ШАМАНСКИЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Наверное, это странное словосочетание — шаманские психотех­ники. Когда мы говорим «шаман», ассоциативно возникают смыслы «примитивный», «первобытный», «суеверие». У здравомыслящего че­ловека шаманские ритуалы, шаманские практики вызывают если не полное неприятие и скептическую усмешку, то по крайнем мере снис­ходительность взрослого к ребенку: «Пусть шаманит... Чем бы дитя ни тешилось. Но мы-то на самом деле уже знаем...» .

Я думаю, что такое отношение к шаману имеет достаточно пози­тивную основу. Шаман на самом деле ребенок. Большой ребенок. Взрос­лый ребенок, сохранивший способность смотреть на мир широко рас­крытыми глазами и видеть его полностью живым, одухотворенным. Для шамана все предметы реального мира: любое дерево и лес, озеро и река, любое живое существо — связаны с духами, привидениями, бо­гами. Духи проникают в тело человека или животного и являются причиной болезни или нездоровья. Любое состояние человека, удача или неудача, счастье, горе, богатство или нищета — все является след­ствием взаимоотношений с духами.

В то же время шаманы были первыми профессиональными соци­альными работниками, в одном лице представляющими и медика, пси­хотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредниками между внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они ру­ководили всеми «обрядами перехода», такими, как рождение, инициа­ции при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также «ри­туалами силы», которые представляли собой попытки усилить отно­шения племени с мощными природными силами в период таких кри­зисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры (124).

Шаман является носителем культуры племени, в совершенстве зна­ющим традиционную мифологию, генеалогию, систему верований и тайный язык племени. Шаман владеет экстатическими техниками, ис­пользует в своей работе сны, видения, трансовые состояния.

Слово «шаман» с санскрита переводится как 'аскет'. Любой шаман в некотором смысле является «дважды рожденным», так как обряды инициации в шаманы воспроизводят символический паттерн смерти и возрождения.

Способность шамана видеть духов и взаимодействовать с ними не является чем-то необычным. У большинства людей, находящихся в со­стоянии расслабления с закрытыми глазами, возникают зрительные образы, которые с течением времени становятся все более связанными и динамичными. Была обнаружена тесная связь между состоянием пси­хики человека и возникающими у него образами. Эта взаимосвязь была названа аутосимволизмом — способностью бессознательного представ­лять себя в виде зрительных образов. Возник целый ряд методов на­правленного воображения, использующих аутосимволизм: активное воображение К. Г. Юнга, направленное фантазирование Р. Дезолье, сим-волдрама X. Лейнера и другие. В них осуществляется взаимодействие с образами для решения психологических проблем клиентов.

Сутью современной психотерапии является использование ресурсов для достижения необходимых изменений. Шаманы, вероятно, способны целенаправленно применять ресурсы той области психики человека, ко­торую Ст. Гроф назвал трансперсональной. Одним из наиболее значи­мых ресурсов, используемых шаманами, являются визуализации «духов-помощников», называемых «животными силы». Они помогают шаману в его «путешествиях», наделяют силами и способностями. Другим ресур­сом являются образы «духов-учителей». Они учат шамана, дают ему со­веты. Многие психологи и психотерапевты предлагают клиентам пред­ставлять образы «животных силы» и «духов-учителей».

Доктор психологии Д. Стивене в своей диссертации «Звери силы, ментальные образы и самореализация» статистически доказал, что люди, активно использующие образы животных в своем воображе­нии, достигают большей самореализации и психического здоровья, чем другие.

Еще один аспект шаманизма — так называемый шаманский кризис посвящения. В общих чертах этот кризис заключается во временном ухудшении психического здоровья, за которым наступает улучшение и переход на более высокий уровень функционирования психики. В со­временном понимании подобные кризисы отражают стремление внут­ренних сил к развитию, которое редко происходит плавно и безболез­ненно. Эти силы в различных школах психологии называют по-разно­му: «индивидуация», «самореализация», «самоактуализация».

