Постановка цели

Наука » Психология » НЛП » Изменение ограничивающих представлений
Вклад клиента в терапевтическое взаимодействие, имеющий первостепенное значение – это его мотивация. Она является основой изменений. Как бы там ни было, это клиент будет выбирать цель, он будет учиться, делать открытия и исцелять сам себя. Задача терапевта состоит в том, чтобы создать такую атмосферу, в которой клиент будет чувствовать себя защищенным, побудить клиента мыслить по-новому, помочь ему найти доступ к его внутренним ресурсам и показать ему разные способы достижения цели.

Терапевт особо подчеркивает то, в чем они схожи с клиентом, выражает уважение и желание понять его. Он входит в модель реальности клиента, в то же время сохраняя прочную связь со своим жизненным опытом. Терапевт подстраивается к представлениям клиента, чтобы повести его к выбранной им цели. Смысл сообщения терапевта заключается в реакции клиента на это сообщение. Можно использовать почти любую реакцию (включая «сопротивление»), чтобы помочь клиенту достичь его цели.

Терапевт собирает конкретную информацию о том, чего хочет клиент и что ему мешает. Он использует Мета-модель, чтобы лучше понять сказанное клиентом, и, главное, он очень внимателен, потому что обычно в поведении клиента содержится больше полезной информации, чем в его словах. Часто бывает так, что клиент не может объяснить терапевту, в чем состоит его проблема, но бессознательно он это продемонстрирует.

Терапевту следует избегать такой ловушки, как утопическая цель. Совершенство не является целью терапии. В жизни всегда будут проблемы и трудности. Прогресс – это реалистичная цель, а идеал – это иллюзия. Когда вы гоняетесь за недостижимым, достижимое становится невозможным.

I. Выберите цель.


«Чего конкретно вы хотите?»

Представление клиента о цели может облегчить ее достижение или сделает это достижение почти невозможным. Достижимой будет цель, которая:

1. Сформулирована положительно (без отрицания).


Помогите клиенту точно определить, чего он хочет, вместо того, чтобы выяснять, чего он не хочет. Например, если клиент говорит –

«Я устал от этой депрессии», –

то внимание все еще сосредоточено на том, чего клиент не хочет. Когда люди думают о том, чего они не хотят или о том, чего они хотят избежать, тем самым они часто создают как раз это событие в своей жизни. Родной язык подсознания – это не слова, а скорее образы, звуки и ощущения. На уровне первичного опыта отрицания не существует. Что происходит, если человеку говорят: «Не думай о лимоне, не вспоминай, как ты нюхал и лизал большой, свежий, кислый, желтый лимон». Несмотря на «не», бессознательно человек может начать вспоминать образ, запах и вкус лимона. В результате так называемой «идеодинамической реакции» у него может даже выделиться слюна. Точно так же, если человек думает о том, что он не хочет быть больным, и часто представляет себе болезнь, то это может иметь нежелательные последствия. Естественно, положительные ожидания (например, здоровье) могут тоже стать самоисполняющимся пророчеством.

Поэтому спросите:

«Что бы вы хотели чувствовать вместо депрессии?»

Для человека гораздо легче достичь той цели, которой он хочет достичь, чем избежать того, чего он не хочет. Другими словами, легче быть оптимистичным, чем не быть подавленным.

Кроме того, когда человек точно знает, чего он хочет, он может быть более успешным в достижении своей цели. Например, если человек указывает на картину, висящую на стене, и говорит: «Я не хочу, чтобы картина висела здесь», – то тогда непонятно, где ему хотелось бы ее повесить. Когда клиент формулирует цель положительно –

«Я хочу быть более оптимистичным» – и начинает думать о том, чего он на самом деле хочет, это означает, что терапия началась.

2. Определена конкретно и точно.

Здесь терапевт пользуется Мета-моделью, помогая клиенту точно определить цель, чтобы терапевт мог понять клиента, и чтобы клиент мог определить для себя контекст, в котором желательно достижение цели.

а) Понять клиента.

