АРИСТОТЕЛЬ

Наука » Биология
АРИСТОТЕЛЬ

Великий энциклопедист древности Аристотель стал одним из основателей биологии как на­уки, впервые обобщив биологические знания, на­копленные до него человечеством.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе Стагире — отсюда и закрепившееся за ним проз­вище Стагирит. Его отец Никомах был придвор­ным врачом, и своё детство Аристотель провёл при дворе царя Македонии Аминты, деда Алек­сандра Македонского.

В отроческие годы Аристотель помогал своему отцу в его медицинской практике. К отцу он относился всегда с большим уважением и впо­следствии назвал своего сына в честь отца — Никомахом.

В 15 лет Аристотель лишился родителей. Че­рез два года юноша отправился учиться в Афи­ны, где поступил в школу (Академию) Платона. Здесь Аристотель пробыл 20 лет, сначала в каче­стве ученика, а затем учителя.

Аристотель сохранил верность своему учи­телю Платону, не расставаясь с ним до самой его смерти. В одном из своих стихотворений Арис­тотель написал о Платоне, что тот первый дока­зал своей жизнью и учением следующую мысль: быть хорошим человеком и быть счастливым — две стороны одного и того же стремления.

Покинув Академию в 347 г. до н. э., Аристо­тель переехал в город Ассос, только что основан­ный в Малой Азии. Основатель и правитель города Гермий был знаком Аристотелю по Ака­демии. Племянница и приёмная дочь Гермия Пифиада стала женой Аристотеля и матерью его дочери. Но их брак не был продолжительным, так как Пифиада умерла молодой. После смерти самого Аристотеля, согласно его завещанию, ос­танки его жены похоронили рядом с ним, что было и её предсмертным желанием.

В 343 г. до н. э. Аристотель получает приглаше­ние македонского царя Филиппа II стать воспита­телем 13-летнего наследника престола Александра.

В том, что такое приглашение было сделано, помимо личного знакомства сыграла свою роль и слава Аристотеля как философа. Так судьба свела двух великих людей, Аристотеля и Алек­сандра Македонского. Про них говорили, что один из них силой оружия сумел покорить пол­мира, другой открыл новый мир для человече­ского духа и науки.

Для занятий с Александром была создана специальная школа. Кроме наследника престола здесь обучали группу юношей из знатных семейств. Аристотель считал, что благородная дружба ме­жду молодыми людьми поможет правильному воспитанию их характера. Александр восхищал­ся Аристотелем. По его собственным словам, он любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живёт, а Аристоте­лю — тем, что живёт достойно.

Аристотель около трёх лет обучал наследника македонского престола этике и политике, ора­торскому искусству, литературе. Плутарх писал: «Александр был посвящён Аристотелем также в тайные, наиболее глубокие отрасли науки, кото­рые назывались у тогдашних учителей эзотери­ческими (т. е. доступными только посвященным) и которых не сообщали обыкновенным ученикам».

Любимым произведением Александра стала «Илиада» Гомера. Аристотель специально для своего воспитанника сделал список (рукописную копию) этого произведения, который постоянно находился у изголовья Александра, рядом с его мечом. Позднее Александр сделал «Илиаду» сво­ей «солдатской Библией», всегда возя её с собой в походах.

По свидетельству историков, царь Филипп, отец Александра, говорил своему сыну: «Поис­тине, не напрасно мы окружили почётом Арис­тотеля, ибо величайшей награды заслуживает человек, передавший тебе такое учение о цар­ских обязанностях и задачах, — всё равно, дос­тиг ли он этого посредством истолкования Гоме­ра или каким-либо иным способом».

Аристотель, преподавая своему царственному ученику и естественную историю (так тогда на­зывали биологию), пробудил у него интерес к ней. Впоследствии Александр повелел тысяче человек, находившихся в разных местах Азии и Греции, выполнять все научные указания Арис­тотеля: отлавливать животных и подробно опи­сывать их образ жизни и поведение.

Интерес Александра к медицине Плутарх так­же приписывал влиянию Аристотеля. Впослед­ствии Александр Македонский часто приходил на помощь своим заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Занятия с Александром закончились, когда юноша увлёкся военным делом и стал принимать
участие в походах своего отца. Аристотель воз­вратился в свой родной город Стагир. Этот город, разрушенный Филиппом в войне против Афин, был им же восстановлен в знак благодарности Аристотелю за воспитание Александра. Филипп возвратил туда и бежавших или находившихся в плену граждан этого города.

В 335 г. до н. э. Аристотель снова приехал в Афины и здесь при поддержке своего друга, наместника Александра Македонского в Греции, открыл свою школу — Ликей (в латинском на­писании — «Лицей»). Своё название школа по­лучила потому, что она находилась возле храма Аполлона Ликейского.

На территории школы располагались гимнасий (место для гимнастических упражнений), тенис­тая роща и сад с крытыми галереями для про­гулок. Свои беседы с учениками Аристотель вёл во время неторопливых прогулок. От слова «прогул­ка» (по-древнегречески «перипатос») Ликей и по­лучил второе название — школа перипатетиков.