Переживания шаманского кризиса имеет три характерные фазы. В начале происходит «путешествие в нижний мир». Здесь будущий шаман переживает нападение ужасных существ, которые подвергают его мучительным испытаниям. Кульминацией этого является расчле­нение тела, смерть обыденного, профанического Эго. За этой фазой следует возрождение. Обретя новое тело, шаман «восходит» в «верх­ние миры». Там он встречает «духов-учителей», которые предлагают ему свои знания. В финальной стадии кризиса происходит возвраще­ние в мир и интеграция пережитого опыта с повседневной жизнью.

Разработанные мной пятидневные выездные тренинги «Танец Силы» и «Корни Древа Знания» базируются на изложенных выше соображениях и работах Р. Уолша, М. Харнера, М. Элиаде и Д. Сти-венса. Во всех путешествиях используется барабанный бой с частотой 200 — 220 ударов в минуту. Такой барабанный бой легко вызывает у людей измененное состояние сознания и позволяет им совершать ус­пешные «путешествия». В течение следующих 10 — 25 минут участни­ки тренинга «путешествуют» в своем воображении. Затем подается условный сигнал, означающий, что пора возвращаться, после чего уча­стники группы рассказывают о своих «путешествиях».

В тренингах используются следующие техники:

1. Визуализация участником «места силы» — места, где он чувству­ет себя в безопасности. Это помогает участнику расслабиться, настроиться на занятие. С визуализации места силы начинает­ся и заканчивается каждое путешествие. \

2. Путешествие в «нижний мир». Это погружение в архаические глубины бессознательного.

3. Поиск в «нижнем мире» «животных силы». Это поиск глубин­ных ресурсов.

4. Путешествие в «нижнем мире» вместе с «животными силы». Это решение психологических проблем с помощью обретенных ре­сурсов.

5. «Поиск «предмета силы»» — предмета, обладающего волшебны­ми свойствами. Это обретение специфических ресурсов, необ­ходимых для дальнейшего решения психологических проблем.

6. Подъем в «верхний мир» и ознакомление с ним. Это получение доступа к «высшему бессознательному».

7. Знакомство с обитателями «верхнего мира», поиск мудрого су­щества и установление с ним контакта. Это поиск и нахожде­ние глубинных ресурсов мудрости.

8. Поиск «творческой сущности» и установление с ней доброже­лательных отношений. Это обретение творческих ресурсов.

9. Заручение поддержкой своих сущностей. Это интеграция при­обретенных в шаманских путешествиях ресурсов в реальную жизнь.

В данной книге я хочу привести несколько базовых шаманских пу­тешествий, которые были показаны мной в цикле практических заня­тий тренинга «Танец Силы» во многих городах России.

Путешествие в Нижние Миры

Данное путешествие мы излагаем в двух вариантах. Первый вари­ант менее продолжительный, и мы его приводим в том виде, как опи­сывал Майкл Дж. Харнер (438, 54).

Итак, теперь вы готовы осуществить свой первый практический опыт шаманства. Это будет простое путешествие с целью разведки: вы спус­титесь по Туннелю, ведущему в Преисподний Мир. Ваша единственная задача — пройти по Туннелю от начала до конца, посмотреть, если удас­тся, что лежит за ним, и возвратиться назад. Прежде чем начать, внима­тельнейшим образом изучите нижеследующую инструкцию.

Для проведения опыта вам понадобится барабан (или магнитофон­ная запись барабанного боя шамана), а также помощник, который бу­дет бить в этот барабан.

Приступая к этому или любому другому опыту шаманства, вы дол­жны быть спокойны и расслаблены. В течение двадцати четырех часов перед началом опыта не принимайте никаких наркотических веществ или алкоголя: необходима высокая способность к сосредоточению, а мозг должен быть свободен от посторонних образов. В течение четы­рех часов перед началом опыта ешьте только легкую пищу или не ешь­те совсем. Найдите темное, уединенное помещение. Снимите ботин­ки, ослабьте застежки на одежде и ложитесь поудобнее на пол, но не кладите под голову подушку. Сделайте несколько глубоких вдохов. Рас­слабьте руки и ноги. В течение нескольких минут спокойно лежите и обдумывайте то, что вам предстоит выполнить. Потом закройте глаза и прикройте их рукой, чтобы до них не доходил никакой свет.

