ПИНГВИНЫ

Наука » Биология
ПИНГВИНЫ

На Земле пингвины появились очень давно: в на­чале кайнозойской эры, 60 млн. лет назад, а воз­можно, и раньше. Палеонтологами найдены кости 40 ископаемых видов пингвинов. Из них по крайней мере 7 видов — очень крупные пингвины, ростом с человека и весом, наверное, до 120 кг.

Ныне на Земле обитают 15—18 видов пингвинов. Все гнездятся на островах и морских побережьях южного полушария, лишь галапагосский пингвин живёт на экваторе и частично даже в северном полу­шарии. Все пингвины выводят птенцов, разумеется, на суше: в траве, в кустах, в дюнах, среди камней, некоторые — в норах. Гнёзда — ямки в земле, у иных выложенные по краям галькой, ракушками, листья­ми, костями и даже мёртвыми кроликами. У коро­левских и императорских пингвинов гнёзд нет — они держат яйцо на лапах.

Все пингвины — колониальные птицы: в некото­рых гнездовьях сотни, тысячи и даже миллионы птиц. Крупные пингвины насиживают только одно яйцо, большинство — два, реже — три. Через месяц или два насиживания выводятся опушённые птенцы, все в один день. Кормят их, отрыгивая пищу, оба родителя. Подросшие птенцы без помощи взрослых идут в воду. Размножаться начнут только через не­сколько лет.

В море пингвины охотятся обычно стаями. Их крылья преобразились в гребущие ласты, а вытяну­тые далеко назад ноги играют роль руля и тормоза. Едят пингвины рыб, головоногих моллюсков (каль­маров, каракатиц, осьминогов) и ракообразных. Пьют морскую и пресную воду, глотают снег.

Рост самых мелких пингвинов — 40 см, вес — 2 кг; рост самых крупных — 1 м 15 см или немногим больше, вес — до 45 кг. Живут пингвины 17 лет, некоторые, возможно, и дольше.

Перья у пингвинов мелкие, плотные, перекрыва­ют друг друга лишь вершинками, как черепицы или чешуйки. Вообще у птиц перья растут не по всему телу, а только на определённых местах, называемых птерилиями, а между ними расположены аптерии — голая кожа, прикрытая сверху перьями, простёрты­ми сюда с соседних птерилий. Но у пингвинов перья растут равномерно по всему телу (нет никаких птерилий). А поскольку они очень короткие и плотно прилегают к телу, то тело пингвина обтекаемое, что и требуется для водоплавающей птицы. Поэтому и плывёт пингвин иногда со скоростью до 27 км/ч, быстрее всех иных птиц, работая, как винтами, крылья­ми-ластами.

ПИНГВИНЫ


Императорский Пингвин с птенцом.


ПИНГВИНЫ


Пингвины Адели.


ПИНГВИНЫ


«Церемония» смены родителей, насиживающих яйца, на гнезде у длиннохвостых пингвинов.


«Одежда» пингвина для перины не годится: пуховых перьев нет, лишь крохотные пушинки снизу на стержне пера, которые греют недоста­точно, и потому пингвину приходится носить под кожей много жира. У крупных пингвинов его толщина — 3 см. В снежную бурю (а в Антарктиде зимой ураганы — климатическая норма) жировая «шуба» очень нужна. Да и плот­ное перо тут помогает: в пургу, когда порывы ветра достигают 30 м/с, ни одно пёрышко на пингвине не трепещет, все лежат гладко, плот­ным панцирем укрывая птицу. Мороз лютый: снаружи, над Антарктидой, на 100 градусов хо­лоднее, чем под кожей у пингвинов! Но живёт и птенцов растит чудо-птица!

В море не такая стужа, как на берегу. Пожа­луй, там можно и согреться. Ныряя, попадает пингвин не то чтобы в теплицу, но всё-таки здесь на 50 градусов теплее, чем на воздухе. Однако и это удивительно: человек не выдержал бы и десяти минут такого купания. А пингвины ча­сами плавают в ледяной воде. И глубоко ныря­ют — на 10—20 м; уходят под воду на 2—3 мин, а большие пингвины — на 5—10 мин. Учёные зарегистрировали случай погружения импера­торских пингвинов на глубину 265 метров! А рекорд пребывания под водой — 18 мин.

Рыба и кальмары, крабы и рачки — добыча пингвинов. Пингвин средних размеров в день съедает полкилограмма рыбы. Не так уж и мно-

ПИНГВИНЫ


Буревестник похищает пингвинёнка.


го. Врагов у этих птиц, можно сказать, мало. В море — акулы, косатки, тюлени-леопарды; на берегу — буревестники, крысы, бездомные со­баки, которые таскают яйца и птенцов.

Начнём знакомство с пингвинами, живущи­ми в местах, казалось бы, для них совсем непод­ходящих — в жарких странах.

На экваторе, на знаменитых своими огром­ными черепахами островах, гнездятся около 500 пар галапагосских пингвинов. Они небольшие: полметра в высоту. Родич галапагосского, более крупный пингвин Гумбольдта, высиживает птенцов южнее, на островах вдоль перуанского побережья. Ещё дальше к югу — места гнездовий Магелланова пингвина. По ту сторону океана, на побережье Южной Африки, поселился очковый пингвин (вокруг каждого глаза у него — тонкое белое кольцо, поэтому его очковым и назвали: словно очки носит).

