Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
ВНУШЕНИЕ
Внушение, или суггестия — основной инструмент работы гипнотерапевта. Состояние транса наводится именно с целью проведения внушений, соответствующих проблеме пациента. Терапия называется гипносуггестивной, поскольку между гипнозом и внушением существует тесная взаимосвязь. В классическом гипнозе суггестия имеет больший удельный вес, чем в недирективном гипнозе. При этом терапевт, как правило, является доминирующей фигурой, которая определяет стиль, форму и направление внушений.
Важнейшее условие работы — мотивация пациента. С помощью внушений ее можно усиливать, опираясь на его ценности и убеждения, но самые быстрые и качественные изменения происходят тогда, когда мотивация пациента к изменениям высока.
Существуют два вида мотивации — избегание и достижение. Мотивация достижения эффективнее: когда есть цель, к ней легче двигаться. Но если мотивация избегания сильна, а цель неясна, такую мотивацию также можно использовать как катализатор процесса, предполагая, что в бессознательном человека существует видение цели и направления движения.
Внушения могут быть вербальными и невербальными. К невербальным внушениям относятся поза, внешний вид, жесты терапевта, вид его комнаты, процедура проведения сеанса. Задача невербальных внушений — определить негласные правила поведения и взаимодействия пациента и терапевта.
Поза и жесты терапевта
Поза и жесты определяют доминирующее положение терапевта. Положение тела прямое или наклоненное вперед говорит об уверенности и готовности «пойти вперед». Взгляд должен быть прямой — необязательно немигающий, но умение редко моргать свидетельствует о доминировании. Этот феномен характерен для животного мира: прямой взгляд означает вызов, и тогда более слабый отводит глаза. Мимика контролируется: лицо может быть то бесстрастным, то улыбающимся, то помрачневшим, но обязательно уверенным.
Движения терапевта также должны нести печать уверенности. Дрожащие руки, не находящие места, готовые то дернуться вперед, то спрятаться, не добавляют гипнотерапевту авторитета. Прикосновения к пациенту, в частности, к голове, к лицу, придание телу пациента или его частям (голове, рукам) определенного положения внушают пациенту, что терапевт имеет на это право, и пациент подчиняется его жестам.
Поведение гипнотерапевта должно говорить об уверенности в своих силах, в эффективности метода, которым он владеет, о готовности справиться с проблемой пациента. Если терапевт с дрожью в голосе говорит гипнотизируемому: «Давайте попробуем, правда, у меня редко что получается», он может быть уверен, что не получится и в этот раз. Внутреннее спокойствие и отсутствие напряженности в теле и в голосе также способствует созданию образа успешного терапевта. Часто образ терапевта складывается у пациента заранее — на основании отзывов других пациентов, из разговора по телефону, из рекламной информации, и он приходит уже в «частичном гипнозе» от созданного им самим образа гипнотизера, и тогда задача терапевта состоит в том, чтобы не разочаровать клиента.
Речь терапевта должна быть четкой и внятной. При обращении к пациенту следует смотреть ему в глаза спокойно, без напряжения. Речь должна быть уверенной, лучше использовать местоимение «я», подчеркивая свой авторитет. Бывали случаи, когда уверенность психотерапевта компенсировала иные его недостатки, и пациент, зачарованный «силой и могуществом», был успешен в терапии.
Внешний вид терапевта
Во внешнем виде проявляется либо идея строгости, либо (в ряде случаев) идея исключительности, принадлежности к таинству, касте, закрытой группе (что характерно для колдунов, экстрасенсов и представителей прочих псевдопсихологических течений). В медицинской и психологической среде принято носить либо белый халат, либо строгий костюм. Это подчеркивает серьезность происходящего процесса и вызывает уважение к специалисту, который его проводит.
К одежде терапевта, как правило, не предъявляют жестких требований, здесь можно ориентироваться на свои предпочтения. Для врача, работающего в поликлинике или стационаре, естественно носить белый халат, который должен быть чистым и свежевыглаженным. Частнопрактикующие специалисты обычно предпочитают работать без халата, однако их костюм должен быть опрятным. Гипнотерапевт в строгом деловом костюме имеет больше шансов на успех, чем одетый в джинсы и майку. Важно помнить, что одежда несет невербальное послание пациенту о нас, и в зависимости от этого человек бессознательно определяет, можно ли нам доверять и верить в успех.
