Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни

Наука » Педагогика » Специальная (коррекционная) педагогика
Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и пред­отвратить вторичные отклонения.

К сожалению, не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в младенчестве и раннем детстве. В этом воз­расте выявляются наследственные формы олигофрении и наруше­ния в строении и числе хромосом, а также выраженная умственная отсталость (имбецильность, идиотия).

Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста вос­питываются в семье или специальных яслях системы здравоохра­нения. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно от­сталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специали­зированные детские дома для детей с нарушением интеллекта.

Работа с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контак­тов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудни­честве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в се­мье, осуществляется при активном участии родителей.

При систематической коррекционной работе родителей с ум­ственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.

В специальных садах оказывается комплексная помощь умст­венно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспита­телями группы, логопедом, психологом, музыкальным работни­ком, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия. В большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.

В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадя­щий, охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.

Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направле­ниях: формирование физической готовности; формирование эле­ментарных познавательных интересов и познавательной активно­сти и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.

Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе.

Дошкольники с умственной отсталостью могут посещать спе­циальные группы при массовых детских садах. Обучение в них проводится, как и в специальных детских садах, по специальным программам.

С семи-восьми лет умственно отсталые дети учатся в специ­альных школах в, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образова­тельного стандарта. Им также может быть оказана помощь в цен­трах социально-трудовой реабилитации.

Основными задачами этих школ являются максимальное пре­одоление недостатков познавательной деятельности и эмоцио­нально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адап­тация в условиях современного общества.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподаются как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чте­ние, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные).

К коррекционным занятиям в младших классах относятся за­нятия по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших классах - социально-бытовая ориентировка (СБО).

Специфической формой организации учебных занятий являют­ся индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. Оно уже с IV класса носит профессиональный харак­тер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

Обучение в школе продолжается от восьми до одиннадцати лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика.

Большое место в специальной школе отводится воспитательной работе, целью которой является со­циализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки ок­ружающих и самих себя, нравственного отношения к окружаю­щим. Специфической задачей воспитательной работы в специаль­ной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных ви­дов деятельности.

Большинство выпускников специальных школ достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, ра­ботают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в не­благоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных школ-интернатов испы­тывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без роди­телей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана. Необходи­мо длительное сопровождение выпускников специальных школ социальным педагогом так, как это осуществляется за рубежом.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.