СТРУКТУРЫ ВНУШЕНИЙ

Наука » Психология » Гипноз » Введение в гипноз
СТРУКТУРЫ ВНУШЕНИЙ
Вместе с выбором стиля, подачи внушения, мы должны выбрать его определенную структуру. Далее я описываю возможные варианты.
Позитивные внушения
Позитивные внушения наиболее популярны, просты и успешны. Они придают силу и храбрость, конструируются они таким образом чтобы помочь осознать клиенту, что он в состоянии испытать или достичь желаемого. Поскольку слова заставляют вспомнить опыт, который они выражают (слова как символы опыта), позитивное внушение строится таким образом, чтобы стимулировать желаемые реакции. Вот пример позитивных внушений (и одновременно разрешительных):
"С каждым вдохом вы можете ощущать себя более свободно".
"Вы можете вспомнить то мгновение, когда гордились собой".
"Вы в состоянии найти в себе силы, о существовании которых
даже не подозревали".
"Вы можете заметить, как приятно чувствовать себя расслабленным".
"Вы можете почувствовать приятное тепло в ладонях".
Негативные внушения
Если умело пользоваться негативными внушениями, можно спровоцировать желаемую реакцию клиента, хотя, а точнее именно поэтому, ему внушают не реагировать желаемым образом.
Примененные внимательно и с умом они могут оказаться исключительно полезными. Далее представлены примеры негативных
внушений. Обратите пожалуйста внимание на чувства, какие вызывает их медленное прочтение.
"Не думайте о своем любимом цвете".
"Не думайте о том сколько времени".
"Рекомендую не обращать внимание на это ощущение в ногах".
"Вы не должны теперь думать с симпатией о своей школе".
"Попытайтесь не думать о том, кто из ваших друзей больший
материалист".
Слишком часто негативные внушения возникают случайно, вызывая нежелательные реакции, после которых терапевту приходиться вспоминать, в каком месте он допустил ошибку. Если терапевт успокаивает клиента словами: "Не бойтесь этого, просто выкиньте это из головы", то реакция, скорее всего, будет обратной, и клиент будет именно об этом постоянно беспокоиться.
Конкретные внушения
Конкретные внушения содержат детальные описания чувств, воспоминания, мысли или фантазии, которые клиент должен испытать во время гипноза. Приведение деталей, касающихся каждого элемента внушаемого опыта может вызвать желаемый эффект, помогая клиенту получить более полное и таким образом более удовлетворяющее переживание. Примеры конкретных внушений:
"Подумайте о красной розе, о ее мягких, бархатных лепестках
и нежном сладком запахе".
"Представьте, что вы на пляже в ясный солнечный день, вы
ощущаете тепло солнца, вдыхаете запах соленого морского
бриза, слышите как волны накатывают на берег".
"Помните ли вы, как приятно откусить спелый апельсин, рот
наполняется слюной, по пальцам течет сок, как приятен этот
вкус?"
Каждый из этих примеров предлагает детальные данные о том, что должен испытать клиент и может помочь, но может стать источником потенциальной опасности, связанной с конкретными внушениями. Поскольку может случиться, что предлагаемая терапевтом информация вовсе не та, которую клиент выбрал бы самостоятельно.
Поэтому необходимо помнить, что чем больше деталей приводит терапевт, тем больше вероятность того, что он скажет что-нибудь, идущее вразрез с опытом клиента (Grinder, Bandler, 1981; O'Hanlon, 1993).
Общие внушения
В отличие от конкретных внушений, в общих отсутствуют детали, они дают клиенту свободно выбирать элементы, ассоциируемые с внушаемым опытом (то есть выполнить проекцию). Они дают клиентам шанс, в рамках процесса использовать собственный опыт и информацию. Таким образом, внушение, которое на первый взгляд может показаться слишком обобщенным, чтобы быть успешным, становится импульсом для высоко индивидуализированного переживания. Вот примеры обобщенных внушений:
"Вы в состоянии вспомнить конкретное воспоминание своего детства, то к которому вы так давно не обращались". "Когда вы так удобно сидите, вы можете испытать определенные приятные ощущения".
"Вы можете осознать что в комнате слышен определенный специфический звук".
"Помните ли вы тот особенный момент, когда вы были так довольны собой?"
Ни одно из этих внушений ничего не уточняет, не говорит какое воспоминание имеется в виду, чувство, звук или событие. Сам клиент делает выбор этого элемента опыта. Применяя определения "конкретный", "определенный", "специфический", "особенный" можно заставить клиента сконцентрироваться исключительно на одном из своих переживаний. Сделанный им выбор это результат интеракции между выбором сознания и бессознательного (Erickson, Rossi, 1979; Zeig, 1980).
Постгипнотические внушения
Постгипнотические внушения это внушения даваемые клиентам, находящимся в гипнозе, и касающиеся поведения и чувств, которые должны возникнуть когда они из него выйдут. Они дают возможность создать новые реакции или перенос на данную ситуацию опыта, полученного во время гипноза. Если клиенту предстоит использовать новые возможности в будущем опыте, то постгипнотические внуше-
ния должны стать интегральной частью терапевтического процесса. Без них навыки или знания, полученные во время сессии, вероятнее всего будут существовать лишь в рамках гипнотического состояния, поскольку гипнотические реакции неразрывно связаны с определенным внутренним состоянием. Постгипнотические внушения позволяют приобретенным навыкам перейти внутренние границы и предоставят доступ к ним также в других состояниях сознания. Если клиент способен вести себя неким образом или ощущать нечто лишь в состоянии гипноза, это не решит его проблем.
Постгипнотические внушения помогают обрести уверенность в том, что желаемые реакции будут включены в обычную жизнь, заменяя вредные реакции или их отсутствие. Их также можно использовать с целью облегчения последующей работы с клиентом, давая ему внушение того, что во время следующих сессий он будет входить в состояние гипноза глубже и быстрее (Erickson, Rossi, 1979; Lankton, Lankton, 1983).

Источник: Майкл Д. Япко «Введение в гипноз»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.