Помещение для работы
Кабинет или зал, в котором происходит гипнотерапия, является фоном для действа, и поэтому важно, что увидит пациент, придя к специалисту. Следует задуматься об интерьере своего кабинета, о том, какую информацию о вас он несет. Попробуйте оглядеть свой кабинет взглядом постороннего наблюдателя и представьте, что подумает о вас человек, пришедший сюда впервые, и насколько его мнение соответствует впечатлению, которое вы хотели произвести. Кабинет, выдержанный в строгих тонах, свидетельствует о респектабельности врача, его прочном положении, определенном консерватизме и косвенно — о доверии пациентов к нему. Кабинет, отделанный в светлых тонах, с фотографиями или рисунками на стенах, без стола между терапевтом и пациентом говорит о демократизме врача, его открытости, готовности к неформальному общению.
Терапевту сложно оценить собственный кабинет, который он видит изо дня в день, к которому привык. Попробуйте посмотреть на свой кабинет глазами посетителя. Возможно, вы захотите добавить в него атмосферу строгости, или «поселить» в нем доверительность и открытость. Важно, что кабинет и вы должны быть гармоничны, чтобы не вызвать у пациента недоумения, неудовольствия диссонансом на уровне бессознательного восприятия вас и окружающей обстановки.
Процедура проведения сеанса
Опытный гипнотерапевт составляет сценарий сеанса (вспомните Месмера). Задача такого сценария — повысить доверие пациента, уменьшить его сопротивление, научить пациента входить в гипнотическое состояние, добиться последовательного наступления стадий гипноза. Сценарий не обязательно должен неукоснительно соблюдаться, он должен предполагать определенную свободу клиента и терапевта, но его наличие дает возможность терапевту освободить себя от напряжения постоянной импровизации. Особенно следует разнообразить внушения, опираясь на личность, потребности, идеалы пациента.
Виды внушений
Классифицировать внушения весьма сложно: они переплетаются, сочетают свойства друг друга. Поэтому предлагаемая классификация будет условной. Большинство исследователей выделяют два класса внушений.
Первый класс — прямые внушения. Это конкретные команды и указания, которые дает гипнотерапевт. Подобные внушения не предполагают непонимания пациента, они указывают на ожидаемое действие или эмоцию без околичностей. К ним относятся команды, такие, как «Спать» или «Забыть».
Примеры прямых внушений:
• Я досчитаю до трех, и ваши глаза откроются.
• Вы будете спокойно относиться к собакам.
• После моего сеанса вы не сможете принимать алкоголь. Прямые внушения конкретны и подразумевают доминирование психотерапевта во взаимодействии. Они часто используются в классическом гипнозе и не предоставляют пациенту возможности выбора, реализации своих потребностей. В случае нежелания пациента выполнять прямые внушения терапевта нарушается раппорт и возникает ситуация неподчинения, что уничтожает основу гипноза и возможность терапии. Поэтому следует давать внушения последовательно, шаг за шагом добиваясь желаемого.
Разумеется, одно и то же прямое внушение можно сделать по-разному:
1. Спать!
2. Я досчитаю до трех, щелкну пальцами, и вы погрузитесь в состояние гипнотического сна.
3. Через некоторое время ваши глаза начнут закрываться. Это три варианта одного прямого внушения, но насколько
они различны по произнесению и возможному восприятию!
Второй класс — косвенные внушения. Это внушения недирективные, мягкие, ненавязчивые, иногда вкрадчивые. Можно выделить следующие виды косвенных внушений.
Сложное составное внушение
Оно представляет собой сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Чаще всего первая часть предложения является присоединением, то есть описывает происходящее с пациентом, а вторая часть — ведением, то есть говорит об эффекте, который терапевт хочет получить:
• И чем дольше вы слышите мой голос, тем глубже вы можете погрузиться в транс.
• И по мере того, как ваше дыхание становится ровным, вы можете расслабиться еще больше.
