордери. "У меня были денежные затруднения. Мне предложили большие деньги за небольшую роль. Вот и все, — объяснял Трентиньян. — Ах да! У меня была одна очень мучительная сцена с Мишель Мерсье. Постельная. Я всегда ненавидел постельные сцены. Я прихожу на съемочную площадку. Мишель Мерсье была уже звездой, а я мало известен. Продюсер представляет нас: "Вы знакомы с Мишель Мерсье?" "Здравствуйте, мадам". После этого мы залезаем голыми в постель и разыгрываем любовников. Это омерзительно…"
Потом была роль в мелодраме Сержа Корбера "Семнадцатое небо" (1965), где Трентиньян играл мойщика окон, выдающего себя за известного писателя.
Когда Жан-Луи согласился исполнить главную роль в фильме "Мужчина и женщина" (1966), сценария еще не существовало. Режиссер Клод Лелуш рассказал Трентиньяну сюжет в общих чертах. Речь шла о любовной истории между врачом и помощницей режиссера. Герои молоды, но не слишком, им около тридцати. Оба были женаты, оба имеют детей, он — мальчика, она — девочку примерно одного возраста.
Как при таких условиях будет развиваться их роман, предстояло дофантазировать в процессе съемок. Главным для Лелуша было поведение актеров, Трентиньяна и Анук Эме. В результате фильм поразил зрителей правдивостью и задушевностью интонаций.
Трентиньян превыше всего в актерском деле ценил свободу импровизации. "Его вклад на съемочной площадке, — свидетельствует Лелуш, — был очень значителен. Он всегда чуток, открыт, восприимчив к происходящему. Всегда что-нибудь предлагает режиссеру. Я называю это — делать подарки. Трентиньян — актер, который "делает подарки". Но лишь тогда, когда чувствует себя соучастником в создании чего-то значительного. В "Мужчине и женщине" он часто подхватывал и развивал то, что мной было только намечено".
Именно Трентиньяну принадлежала идея изменить профессию героя — сделать его не врачом, а автогонщиком. Это позволило Лелушу снять несколько очень эффектных эпизодов на автодроме и во время ралли в Монте-Карло.
Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян играли действительно современно. Именно этот фильм обнаружил в артисте истинно лирический талант, по которому Франция, да и не только она, скучала со времен молодости Жерара Филипа. Для миллионов зрителей и зрительниц Трентиньян слился со своим героем, с его обаятельной и чуть застенчивой улыбкой, романтической судьбой, затаенной грустью.
После огромного успеха "Мужчины и женщины" Трентиньяну наперебой делают заманчивые предложения. В 1967 году он снялся в фильме "Сердце в горле" режиссера Тинто Брасса, затем в вестерне "Большое молчание" (1968) Серджио Корбуччи.
Трентиньян отказался от ролей в фильмах Копполы, Фридкина и Спилберга потому, что ему показался чуждым драматургический материал. Зато с удовольствием снимался в авторских фильмах элитарного режиссера и писателя Алена Роб-Грийе.
Трентиньян снимается в политическом фильме "Дзета" (1968), за роль в котором получает премию на Каннском фестивале 1969 года.
Одним из самых значительных и сложных политических фильмов западного кино является "Конформист" (1970) Бертолуччи. "Конформист", — говорит Трентиньян, — лучший фильм, в котором я участвовал. Моя лучшая актерская работа".
Трентиньян в эти годы часто снимался в Италии. В Рим он приезжал надолго, с женой и детьми. Так было и на этот раз. Жан-Луи приступил к работе, старшая дочь Мари ходила во французскую школу, Надин присматривала за восьмимесячной Поль. Как вдруг однажды ночью Поль задохнулась в своей кроватке. Жан-Луи и Надин были вне себя от горя…
"Этот фильм, — говорил впоследствии Трентиньян, — стоил мне очень дорого. Он меня буквально растерзал". Главный герой "Конформиста" — интеллектуал Марчелло Клеричи, после мучительных сомнений соглашается служить режиму Муссолини. Его наслаждение властью и одновременно страх и презрение к себе были блестяще переданы актером — в пластике, мимике, жестах… Образ Клеричи был завершением целой галереи персонажей, созданных Трентиньяном, — людей с раздвоенной психикой, одевших личину и потерявших лицо, людей-марионеток.