Для психотерапевта важно понять клиента. Однако, когда человек старается передать свой опыт, неизбежно происходит исключение, искажение и обобщение. Например, если клиент говорит –

«Я хочу быть более оптимистичным», – то здесь исключено, к чему он хочет относится более оптимистично. Если терапевт бессознательно вспоминает такой момент в своей жизни, когда он (терапевт) был оптимистичным, он не поймет, к чему клиент хочет относиться оптимистично. Использование Мета-модели дает терапевту возможность собрать более точную информацию из модели реальности клиента, и, следовательно, лучше понять клиента:

Терапевт: «К чему вы хотите относиться более оптимистично?»

Клиент: «Я хочу чувствовать больше оптимизма в связи с поиском хорошей работы».

Терапевт: «Хорошей в каком отношении?. . .»

б) Определить контекст.

Важно определить «где», «когда» и «с кем», потому что цель может подходить не ко всем ситуациям. Если клиент формулирует свою цель как абсолютную или глобальную, он может ограничить себя. Например, такая цель –

«Я хочу быть уверенным в себе» – может звучать замечательно. Но когда человек чувствует уверенность, не имея необходимых навыков или информации, результаты могут быть нежелательными. Кому захочется чувствовать себя уверенно, когда он плывет по морю, кишащему акулами, или делает операцию на сердце не имея медицинской подготовки. Пользуясь Мета-моделью, терапевт помогает клиенту прояснить цель, и тем самым сделать ее реальной.



Терапевт: «Вам хотелось бы быть уверенным в себе, когда вы делаете что?»



Клиент: «Провожу психотерапию».



Терапевт: «Что вам нужно, чтобы чувствовать уверенность, когда вы проводите психотерапию?»



Клиент: «Больше понимания и опыта».



Терапевт: «Что вы хотите понимать? . . .»



Компетентность – это естественная предпосылка уверенности. Однако, клиент может не осознавать присущей ему компетентности в обучении.



Терапевт: «А что если вы будете чувствовать уверенность в том, что вы можете учиться на своих ошибках, чтобы совершенствовать свои навыки? . . .»



Кроме того, адаптация требует разных реакций в зависимости от ситуации. Если клиент говорит –



«Я хочу быть спокойным» –

не уточняя контекста, то он ограничивает себя одним способом поведения. В самом деле, разве он хочет быть спокойным, когда кто-нибудь вытаскивает у него кошелек? Когда он уточняет контекст, он добавляет подходящие способы поведения и сохраняет при этом все старые варианты поведения. Чем больше у него разных способов поведения и реакций, тем эффективнее он сможет достигать своих целей.



Терапевт: «Когда, где и с кем вы хотите чувствовать себя спокойно? Когда вы не хотите чувствовать себя спокойно?»



Клиент: «Я хочу чувствовать себя спокойно, когда я дома, с женой, дети уже в постели, и все в порядке».



Терапевт: «Что именно вы увидите, услышите и почувствуете, когда придет время чувствовать себя спокойно? . . .»



3. Может быть достигнута самостоятельно.


Терапевт: «Давайте сформулируем вашу цель таким образом, чтобы она была достижимой».

Пусть клиент сформулирует цель таким образом, чтобы он мог достичь ее сам. Если клиент считает, что достижение цели зависит от других людей, то он может почувствовать себя беспомощным. Хотя все мы хотим определенных вещей от других людей, важно, чтобы человек мог достигнуть своих первичных целей независимо ни от кого. Даже когда работа идет с супружеской парой, самостоятельность и целостность мужа и жены имеют важное значение. Убедитесь, что достижение цели находится в руках того человека, который хочет достичь цели. Например, клиент говорит –

«Я хочу, чтобы моя жена обращала на меня больше внимания» –

или

«Я хочу, чтобы мой муж перестал пить» –

то достижение этой цели зависит от поведения жены или мужа. Можно зайти в тупик, если ждать, пока жена или муж изменят свое поведение.

Мы предлагаем два способа переформулировать цель так, чтобы средства ее достижения находились в руках того человека, который поставил перед собой эту цель.