Последовательность принятия
Данный вид внушения похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения и таким образом позволяет достичь большего согласия пациента. Речь идет о последовательном принятии каких-то идей. Человек, следуя за логикой речи гипнотерапевта, мысленно соглашается с каждым последующим постулатом, поскольку согласился с предыдущим. Самым известным примером является правило четырех «да»: когда оппонент четырежды ответил «да» на ваши вопросы, просьбы, заявления, то в пятый раз он скажет «да» автоматически.
• Мы с тобой встретились только сегодня, и уже вечер, мы так хорошо провели день, мы катались на каруселях, ели мороженое, давай завтра снова сбежим из детского сада.
• Мы с вами в этой комнате. Вы слышите мой голос, ощущаете кресло, в котором сидите, мерно тикают часы, и ваши глаза могут захотеть закрыться.
Пресуппозиция
Под пресуппозицией, или предположением, понимается явление, которое обязательно случится, не может не случиться. Предложение обычно строится как сложносоставное и конструируется таким образом, что ударение падает на одну часть, а безударная часть и является пресуппозицией, поскольку звучит как само собой разумеющееся:
• Когда вы сядете в это кресло, вы сможете заняться самоисследованием. (Предполагается, что в кресло вам придется сесть.)
• Когда пойдешь в магазин, купи картошки. (Предполагается, что вы обязательно пойдете в магазин.)
Трюизмы
К пресуппозиции очень близки трюизмы или банальности, которые можно рассматривать как разновидность внушения, а можно — как «пустую породу», которая необходима для заполнения пространства речи гипнотерапевта. Те, кто знаком с фармакологией , знают, что в таблетках лишь определенную часть составляют лекарственные вещества, а все остальное — наполнитель. Так вот трюизмы иногда служат для наполнения, а иногда являются непосредственно внушением. Они представляют собой факты и явления, которые известны всем, и человеку даже становится скучно слушать сообщения о том, что и так все знают. Субъект даже не может предположить суггестии в подобных фразах:
• Все течет, все изменяется. (Внушение изменений в человеке.)
• Зимой деревья стоят под снегом, но все равно в них есть жизнь. (Внушения наличия ресурсов.)
Негативные парадоксальные внушения
Обычно такие внушения имеют отрицательные частицы и могут действовать трояко. Во-первых, мы привлекаем внимание пациента к предмету или явлению, хотя и предлагаем сделать совершенно противоположное: «И вы можете не слушать мой голос, не слушать то, что я говорю». Угадайте, что будет делать человек?
Во-вторых, некоторые пациенты привыкли не соглашаться со всеми и с вами в том числе, и вы используете их стратегию несоглашательства, действую согласно математическому принципу минус на минус дает плюс.
В-третьих, частица «не» бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: «Вы можете закрывать глаза и не закрывать глаза» — фактически звучит как двойное внушение закрыть глаза.
Примеры негативных парадоксальных внушений:
• «Не думайте о белой обезьяне, не думайте об этом отвратительном животном, которое корчит рожи, показывает красный зад...» (Ходжа Насреддин).
• «Делай что угодно, братец Лис, только не бросай меня в терновый куст» (братец Кролик).
Двойная связка, или выбор без выбора
По логике действия этот вид внушения близок к пресуппозиции и дает иллюзорную возможность выбора там, где его нет. Такое внушение принимается легко, поскольку существует видимость свободного принятия решения. Механизм патологической двойной связки может лежать в основе психологических проблем, когда на сознательном уровне существует формальный выбор, а бессознательное понимает, что это тупик и выбора нет:
• Вы предпочитаете погружаться в транс на стуле или перейдете в кресло? (В транс вы все равно погрузитесь — или на стуле, или на кресле.)
• Ты спать пойдешь сейчас или когда соберешь игрушки?