Режиссер Эрик Ромер (снявший Трентиньяна в интересном фильме "Моя ночь у Мод") считал его актером "в духе Достоевского": "В нем идет борьба между светом и тьмой… Это настоящий Раскольников с его внутренней раздвоенностью. Поверхностные персонажи без сучка и задоринки — это не для него".
В 1972 году на экраны вышел политический фильм режиссера Ива Буассе "Покушение". Трентиньян сыграл журналиста, человека нерешительного, ненадежного, внутренне расколотого и постепенно сползающего к предательству.
Жан-Луи признавался: "Мне было действительно неприятно играть этот персонаж. Редко мне приходилось испытывать столь неприятное чувство. Он внушал мне настоящее отвращение".
Трентиньян осуществил свою давнюю мечту о режиссуре: его дебютом стал триллер "Насыщенный день" (1972). Позже поставил фильм "Инструктор по плаванию" (1979). "Я провалил их, тогда как мог выиграть. Возможно, из-за недостаточного доверия к себе как к режиссеру", — говорил позже актер.
Молодой человек (который при ближайшем рассмотрении оказывается не таким уж и молодым) в измятом пиджаке, в очках, с растерянным взглядом, — таким появляется Трентиньян в фильме "Поезд" (1973, режиссер Пьер Гранье-Дефер). Его герой Жюльен бежит от немецкого наступления в мае 1940 года. В поезде он знакомится с молодой женщиной Анной (Роми Шнайдер). Анна — еврейка, она исчезает из жизни Жюльена, чтобы не подвергать его опасности. Но проходит три года, и героя вызывают в гестапо: его подозревают в связях с участницей Сопротивления, и женщина, с которой ему устраивают очную ставку, не кто иная, как Анна. Чтобы выйти из гестапо, ему достаточно сказать: "Я не знаю этой женщины". Наступает мучительная пауза. И герой говорит. "Здравствуй, Анна!" И она отвечает ему счастливой улыбкой… Эта сцена, сыгранная Трентиньяном и Роми Шнайдер, — одна из самых сильных актерских сцен во французском кино.
Вообще техника ансамблевой игры у Трентиньяна на редкость богата и виртуозна. В этом плане он хорош не только в лирических историях, но и в сугубо мужских сюжетах. "Я никогда не задаюсь умозрительной идеей относительно персонажа. Не пытаюсь найти к нему психологический подход. Я представляю его себе через конкретные действия, физические детали, специфические жесты. Например, спрашиваю себя: как он будет держаться за столом? Думаю о его походке, силуэте, дыхании… Если у вас правильная походка, если вы почувствовали, как движется ваш герой, значит, главное сделано…"
Картина режиссера Жака Дерэ называется "Полицейская история" (1975). Трентиньян сыграл здесь уголовника, профессионального убийцу, сыграл заостренно, гротескно.
В 1975 году Трентиньяна постиг еще один удар: он узнал, что его старший брат Фернан болен раком и жить ему осталось не более полугода. Жан-Луи бросил все дела. Он купил ему гоночную машину, и они устроили себе "веселые каникулы". Разумеется, Фернан ничего не знал о своей болезни. Он чувствовал себя на удивление хорошо и был счастлив. Увы, диагноз врачей был точным, и вскоре его не стало…
В 1978 году Трентиньян снялся еще в одном значительном фильме — "Чужие деньги". Его партнершей была Катрин Денёв. Лаконизм выражения, скупость актерских средств доходят здесь у Трентиньяна до аскетизма.
Уже давно Жан-Луи мечтал о двух вещах: сыграть комедийную роль и сняться у Франсуа Трюффо. И вот оба эти желания осуществились разом в пародийной комедии Трюффо "Скорей бы воскресенье! ("Веселенькое воскресенье", 1983), где он сыграл мнимого преступника, вынужденного скрываться от полиции и одновременно искать доказательства своей невиновности. И еще одна памятная встреча — с Роми Шнайдер в фильме "Банкирша" (1980), где актриса сыграла главную героиню, а Жан-Луи — роль ее заклятого врага, злобного и коварного финансиста. Можно упомянуть и еще целый ряд работ актера: профессора-интеллектуала, любителя поэзии и пособника террористов ("Удар в сердце", 1982); следователя, решающего не столько юридическую, сколько моральную проблему ("Мужское дело", 1981). Запоминающимися были роли Трентиньяна в "Террасе" (1979) и "Новом мире" ("Ночь Варенны", 1982) Этторе Скола, "Глубоких водах" (1981) Мишеля Девиля.