В Ликее Аристотель преподавал 12 лет. Он прекрасно владел речью и вёл научные диалоги, остроумно вышучивая противников. Правда, он никогда не отличался излишней скромностью в суждениях. Приводят такую его фразу: «По это­му поводу никто не может сказать что-нибудь верное, если не говорит того же, что и я». Ему удалось воспитать плеяду философов, а также учёных, посвятивших себя естествознанию, сре­ди которых следует отметить Теофраста (часто это имя пишут как Феофраст). Последний вошёл в историю науки как «отец ботаники» (в то время как сочинения Аристотеля по ботанике до нас не дошли). После смерти Аристотеля Теофраст 34 года руководил Ликеем.

В 323 г. до н. э. после внезапной смерти Алек­сандра Великого в Греции вспыхнуло антимаке­донское восстание. Аристотелю было предъявле­но стандартное по тем временам обвинение в богохульстве. Поводом для этого послужило сти­хотворение Аристотеля, написанное им много раньше на смерть казнённого персами Гермия, его тестя. В этом стихотворении усмотрели обо­жествление Аристотелем Гермия.

Чтобы избежать участи философа Сократа, учителя Платона, приговорённого к смерти по подобному обвинению, Аристотелю пришлось, не дожидаясь суда, бежать из Афин. Через месяц в возрасте 62 лет он скончался на острове Эвбея от болезни желудка, которой он страдал всю жизнь.

После себя Аристотель оставил около 300 тру­дов. Его идеи и сочинения распространили мно­гочисленные ученики и последователи. До нас дошла лишь небольшая часть работ философа.

Аристотель обладал энциклопедическими зна­ниями в подлинном смысле этого слова. Он за­нимался философией и историей, математикой и физикой, зоологией и ботаникой, медициной и этикой, теорией искусства, литературы и театра, риторикой.

АРИСТОТЕЛЬ


Аристотель.


Самые значительные труды Аристотеля по биологии — «История животных», «О частях животных» и «Возникновение животных». О первом из них французский биолог Жорж Кювье написал: «Это один из самых удивительных тру­дов, оставленных нам древностью, один из вели­чайших памятников, созданных человеческим гением в области естествознания».

В «Истории животных» Аристотель первым в истории науки разработал систематику живот­ных. Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно соответствует делению на позвоноч­ных и беспозвоночных. Животных с кровью он в свою очередь разделил на яйцекладущих и живородящих.

Человека Аристотель разместил на почётном месте — во главе животных с кровью. Аристоте­лю принадлежит крылатая фраза о том, что человек — это «общественное животное» (по-древнегречески — «zoon politicon»), наделённое разумом.

В труде «О частях животных» Аристотель высказал важную мысль о том, что от неживых тел к растениям, от растений к животным, вплоть до человека, идёт непрерывный ряд усложня­ющихся форм. Эта книга произвела неизгла­димое впечатление на Чарлза Дарвина. Он пи­сал: «Я редко читал что-нибудь более интересное.

Моими богами, хотя очень по-разно­му, были Линней и Кювье, но они просто школьники по сравнению со стариком Аристотелем. Какой это был необыкно­венный человек!»

В работе «Возникновение животных» Аристо­тель, в частности, изо дня в день проследил развитие куриного зародыша. Он обратил вни­мание, что на начальных стадиях развития за­родыши самых разных животных похожи. Арис­тотель предположил, что зародыш живородящих животных в начале своего развития тоже пред­ставляет собой яйцо, хотя и лишённое твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля можно в какой-то степени считать основателем эмбриоло­гии (науки о зародышевом развитии), предвос­хитившим многие позднейшие биологические идеи.

Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их внешний вид и строение, образ жизни и пове­дение. Он доказал, что акулы и некоторые змеи являются живородящими, а также то, что трут­ни развиваются из неоплодотворённых яиц. Изу­чил третье веко у птиц, рудиментарные глаза у крота, жевательный аппарат морских ежей (ко­торый до сих пор зовётся «аристотелевым фо­нарём»), зимнюю спячку животных, перелёты птиц, миграции рыб и млекопитающих и многое другое.

Интересовала Аристотеля и проблема происхождения жизни. Он считал, что жизнь зарож­дается сама собой, причём даже такие сложные существа, как рыбы, могут возникать из морско­го ила.

С именем Аристотеля связывают и открытие некоторых биологических законов. Он разрабо­тал учение об аналогичных и гомологичных ча­стях тела. «У животных различных родов боль­шая часть органов имеет различную форму. Од­ни сходны по положению и функции, а проис­хождения различного. Другие одной и той же природы, но различны по форме», — утверждал учёный.

Аристотель как бы начерно сформулировал принцип корреляции органов, позже блестяще развитый Жоржем Кювье (см. ст. «Жорж Кю­вье»). Аристотель писал: «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места... Расщедрившись в одном направлении, она экономит в других. Изменение в одном органе вызывает перемены в другом».

Это далеко не полный рассказ о вкладе Арис­тотеля в развитие биологии. За свою жизнь он сделал для науки гораздо больше, чем было сделано за целый ряд последующих столетий.

Статью об Аристотеле хочется закончить его собственным высказыванием: «В системе мира нам дан короткий срок пребывания — жизнь. Дар этот высок и прекрасен. Мышление — до­блестнейшее занятие человека, верх блаженства и радость в жизни».




Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.