Метафора
Метафора может применяться как в гипнотическом погружении, так и вне состояния транса. Например, необязательно говорить пациенту, что в жизни человека все может измениться. Контекст изменений можно ввести совсем иным способом — через метафору. Например: «Мы знаем, как растет дерево: оно было ростком, а потом становилось все больше и больше, выше и выше, и постепенно стало могучим деревом. Однажды налетела гроза и повредила дерево, и сейчас оно стоит и не знает, это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы. И только когда оно само прикажет себе жить, к нему снова вернется жизнь...» Формально мы говорим о дереве, но у метафоры есть несколько свойств, которые делают ее важным инструментом психотерапии:
• подобие проблеме пациента. С деревом бессознательное пациента связывает себя, и все, что говорится о дереве, оно принимает на свой счет как внушения, как команды к действию;
• целостность образа метафоры позволяет ей найти дорогу в недоминантное, абстрактное полушарие мозга, которое считается зоной бессознательного, минуя обработку в сознании. Именно там находятся и проблемы пациента, и ресурсы для ее решения;
• многозначность метафоры позволяет пациенту найти тот смысл, который ему нужен, даже если терапевт его не вкладывал. Для примера спросите у окружающих вас людей, какие выводы можно сделать из сказки о Золушке. Узнаете много нового.
Контекстуальное внушение
Присутствует, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или какими-либо другими речевыми характеристиками. Сознание понимает, что логика предложения не нарушена, и не вмешивается, а бессознательное активизируется, воспринимая выделенные слова. Может употребляться, например, в сочетании с перечислением возможных вариантов, выделяя желаемый:
«Чтобы похудеть, вы можете сесть на диету, заняться шейпингом, пригласить массажиста... ПОСЕЩАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА...»
Мобилизующие внушения
Для мобилизующих внушений используется особый порядок построения фразы, произносимой за один выдох. (Не удивляйтесь! Предложение в ходе наведения транса может быть разбито на несколько фраз, каждая из которых произносится отдельно, на очередном выдохе.) В конце фразы ставится глагол или отглагольная часть речи, например причастие, которое носит мобилизующий, побуждающий характер, что усиливается ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессознательное субъекта, подталкивая его к действию:
«И вы можете начинать ДВИГАТЬСЯ... к цели, которую ОСОЗНАЕТЕ... и когда вы будете готовы ИЗМЕНЯТЬСЯ... вы сможете это СДЕЛАТЬ».
Внушения, связанные со временем
Такие внушения подразумевают, что, когда наступит нужное время, внушаемые изменения произойдут. Пациенту предлагается интервал, когда он может выполнить предписанное действие. Поскольку нет жесткого требования выполнять предписанное именно сейчас, пациент внутренне соглашается, и изменения происходят. Внушения, связанные со временем, можно рассматривать как вариант двойной связки:
• У каждого человека изменения происходят с разной скоростью: кому-то достаточно дня, чтобы измениться, кому-то двух, а кому-то нужна неделя.
• По мере погружения в транс тело расслабляется сразу или спустя некоторое время.
Аллюзии или намеки
Этот вид внушения формируется, когда вы не называете словами какой-то факт или явление, но намекаете на него. Намек должен быть понятен пациенту, то есть являться фактом его жизни, деталью ваших предыдущих встреч или быть общеизвестным и общепринятым. Например, когда мой пациент, который приходит на прием не в первый раз, слышит фразу «Пора поработать», он устраивается удобнее в кресле, кладет руки на подлокотники, закрывает глаза и начинает погружаться в транс без дополнительных команд.
Еще один пример аллюзий:
• И может быть, перед тем, как войти в транс, вы можете ощутить напряжение своих мышц, почувствовать их напряженность, чтобы потом позволить им ощутить что-то другое. (Намек на расслабление.)
Открытые внушения
Иногда открытые внушения выделяют в отдельную группу, но они близки к косвенным внушениям. Они создаются следующим образом: гипнотерапевт дает клиенту несколько идей на выбор, перечисляет варианты решения. Обычно специалист может предположить все возможности пациента, поэтому лучше оставлять выбор открытым, чтобы он мог вложить в него свои мысли, при этом как бы принимая внушение от терапевта:
«И для того, чтобы научиться гипнозу, вы можете читать книги, смотреть учебные видеофильмы, можете прийти на семинар, а можете сделать что-то еще, что позволит вам достичь этой цели».
Но самые лучшие и эффективные виды внушений — это те, которые вы создадите сами.
