ДЫХАНИЕ-МУЗЫКА-ДВИЖЕНИЕ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
В последние три года в научно-исследовательском и прикладном направлении интегративной психологии прошла апробацию новая психотехнология, которая показала высокую эффективность при ра­боте с клиентами. Психотехнология была названа ДМД (дыхание-му­зыка-движение) .

Теоретическим обоснованием метода послужили некоторые идеи, которые мы выдвинули в ходе научных экспериментов с расширен­ными состояниями сознания.

Мы заметили, что наиболее продуктивным и эффективным из рас­ширенных состояний сознания, индуцируемых связным дыханием, являются те, которые имеют нейропсихологические характеристики «быстрого сна». Аналогом данного состояния, очень знакомым каждо­му человеку, является просоночное состояние, основной характерис­тикой которого является «присутствие в двух мирах одновременно» — в здесь и сейчас, а также в эмоционально переживаемых образно-мен­тальных пространствах, которые являются продуктом спонтанной ак­тивности самого сознания.

Тренинг ДМД представляет собой интегрированную психотехни­ческую систему для формирования личности с высокой эмоциональ­ной и интеллектуальной креативностью. ДМД способствует преодоле­нию ригидных, неадекватных реальности социально-психологических и культурных стереотипов, развитию личностного потенциала и рас­ширению сознания.

В ДМД мы выделяем три направления психологической трансфор­мации сознания и личности:

• дыхательные процессы,

• музыкальная терапия,

• движения.

Целью ДМД также является развитие целостного восприятия и пе­реживание человеком содержания чувственного телесного образа. ДМД позволяет производить коррекцию социально-личностных установок индивидуума, формирование его личностно-социальной иден­тификации в рамках конкретной субкультуры. Нам также важно раз­витие личности за свои пределы и самореализация.

Психотехники, которые мы применяем в работе, с одной стороны, обеспечивают «пробуждение» естественного спонтанного поведения, с другой — развитие осознанности при осуществлении невербально­го выразительного действия разной направленности — коммуника­тивной, операционной, деятельностной.

На основе глубоких экспериментальных исследований нами раз­работаны методические приемы трансформации личности посред­ством включения их в процесс проживания музыкальных произведе­ний во время дыхательных процессов, спонтанного эмоционального движения и действия.

При решении задач развития спонтанности, естественности и твор­ческой продуктивности мы использовали метод синтеза «музыка-дви­жение», построенный на основе соединения тонко развитого мышеч­ного чувства со способностью к целостному восприятию музыкально­го произведения и к передаче личностью глубочайших переживаний музыкального образа.

Характер осуществления и формы выразительного движения мож­но рассматривать как проекцию эмоционально-образного прожива­ния человеком мелодии, которое опосредуется особенностями его вос­приятия музыкального произведения, степенью его эмоциональной открытости, уровнем и характером осознания своего образа телесно­го «Я», степенью пластического совершенства и уровнем развития креативности.

При разработке психотехник ДМД мы учитывали тот факт, что различные музыкальные образы порождают разные эмоционально-чувственные, двигательные формы отреагирования; эмоционально-динамическое содержание музыки порождает проявление спонтанно­го движения определенного типа — от «пластичного» до «импульсив­ного». Двигательные психотехники направлены на осознанное фор­мирование у клиентов способности к спонтанному воспроизведению разнохарактерных стилей движения: «пластичного движения» как след­ствия переживания ими позитивно окрашенного, интимно-чувствен­ного восприятия мелодий и «импульсивного движения», проявляюще­гося в потребности отреагировать ранее сдерживаемые аффекты не­вротического содержания и позволяющего снимать у клиентов пат­терны мышечных напряжений.

Развивая способность участников тренинга к естественному ассо­циативному и спонтанному движению, мы корректируем психичес­кое состояние клиентов, «разрушаем» так называемый «характерный панцирь» (по В. Райху).

В методическом обеспечении эксперимента по трансформации об­раза «Я» двигательными техниками особую роль играли приемы раз­вития чувства ритма. Вслед за Б. М. Тепловым мы считаем, что чувство ритма является важнейшим компонентом успешной трансформации внимания и ведущих сенсомоторных функций. Ритмика в психотера­пии (Ю. С. Шевченко, 1995) используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координации, ра-сторможенности, моторности, стереотипов).

Существует тесная взаимосвязь между способностью чувствовать-воспроизводить ритм и уровнем развития эмоционально-чувственной и когнитивной сфер, характером социально-личностной идентифи­кации и эстетической культуры личности. Чувство музыкального рит­ма имеет не столько моторную, сколько эмоциональную природу, в основе которой лежит восприятие выразительности музыки. Поэто­му структура занятий по развитию чувства ритма выстраивается та­ким образом, чтобы музыкальное сопровождение каждого процесса или упражнения было созвучно музыкальной культуре клиентов раз­личной субкультурной ориентации и обеспечивало принятие ими эмо­ционально-чувственного содержания мелодий и характера темпорит-ма. Учитывается возраст, уровень музыкального развития, характер культурологических представлений клиентов.

Во время проведения психокоррекционных занятий мы гибко под­бираем музыкальные композиции как из современной, принимаемой молодежью музыки, так и фрагменты из классических произведений, включая их в моменты трансцендентного переживания движения.

ДМД позволяет раскрыть и актуализировать в процессе дыхания телесные, эмоциональные, чувственные, когнитивные и креативные возможности человека. Тренинг по ДМД как интегративная психотех­нология направлен на развитие осознания личностью своих телесно-эмоционально-когнитивных способностей посредством разворачива­ющегося содержания процесса расширенного состояния сознания на фоне контекстуальной музыки. Прохождение клиентами процессов ДМД позволяет вскрыть их личностные и социальные проблемы, опре­делить способы их трансформации, найти формы развития образа «Я» в рамках социальных установок и ожиданий участников тренинга.

Процессы связного дыхания изначально использовались для про­работки мышечного характерного панциря (В. Райх). В начале тренинга по ДМД в формах проявления динамики тела, особенностей дыхания мы можем выявить области напряжения и ригидного действия, харак­терными признаками которых являются осторожные, дискретные, неконгруэнтные движения частей тела, мышечная скованность, недо­статочная их осознанность по чувственному и когнитивному компо­нентам, сдержанность по формам самовыражения. При помощи ДМД достигалось решение психологических задач, таких, как уменьшение личностной тревожности, объективация образа телесного «Я», осоз­нание языка собственного тела, снятие «характерного панциря», ос­вобождение эмоциональной сферы, изучение и коррекция невербаль­ных форм поведения, коррекция коммуникативных навыков, разви­тие невербальных когнитивных функций, креативности, образного и ассоциативного мышления.

Таким образом, тренинг ДМД обеспечивается полифункциональ­ным блоком методических приемов, разработанных на основе иссле­дований теоретических положений и экспериментального опыта в со­временной музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии и при­менении измененных состояний сознания в райхианской терапии, в ребефинге, вайвейшн, холотропном и Свободном дыханиях.

Во время занятий для расширения коммуникативных возможно­стей клиентов групп-лидером создавалась атмосфера доверия, взаи­моподдержки, естественности и спонтанности. В этом особую помощь нам оказали те техники и упражнения, которые мы разработали для реализации пятого элемента Свободного Дыхания — «Активное до­верие».

В процессе психологической трансформации мы подводим кли­ентов к осуществлению спонтанных движений в пространстве пото­кового состояния сознания, психофизиологическим триггером ко­торого как раз и является связное дыхание (Козлов, Бубеев, 1997). Именно в этом состоянии клиенты отыскивают в самих себе «поте­рянные» и скрытые чувства и ресурсы из прошлого опыта, которые выражают и реализуют под руководством психолога в новых идеях, эмоционально-чувственном проживании, в коммуникациях с парт­нерами, в продуктивном типе восприятия социальных отношений и своего места в обществе.

Частная, но наиболее социализированная цель интенсивных ин-тегративных психотехнологий - достижение личностью «Я-потенци-ального», общепринятыми аналогами которого являются самоактуа­лизация А. Маслоу, самореализация К. Роджерса и Р. Ассаджиоли.

Как показывают наши исследования, базовым состоянием созна­ния при этом является «потоковое», «ресурсное». Оно имеет некото­рые качественные критерии и признаки (Бубеев, 1998, Козлов, 2002), но наиболее важным из них является эвристичность, способность к свободному творчеству.

Вне сомнения, комплексная психотехнология ДМД в этом аспекте имеет огромную перспективу и возможности.

ДМД (дыхание-музыка-движение) — методика, автором и теоре­тиком которой является В. В. Козлов. Теоретическая база ДМД — ин-тегративная психология. Основными элементами ДМД являются:

• оригинальная программа связного дыхания;

• специально подобранный алгоритм музыкальной стимуляции;

• приемы высвобождения движения и дыхания как во время ды­хательной сессии, так и до нее.

Базовые элементы дополняются психотехниками индукции ресур­сных состояний сознания из различных направлений прикладной пси­хологии, методами танцевально-двигательной терапии, медитациями, направленными визуализациями и т. д. Интегративная психология исходит из принципа «Все важно, что развивает личность и сознание». В силу этого в ДМД применимы любые психотехники, имеющие такой ресурс для дополнения трех базовых элементов.

Форма работы — групповая, при этом участники меняются места­ми в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих, в дру­гом — в роли сидящего (ассистента).

Подготовка ведущих ДМД осуществляется в рамках двухгодичной специализации по интегративной психологии в Международном ин­ституте интегративной психологии В. В. Козлова.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.