СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Стержень человека — это «Я»-социальное. Личность и группа под­держивают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторо­ну. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей зак­лючается в триединстве этих эго-идентификаций: «Я»-духовного, «Я»-материального, «Я»-социального. Важна идея баланса. Только тогда, когда поддерживаешь баланс, выглядишь социально успешным человеком. Если в триединстве «Я»-материального, «Я»-социальногои и «Я»-духов-ного происходит перекос, появляется преступность, какие-то негатив­ные и деструктивные, девиантные элементы в поведении и т. д.

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР


«Я»-материальное «Я «-социальное

Рис. 10. Соотношение структур «Я»


Все эти три подсистемы имеют достаточно выраженную и реальную связь между собой. «Я»-социальное может служить и находиться в фун­кциональном подчинении по отношению к «Я»-духовному, оно может полностью служить и находиться в соподчинении с «Я»-материальным. «Я»-материальное может служить и подчиняться в мотивационно-по-требностном отношении «Я»-духовному, может полностью быть обус­ловленным и детерминированным мотивами «Я»-социального.

«Я» — это сложное системное образование, внутри которого каж­дая подструктура имеет с другими связь, взаимовлияние, взаимодей­ствие и взаимообусловленность. Что касается внутренней структуры этих глобальных компонентов: «Я»-материального, «Я»-социального, «Я»-духовного, — то они тоже имеют между собой взаимосвязи и не­кую взаимообусловленность.

У любой личности и группы существует теоретическая возмож­ность идентифицироваться с любой эго-структурой, но в основном эта возможность, этот выбор больше является теоретическим предпо­ложением, чем реальным фактом. Человек всегда обусловлен, детер­минирован структурой идентификаций, доминирующими тенденци­ями, сформированными отношениями, и во многом свобода выбора является больше философским или психологическим предположени­ем фантастического содержания.

«Я»-идентификации отличаются:

1) по содержанию;

2) по значимости и объему занимаемого пространства в структу­ре личности (внутри эго-идентификации любая структура за­нимает определенную территорию, они различаются как бы по площади). Например, идентификация «я — красивая женщина» может затмить все остальные;

3) мерой устойчивости;

4) временем существования.

Любая личность («Я») обладает неоспоримой индивидуальностью |за счет неповторимой мозаики «Я»-идентификаций.

Большинство людей идентифицированы с «Я»-материальным. Од­новременно есть люди, для которых важнее социальный статус (игро-|ки в социальные игры и карьеру — мы их видим каждый день по теле-|визору и встречаем на работе). Социальное «Я» вытесняет духовное и (материальное «Я».

Достаточно редко встречаются ситуации, когда «Я»-духовное до-I минирует над всеми остальными. В качестве примера мы можем при­вести жизнь схимника или святого — жизнь как духовный путь (Буд­да, у которого из материального были только плащ и кружка для пода­яний, а социального статуса не было вообще). В групповом смысле это различные духовные сообщества: братства, монастырские общины, | сангхьи и др.

Личность во временном континууме

Кроме структурной идентификации мы можем выделить также и идентификацию Эго во временном континууме.

Нужно заметить, что содержание всех структурных элементов «Я» зависит от фиксации в континууме времени прошлое — настоящее — будущее.

Существуют личности и группы, которые живут прошлыми струк­турами Эго. Очень редко личность живет настоящим Эго. Чрезвычай­но важно то, что человек и общности живут в основном в перспективе Эго. Именно перспектива Эго является мотиватором, основной дви­жущей силой активности личности и группы. То есть человек не жи­вет, а собирается жить завтра. Жизненная перспектива Эго в «Я»-иден-тификации является основной движущей силой, структурой актива­ции Эго. Например, кто-то живет для того, чтобы защитить докторс­кую диссертацию, другой — чтобы вырастить детей, третий — чтобы заработать 1000 долларов, четвертый — построить дом, пятый — стать мэром города. Перспектива может не осознаваться, но всегда являет­ся силой побуждения к активности. Наш взгляд на то, что может с нами произойти в будущем, связан с нашим подчас очень значимым пове­дением. Действия, ориентированные на будущее: диета, занятия спортом, отказ от курения, распорядок, — обусловлены нашими об­разами себя и мыслями о себе в будущем. Перспективы могут быть ближними — во временном интервале недели или даже месяца (я хочу сдать в типографию сборник «Звезды Ярославской психологии» че­рез неделю). Основная часть ежедневной активности регулируется целями, которые связаны не с текущим взглядом индивида на себя (реальное «Я»), но с тем, что может быть возможным для индивида в отдаленном будущем.

Иногда перспективная цель может быть абсурдной, но очень при­влекательной, в таких ситуациях человек и человеческие сообщества готовы проживать настоящее «несмотря ни на что» (примером может служить семидесятилетний эксперимент строительства коммунизма в Советском Союзе).

Есть люди, которые живут прошлым: «я — был...». Это может быть их основной способ манифестации в «здесь и сейчас».

Смысл личности и группы заключается не столько в том, какую структуру они имеют, сколько в том, насколько они проявлены в об­ществе и насколько манифестирует свои способности и задатки. В ос­новном человек себя не знает, не знает своих возможностей, способ­ностей и сомневается в них.

«Я»-реальное и «Я»-потенциальное

Личность и группа не знают до конца возможного внутреннего пространства самоидентификации, и «Я»-реальное занимает меньшее пространство, чем «Я»-потенциальное (см. рис. 11). Если бы мы могли изобразить пространство «Я» в виде совершенной мандалы — круга, погруженного своими связями в социум, то могли бы заметить, что люди отличаются часто не по объему «Я»-потенциального, а по степе­ни его проявления в «Я»-реальном. «Я»-потенциальное состоит из двух больших подструктур:

• Возможные «Я» — это осознаваемые личностью представления о том, каким он может стать, каким он хотел бы стать и каким боится стать. Совокупность возможных «Я», содержащихся в системе «Я» индивида, — это сознательные манифестации це­лей, стремлений, мотивов, страхов и опасений. Возможные «Я» придают личностной динамике специфическое развитие когни­тивной сферы, организацию, направление и релевантный для индивида смысл. Они служат существенной связью между «Я-концепцией» и мотивацией. Возможные «Я» представляют собой не смутные надежды на абстрактно хорошую (или пло­хую) жизнь, но обладают конкретными качествами: здоровье (не­здоровье), богатство (нищета), иметь автомобиль определенной марки, людей, которые любят (ненавидят) его.

• Ресурсные «Я» — как правило, не осознаваемая личностью потен­циальность, нереализованные способности человека. Ресурсные «Я» проявляются в экстремальных ситуациях, в пиковых твор­ческих состояниях, аффектах, психодуховных переживаниях высокой значимости и интенсивности, в ситуациях полной вклю­ченности в выполняемую деятельность и сопровождаются осо­быми чувствами полноты жизни, наслаждения, нуминозности опыта. Соприкосновение с ресурсными «Я» является значимым мотиватором в реализации личности. Движущей силой мотива является потребность в повторении некоторого психофизичес­кого состояния, желание еще раз «попасть» в переживание. В силу того, что мы в состоянии запланировать и реализовать только действия, но не можем в определенное время запланировать и прожить психическое состояние (через пять минут я буду счаст­лив) , то в соответствии с этой логикой человеку очень трудно зап­рограммировать эмоциональные состояния. Еще мы могли бы за­метить, что они отличаются по силе и множеству связей с социу­мом, который часто является индикатором и ценителем степени реализованности личности.

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР


Рис. 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального

Это связано с тем, что человек и группа структурированы не толь­ко изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожи­дают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место они заняли в социальных структурах. Человек имеет некое представ­ление о себе, которое в основном касается «Я»-реального: «Я такой». Еще Ф. С. Перлз писал: «В настоящее время средний человек реализу­ется только на 5%, в лучшем случае до 15%. Человек, которому доступ­ны 25% его потенциала, уже считается гением [...] от85% до 95% теряет­ся... А причина тому очень проста: мы живем по шаблонам, по поведен­ческим штампам...» [3, С. 9]. С одной стороны, раскрывать свой потен­циал, свои способности в витальном, энергетическом отношении, дос­таточно трудно, потому что ожидания уже структурированы в обще­стве. С другой стороны, структурно измениться достаточно трудно, потому что любая подструктура личности закреплена еще и в обществе, а общество очень ригидно. Человеку достаточно легко живется с тем, с чем он адаптирован (будь это алкоголик, директор завода, академик или крестьянин), разница заключается в том, что Эго является способом адаптации к обществу. Люди, которые или спонтанно, или с помощью каких-то специальных техник, тренингов и т. д. соприкасаясь со свои­ми возможностями, как правило, раскрывают «Я»-потенциальное. Силь­ным мотиватором движения к «Я»-потенциальному может служить так­же кризис личностного или психодуховного характера.

Первичный путь самосовершенствования — это движение к «Я»-потенциальному. Пока мы движемся к «Я»-потенциальному, сама транс­формация не встречает ни внутреннего, ни внешнего сопротивления. Из точки внутренней самооценки изменения были ожидаемы, и лич­ность как бы интуитивно догадывалась об этих своих возможностях.

С точки зрения социума, движение тоже ожидаемо и не находится в противоречии, так как социум сам заинтересован в активном пре­одолении личности. Социум живет за счет самопроявления «Я». Энер­гия высвободившегося «Я»-потенциального является питательной сре­дой для социума. Реально человек идентифицируется с какой-то час­тью себя. Начиная свое путешествие в «Я»-потенциальное, он узнает свои нераскрытые способности. Прорыв может осуществиться в лю­бую сферу. Он может быть осуществлен в потенциально-«Я»-матери-альное, в потенциально-«Я»-социальное, в потенциально-«Я»-духовное.

Из «Я»-реального жизнь, структура жизни и жизненные перспек­тивы описаны абсолютно четко. На первых порах «Я»-потенциальное шокирует саму личность и ее окружение. Но социум заинтересован в том, чтобы личность давала больше энергии, была активнее. И в силу того, что раскрываются возможности человека, он начинает выбра­сывать огромное количество энергии в социум, и социум приветству­ет это. Когда личность, Эго достигает «Я»-потенциального, она достигает самоактуализации и реализации. Это может быть психодуховный путь, материальный путь, путь социальных игр. Когда человек начина­ет реализовываться, он находит новое пространство, где не только сам деятельностно проявляется, но и получает положительное подкрепле­ние в виде славы, карьеры, духовных почестей или каких-то матери­альных ценностей, а иногда все в сочетании.

Реализация группы в «Я»-потенциальном наступает в тот момент, когда она достигает уровня коллектива по всем параметрам.

Когда человек достигает своей потенциала, критерием достижения «Я»-потенциального является «ощущение невыносимой легкости жиз­ни». Точка реализации отличается тем, что получаешь все, что хочешь, еще не успев подумать.

Это состояние реализации можно обозначить как «поток», оно яв­ляется оптимальным как для результатов, так и для самого субъекта.

Как правило, состояние «потока» знакомо практически всем по иг­ровой деятельности. Гораздо меньше людей встречаются с ним в про­цессе труда. Состояние «потока» в аффективном измерении марки­руется чувством глубокого удовлетворения, на мотивационном уров­не — желанием продолжать деятельность, на когнитивном — степе­нью и легкостью концентрации. Имеются и другие общие признаки этого состояния, идентичные состоянию «потока».

Такой опыт, безусловно, является оптимальным для человека и груп­пы. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъекта, дает базовое чувство опоры. Потенциально это наиболее творческий, наибо­лее завершенный вид опыта, помогающий человеку и группе экспери­ментировать в новых условиях, взаимодействуя с новыми вызовами.

Что касается изменений группы, то мы можем остановиться на этапе коллектива в описании групповой динамики. Мы делаем этот шаг на­меренно, так как уверены в том, что дальнейшее развитие группы не­возможно. Мы не верим в коллективное просветление и в коллектив­ное достижение «Изначального».

Таким образом, первый шаг — это рефлексия себя, своей эго-струк-туры. Это честный анализ своего Эго. Второй шаг — движение к «Я»-потенциальному.

Сознание как живая открытая система обладает качеством гомеос-таза. Причем это свойство является некой центростремительной си­лой, которая обеспечивает постоянство и стабильность личностной структуры. Когда мы начинаем обратное движение, «отпуская» отож­дествленные фрагменты «Я», и устанавливаем, что это «не-Я», что этим качеством или статусом, ролью я не являюсь, как раз и происходит процесс самосовершенствовании.

Процесс изменения личности и группы всегда связаны с тем, что они отпускают какие-то части своей структуры, разотождествляются с ними.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.