Внушение, или суггестия — основной инструмент работы гипнотерапевта. Состояние транса наводится именно с целью проведения внушений, соответствующих проблеме пациента. Терапия называется гипносуггестивной, поскольку между гипнозом и внушением существует тесная взаимосвязь. В классическом гипнозе суггестия имеет больший удельный вес, чем в недирективном гипнозе. При этом терапевт, как правило, является доминирующей фигурой, которая определяет стиль, форму и направление внушений.
Важнейшее условие работы — мотивация пациента. С помощью внушений ее можно усиливать, опираясь на его ценности и убеждения, но самые быстрые и качественные изменения происходят тогда, когда мотивация пациента к изменениям высока.
Существуют два вида мотивации — избегание и достижение. Мотивация достижения эффективнее: когда есть цель, к ней легче двигаться. Но если мотивация избегания сильна, а цель неясна, такую мотивацию также можно использовать как катализатор процесса, предполагая, что в бессознательном человека существует видение цели и направления движения.
Внушения могут быть вербальными и невербальными. К невербальным внушениям относятся поза, внешний вид, жесты терапевта, вид его комнаты, процедура проведения сеанса. Задача невербальных внушений — определить негласные правила поведения и взаимодействия пациента и терапевта.
Поза и жесты терапевта
Поза и жесты определяют доминирующее положение терапевта. Положение тела прямое или наклоненное вперед говорит об уверенности и готовности «пойти вперед». Взгляд должен быть прямой — необязательно немигающий, но умение редко моргать свидетельствует о доминировании. Этот феномен характерен для животного мира: прямой взгляд означает вызов, и тогда более слабый отводит глаза. Мимика контролируется: лицо может быть то бесстрастным, то улыбающимся, то помрачневшим, но обязательно уверенным.
Движения терапевта также должны нести печать уверенности. Дрожащие руки, не находящие места, готовые то дернуться вперед, то спрятаться, не добавляют гипнотерапевту авторитета. Прикосновения к пациенту, в частности, к голове, к лицу, придание телу пациента или его частям (голове, рукам) определенного положения внушают пациенту, что терапевт имеет на это право, и пациент подчиняется его жестам.
Поведение гипнотерапевта должно говорить об уверенности в своих силах, в эффективности метода, которым он владеет, о готовности справиться с проблемой пациента. Если терапевт с дрожью в голосе говорит гипнотизируемому: «Давайте попробуем, правда, у меня редко что получается», он может быть уверен, что не получится и в этот раз. Внутреннее спокойствие и отсутствие напряженности в теле и в голосе также способствует созданию образа успешного терапевта. Часто образ терапевта складывается у пациента заранее — на основании отзывов других пациентов, из разговора по телефону, из рекламной информации, и он приходит уже в «частичном гипнозе» от созданного им самим образа гипнотизера, и тогда задача терапевта состоит в том, чтобы не разочаровать клиента.
Речь терапевта должна быть четкой и внятной. При обращении к пациенту следует смотреть ему в глаза спокойно, без напряжения. Речь должна быть уверенной, лучше использовать местоимение «я», подчеркивая свой авторитет. Бывали случаи, когда уверенность психотерапевта компенсировала иные его недостатки, и пациент, зачарованный «силой и могуществом», был успешен в терапии.
Внешний вид терапевта
Во внешнем виде проявляется либо идея строгости, либо (в ряде случаев) идея исключительности, принадлежности к таинству, касте, закрытой группе (что характерно для колдунов, экстрасенсов и представителей прочих псевдопсихологических течений). В медицинской и психологической среде принято носить либо белый халат, либо строгий костюм. Это подчеркивает серьезность происходящего процесса и вызывает уважение к специалисту, который его проводит.
К одежде терапевта, как правило, не предъявляют жестких требований, здесь можно ориентироваться на свои предпочтения. Для врача, работающего в поликлинике или стационаре, естественно носить белый халат, который должен быть чистым и свежевыглаженным. Частнопрактикующие специалисты обычно предпочитают работать без халата, однако их костюм должен быть опрятным. Гипнотерапевт в строгом деловом костюме имеет больше шансов на успех, чем одетый в джинсы и майку. Важно помнить, что одежда несет невербальное послание пациенту о нас, и в зависимости от этого человек бессознательно определяет, можно ли нам доверять и верить в успех.