а) Сформулируйте цель как обучение влиянию. Когда клиент переформулирует цель, и вместо –



«Я хочу, чтобы моя жена обращала на меня больше внимания» –

он говорит:

«Я хочу научиться получать больше внимания от жены» –



тогда цель становится более достижимой.



б) Выясните цель достижения этой цели и после этого определите, как самостоятельно достигнуть этой цели, находящейся на более высоком логическом уровне.



В большинстве случаев терапевт обнаружит, что оба пункта дополняют друг друга. Кроме того, когда корень проблемы в семейных отношениях, а не в самом клиенте, вам стоит подумать о том, не сделать ли всю семью своим клиентом.



а) Обучение этичному влиянию.



Сначала точно определите цель. Затем определите, какие конкретные действия клиент может предпринять, чтобы двигаться по направлению к своей цели.



Терапевт: «Вы хотите, чтобы жена обращала на вас внимание. Как конкретно она может это сделать?»



Клиент: «Я хочу, чтобы она чаще ко мне прикасалась».



Терапевт: «Что вы можете сделать, чтобы вызвать у нее желание прикасаться к вам?»



Затем терапевт помогает клиенту выяснить, до какой степени он сможет повлиять на взаимоотношения, меняя свое собственное поведение. Например, клиент может учиться и практиковаться в том, чтобы улучшать раппорт, подстраиваться и вести, общаться более эффективно, воспринимать ситуацию со 2-ой и 3-ей позиции и находить такие решения, при которых обе стороны выигрывают. Таким образом, и муж, и жена смогут получать то, чего они хотят.



б) Цель цели клиента.



«Я хочу, чтобы мой муж перестал пить».



Хотя, наверное, желательно, чтобы муж бросил пить, но жена не может достигнуть этой цели сама. Однако есть причины, по которым она ставит перед собой такую цель. Когда она поймет эти причины, она обнаружит, что есть важные цели, стоящие непосредственно перед ней, и она может идти к ним самостоятельно. Чтобы помочь клиенту определить цели более высокого уровня, терапевт может спросить:



Терапевт: «Что было бы по-другому, если бы ваш муж не пил?»



Клиент: «В семье было бы больше денег; это было бы безопаснее для детей; он тогда не оскорблял бы меня, и я бы больше себя уважала».



Терапевт: «Что вы сами можете сделать, чтобы достигнуть этих целей?



После этого терапевт помогает клиентке найти способы, как она может «больше зарабатывать», «защищать себя и детей» и «повысить свою самооценку», независимо от того, перестанет ли ее муж пить или нет. Когда клиентка думает о цели таким образом, это помогает ей обнаружить свои собственные способности и энергию, все больше и больше полагаться на себя и вести себя по-новому.

Когда клиентка обнаружит, что она может получать от себя признание, чувство собственной ценности и любовь, которые она всегда искала у других, то это может быть ключом к ее самостоятельности. Такая независимость может обеспечить прочную и надежную основу для обучения.

И, естественно, когда она начинает действовать самостоятельно, старые шаблоны во взаимоотношениях разрушаются и семейная система должна организоваться по-новому. Это дает некоторую надежду, что муж тоже от этого выиграет. Пока существуют взаимоотношения между двумя людьми, ни один из них не может не реагировать на другого. Другими словами, самый эффективный способ изменить поведение мужа – это изменить свое собственное поведение.



4. Реалистична.


Также полезно определить цель цели клиента, если он просит о чем-то нереалистичном. Когда клиент поймет свои намерения и сосредоточится непосредственно на них, он может найти много способов достижения цели, находящейся на более высоком логическом уровне.

Клиент: «Я хочу быть на 10 сантиметров выше».

Терапевт: «Что было бы по-другому, если бы вы были выше?»

Клиент: «Я был бы более привлекательным для женщин».

Терапевт: «Мне кажется, что это достойная цель. Хотелось бы вам узнать некоторые способы, как вы можете непосредственно прийти к этой цели?»

