Формирование и развитие личности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Развитие личности – сложный и противоречивый процесс, вызванный действием многих факторов.
В.С. Мухина полагает, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией
– определенным отношением к миру людей, к миру вещей, к себе самому.
А.Н. Леонтьев отмечает, что процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Однако этот процесс протекает по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности человека к той или иной группе, среде.
Л. Ф. Обухова считает, что развитие – это прежде всего качественное изменение, характеризующееся появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
В отечественной психологии традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние);
5) преклонный возраст, старость. В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.
Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по уровню физиологического функционирования, по степени психического развития человека, его психологических качеств и преобладающих желаний, по преобладающим формам поведения и деятельности.
I. Пренатальный период включает три стадии: 1 – предзародышевая стадия длится две недели, соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика;
2 – зародышевая (эмбриональная) стадия длится с начала третьей недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов; 3 – стадия плода начинается с 3-го месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит развитие систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале 7-го месяца, поэтому начиная с этого времени плод уже называют ребенком.
II. Период детства включает стадии: 1 – стадия новорожденности и младенчества (от рождения до 1 года); 2 – стадия раннего детства (или «первое детство» с 1 года до 3 лет) – период развития функциональной независимости и речи; 3 – стадия дошкольного детства (или «второе детство» от 3 до 6 лет) характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; 4 – стадия младшего школьного детства (или
«третье детство» с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.
III. Отрочество подразделяется на 2 периода: 1) подростковый (или пубертатный) период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 лет до 14-15 лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе; 2) юношеский (ювениальный) период с 16 до 20-23 лет представляет переход к зрелости; с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обяза тельств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни.
При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис
7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 13-14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.
IV. Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости или молодость (с 20-23 лет до 30-33 лет) соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Соответствует периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.
Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста; появляются первые признаки ухудшения здоровья; потери красоты и физической формы; отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми; приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви, в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет – период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодо леть три подкризиса: первый из них заключается в переоценке соб ственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.
В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий.
Первая из них – стадия отрицания. Мысли: «Нет, не я!» – самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева – гнев, охватывающий больного при вопросе:
«Почему именно я?» изливается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.
Следующая стадия «торга» – больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, выторговывает свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.
После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне», замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап, и все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе – наступает состояние «социальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).
Пятая стадия – это «принятие смерти»: человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца – это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни. Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток.
В западной психологии наиболее широкое распространение получила теория эпигенетического развития личности Э. Эриксона. Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентировал внимание на социальных аспектах этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных, главным образом, со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане соб ственного статуса среди товарищей.
Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода ( генеративности), выражающегося, главным образом, в «интересе к следующему по колению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может за стыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличност ных отношений.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, то он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.