Помещение для работы
Кабинет или зал, в котором происходит гипнотерапия, является фоном для действа, и поэтому важно, что увидит пациент, придя к специалисту. Следует задуматься об интерьере своего кабинета, о том, какую информацию о вас он несет. Попробуйте оглядеть свой кабинет взглядом постороннего наблюдателя и представьте, что подумает о вас человек, пришедший сюда впервые, и насколько его мнение соответствует впечатлению, которое вы хотели произвести. Кабинет, выдержанный в строгих тонах, свидетельствует о респектабельности врача, его прочном положении, определенном консерватизме и косвенно — о доверии пациентов к нему. Кабинет, отделанный в светлых тонах, с фотографиями или рисунками на стенах, без стола между терапевтом и пациентом говорит о демократизме врача, его открытости, готовности к неформальному общению.
Терапевту сложно оценить собственный кабинет, который он видит изо дня в день, к которому привык. Попробуйте посмотреть на свой кабинет глазами посетителя. Возможно, вы захотите добавить в него атмосферу строгости, или «поселить» в нем доверительность и открытость. Важно, что кабинет и вы должны быть гармоничны, чтобы не вызвать у пациента недоумения, неудовольствия диссонансом на уровне бессознательного восприятия вас и окружающей обстановки.
Процедура проведения сеанса
Опытный гипнотерапевт составляет сценарий сеанса (вспомните Месмера). Задача такого сценария — повысить доверие пациента, уменьшить его сопротивление, научить пациента входить в гипнотическое состояние, добиться последовательного наступления стадий гипноза. Сценарий не обязательно должен неукоснительно соблюдаться, он должен предполагать определенную свободу клиента и терапевта, но его наличие дает возможность терапевту освободить себя от напряжения постоянной импровизации. Особенно следует разнообразить внушения, опираясь на личность, потребности, идеалы пациента.
Виды внушений
Классифицировать внушения весьма сложно: они переплетаются, сочетают свойства друг друга. Поэтому предлагаемая классификация будет условной. Большинство исследователей выделяют два класса внушений.
Первый класс — прямые внушения. Это конкретные команды и указания, которые дает гипнотерапевт. Подобные внушения не предполагают непонимания пациента, они указывают на ожидаемое действие или эмоцию без околичностей. К ним относятся команды, такие, как «Спать» или «Забыть».
Примеры прямых внушений:
• Я досчитаю до трех, и ваши глаза откроются.
• Вы будете спокойно относиться к собакам.
• После моего сеанса вы не сможете принимать алкоголь. Прямые внушения конкретны и подразумевают доминирование психотерапевта во взаимодействии. Они часто используются в классическом гипнозе и не предоставляют пациенту возможности выбора, реализации своих потребностей. В случае нежелания пациента выполнять прямые внушения терапевта нарушается раппорт и возникает ситуация неподчинения, что уничтожает основу гипноза и возможность терапии. Поэтому следует давать внушения последовательно, шаг за шагом добиваясь желаемого.
Разумеется, одно и то же прямое внушение можно сделать по-разному:
1. Спать!
2. Я досчитаю до трех, щелкну пальцами, и вы погрузитесь в состояние гипнотического сна.
3. Через некоторое время ваши глаза начнут закрываться. Это три варианта одного прямого внушения, но насколько
они различны по произнесению и возможному восприятию!
Второй класс — косвенные внушения. Это внушения недирективные, мягкие, ненавязчивые, иногда вкрадчивые. Можно выделить следующие виды косвенных внушений.
Сложное составное внушение
Оно представляет собой сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Чаще всего первая часть предложения является присоединением, то есть описывает происходящее с пациентом, а вторая часть — ведением, то есть говорит об эффекте, который терапевт хочет получить:
• И чем дольше вы слышите мой голос, тем глубже вы можете погрузиться в транс.
• И по мере того, как ваше дыхание становится ровным, вы можете расслабиться еще больше.