В 1980-х годах он часто снимался у режиссера Клода Лелуша, в том числе в ностальгической картине "Мужчина и женщина: двадцать лет спустя" (1986). Были неплохие роли в двух полицейских лентах "Уголовная полиция" Филиппа Лабро и "Человек с серебряными глазами" Пьера Гранье-Дефера.
В июне 1998 года Трентиньян заявил, что уходит из кино. За это время он снялся в 110 фильмах. Одной из последних запоминающихся работ стала лента Кесьлевского "Три цвета: красный". "Я играю старого желчного типа, который открывается благодаря духовной красоте молодой женщины, — говорит Трентиньян. — Ничего сексуального. Этот тип полон злости и горечи, и он начинает искать в себе хорошее. История искупления…" Главную женскую роль исполнила Ирэн Жакоб.
Прощальной гастролью Трентиньяна стал фильм "Кто меня любит — поедет поездом". "Я, конечно, не думаю, что кинематограф перестанет существовать, но очевидно, что он утрачивает свое прежнее значение, — подчеркнул Трентиньян. — Причина как раз в том, что уходят в прошлое те самые качества — простота, наивность, — которые необходимы для восприятия этого искусства — кино".
Он решил заняться фотографией и… делать вино. Правда, от семейных плантаций у него осталось всего пять гектаров виноградников в департаменте Воклюз на юге страны, приносящих ему 20 тысяч бутылок красного вина в год. Свое вино актер назвал "Руж-Гаранс" (красно-мареновое).
В 2000 году Жан-Луи Трентиньян получил "Золотой глобус" за большой вклад в киноискусство.
Жан-Луи Трентиньян родился 11 декабря 1930 года в городке Пон-Сент-Эспри, что у подножья Севеннских гор. Его отец, Рауль Трентиньян, владел небольшой кондитерской фабрикой.
Школьные годы Жана-Луи прошли в Авиньоне и в Эксе (куда семья переехала вскоре после войны). Юный Трентиньян учился не очень прилежно; гораздо больше привлекала его поэзия, Жак Превер стал его кумиром…
В 1950 году Трентиньян поступает в Париже в актерскую школу Дюлена. Преподавателями были Жерар Филип и Жан Вилар. Немало усилий ему потребовалось только на то, чтобы избавиться от акцента, выработать правильную дикцию. После того как его родители лишились кондитерской фабрики, Трентиньян вынужден был подрабатывать — продавцом, грузчиком, мойщиком посуды.
На курсах Жан-Луи женился на Стефани Одран, ставшей известной киноактрисой. Однако их брак просуществовал недолго. После развода они сохранили дружеские отношения. Вместе актерам довелось сниматься в фильмах Клода Шаброля, режиссера, ставшего мужем Стефани Одран.
После окончания курсов для Трентиньяна началась обычная жизнь молодого актера: кратковременные контракты, незначительные роли, утомительные гастрольные поездки по провинции. В театральный сезон 1953–1954 годов Трентиньян привлек к себе внимание парижской критики исполнением главной роли затравленного преступника в пьесе Робера Оссейна "Ограниченная ответственность".
В 1955 году он сыграл первую настоящую роль в кино — у Кристиана-Жака в "Если парни всей земли". В конце года Жан-Луи начал сниматься в фильме, которому была суждена громкая и скандальная слава, "И Бог создал женщину…" Но слава эта была связана не с Трентиньяном, а с исполнительницей главной роли — юной Брижит Бардо. Они стали жить вместе.
Призыв в армию на два с половиной года прервал профессиональную деятельность молодого актера. Трентиньян попал в Алжир.