Теперь зрительно представьте себе какое-нибудь отверстие, веду­щее под землю, которое вы помните из прошлого. Неважно, когда вы его видели: в детстве, на прошлой неделе или даже в тот же день. Не­важно и то, что оно собой представляет: это может быть норка, выры­тая каким-нибудь зверьком, пещера, дуплистый пень, родник или даже болото. Более того, оно может быть и искусственного происхождения. Важно только, чтобы оно было вам удобно и чтобы вы могли его себе зрительно представить. В течение одной-двух минут смотрите на это отверстие, внимательно отмечая все подробности.

Теперь велите помощнику начинать бить в барабан в энергичном, монотонном, быстром и постоянном ритме. Сила ударов и промежут­ки между ними должны быть примерно одинаковые. Как правило, темп, необходимый для путешествия, составляет 205 — 220 ударов в минуту. На все путешествие отведите минут десять. Скажите помощнику, что­бы через десять минут он прекратил барабанить и резко ударил в ба­рабан четыре раза — это будет сигнал к возвращению. Сразу же вслед за этим он должен в течение полуминуты быстро-быстро бить в бара­бан, тем самым сопровождая вас на обратном пути, а потом снова рез­ко ударить четыре раза в знак того, что путешествие окончено.

Когда начнется барабанный бой, мысленно представьте себе уже знакомое вам отверстие, ведущее под землю, войдите в него и отправ­ляйтесь в путешествие. Спуститесь в отверстие и войдите в Туннель. Сначала вам может показаться, что там тускло и темно. Обычно Тун­нель уходит под землю под некоторым углом, но бывает, что он круто обрывается вниз. Иногда он представляется ребристым; часто он идет не прямо, а поворачивает в сторону. Порой человек проходит сквозь Туннель так быстро, что даже не видит его. Может случиться, что, дви­гаясь по Туннелю, вы наткнетесь на каменную стену или какое-нибудь другое препятствие. В этом случае попросту обойдите его или пробе­ритесь сквозь имеющуюся в нем щель. Если у вас ничего не выйдет, вернитесь на прежнее место и попробуйте снова. Но что бы ни было, не следует чрезмерно напрягаться во время путешествия. Если вы бу­дете делать все правильно, оно пройдет сравнительно легко. Окажется ли ваше путешествие успешным, сможете ли вы видеть — все это за­висит от того, как вы воспринимаете границу между чрезмерными усилиями и недостаточными усилиями. \

В конце Туннеля вы выйдете наружу. Внимательно осмотрите от­крывшуюся перед вами местность, походите вокруг, стараясь запом­нить подробности. Путешествуйте и наблюдайте до тех пор, пока не раздастся сигнал к возвращению. Затем отправляйтесь назад сквозь Туннель тем же путем, что и пришли. Ни в коем случае не берите ниче­го с собой — это только разведка.

Оказавшись наверху, сядьте и откройте глаза. Не расстраивайтесь, если у вас с первого раза ничего не получилось. Попробуйте снова, убыстряя или замедляя барабанный ритм.

Закончив опыт, опишите своему помощнику все, что увидели, — это нужно для того, чтобы не забыть подробности путешествия. Мож­но также записать свои впечатления на бумаге или на магнитофон.

Вспоминая эти подробности, вы делаете первый шаг в накоплении зна­ний, которые вам дадут эти путешествия.

Второй вариант путешествия выполняется аналогично, но до его начала проводится пятиминутный интенсивный дыхательный процесс. После этого звучит гонг и ведущий говорит «Стоп». Путешествие на­чинается с задержки дыхания.

Опыт показывает, что во втором варианте путешествие проходит более увлекательно и содержательно.

После второго варианта также проводится традиционный проговор.

Путешествие за Силой Животного

Это путешествие является базовым шаманским путешествием.

Культ тотемных животных — универсальная и очень распростра­ненная религиозно-социальная система не только на заре возникно­вения человеческой цивилизации, но и в новое время. Даже в настоя­щее время в геральдике и государственных ценных бумагах символ животных занимает немалое место.

Во время экстатических ритуалов инициации в шаманы или у юно­шей во время обязательных постов перед инициациями их участни­кам являлись те или иные животные, которые предлагали им свое по­кровительство, обращая их в себе подобное. Во время шаманского путешествия человек находил союзника — целый тотемный класс, который давал ему силу и поддержку в любых обстоятельствах жиз­ни. После этого инициируемый начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым.

Шаманы обыкновенно считают, что находятся под покровитель­ством того или другого животного, превращают себя в это животное во время камлания и передают своего покровителя по наследству сво­им преемникам.

К. Г. Юнг утверждал, что животное олицетворяет нечеловескую душу, мир дна человеческой психики, подсознательных инстинктов, глубинных областей бессознательного. Чем примитивнее животное, тем более глубокие слои оно отражает.

Идентификация себя с животным означает включение подсозна­ния и иногда — подобно погружению в первобытные воды — омоло­жение путем прикосновения к источнику жизни.

Данная психотехника по содержанию и цели является особым спо­собом погружения в память рода, в глубинные структуры коллектив­ного бессознательного и имеет характер направленной визуализации в расширенном состоянии сознания.

Предварительные условия

Форма проведения — групповая.

Помещение должно быть достаточно просторное.

Упражнение проводится в удобной, свободной одежде, не стесня­ющей дыхание и движение. До проведения упражнения лучше снять очки, часы, украшения.

Участники равномерно раполагаются в помещении, обеспечив оп­ределенный простор для движения.

Для проведения процесса лучше иметь бубен или барабан. В начале процесса ритм медленный, повторяющий ритм дыхания. Во время иден­тификации удары быстрые и энергичные. После фразы «Примите силу вашего животного» сделайте пять более сильных и размеренных уда­ров в барабан. Это будет сигналом окончания путешествия.

Процедура проведения

Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь... Расслабь­тесь еще глубже... Начните глубокое и связное дыхание (5 — 7 минут)... А сейчас начните исследование вашего внутреннего пространства. Почувствуйте самые сильные, самые явные ощущения в вашем теле: как ваши ступни соприкасаются с полом .. кожа соприкасается с одеж­дой, как вы дышите...

Почувствуйте не слишком явные ощущения: напряжения в теле, температурные ощущения, тяжесть, легкость...

Ваше тело — как громадный космос, и явные ощущения — яркие планеты и крупные звезды. И в этом космосе есть звезды средней ве­личины — это ощущения, которые не так явны.

Дышите...

Попробуйте прямо сейчас найти в теле ощущения, которые'похо­жи на метеоритную пыль: вот они возникли и уже исчезли. Зыбкие, мимолетные ощущения, которые вдруг возникают из ничего и туда же возвращаются. Ощущения на грани формы и бесформенного...

Почувствуйте прямо сейчас, что луч вашего осознания высвечива­ет не все пространство вашего тела. В этом пространстве есть целые области пустоты, темноты, неосознанности...

Найдите самую большую область «Ничто» в вашем теле и направь­те туда все ваше внимание. Ждите...

Почувствуйте, что в этой пустоте есть какое-то живое существо. Оно дышит, издает какие-то звуки. Настройте ваше дыхание на ритм его дыхания. Все животные в мире дышат связно. Начните дышать, как дышит это животное.

Попробуйте увидеть это животное. Попробуйте почувствовать это животное. Войдите в это животное полностью, тотально. Почувствуйте свои мускулы его мускулами. Почувствуйте его движения своими движениями.

Будьте этим животным. Встаньте, как стоит это животное. Начните двигаться, как двигается это животное.

Дайте голос своему животному.

Позвольте ему полностью проявиться.

Дышите, двигайтесь, войдите в его характер, будьте этим живот­ным.

Почувствуйте силу этого животного в своем теле...

Примите силу этого животного.

Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почув­ствуйте себя «здесь и сейчас».

Ложитесь. Отдыхайте.

Дышите медленно и поверхностно. Попробуйте принять и осознать тот опыт, который вы только что получили...

Позвольте участникам отдохнуть в течение 10—15 минут с закры­тыми глазами. Часто это необходимо для интеграции опыта.

После путешествия проводится традиционный проговор, во время которого участники тренинга рассказывают о своих переживаниях и впечатлениях, полученных во время путешествия.

«Танец Птицы»

Мне не хочется относить это упражнение к телесно-ориентирован­ным, или шаманским, или социально-психологическим психотехникам. Этот танец возник совершенно спонтанно на одном из Байкальских тренингов. Байкал — такое место, где и вправду хочется летать. Потом я начал практиковать этот танец на тренингах и увидел, что он весьма плодотворен как метод практической психологии.

Прежде чем практиковать этот полет со своими клиентами, попро­буйте сами научиться «летать». Тем более, что любое крылатое суще­ство символизирует одухотворенность. Как писал К. Г. Юнг в своей книге «Sumbols of Transformation», птица благодетельна по своей при­роде, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддерж­ку, мысль и полет фантазии.

В «Упанишадах», одном из древнейших памятников культуры, чи­таем следующее: «Две птицы, неразлучные спутницы, живут на од­ном дереве: первая питается его плодами, вторая смотрит на них, но не ест. Первая птица — Дживатма, вторая — Атма, или чистое зна­ние, свободное от условностей; и когда они рядом, одну не отличишь от другой».

Толкование птицы как символа души часто встречается в народ­ном творчестве.

Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушно­му элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту во­обще, следовательно, и «высоту духа». В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, Одо Тус-кулийский в своем «Sermon» описывает разные виды духовности че­ловека, используя характеристики различных видов птиц. Одни пти­цы, говорит он, простодушны, как голуби; другие — хитрые, как куро­патки; одни идут в руки, как ястреб; другие бегут прочь, как курица; одни любят жить рядом с людьми, как ласточка; другие предпочитают уединение, как горлица... Низколетящие птицы — символ приземлен-ности желаний, парящие в вышине — олицетворяют духовные стрем­ления (425, 35).

Одно из древнейших божеств на земле, египетского Тота, которо­му приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта, в том числе священных «Книги дыхания» и «Книги мертвых», обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Жрецами Тота были гермопольские монархи. В конце второго ты­сячелетия до нашей эры они носили титул сыновей Тота (59).

Каждый человек, живущий на земле, даже в конце второго тысяче­летия нашей эры (этот текст я писал в 11 часов вечера 31 декабря 1994 года и слышал, как на улице буйствовали люди, хлопали хлопушки и на дисплее были видны отблески новогодних фейерверков) не потерял жажду полета, парения, свободы от гравитации.

И какими бы мы ни были приземленными и как крепко ни стояли бы на почве материализма, нет-нет, да и присоединимся к полету пти­цы, поскольку каждый из нас инстинктивно чувствует, что дух наш парит и полет связан с идеей света и пространства.

Часто мои дети предлагают мне потанцевать. Маленькие дети все­гда танцуют танец птицы — они подпрыгивают и машут руками. У них я научился основам этого танца — «Танца птиц».

Предварительные условия

Это упражнение показало свою эффективность в групповой фор­ме его проведения.

Зал для его проведения должен быть достаточно просторным. Учас­тникам тренинга рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одеж­да должна быть просторной и свободной.

В начале упражнения проводится настройка. Само упражнение проводится под фоновую музыку, которая включается в конце на­стройки.

До начала упражнения участники равномерно распределяются в пространстве зала.

Настройка

Закройте глаза и расслабьте свое тело. Начните дышать связно, медленно, глубоко. Вспомните то обстоятельство в вашей жизни, ког­да вы были удивлены и восторгались полетом птицы. Сколько вам было лет? Какие чувства вызвало у вас зрелище полета? Велико ли было ваше желание присоединиться к полету?

Посмотрите на вашу птицу. Посмотрите, как она парит. Попробуй­те увидеть местность, где это происходит. Попробуйте представить, в каком месте более всего любит летать ваша птица. Над лесами или в чаще лесов, над озером, морем или полями. На берегу моря или над горами...

Упражнение

А сейчас почувствуйте свое тело как тело птицы. Очень медленно поднимите руки и почувствуйте крылья. Почувствуйте ваши ноги как ноги птицы, грудную клетку как киль, вытяните шею и посмотрите на мир глазами вашей птицы... Вы уже готовы к полету. Почувствуйте напряжение в теле перед тем, как взлететь в небеса. Позвольте этому напряжению перейти в движение. Взмахните крыльями и позвольте начать танец птицы, полет и парение. Позвольте себе быть птицей и совершить полет птицы...

Упражнение длится около 20 — 25 мин.

К концу упражнения музыка постепенно становится тише и дово­дится до качества минимального фона, на пороге слышимости.

Упражнение заканчивается. Затем проводится традиционный про-говор.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.