Последовательность принятия
Данный вид внушения похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения и таким образом позволяет достичь большего согласия пациента. Речь идет о последовательном принятии каких-то идей. Человек, следуя за логикой речи гипнотерапевта, мысленно соглашается с каждым последующим постулатом, поскольку согласился с предыдущим. Самым известным примером является правило четырех «да»: когда оппонент четырежды ответил «да» на ваши вопросы, просьбы, заявления, то в пятый раз он скажет «да» автоматически.
• Мы с тобой встретились только сегодня, и уже вечер, мы так хорошо провели день, мы катались на каруселях, ели мороженое, давай завтра снова сбежим из детского сада.
• Мы с вами в этой комнате. Вы слышите мой голос, ощущаете кресло, в котором сидите, мерно тикают часы, и ваши глаза могут захотеть закрыться.
Пресуппозиция
Под пресуппозицией, или предположением, понимается явление, которое обязательно случится, не может не случиться. Предложение обычно строится как сложносоставное и конструируется таким образом, что ударение падает на одну часть, а безударная часть и является пресуппозицией, поскольку звучит как само собой разумеющееся:
• Когда вы сядете в это кресло, вы сможете заняться самоисследованием. (Предполагается, что в кресло вам придется сесть.)
• Когда пойдешь в магазин, купи картошки. (Предполагается, что вы обязательно пойдете в магазин.)
Трюизмы
К пресуппозиции очень близки трюизмы или банальности, которые можно рассматривать как разновидность внушения, а можно — как «пустую породу», которая необходима для заполнения пространства речи гипнотерапевта. Те, кто знаком с фармакологией , знают, что в таблетках лишь определенную часть составляют лекарственные вещества, а все остальное — наполнитель. Так вот трюизмы иногда служат для наполнения, а иногда являются непосредственно внушением. Они представляют собой факты и явления, которые известны всем, и человеку даже становится скучно слушать сообщения о том, что и так все знают. Субъект даже не может предположить суггестии в подобных фразах:
• Все течет, все изменяется. (Внушение изменений в человеке.)
• Зимой деревья стоят под снегом, но все равно в них есть жизнь. (Внушения наличия ресурсов.)
Негативные парадоксальные внушения
Обычно такие внушения имеют отрицательные частицы и могут действовать трояко. Во-первых, мы привлекаем внимание пациента к предмету или явлению, хотя и предлагаем сделать совершенно противоположное: «И вы можете не слушать мой голос, не слушать то, что я говорю». Угадайте, что будет делать человек?
Во-вторых, некоторые пациенты привыкли не соглашаться со всеми и с вами в том числе, и вы используете их стратегию несоглашательства, действую согласно математическому принципу минус на минус дает плюс.
В-третьих, частица «не» бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: «Вы можете закрывать глаза и не закрывать глаза» — фактически звучит как двойное внушение закрыть глаза.
Примеры негативных парадоксальных внушений:
• «Не думайте о белой обезьяне, не думайте об этом отвратительном животном, которое корчит рожи, показывает красный зад...» (Ходжа Насреддин).
• «Делай что угодно, братец Лис, только не бросай меня в терновый куст» (братец Кролик).
Двойная связка, или выбор без выбора
По логике действия этот вид внушения близок к пресуппозиции и дает иллюзорную возможность выбора там, где его нет. Такое внушение принимается легко, поскольку существует видимость свободного принятия решения. Механизм патологической двойной связки может лежать в основе психологических проблем, когда на сознательном уровне существует формальный выбор, а бессознательное понимает, что это тупик и выбора нет:
• Вы предпочитаете погружаться в транс на стуле или перейдете в кресло? (В транс вы все равно погрузитесь — или на стуле, или на кресле.)
• Ты спать пойдешь сейчас или когда соберешь игрушки?
