Недостатки бюрократии

Наука » Социология
Идеальная форма бюрократии, предложенная Вебером, недо­стижима на практике по ряду причин. Во-первых, индивиды существуют не только для организаций. Люди переносят всю грязь, скопившуюся в их жизни, в бюрократические структуры, и у них есть множество интересов помимо организации. Во-вто­рых, бюрократии не защищены от социальных перемен. Если такие перемены происходят часто и быстро, соответствующие ответы, предусмотренные бюрократическими правилами и по­становлениями, мешают рациональной работе. В-третьих, бюрократические системы предназначены для «среднего» чело­века. Но ведь в реальной жизни люди различаются по интел­лекту, энергии, усердию, преданности делу, поэтому фактичес­ки они незаменимы в повседневном функционировании органи­зации.
Вы, возможно, подумали что подход Вебера к бюрократии носит ярко выраженный функциональный характер. Вебер рас­сматривает различные компоненты своего идеала как функцио­нальный ответ на требования, предъявляемые крупной организа­цией. Эти характеристики позволяют формальной организации добиться своих целей максимально быстрым, эффективным и ра­циональным способом. Другие социологи отмечали, что бюрокра­тии имеют недостатки, или дисфункции.
Привитая неспособность. Торстейн Веблен указывал на то, что бюрократические структуры поощряют у своих членов привычку полагаться на установленные правила и инструкции и применять их механически и нетворчески. Эту модель поведения он назвал привитой неспособностью. В результате социализации, происхо­дящей в организациях, у работников часто складывается узкий кругозор, который ограничивает их способность реагировать по-новому на меняющиеся ситуации. Из-за привитой неспособности бюрократические учреждения при быстрых переменах зачастую оказываются негибкими и неэффективными. Например, более 10 лет американская автомобильная промышленность не реагиро­вала на изменяющиеся вкусы американцев и вторжение иностранных конкурентов на американский рынок. В стране продолжали выпускать те же крупногабаритные машины с неэкономич­ным расходом топлива при использовании той же технологии несмотря на более высокое качество и привлекательность япон­ских автомобилей. Другими словами, в реальной жизни бюрократические структуры не проводят оценку показателей работы даже если работники не соответствуют занимаемой должности или работают неэффективно, что способствует сохранению и воспроизведению посредственностей. То, как бюрократии реаги­руют на кризисные ситуации, лишь усложняет проблемы. Долж­ностные лица обычно принимают только те меры, которые помо­гают быстро устранить лишь наиболее видимую часть проблемы, предоставляя заботиться об остальном другим.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.