На юге Австралии, на острове Тасмания и в Новой Зеландии живёт самый крохотный из пингвинов — карликовый. Симпатичные малы­ши — эти пингвины. Когда поздним вечером, точно пигмейчики, они топают по берегу, воз­вращаясь из морских путешествий домой, по­смотреть на них съезжаются туристы. Крохотные фигурки в белых «манишках» и тёмно-серых «фраках» вперевалочку идут в свои норы через ярко освещённый фонарями и фарами пляж.

Где по песчаным косам, а где и по крутым обрывам взбираются белобрюхие карлики на су­шу, и каждая пара идёт к своей норе. В ней пингвины спят ночами, в ней высиживают птен­цов. В начале австралийского лета, пробив скор­лупу яиц, вылезают из них два слепых пингвин­чика. Через 2 месяца им предстоят первое ку­пание в море и жизнь без родителей.

Теперь речь пойдёт о самых крупных и самых интересных пингвинах.

Королевские пингвины выводят птенцов ле­том (раз в полтора года) на островах вокруг Антарктиды. Никаких гнёзд у них нет: яйцо согревают, держа на лапах, как и пингвины императорские. Они похожи, как братья, эти «титулованные» птицы: королевский — немного уменьшенная копия императорского.

Императорские пингвины выбрали прямо-та­ки убийственное местожительство — сам ма­терик Антарктиду! И здесь, в самое неподходя­щее время — зимой, на снегу, в лютые морозы, порой под 60 градусов, на ураганном ветру вы­водят и растят птенцов эти удивительные птицы.

Антарктической осенью, в апреле, — свадьбы у пингвинов. Почти месяц ухаживания, брач­ных криков и игр, но результат не столь внуши­телен, как время, на него затраченное: одно-единственное яйцо. Его встречают с ликованием: радостными криками поздравляют друг друга.

Самка скоро передаёт яйцо самцу с лап на лапы. На снег нельзя и уронить: замёрзнет, и погибнет искра жизни в нём. Самец забирает яйцо не просто, а с церемониями: кланяется пингвинихе, машет крыльями, хвостиком тря­сёт, очень волнуется, не может отвести восхи­щённого взгляда от яйца, нежно трогает его клювом. Но вот натешился и перекатил клювом яйцо к себе в лапы. Тут же оно словно в пуховой карман попало — в складку кожи между лапами и брюхом пингвина.

Ответственный родитель два месяца согревает яйцо, пока птенец не проклюнется, и ещё не­сколько дней нянчится со своим потомком, тер­пеливо дожидаясь возвращения из дальнего пу­тешествия самки.

А птенец что же — голодает? Растущему организму голод решительно противопоказан: отец кормит птенца молоком. Птичьим, разуме­ется, как у голубей. Это «молоко» — особый сок, который производит пищевод пингвина. Прав­да, по питательности это скорее не молоко, а
«сливки» или «сметана»: жира в нём раз в 8 больше, чем в коровьем молоке, — 28%, а бел­ков — раз в 15 больше: до 60%.

А где же мамаши в это время гуляют? К океану пошли, за десятки километров. Ловят в незамёрзшей воде у берега рыб, рачков и каль­маров.

И вот торжественной процессией возвращают­ся, заметно пополневшие, к детишкам и отцам, вдвое похудевшим за более чем двухмесячный пост на ветру и морозе. Большой шум и крик поднимается над гнездовьем, тысячи птиц вол­нуются, раскланиваются, скачут с птенцами на лапах. Каждая самка в многотысячной пинг­виньей толпе всегда находит по голосу своего «законного супруга» и сбережённого им родного птенца. И каждая приносит в желудке около 3 кг полупереваренной пищи. Птенец тут же пере­саживается к матери на лапы и 2—3 недели кормится тем, что она по частям выдаёт из своего желудка, пока не вернётся из путешествия от­правившийся в свою очередь к морю отец. Кон­чится принесённый в желудке провиант — самка кормит птенца «молоком».

Пятинедельный птенец уже не ма­ленький и впервые ступает неопробо­ванными ещё лапками на снег. Ко­выляя, уходит в «детский сад». Сотни сверстни­ков, плотно сбившись в кучу, стоят тесной тол­пой и греют друг другу бока — такие их сборища и называют «детскими садами». Взрослые пинг­вины оберегают малых от буревестников, кото­рые могут насмерть забить молодых пингвинов.

Родители приходят и в крике и гаме находят своих детей среди тысяч чужих. Только своих птенцов кормят. Самые прожорливые за один раз глотают по 6 кг рыбы!

Пятимесячные пингвины в родительских за­ботах уже не нуждаются. Пришла весна, а за ней и лето, льдины подтаяли, крошатся: на них выпускники пингвиньих «детских садов» плы­вут «на практику» в море. Туда же направляют­ся и взрослые. В конце декабря там, где долгую полярную зиму пингвины насиживали яйца и выкармливали птенцов, уже пусто: все уплыли в море.

ПИНГВИНЫ-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

У пингвинов — замечательная способность к ориентации во льдах. Отвезённые в глубину ледового материка, они тут же безошибочно и по кратчайшему пути отправляются к морю. Учёные, изучая этих птиц, отвезли несколько пингвинов Адели на другой конец Антарк­тиды. Через год, преодолев вдоль берега моря 4,5 тыс. км, к ста­рому гнезду вернулся первый из перевезённых пингвинов! В те­чение нескольких следующих лет вернулись и остальные.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.