ВНУШЕНИЕ

Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
ВНУШЕНИЕ

Внушение, или суггестия — основной инструмент работы гипнотерапевта. Состояние транса наводится именно с целью проведения внушений, соответствующих проблеме пациента. Терапия называется гипносуггестивной, поскольку между гип­нозом и внушением существует тесная взаимосвязь. В класси­ческом гипнозе суггестия имеет больший удельный вес, чем в недирективном гипнозе. При этом терапевт, как правило, яв­ляется доминирующей фигурой, которая определяет стиль, форму и направление внушений.

Важнейшее условие работы — мотивация пациента. С помо­щью внушений ее можно усиливать, опираясь на его ценности и убеждения, но самые быстрые и качественные изменения про­исходят тогда, когда мотивация пациента к изменениям высока.

Существуют два вида мотивации — избегание и достижение. Мотивация достижения эффективнее: когда есть цель, к ней легче двигаться. Но если мотивация избегания сильна, а цель неясна, такую мотивацию также можно использовать как ката­лизатор процесса, предполагая, что в бессознательном челове­ка существует видение цели и направления движения.

Внушения могут быть вербальными и невербальными. К невербальным внушениям относятся поза, внешний вид, жес­ты терапевта, вид его комнаты, процедура проведения сеанса. Задача невербальных внушений — определить негласные пра­вила поведения и взаимодействия пациента и терапевта.

Поза и жесты терапевта

Поза и жесты определяют доминирующее положение тера­певта. Положение тела прямое или наклоненное вперед гово­рит об уверенности и готовности «пойти вперед». Взгляд дол­жен быть прямой — необязательно немигающий, но умение редко моргать свидетельствует о доминировании. Этот фено­мен характерен для животного мира: прямой взгляд означает вызов, и тогда более слабый отводит глаза. Мимика контроли­руется: лицо может быть то бесстрастным, то улыбающимся, то помрачневшим, но обязательно уверенным.

Движения терапевта также должны нести печать уверенно­сти. Дрожащие руки, не находящие места, готовые то дернуть­ся вперед, то спрятаться, не добавляют гипнотерапевту автори­тета. Прикосновения к пациенту, в частности, к голове, к лицу, придание телу пациента или его частям (голове, рукам) опреде­ленного положения внушают пациенту, что терапевт имеет на это право, и пациент подчиняется его жестам.

Поведение гипнотерапевта должно говорить об увереннос­ти в своих силах, в эффективности метода, которым он владеет, о готовности справиться с проблемой пациента. Если терапевт с дрожью в голосе говорит гипнотизируемому: «Давайте попро­буем, правда, у меня редко что получается», он может быть уве­рен, что не получится и в этот раз. Внутреннее спокойствие и отсутствие напряженности в теле и в голосе также способству­ет созданию образа успешного терапевта. Часто образ терапев­та складывается у пациента заранее — на основании отзывов других пациентов, из разговора по телефону, из рекламной ин­формации, и он приходит уже в «частичном гипнозе» от со­зданного им самим образа гипнотизера, и тогда задача терапев­та состоит в том, чтобы не разочаровать клиента.

Речь терапевта должна быть четкой и внятной. При обра­щении к пациенту следует смотреть ему в глаза спокойно, без напряжения. Речь должна быть уверенной, лучше использовать местоимение «я», подчеркивая свой авторитет. Бывали случаи, когда уверенность психотерапевта компенсировала иные его недостатки, и пациент, зачарованный «силой и могуществом», был успешен в терапии.

Внешний вид терапевта

Во внешнем виде проявляется либо идея строгости, либо (в ряде случаев) идея исключительности, принадлежности к таинству, касте, закрытой группе (что характерно для колдунов, экстрасенсов и представителей прочих псевдопсихологических течений). В медицинской и психологической среде принято носить либо белый халат, либо строгий костюм. Это подчерки­вает серьезность происходящего процесса и вызывает уваже­ние к специалисту, который его проводит.

К одежде терапевта, как правило, не предъявляют жестких требований, здесь можно ориентироваться на свои предпочте­ния. Для врача, работающего в поликлинике или стационаре, естественно носить белый халат, который должен быть чистым и свежевыглаженным. Частнопрактикующие специалисты обычно предпочитают работать без халата, однако их костюм должен быть опрятным. Гипнотерапевт в строгом деловом кос­тюме имеет больше шансов на успех, чем одетый в джинсы и майку. Важно помнить, что одежда несет невербальное посла­ние пациенту о нас, и в зависимости от этого человек бессозна­тельно определяет, можно ли нам доверять и верить в успех.

Помещение для работы

Кабинет или зал, в котором происходит гипнотерапия, яв­ляется фоном для действа, и поэтому важно, что увидит паци­ент, придя к специалисту. Следует задуматься об интерьере сво­его кабинета, о том, какую информацию о вас он несет. Попро­буйте оглядеть свой кабинет взглядом постороннего наблюда­теля и представьте, что подумает о вас человек, пришедший сюда впервые, и насколько его мнение соответствует впечатлению, которое вы хотели произвести. Кабинет, выдержанный в стро­гих тонах, свидетельствует о респектабельности врача, его проч­ном положении, определенном консерватизме и косвенно — о доверии пациентов к нему. Кабинет, отделанный в светлых то­нах, с фотографиями или рисунками на стенах, без стола меж­ду терапевтом и пациентом говорит о демократизме врача, его открытости, готовности к неформальному общению.

Терапевту сложно оценить собственный кабинет, который он видит изо дня в день, к которому привык. Попробуйте по­смотреть на свой кабинет глазами посетителя. Возможно, вы захотите добавить в него атмосферу строгости, или «поселить» в нем доверительность и открытость. Важно, что кабинет и вы должны быть гармоничны, чтобы не вызвать у пациента недо­умения, неудовольствия диссонансом на уровне бессознатель­ного восприятия вас и окружающей обстановки.

Процедура проведения сеанса

Опытный гипнотерапевт составляет сценарий сеанса (вспом­ните Месмера). Задача такого сценария — повысить доверие па­циента, уменьшить его сопротивление, научить пациента вхо­дить в гипнотическое состояние, добиться последовательного наступления стадий гипноза. Сценарий не обязательно должен неукоснительно соблюдаться, он должен предполагать опреде­ленную свободу клиента и терапевта, но его наличие дает воз­можность терапевту освободить себя от напряжения постоянной импровизации. Особенно следует разнообразить внушения, опи­раясь на личность, потребности, идеалы пациента.

Виды внушений

Классифицировать внушения весьма сложно: они перепле­таются, сочетают свойства друг друга. Поэтому предлагаемая классификация будет условной. Большинство исследователей выделяют два класса внушений.

Первый класс — прямые внушения. Это конкретные команды и указания, которые дает гипнотерапевт. Подобные внушения не предполагают непонимания пациента, они указывают на ожи­даемое действие или эмоцию без околичностей. К ним относятся команды, такие, как «Спать» или «Забыть».

Примеры прямых внушений:

• Я досчитаю до трех, и ваши глаза откроются.

• Вы будете спокойно относиться к собакам.

• После моего сеанса вы не сможете принимать алкоголь. Прямые внушения конкретны и подразумевают доминиро­вание психотерапевта во взаимодействии. Они часто исполь­зуются в классическом гипнозе и не предоставляют пациенту возможности выбора, реализации своих потребностей. В слу­чае нежелания пациента выполнять прямые внушения терапевта нарушается раппорт и возникает ситуация неподчинения, что уничтожает основу гипноза и возможность терапии. Поэтому следует давать внушения последовательно, шаг за шагом доби­ваясь желаемого.

Разумеется, одно и то же прямое внушение можно сделать по-разному:

1. Спать!

2. Я досчитаю до трех, щелкну пальцами, и вы погрузитесь в состояние гипнотического сна.

3. Через некоторое время ваши глаза начнут закрываться. Это три варианта одного прямого внушения, но насколько

они различны по произнесению и возможному восприятию!

Второй класс — косвенные внушения. Это внушения неди­рективные, мягкие, ненавязчивые, иногда вкрадчивые. Можно вы­делить следующие виды косвенных внушений.

Сложное составное внушение

Оно представляет собой сложносочиненное или сложнопод­чиненное предложение. Чаще всего первая часть предложения является присоединением, то есть описывает происходящее с пациентом, а вторая часть — ведением, то есть говорит об эф­фекте, который терапевт хочет получить:

• И чем дольше вы слышите мой голос, тем глубже вы можете погрузиться в транс.

• И по мере того, как ваше дыхание становится ровным, вы можете расслабиться еще больше.