Метафора
Метафора может применяться как в гипнотическом погружении, так и вне состояния транса. Например, необязательно говорить пациенту, что в жизни человека все может измениться. Контекст изменений можно ввести совсем иным способом — через метафору. Например: «Мы знаем, как растет дерево: оно было ростком, а потом становилось все больше и больше, выше и выше, и постепенно стало могучим деревом. Однажды налетела гроза и повредила дерево, и сейчас оно стоит и не знает, это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы. И только когда оно само прикажет себе жить, к нему снова вернется жизнь...» Формально мы говорим о дереве, но у метафоры есть несколько свойств, которые делают ее важным инструментом психотерапии:
• подобие проблеме пациента. С деревом бессознательное пациента связывает себя, и все, что говорится о дереве, оно принимает на свой счет как внушения, как команды к действию;
• целостность образа метафоры позволяет ей найти дорогу в недоминантное, абстрактное полушарие мозга, которое считается зоной бессознательного, минуя обработку в сознании. Именно там находятся и проблемы пациента, и ресурсы для ее решения;
• многозначность метафоры позволяет пациенту найти тот смысл, который ему нужен, даже если терапевт его не вкладывал. Для примера спросите у окружающих вас людей, какие выводы можно сделать из сказки о Золушке. Узнаете много нового.
Контекстуальное внушение
Присутствует, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или какими-либо другими речевыми характеристиками. Сознание понимает, что логика предложения не нарушена, и не вмешивается, а бессознательное активизируется, воспринимая выделенные слова. Может употребляться, например, в сочетании с перечислением возможных вариантов, выделяя желаемый:
«Чтобы похудеть, вы можете сесть на диету, заняться шейпингом, пригласить массажиста... ПОСЕЩАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА...»
Мобилизующие внушения
Для мобилизующих внушений используется особый порядок построения фразы, произносимой за один выдох. (Не удивляйтесь! Предложение в ходе наведения транса может быть разбито на несколько фраз, каждая из которых произносится отдельно, на очередном выдохе.) В конце фразы ставится глагол или отглагольная часть речи, например причастие, которое носит мобилизующий, побуждающий характер, что усиливается ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессознательное субъекта, подталкивая его к действию:
«И вы можете начинать ДВИГАТЬСЯ... к цели, которую ОСОЗНАЕТЕ... и когда вы будете готовы ИЗМЕНЯТЬСЯ... вы сможете это СДЕЛАТЬ».
Внушения, связанные со временем
Такие внушения подразумевают, что, когда наступит нужное время, внушаемые изменения произойдут. Пациенту предлагается интервал, когда он может выполнить предписанное действие. Поскольку нет жесткого требования выполнять предписанное именно сейчас, пациент внутренне соглашается, и изменения происходят. Внушения, связанные со временем, можно рассматривать как вариант двойной связки:
• У каждого человека изменения происходят с разной скоростью: кому-то достаточно дня, чтобы измениться, кому-то двух, а кому-то нужна неделя.
• По мере погружения в транс тело расслабляется сразу или спустя некоторое время.
Аллюзии или намеки
Этот вид внушения формируется, когда вы не называете словами какой-то факт или явление, но намекаете на него. Намек должен быть понятен пациенту, то есть являться фактом его жизни, деталью ваших предыдущих встреч или быть общеизвестным и общепринятым. Например, когда мой пациент, который приходит на прием не в первый раз, слышит фразу «Пора поработать», он устраивается удобнее в кресле, кладет руки на подлокотники, закрывает глаза и начинает погружаться в транс без дополнительных команд.
Еще один пример аллюзий:
• И может быть, перед тем, как войти в транс, вы можете ощутить напряжение своих мышц, почувствовать их напряженность, чтобы потом позволить им ощутить что-то другое. (Намек на расслабление.)
Открытые внушения
Иногда открытые внушения выделяют в отдельную группу, но они близки к косвенным внушениям. Они создаются следующим образом: гипнотерапевт дает клиенту несколько идей на выбор, перечисляет варианты решения. Обычно специалист может предположить все возможности пациента, поэтому лучше оставлять выбор открытым, чтобы он мог вложить в него свои мысли, при этом как бы принимая внушение от терапевта:
«И для того, чтобы научиться гипнозу, вы можете читать книги, смотреть учебные видеофильмы, можете прийти на семинар, а можете сделать что-то еще, что позволит вам достичь этой цели».
Но самые лучшие и эффективные виды внушений — это те, которые вы создадите сами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи