ХАОС И КОСМОС В ЛИЧНОСТИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Мы уже указывали, что на первом этапе изменения личность дви­жется к «Я»-потенциальному. Этот этап связан с социальной и психо­логической реализацией личности. Затем наступает тупик, человек проявлен — исчезает перспектива самосовершенствования. При дос­тижении самореализации у человека возникает ощущение невыноси­мой легкости жизни.

Жизнь становится удивительно доступной и понятной. Ты отда­ешь энергию пространству, а пространство начинает питать тебя еще больше. Это напоминает ситуацию, когда маленький ребенок начина­ет говорить, и окружающие его взрослые испытывают огромный эн­тузиазм по этому поводу. Умение говорить — это своеобразная точка реализации ребенка.

В точке реализации человек перестает встречать сопротивление. Наступает некий застой в самосовершенствовании. Человеку некуда меняться. Реализуется так называемый кризис стабильности. Все есть, но само постоянство и стабильность невыносимы.

Именно эта невыносимая тоска стабильности вызывает к жизни одну из главных потребностей человека — потребность к изменению. С одной стороны, личность стремится к внутреннему космосу и по­рядку, с другой стороны, заявляет о себе тенденция к первичному ха­осу, дестабилизации.

В конце концов, человек сознательно или бессознательно соверша­ет инвакацию, приглашает хаос. Жизнь в «потенциальном», «реализо­ванном» «Я» выстроена, рациональна, эффективна. Гомеостазис (рав­новесие) личности, с одной стороны, удерживается внутренними си­лами личности, а с другой — социумом.

Стержень устойчивости личности погружен в социум, и социальная среда во многом является силой, поддерживающей стабильность лич­ности через механизмы обусловленности ролями, статусами, диспо­зициями, установками. В связи с этим методологически самый надеж­ный способ изменения личности — изменение места в социальной структуре или изоляция от привычного социума. Как только мы ме­няем место, изнутри начинает пульсировать энергия хаоса, когда сила социума не обусловливает личность.

Трансформация возможна, когда мы просто меняем место. В этом смысле выездные тренинги с погружением наиболее благоприятны для расширения осознания, самосовершенствовании личности. В реаль­ной жизни личность «застревает» в кризисе стабильности, сила эво­люции (или сила хаоса, сила изменения) сметает через возникающую социальную ситуацию. Чем мощнее космос (упорядочивание), тем мощнее хаос (психодуховный кризис).

При нарушении баланса в сторону консерватизма сила хаоса сми­нает жестко структурированную личность либо за счет общей интен­сивности процесса, либо за счет прицельного воздействия на слабые точки личности.

«Не-Я»

Когда при достижении «Я»-потенциального личность осознает по­требность в изменении, то оказывается, что меняться некуда. Она цело­стна. Остается единственная возможность самосовершенствования — через интеграцию фрагментов огромной подструктуры в личности, которую можно обозначить как «не-Я». Третий шаг касается огромной эго-структуры, зеркального отражения Эго, но за счет него как раз и существует само Эго. Это подструктура, которая называется «не-Я». В. Н. Мясищев обозначил эту структуру как отрицательную тенденцию. Целостность личности, ее структуру было бы неверно воспринимать как некое свободное пространство, с которым мы можем идентифици­роваться. Она существует только за счет того, что в каждом из нас есть барьер, охранная граница с «не-Я». Между «Я» и «не-Я» всегда имеется полевое напряжение. Оно может быть огромным, и человек не в силах перейти через него. Более того, само приближение к «не-Я» уже пугает. Для любого «Я» существует «не-Я», так же, как и для любого «не-Я» су­ществует «Я». За счет напряжения между «Я» и «не-Я» обеспечивается целостность личности. Если мы возьмем некий фрагмент «Я», то долж­ны понимать, что существует и «не-Я», которое мы отрицаем. С любым фрагментом эго-структуры сосуществует некая отрицаемая, вытесня­емая «не-Я»-структура.

Сознание человека бинарно, и в силу этой особенности в психике человека существует «не-Я» как глобальная система «Анти-Я-Концеп-ция», и с любой подсистемой «Я» соответственно сосуществует «не-Я» как некое зеркальное отражение «Я» с отрицательной валентнос­тью («я — отец», а «не отец — это «не-Я»»; «я — умный доцент», а «глу­пый доцент — это «не-Я»»; «я — богатый», «бедный — «не-Я»» и т. д.).

Для любого «Я» в человеческом сознании, в том числе и в бессозна­тельной его части, существует противоположная структура, которую можно обозначить как «не-Я».

Как в материальной, социальной, так и в духовной подсистемах су­ществуют постоянно действующие психологические комплексы, фраг­менты «Я» и «не-Я», мы все время находим след этой бинарной струк­туры. Более того, мы и есть эта бинарность. Личность сохраняет каче­ство гомеостазиса до тех пор, пока есть внутреннее соответствие меж­ду бинарными составляющими. Личность выступает как уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций. Если провести аналогию с полевыми структурами, личность представляет собой систему напряжений между «Я» и «не-Я». Система этих напряжений является гаран­том сохранения стабильности личности.

Поход в «не-Я»

Какова же динамика самосовершенствования?

Кризис «невыносимой легкости жизни» и дальнейшая эволюция личности отправляет нас в поход в «не-Я», который сопровождается разрушением границы между «Я» и «не-Я». В результате образуется третье пространство внутри личности, которое мы обозначим как «Равностность» или неотождествленность (см. рис. 12).

ХАОС И КОСМОС В ЛИЧНОСТИ


Рис.12. Три зоны в личности


Смысл интеграции заключается не в том, чтобы проворачивать колесо «Я — не-Я», а в том, чтобы полностью слить пространство меж­ду «Я» и «не-Я» в зону «Равностности».

К сожалению, работа современного психотерапевта или практичес­кого психолога заключается как раз в «проворачивании» колеса «Я — не-Я». При этом меняется содержание идентификаций, но напряжение и ограниченность между бинарностями не исчезает. Приведем пример. Приходит на консультацию к психологу или психотерапевту женщина, у которой проблема во взаимоотношениях с мужчинами (она ненави­дит мужчин). После некоторого процесса работы с профессионалом ее проблема разрешена — она начинает принимать и любить мужчин. Изменилось содержание идентификации, но женщина не стала свобод­нее. В первой ситуации запрет на любовь, во второй — на ненависть. Она «трансформировалась» (см. рис. 13).

ХАОС И КОСМОС В ЛИЧНОСТИ


Рис. 13. Мнимая трансформация


Такого рода «трансформация» не имеет смысла, потому что жест­кая бинарная структура личности остается, личность по-прежнему не имеет степени свободы — она может быть идентифицирована (в со­держании, в качестве, в поведении, поступках) с фрагментами «Я». Личность не является свободной, если она жестко идентифицирована с определенными установками, ценностями, картами реальности.

Третий шаг самосовершенствования — интеграция «не-Я». В конце концов, «Я» и «не-Я» — это определенные смыслы. Самое главное — возможные варианты этих смыслов в жизни существуют.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.