Если у клиента несколько целей, посмотрите, какая между ними есть связь. Например, если клиентка хочет мотивировать себя, чтобы учиться, убирать в квартире и больше заниматься гимнастикой, то все это связано с мотивацией. В этом случае она может достигнуть всех этих целей, научившись более успешной стратегии мотивации.

II. Препятствия.


Терапевт: «Что мешает вам прямо сейчас достичь своей цели? Почему вы до сих пор ее не достигли?»
Если ничто не мешает клиенту, перейдите к части III. Если препятствия существуют, их можно воспринимать как возможности научиться чему-то новому для клиента (и, возможно, для терапевта). Люди по своей природе адаптивны. Когда клиент не может преодолеть препятствие, проблема не в том, что он выбирает плохие возможности, а в том, что ему не достает лучших возможностей выбора. Поэтому терапевту полезно будет выяснить, какого рода препятствия мешают клиенту, чтобы определить, какие возможности выбора ему нужны.

Препятствия обычно попадают в одну из следующих категорий: экологические возражения, ограничивающие представления, ограничивающие стратегии и нежелательные реакции.

1. Экологические возражения.



· Какие есть преимущества в теперешней ситуации?

· Не потеряет ли клиент чего-нибудь, когда достигните своей цели?



Если клиент сделал несколько попыток измениться и потерпел неудачу, то почти наверняка есть преимущество в сохранении нынешнего положения вещей. Исключения из этого правила относятся обычно к ограничивающим стратегиям или представлениям. Другими словами, клиент просто не знает, как достичь успеха (ограничивающая стратегия). Или препятствием являются ранние запечатления, когда ограничения родителей или других людей стали для клиента моделью, которой он бессознательно следует. Когда есть возражения против изменений, они обычно связаны с избеганием нежелательных последствий. Внимательно отмечайте любую неконгруэнтность в общении клиента, особенно когда клиент ее не осознает. Бессознательные физиологические сигналы (т.е. изменения дыхания, пульса, тона голоса или движений головы, жесты, глазные сигналы доступа и т.п.) – это самые прямые и надежные сообщения. Кроме неконгруэнтности, могут быть и другие указания на внутренние возражения: «сопротивление», внезапная неспособность понимать терапевта или выполнить простое поведенческое задание.

Когда терапевт уважает эти препятствия и использует их, он обнаружит, что на самом деле это не препятствия, а пути к внутренней мудрости клиента. Когда клиент узнает, как получать то, чего он хочет, подходящим способом, сохраняя важные преимущества теперешней ситуации и без нежелательных последствий, тогда экологических возражений не будет.

а) Положительные намерения и вторичная выгода.



Сначала выясните намерения возражения. После этого добавьте более эффективные и уместные возможности выбора, сохраняя преимущества теперешней ситуации и направляя клиента к его цели («Рефрейминг»).



Терапевт: «Спросите ту часть, которая возражает, как она старается помочь вам».



б) Система.



Симптомы клиента могут быть необходимы для поддержания гомеостаза его семейной системы (или какой-либо другой системы). Например, когда у клиента наступает улучшение, взаимоотношения между его родителями могут ухудшиться. Бессознательно клиент может крепко держаться за симптомы, стараясь защитить семью. Помогите клиенту посмотреть на ситуацию со 2-ой и 3-ей позиции.



Терапевт: «Как достижение этой цели повлияет на вашу семью (работу, окружение)?»

Терапевт: «Какие нежелательные последствия могут быть в результате достижения цели?»



Семейная терапия дает возможность перестроить отношения в семье таким образом, чтобы они больше удовлетворяли всех членов семьи, так что в старом симптоме не будет больше необходимости.



в) Конфликтующие цели.



Если одна из целей клиента противоречит другой, это может на самом деле показаться дилеммой. Найдите намерения обеих целей и договоритесь на уровне намерений, так чтобы обе цели могли быть достигнуты.



«Какое намерение (или цель) у этих частей, которые мешают?»



г) Средства (ценности, стандарты).



Иногда бывают нравственные или этические возражения против средств достижения целей. Помогите клиенту найти более подходящие средства, меняя поведение, но сохраняя цель стабильной.



Как клиент может достичь своей цели в соответствии с его собственными ценностями?



2. Ограничивающие представления.



а) Способности.



Если клиент убежден, что он неспособный, то его убеждение может стать самоисполняющимся пророчеством.



Клиент: «У меня уже много раз ничего не получалось – нет никакого смысла продолжать».



Терапевт: «Давайте предположим, что все неудачи – это на самом деле обратная связь, т.е. именно та информация, которая вам нужна, чтобы достичь успеха».



Используйте этот прием, чтобы изменить представление о способности.



б) Личность.



Клиент убежден, что он мог бы достичь своей цели, но он этого не заслуживает, или что он потеряет часть себя, если достигнет успеха.

Используйте «Реимпринтинг» или «Объединение конфликтующих представлений».



3. Ограничивающие стратегии.



а) Глобальные цели.



Некоторых простых целей можно достигнуть сразу же, но чаще достижение цели – это процесс, который требует времени и некоторого количества шагов. Когда цель большая и сложная (например, изучение иностранного языка), и клиент кажется просто раздавленным ею, помогите ему разделить эту задачу на части или шаги. Когда он будет рассматривать каждый шаг как отдельную цель, он сможет понять, что делать, и будет чувствовать удовлетворение каждый раз, когда он осуществит следующий шаг. И тогда эта большая цель становится достижимой. «Путешествие в тысячу миль должно начаться с одного шага» (Лао-Цзы).



Клиент: «Я хотел выучить английский, но это слишком сложно. Я никогда его не выучу».



Терапевт: «Давайте разделим эту цель на части. Какая будет первая часть?»



Клиент: «Ну, наверное, найти учителя».



Терапевт: «Хорошо. Давайте сделаем это первой целью. Какие конкретные шаги вы можете сделать, чтобы найти хорошего преподавателя английского? . . .»



б) Неэффективные стратегии.



Если проблема заключается в неэффективной стратегии, то научите клиента эффективной стратегии. Клиент может быть удивлен тем, что новая стратегия может установиться за 5-6 повторений, несмотря на то, что он десятки лет пользовался старой стратегией. Объясните, что старая стратегия не будет стерта из памяти; он просто научится новой, более эффективной альтернативной стратегии.

4. Нежелательные реакции.



а) Горе.



Горе – это нормальная реакция. Но когда горе начинает переполнять человека и переходит в депрессию, стоит изменить эту реакцию. Один из эффективных способов преодолеть горе – это создать надежду. Положительные ожидания часто становятся самоисполняющимися пророчествами (используйте прием «Преодоление горя»).



б) Непроизвольные эмоциональные реакции.



Нежелательные эмоции обычно являются реакцией на предсказуемую последовательность внутренних стимулов (образы, звуки, чувства). Эта последовательность обычно запускается каким-то внешним стимулом. Выясните, чем запускается эта последовательность и как клиент бессознательно достигает нежелательной реакции, а затем используйте этот процесс, чтобы привести клиента к его цели.



Терапевт: «Научите меня реагировать также. Сначала объясните, как я узнаю, когда пора начинать. А потом расскажите, что происходит у меня внутри прямо перед тем, как появляется эта реакция. Что я себе представляю или о чем я вспоминаю? Каким образом это усиливается?»



Обычно легче использовать уже существующую последовательность, чем стараться изменить ее (используйте «Переключатель»).



в) Фобии.



Фобия – это пример реакции на стимул, которой человек научился. Зрительно-кинестетическая диссоциация обращает процесс, вызвавший фобию, и тем самым нейтрализует реакцию.



г) Стыд и вина.



Стыд возникает, когда мы нарушаем стандарты окружающих нас людей, а вина – когда мы нарушаем наши собственные стандарты. Иногда бывает полезно предложить клиенту пересмотреть эти стандарты; они все еще ему подходят? Если нет, он может выбрать себе другие. Если эти стандарты ему подходят, он может использовать то, что произошло, как обратную связь, чтобы вести себя по-другому в будущем. И тогда его «ошибку» можно использовать, чтобы помочь ему вести себя более подходящим образом в будущем, так что стыд или вина будут больше не нужны («Прием работы со стыдом и виной»).



д) Аллергия.



На аллергию часто можно повлиять с помощью наших мыслительных процессов. Однако, в большинстве случаев есть вторичная выгода (используйте «Рефрейминг», чтобы помочь клиенту найти более эффективные и подходящие способы достигать этих преимуществ, а после этого используйте прием работы с аллергией).

Один из способов определять препятствия – это сравнить между собой разные контексты:

Терапевт: «В каких ситуациях появляется эта проблема? Есть ли какие-то ситуации, в которых у вас нет этой проблемы? Какая разница между этими ситуациями?»

Когда вы тщательно исследуете безуспешные попытки разрешения проблемы, вы поймете, какие изменения будут не полезны, что стабилизирует ситуацию, и что необходимо изменить.

Терапевт: «Какие способы вы уже пробовали, и какие были результаты?»
III. Конкретный план.


Когда клиент знает, чего он хочет, и ничто ему не мешает, заключительный шаг – это определить, как конкретно он достигнет цели.

1. Ресурсы.


Мы предполагаем, что внутри у каждого человека уже есть все необходимое для того, чтобы учиться и достигать успеха. Задача психотерапевта – помочь клиенту получить доступ к своим внутренним ресурсам.

а) Уже существующие ресурсы.



Какой жизненный опыт, какие способности, знания и т.п. уже есть у клиента? Как он может найти доступ к ним и использовать их для достижения цели? Если цель состоит в том, чтобы повысить самооценку, вы можете раскрыть уже существующие ресурсы и выяснить, как достичь цели.

Если цель клиента – научиться говорить перед аудиторией, то вы можете спросить, например, какие составляющие этой цели он уже умеет проделывать?



Терапевт: «Есть много разных навыков, необходимых для публичных выступлений. Что из этого вы уже умеете делать?»



Клиент уже умеет думать, говорить, вставать, смотреть на аудиторию. Когда он осознает, что он уже умеет, у него будет прочная основа для обучения остальным навыкам, которые ему нужны.



б) Дополнительные ресурсы.



Терапевт: «Какие еще навыки или знания вам нужны, чтобы достичь цели?»



Когда клиент знает, какие ресурсы у него уже есть, ему легче определить, чему еще нужно учиться. Например, вызывание ресурсного состояния и закрепление его с помощью якоря; может быть, стратегия запоминания конспекта излагаемого материала; может быть, умение сосредотачивать свое внимание на дружелюбных лицах в аудитории, пока он говорит.



2. Конкретные шаги.


Терапевт: «Как конкретно вы достигнете этой цели? Какой будет первый шаг? Когда вы его сделаете? Какой будет следующий шаг? Как вы будете продолжать этот процесс, до тех пор, пока не достигнете успеха?»

3. Использование обратной связи.


Обучение обычно является результатом проб и ошибок. Когда ошибки воспринимаются как обратная связь, а не как неудачи, путь можно найти.

а) Конкретизируйте признаки успеха.



Терапевт: «Как вы узнаете, что вы достигли своей цели? Что вы увидите? Что вы услышите? Что вы почувствуете?»



Если у человека нет никакого способа, с помощью которого он сможет определить, достиг ли он своей цели, то он не почувствует удовлетворения от своего достижения, он может даже не понять, что достиг успеха. Такое часто бывает, когда цель абстрактная, например:

«Я хочу быть компетентнее».

Человек может быть компетентным во многих отношениях, но при этом он может не чувствовать себя успешным, потому что он не определил, ни что такое успех, ни каковы признаки успеха.

Чтобы помочь клиенту уточнить признаки успеха, прежде всего воспользуйтесь Мета-моделью:



Терапевт: «В чем вы хотите быть более компетентным?»



Клиент: «Я хочу быть более компетентным преподавателем».



После этого определите конкретные признаки успеха:



Терапевт: «Когда вы уже будете более компетентным преподавателем, что будет по-другому? Что вы увидите тогда? Что будет подтверждением вашего успеха?»



Клиент: «Я увижу интерес и любопытство на лицах учеников. Я увижу, что они лучше выполняют самые разные задания».



Терапевт: «Что вы услышите?»



Клиент: «Я услышу, как уверенно будут звучать их голоса».



Терапевт: «Что вы почувствуете?»



Клиент: «Я почувствую удовлетворение, когда они начнут мыслить самостоятельно и делать собственные открытия».



Терапевт: «Как конкретно вы узнаете, что ваши ученики мыслят самостоятельно? Что вы увидите и услышите? . . .»



Эта информация необходима также, чтобы оценить достигнутый прогресс.



б) Как оценить достигнутый прогресс.



Терапевт: «Как вы узнаете, что вы движетесь к своей цели?»



Как только клиент определит признаки успеха, он может каждый день оценивать свое поведение: приближает ли оно его к цели или наоборот отдаляет от нее. Эта информация называется обратной связью. Любая обратная связь («теплее» или «холоднее») по своей природе полезна.

Чтобы оценить достигнутый прогресс, клиент:



· Вспоминает, что он хотел увидеть, услышать и почувствовать, когда он достигнет своей цели;

· Видит, слышит и ощущает то, что на самом деле происходит в данный момент;

· Отмечает разницу между первым и вторым.



Если со времени последней проверки эта разница уменьшилась – это означает «теплее». Если она увеличилась – это означает «холоднее».

в) Самокорректировка курса.



В игре «горячо – холодно», когда человек получает обратную связь «теплее», он продолжает двигаться в том же направлении; когда он получает обратную связь «холоднее», он идет в другом направлении. Пробуя идти в разных направлениях и используя обратную связь, он в конце концов успешно достигает своей цели.

В «игре» жизни получается то же самое; адаптация и успех являются результатом экспериментов и использования обратной связи, для того, чтобы приблизиться к своей цели. Другими словами:



«Если то, что вы делаете, не приводит вас к желаемому результату, сделайте что-нибудь другое».



Чтобы клиент получал полезную обратную связь, убедитесь, что свидетельства (признаки успеха) соответствуют цели. Предположим, что цель клиента – так воспитать детей, чтобы они выросли счастливыми и успешными. Если он считает признаками успеха то, что дети ему улыбаются и говорят, какой он замечательный, то, вероятнее всего, он будет обращаться с ними слишком мягко, и поэтому не сможет установить ограничения и обеспечить необходимую дисциплину, а это очень пригодилось бы детям в будущем.



4. Подстройка к будущему.


а) Вызывание ресурсного состояния и закрепление его с помощью якоря.



Вызовите у клиента состояние, где у него есть нужные ему ресурсы (III. 1.), и поставьте на них якорь. Убедитесь, что эти ресурсы представлены в зрительной, слуховой и кинестетической модальности.



б) Перенесите ресурсы.



Пусть клиент представит себя в той ситуации, где он хочет иметь новые возможности выбора, так, чтобы он видел все вокруг себя, слышал звуки и голоса, чувствовал ощущения и эмоции. Пока он это делает, воспользуйтесь якорем (шаг 1, см. выше), чтобы связать необходимые ресурсы со стимулами, естественно присутствующими в этой ситуации. Таким образом, эти стимулы сами по себе становятся якорями, которые будут автоматически вызывать ресурсное состояние у клиента.



в) Прорепетируйте.



Пока вы держите якорь, пусть клиент войдет в желательную ситуацию с ресурсами и проживет ее от начала до конца, репетируя желательное поведение и использование обратной связи. Это создает внутренний образец, он будет направлять клиента в реальной ситуации. Подобная репетиция также служит заключительной проверкой, дающей клиенту возможность обнаружить любые потенциальные проблемы и заранее сделать необходимые модификации.

Источник: Ричард Коннер «Изменение ограничивающих представлений»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.