После возвращения из армии Жан-Луи несколько месяцев не снимался. Его уже начали забывать. Он ушел от Брижит Бардо после того, как застал ее дома с известным шансонье Жильбером Беко. В это время он нашел поддержку у Надин Маркан, молодой, энергичной, жизнелюбивой женщины, работавшей ассистентом по монтажу. Надин стала спутницей Жана-Луи на долгие годы.
Морис Жакмон, главный режиссер театра "Студио" на Елисейских Полях, пригласил Трентиньяна на роль Гамлета. Репетиции продолжались почти год. Премьера прошла с огромным успехом. После пятнадцати представлений в Париже спектакль повезли в Марсель. Южане устроили Трентиньяну триумфальный прием. "То, что он сделал в Гамлете, — писал один из критиков, — и то, что он делает вообще, есть нечто прямо противоположное актерскому "номеру". Он добивается сдержанности, доходит до аскетизма, до неподвижности. Своей властью над зрителями он обязан богатству своего воображения". В образ Гамлета Трентиньян вложил свои мучительные раздумья, свой жизненный опыт последних лет. Принца датского он играл как человека, который "укрывается в безумии, чтобы спастись от окружающей его глупости и посредственности. Это — антигерой. Это могла бы быть роль моей жизни. Благодаря ей я понял больше, чем за все годы работы в кино".
Роже Вадим, первый муж Бардо, снял Трентиньяна в фильме "Опасные связи" (1959) по знаменитому роману де Лакло.
В 1960 году Трентиньян сыграл в фильме итальянского режиссера Дино Ризи "Обгон". Его герой, застенчивый студент по имени Бруно, помимо собственной воли оказывается вовлеченным в "сладкую жизнь". Наличие такого партнера, как Витторио Гасман, серьезная мысль, которую развивал фильм при кажущемся легкомыслии, рука умелого режиссера — все это позволило Трентиньяну извлечь из амплуа "скромного молодого человека" максимум возможного.
Удачной была роль и в картине "Битва на острове" Алена Кавалье. Сам Трентиньян считал ее одной из лучших в своем раннем творчестве.
Его снова приглашает Роже Вадим: "Замок в Швеции" (1963, по произведению Франсуазы Саган).
Затем последовали роли иного плана. Сначала — в костюмной мелодраме "Анжелика — маркиза ангелов" Бернара Бордери. "У меня были денежные затруднения. Мне предложили большие деньги за небольшую роль. Вот и все, — объяснял Трентиньян. — Ах да! У меня была одна очень мучительная сцена с Мишель Мерсье. Постельная. Я всегда ненавидел постельные сцены. Я прихожу на съемочную площадку. Мишель Мерсье была уже звездой, а я мало известен. Продюсер представляет нас: "Вы знакомы с Мишель Мерсье?" "Здравствуйте, мадам". После этого мы залезаем голыми в постель и разыгрываем любовников. Это омерзительно…"
Потом была роль в мелодраме Сержа Корбера "Семнадцатое небо" (1965), где Трентиньян играл мойщика окон, выдающего себя за известного писателя.
Когда Жан-Луи согласился исполнить главную роль в фильме "Мужчина и женщина" (1966), сценария еще не существовало. Режиссер Клод Лелуш рассказал Трентиньяну сюжет в общих чертах. Речь шла о любовной истории между врачом и помощницей режиссера. Герои молоды, но не слишком, им около тридцати. Оба были женаты, оба имеют детей, он — мальчика, она — девочку примерно одного возраста.
Как при таких условиях будет развиваться их роман, предстояло дофантазировать в процессе съемок. Главным для Лелуша было поведение актеров, Трентиньяна и Анук Эме. В результате фильм поразил зрителей правдивостью и задушевностью интонаций.
Трентиньян превыше всего в актерском деле ценил свободу импровизации. "Его вклад на съемочной площадке, — свидетельствует Лелуш, — был очень значителен. Он всегда чуток, открыт, восприимчив к происходящему. Всегда что-нибудь предлагает режиссеру. Я называю это — делать подарки. Трентиньян — актер, который "делает подарки". Но лишь тогда, когда чувствует себя соучастником в создании чего-то значительного. В "Мужчине и женщине" он часто подхватывал и развивал то, что мной было только намечено".
Именно Трентиньяну принадлежала идея изменить профессию героя — сделать его не врачом, а автогонщиком. Это позволило Лелушу снять несколько очень эффектных эпизодов на автодроме и во время ралли в Монте-Карло.
Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян играли действительно современно. Именно этот фильм обнаружил в артисте истинно лирический талант, по которому Франция, да и не только она, скучала со времен молодости Жерара Филипа. Для миллионов зрителей и зрительниц Трентиньян слился со своим героем, с его обаятельной и чуть застенчивой улыбкой, романтической судьбой, затаенной грустью.
После огромного успеха "Мужчины и женщины" Трентиньяну наперебой делают заманчивые предложения. В 1967 году он снялся в фильме "Сердце в горле" режиссера Тинто Брасса, затем в вестерне "Большое молчание" (1968) Серджио Корбуччи.
Трентиньян отказался от ролей в фильмах Копполы, Фридкина и Спилберга потому, что ему показался чуждым драматургический материал. Зато с удовольствием снимался в авторских фильмах элитарного режиссера и писателя Алена Роб-Грийе.
Трентиньян снимается в политическом фильме "Дзета" (1968), за роль в котором получает премию на Каннском фестивале 1969 года.
Одним из самых значительных и сложных политических фильмов западного кино является "Конформист" (1970) Бертолуччи. "Конформист", — говорит Трентиньян, — лучший фильм, в котором я участвовал. Моя лучшая актерская работа".
Трентиньян в эти годы часто снимался в Италии. В Рим он приезжал надолго, с женой и детьми. Так было и на этот раз. Жан-Луи приступил к работе, старшая дочь Мари ходила во французскую школу, Надин присматривала за восьмимесячной Поль. Как вдруг однажды ночью Поль задохнулась в своей кроватке. Жан-Луи и Надин были вне себя от горя…
"Этот фильм, — говорил впоследствии Трентиньян, — стоил мне очень дорого. Он меня буквально растерзал". Главный герой "Конформиста" — интеллектуал Марчелло Клеричи, после мучительных сомнений соглашается служить режиму Муссолини. Его наслаждение властью и одновременно страх и презрение к себе были блестяще переданы актером — в пластике, мимике, жестах… Образ Клеричи был завершением целой галереи персонажей, созданных Трентиньяном, — людей с раздвоенной психикой, одевших личину и потерявших лицо, людей-марионеток.
Режиссер Эрик Ромер (снявший Трентиньяна в интересном фильме "Моя ночь у Мод") считал его актером "в духе Достоевского": "В нем идет борьба между светом и тьмой… Это настоящий Раскольников с его внутренней раздвоенностью. Поверхностные персонажи без сучка и задоринки — это не для него".
В 1972 году на экраны вышел политический фильм режиссера Ива Буассе "Покушение". Трентиньян сыграл журналиста, человека нерешительного, ненадежного, внутренне расколотого и постепенно сползающего к предательству.
Жан-Луи признавался: "Мне было действительно неприятно играть этот персонаж. Редко мне приходилось испытывать столь неприятное чувство. Он внушал мне настоящее отвращение".
Трентиньян осуществил свою давнюю мечту о режиссуре: его дебютом стал триллер "Насыщенный день" (1972). Позже поставил фильм "Инструктор по плаванию" (1979). "Я провалил их, тогда как мог выиграть. Возможно, из-за недостаточного доверия к себе как к режиссеру", — говорил позже актер.
Молодой человек (который при ближайшем рассмотрении оказывается не таким уж и молодым) в измятом пиджаке, в очках, с растерянным взглядом, — таким появляется Трентиньян в фильме "Поезд" (1973, режиссер Пьер Гранье-Дефер). Его герой Жюльен бежит от немецкого наступления в мае 1940 года. В поезде он знакомится с молодой женщиной Анной (Роми Шнайдер). Анна — еврейка, она исчезает из жизни Жюльена, чтобы не подвергать его опасности. Но проходит три года, и героя вызывают в гестапо: его подозревают в связях с участницей Сопротивления, и женщина, с которой ему устраивают очную ставку, не кто иная, как Анна. Чтобы выйти из гестапо, ему достаточно сказать: "Я не знаю этой женщины". Наступает мучительная пауза. И герой говорит. "Здравствуй, Анна!" И она отвечает ему счастливой улыбкой… Эта сцена, сыгранная Трентиньяном и Роми Шнайдер, — одна из самых сильных актерских сцен во французском кино.