Последовательность принятия

Данный вид внушения похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения и таким образом по­зволяет достичь большего согласия пациента. Речь идет о после­довательном принятии каких-то идей. Человек, следуя за логикой речи гипнотерапевта, мысленно соглашается с каждым последу­ющим постулатом, поскольку согласился с предыдущим. Самым известным примером является правило четырех «да»: когда оппо­нент четырежды ответил «да» на ваши вопросы, просьбы, заявле­ния, то в пятый раз он скажет «да» автоматически.

• Мы с тобой встретились только сегодня, и уже вечер, мы так хорошо провели день, мы катались на каруселях, ели мо­роженое, давай завтра снова сбежим из детского сада.

• Мы с вами в этой комнате. Вы слышите мой голос, ощуща­ете кресло, в котором сидите, мерно тикают часы, и ваши глаза могут захотеть закрыться.

Пресуппозиция

Под пресуппозицией, или предположением, понимается явление, которое обязательно случится, не может не случить­ся. Предложение обычно строится как сложносоставное и кон­струируется таким образом, что ударение падает на одну часть, а безударная часть и является пресуппозицией, поскольку зву­чит как само собой разумеющееся:

• Когда вы сядете в это кресло, вы сможете заняться самоиссле­дованием. (Предполагается, что в кресло вам придется сесть.)

• Когда пойдешь в магазин, купи картошки. (Предполагает­ся, что вы обязательно пойдете в магазин.)

Трюизмы

К пресуппозиции очень близки трюизмы или банальности, которые можно рассматривать как разновидность внушения, а можно — как «пустую породу», которая необходима для заполне­ния пространства речи гипнотерапевта. Те, кто знаком с фарма­кологией , знают, что в таблетках лишь определенную часть состав­ляют лекарственные вещества, а все остальное — наполнитель. Так вот трюизмы иногда служат для наполнения, а иногда являются непосредственно внушением. Они представляют собой факты и явления, которые известны всем, и человеку даже становится скуч­но слушать сообщения о том, что и так все знают. Субъект даже не может предположить суггестии в подобных фразах:

• Все течет, все изменяется. (Внушение изменений в человеке.)

• Зимой деревья стоят под снегом, но все равно в них есть жизнь. (Внушения наличия ресурсов.)

Негативные парадоксальные внушения

Обычно такие внушения имеют отрицательные частицы и могут действовать трояко. Во-первых, мы привлекаем внима­ние пациента к предмету или явлению, хотя и предлагаем сде­лать совершенно противоположное: «И вы можете не слушать мой голос, не слушать то, что я говорю». Угадайте, что будет делать человек?

Во-вторых, некоторые пациенты привыкли не соглашаться со всеми и с вами в том числе, и вы используете их стратегию несоглашательства, действую согласно математическому прин­ципу минус на минус дает плюс.

В-третьих, частица «не» бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: «Вы можете закрывать глаза и не закрывать гла­за» — фактически звучит как двойное внушение закрыть глаза.

Примеры негативных парадоксальных внушений:

• «Не думайте о белой обезьяне, не думайте об этом отврати­тельном животном, которое корчит рожи, показывает крас­ный зад...» (Ходжа Насреддин).

• «Делай что угодно, братец Лис, только не бросай меня в тер­новый куст» (братец Кролик).

Двойная связка, или выбор без выбора

По логике действия этот вид внушения близок к пресуппо­зиции и дает иллюзорную возможность выбора там, где его нет. Такое внушение принимается легко, поскольку существует ви­димость свободного принятия решения. Механизм патологичес­кой двойной связки может лежать в основе психологических проблем, когда на сознательном уровне существует формальный выбор, а бессознательное понимает, что это тупик и выбора нет:

• Вы предпочитаете погружаться в транс на стуле или перей­дете в кресло? (В транс вы все равно погрузитесь — или на стуле, или на кресле.)

• Ты спать пойдешь сейчас или когда соберешь игрушки?

Метафора

Метафора может применяться как в гипнотическом погру­жении, так и вне состояния транса. Например, необязательно говорить пациенту, что в жизни человека все может измениться. Контекст изменений можно ввести совсем иным способом — через метафору. Например: «Мы знаем, как растет дерево: оно было ростком, а потом становилось все больше и больше, выше и выше, и постепенно стало могучим деревом. Однажды нале­тела гроза и повредила дерево, и сейчас оно стоит и не знает, это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы. И только когда оно само прикажет себе жить, к нему снова вернется жизнь...» Формально мы говорим о дереве, но у метафоры есть несколько свойств, которые делают ее важным инструментом психотерапии:

• подобие проблеме пациента. С деревом бессознательное па­циента связывает себя, и все, что говорится о дереве, оно при­нимает на свой счет как внушения, как команды к действию;

• целостность образа метафоры позволяет ей найти дорогу в недоминантное, абстрактное полушарие мозга, которое счи­тается зоной бессознательного, минуя обработку в созна­нии. Именно там находятся и проблемы пациента, и ресур­сы для ее решения;

• многозначность метафоры позволяет пациенту найти тот смысл, который ему нужен, даже если терапевт его не вкла­дывал. Для примера спросите у окружающих вас людей, ка­кие выводы можно сделать из сказки о Золушке. Узнаете много нового.

Контекстуальное внушение

Присутствует, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или ка­кими-либо другими речевыми характеристиками. Сознание понимает, что логика предложения не нарушена, и не вмеши­вается, а бессознательное активизируется, воспринимая выде­ленные слова. Может употребляться, например, в сочетании с перечислением возможных вариантов, выделяя желаемый:

«Чтобы похудеть, вы можете сесть на диету, заняться шей­пингом, пригласить массажиста... ПОСЕЩАТЬ ПСИХОТЕРА­ПЕВТА...»

Мобилизующие внушения

Для мобилизующих внушений используется особый поря­док построения фразы, произносимой за один выдох. (Не удив­ляйтесь! Предложение в ходе наведения транса может быть раз­бито на несколько фраз, каждая из которых произносится от­дельно, на очередном выдохе.) В конце фразы ставится глагол или отглагольная часть речи, например причастие, которое но­сит мобилизующий, побуждающий характер, что усиливается ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессоз­нательное субъекта, подталкивая его к действию:

«И вы можете начинать ДВИГАТЬСЯ... к цели, которую ОСОЗНАЕТЕ... и когда вы будете готовы ИЗМЕНЯТЬСЯ... вы сможете это СДЕЛАТЬ».

Внушения, связанные со временем

Такие внушения подразумевают, что, когда наступит нуж­ное время, внушаемые изменения произойдут. Пациенту пред­лагается интервал, когда он может выполнить предписанное действие. Поскольку нет жесткого требования выполнять пред­писанное именно сейчас, пациент внутренне соглашается, и изменения происходят. Внушения, связанные со временем, можно рассматривать как вариант двойной связки:

• У каждого человека изменения происходят с разной скоро­стью: кому-то достаточно дня, чтобы измениться, кому-то двух, а кому-то нужна неделя.

• По мере погружения в транс тело расслабляется сразу или спустя некоторое время.

Аллюзии или намеки

Этот вид внушения формируется, когда вы не называете сло­вами какой-то факт или явление, но намекаете на него. Намек должен быть понятен пациенту, то есть являться фактом его жизни, деталью ваших предыдущих встреч или быть общеизве­стным и общепринятым. Например, когда мой пациент, кото­рый приходит на прием не в первый раз, слышит фразу «Пора поработать», он устраивается удобнее в кресле, кладет руки на подлокотники, закрывает глаза и начинает погружаться в транс без дополнительных команд.

Еще один пример аллюзий:

• И может быть, перед тем, как войти в транс, вы можете ощу­тить напряжение своих мышц, почувствовать их напряжен­ность, чтобы потом позволить им ощутить что-то другое. (Намек на расслабление.)

Открытые внушения

Иногда открытые внушения выделяют в отдельную группу, но они близки к косвенным внушениям. Они создаются следу­ющим образом: гипнотерапевт дает клиенту несколько идей на выбор, перечисляет варианты решения. Обычно специалист мо­жет предположить все возможности пациента, поэтому лучше оставлять выбор открытым, чтобы он мог вложить в него свои мысли, при этом как бы принимая внушение от терапевта:

«И для того, чтобы научиться гипнозу, вы можете читать книги, смотреть учебные видеофильмы, можете прийти на се­минар, а можете сделать что-то еще, что позволит вам достичь этой цели».

Но самые лучшие и эффективные виды внушений — это те, которые вы создадите сами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.