ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрас­тающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному ин­терпретировался сам, термин «нравственное воспитание», иногда подме­нялся понятием «духовное воспитание», «моральное воспитание». Мо­раль - общественное явление, включающее в себя нормы и правила, оп­ределяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обще­стве, в конкретной ситуации развития. Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, выра­батываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека Этика - учение о нравственности и морали. Понятие «моральное воспитание», на наш взгляд, несколько уже, чем понятие «социально-нравственное воспита­ние». В последние годы используется словосочетание «социально-нравственное воспитание». Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему зна­ний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон). Социально-нравственное вос­питание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценно­стей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравст­венные чувства и привычки поведения.

В результате социально-нравственного воспитания происходит нрав­ственное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика поступательных изменений в сфере нравственности человека. Показателем нравственного развития человека являются представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношения, нравственные чувства и, как высший результат, нравственные качества личности.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваи­вает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста рас­сматривались в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Н. К. Крупс­кой, А. С. Макаренко, Ф. С. Левин-Щириной, Д. В. Менжерицкой, В. Г. Не­чаевой, Л. А. Пеньевской, Т. А. Марковой, А. П. Усовой. Различные ас­пекты социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в исследованиях современных педагогов: Р. С. Буре, С. А. Коз­ловой, Г. Н. Годиной, А. М. Виноградовой, М. И. Богомоловой, Э. К.Сус­ловой, Д. В.Сергеевой. В 80-90-е гг. XX в. продолжали изучение пробле­мы нравственного воспитания Т. И. Ерофеева, Г. И. Григоренко, Г. Н. Гри­шина, О. В. Артамонова и др.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошко­льный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социаль­ным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозак­лючения, подражание взрослым.

Механизм нравственного становления личности включает в себя сле­дующие компоненты: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравст­венное качество. Результатом нравственного воспитания является нрав­ственная воспитанность - усвоение и воспроизведение определенных норм и правил поведения, нравственных ценностей, утверждение в лич­ности определенного набора нравственных качеств.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ре­бенка будут складываться представления о сущности нравственного ка­чества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чув­ства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в по­ступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию об­ратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность фор­мируемого качества. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или без­нравственного) качества личности.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы. В первую группу входят задачи формирования механизма нравственного воспитания (представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, привычек поведения). Вторая группа задач направлена на формирование нравственных качеств, представляющих ценность для данного общества в данный исторический период.

Содержание нравственного воспитания отражено в «Программе вос­питания и обучения детей в детском саду». Традиционные блоки нравст­венного воспитания дошкольников: коллективизм, гуманизм, патрио­тизм, трудолюбие. Современное отношение к выделенным блокам - вос­питание счастливого ребенка. Счастье и любовь как ведущие принципы в содержании воспитания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.