Контроль за знаниями и умениями студентов - один из важнейших компонентов учебного процесса колледжа. Обучение не может быть пол­ноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваи­вается студентами материал, как они применяют полученные знания для практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и сту­дентами устанавливается обратная связь, которая позволяет выявить ди­намику усвоения учебного материала, действенный уровень владения системой знаний, умений, навыков и на основе их анализа вносить соот­ветствующие коррективы в организацию педагогического процесса.

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция контроля - выявление уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. Это оценка условий проте­кания педагогического процесса, его успешности или нет.

Обучающая функция проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция заключается в том, что наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студен­тов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устра­нить эти пробелы, что в итоге формирует творческое отношение к пред­мету и стремление развивать свои способности.

В учебно-воспитательном процессе все три функции переплетены и взаимосвязаны, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая, функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обу­чающая функция; зачеты, экзамены выполняют диагностическую функцию.

Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос, пись­менные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, ла­бораторные контрольные работы и т. п.

В образовательном процессе, кроме традиционной проверки знаний, умений обучаемых, присутствует диагностика как своевременное выяв­ление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его про­дуктивностью. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль - это выявление, измерение и оценивание ЗУ обучаемых. Контроль не должен быть формальным. Дидактический контроль должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего, самому обучаемому.

Проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между препо­давателем и студентом, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недос­татков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности студента, но и объема его учебно­го труда. Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку как результат проверки. В классных журналах, зачет­ных книжках, ведомостях оценки фиксируются в виде отметок.

Основой для оценивания успеваемости студентов являются итоги (ре­зультаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и ко­личественные показатели работы студентов. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах. Важно пони­мать, что оценка - это не число, полученное в результате измерений и вычислений, а предписанное оценочному суждению значение. Оценка также является и средством стимулирования учения, положительной мо­тивации, влияния на личность.

Выделяют принципы диагностики и контролирования обученности:

- принцип объективности - заключается в научно обоснованном содер­жании диагностических заданий, позитивном отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оце­нивании знаний и умений;

- принцип систематичности — предусматривает необходимость проведения диагностирования на всех этапах дидактического процесса, заключается в том, что регулярному контролю подвергаются все студенты с первого и до последнего дня обучения в учебном заведении; данный принцип тре­бует комплексного подхода к проведению диагностики, при котором ис­пользуются в тесной взаимосвязи и единстве различные формы, методы и средства контроля;

- принцип наглядности - заключается в проведении открытых испыта­ний всех обучаемых по одним и тем же критериям, рейтинг каждого студента носит наглядный, сравнимый характер.
Контролировать, проверять и оценивать знания и умения студентов нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изу­чение. Выделяются следующие виды контроля: предварительный (вход­ной) контроль; текущий (в процессе изучения темы); тематический (оценка результатов изучения темы); периодический или рубежный кон­троль (проверка достижений по разделу); итоговый контроль (уровень фактической обученности в соответствии с требованиями ГОС). Специ­альным видом контроля является комплексная проверка, интегрирован­ные формы контроля (диагностирование качества реализации межпред­метных связей).

Диагностика процесса обучения обеспечивается системой методов: опросно-ответный метод (фронтальный, индивидуальный опросы); метод кон­трольных проверочных работ (устные, письменные задания, решение задач, диктанты, сочинения, выполнение рисунков, чертежей, схем, написание док­ладов, рефератов); зачетно - экзаменационный метод (монологический ответ, собеседование, ответы на вопросы).

Внимание! Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Если статья нарушает Ваши авторские права и Вы желаете изменить или удалить статью, пожалуйста

Автор новостиDARK-ADMINТеги новости
Новость опубликована 13.05.2012 и содержит 0 комментариев
Похожие публикации:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
© Murzim.Ru 2009-2014.