Вообще техника ансамблевой игры у Трентиньяна на редкость богата и виртуозна. В этом плане он хорош не только в лирических историях, но и в сугубо мужских сюжетах. "Я никогда не задаюсь умозрительной идеей относительно персонажа. Не пытаюсь найти к нему психологический подход. Я представляю его себе через конкретные действия, физические детали, специфические жесты. Например, спрашиваю себя: как он будет держаться за столом? Думаю о его походке, силуэте, дыхании… Если у вас правильная походка, если вы почувствовали, как движется ваш герой, значит, главное сделано…"
Картина режиссера Жака Дерэ называется "Полицейская история" (1975). Трентиньян сыграл здесь уголовника, профессионального убийцу, сыграл заостренно, гротескно.
В 1975 году Трентиньяна постиг еще один удар: он узнал, что его старший брат Фернан болен раком и жить ему осталось не более полугода. Жан-Луи бросил все дела. Он купил ему гоночную машину, и они устроили себе "веселые каникулы". Разумеется, Фернан ничего не знал о своей болезни. Он чувствовал себя на удивление хорошо и был счастлив. Увы, диагноз врачей был точным, и вскоре его не стало…
В 1978 году Трентиньян снялся еще в одном значительном фильме — "Чужие деньги". Его партнершей была Катрин Денёв. Лаконизм выражения, скупость актерских средств доходят здесь у Трентиньяна до аскетизма.
Уже давно Жан-Луи мечтал о двух вещах: сыграть комедийную роль и сняться у Франсуа Трюффо. И вот оба эти желания осуществились разом в пародийной комедии Трюффо "Скорей бы воскресенье! ("Веселенькое воскресенье", 1983), где он сыграл мнимого преступника, вынужденного скрываться от полиции и одновременно искать доказательства своей невиновности. И еще одна памятная встреча — с Роми Шнайдер в фильме "Банкирша" (1980), где актриса сыграла главную героиню, а Жан-Луи — роль ее заклятого врага, злобного и коварного финансиста. Можно упомянуть и еще целый ряд работ актера: профессора-интеллектуала, любителя поэзии и пособника террористов ("Удар в сердце", 1982); следователя, решающего не столько юридическую, сколько моральную проблему ("Мужское дело", 1981). Запоминающимися были роли Трентиньяна в "Террасе" (1979) и "Новом мире" ("Ночь Варенны", 1982) Этторе Скола, "Глубоких водах" (1981) Мишеля Девиля.
В 1980-х годах он часто снимался у режиссера Клода Лелуша, в том числе в ностальгической картине "Мужчина и женщина: двадцать лет спустя" (1986). Были неплохие роли в двух полицейских лентах "Уголовная полиция" Филиппа Лабро и "Человек с серебряными глазами" Пьера Гранье-Дефера.
В июне 1998 года Трентиньян заявил, что уходит из кино. За это время он снялся в 110 фильмах. Одной из последних запоминающихся работ стала лента Кесьлевского "Три цвета: красный". "Я играю старого желчного типа, который открывается благодаря духовной красоте молодой женщины, — говорит Трентиньян. — Ничего сексуального. Этот тип полон злости и горечи, и он начинает искать в себе хорошее. История искупления…" Главную женскую роль исполнила Ирэн Жакоб.
Прощальной гастролью Трентиньяна стал фильм "Кто меня любит — поедет поездом". "Я, конечно, не думаю, что кинематограф перестанет существовать, но очевидно, что он утрачивает свое прежнее значение, — подчеркнул Трентиньян. — Причина как раз в том, что уходят в прошлое те самые качества — простота, наивность, — которые необходимы для восприятия этого искусства — кино".
Он решил заняться фотографией и… делать вино. Правда, от семейных плантаций у него осталось всего пять гектаров виноградников в департаменте Воклюз на юге страны, приносящих ему 20 тысяч бутылок красного вина в год. Свое вино актер назвал "Руж-Гаранс" (красно-мареновое).
В 2000 году Жан-Луи Трентиньян получил "Золотой глобус" за большой вклад в киноискусство.
Источник: М., «Вече»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи