ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Наука » Педагогика
В системе вузовского обучения учителей особое значение приобретает подготовка будущих педагогов к проведению разнообразных по форме работ с учащимися. Российский опыт подготовки учителей начальных классов утвердил полевые практики как неотъемлемое звено учебного процесса в системе высшего педагогического образования.
Полевая практика готовит будущих учителей начальных классов к преподаванию природоведческих дисциплин. Содержание полевой практики тесно связано с программами курсов «Естествознание» и
«Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию». До начала полевой практики студенты заканчивают изучение отмеченных дисциплин, что обеспечивает их знаниями важнейших закономерностей оболочек Земли – атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы, основных особенностей природных комплексов на территории различных физико-географических районов нашей страны. Это позволяет студентам на полевой практике самостоятельно решать ряд вопросов при анализе наблюдаемых ими природных процессов и явлений.
Основная цель практики – изучение особенностей отдельных
компонентов природы, установление взаимосвязей между ними, а также характеристика ландшафтных комплексов на примере своего края, в том числе определение направления и динамики эволюции таких комплексов, оценка степени антропогенного воздействия на них. [1].

Полученные знания и опыт проведения наблюдений в природе должны быть адаптированы к использованию при работе с учащимися младшего школьного возраста.
Полевая практика по естествознанию при правильной ее организации и ответственному отношению к ней студентов может способствовать: более глубокому усвоению и расширению теоретических знаний о природе; конкретизации теоретических знаний при непосредственном изучении и эмоциональном восприятии природы, установлению связей между теоретическими знаниями студентов о природе и пониманием, объяснением простых природных закономерностей в конкретном проявлении; овладению элементами методики ведения исследовательской работы в природе в пределах, необходимых для преподавания курса природоведения; развитию умений на основе изучения отдельных природных компонентов и анализа взаимосвязей между ними выделять и характеризовать типичные природно-территориальные комплексы района практики; привитию навыков камеральной обработки материала, знакомству с принципами и методами графического изображения материалов исследования (таблицы, графики, профили, диаграммы, карты-схемы и т. п.); приобретению навыков ориентирования на местности и топографических съемок, формированию умений работать с определителями природных объектов и процессов; расширению знаний студентов о природных особенностях своего края, опыту сбора и анализа краеведческого материала; выработке умения разбираться в путях рационального использования, преобразования и охраны природы; развитию профессиональных навыков, необходимых учителю начальных классов для преподавания природоведения: наблюдения за природными процессами и явлениями, установление взаимосвязей между ними, определение причин природных явлений, составление описаний и характеристик природных комплексов, организация наблюдений и простейших исследований в природе учащимися.
В соответствии с перечисленными задачами основными методами работы во время практики могут считаться групповые естественнонаучные наблюдения, измерительная работа, самостоятельный сбор природоведческого полевого материала студентами (индивидуально либо бригадами) с последующими анализом и их камеральной обработкой, педагогическое проектирование организации краеведческой и природоведческой работы со школьниками.

Каждая образовательная задача полевых исследований посвящена определенной теме, которая выбирается в соответствии с программами курсов «Естествознание» или «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию». Участники ее должны быть подготовлены к усвоению материала (либо в ходе предварительной беседы и инструктажа преподавателя, либо готовясь самостоятельно по предложенным заданиям).
Одним из основополагающих принципов обучения в естественной среде является краеведческий принцип. Поэтому, преследуя основную цель практики — комплексное изучение природы, не следует игнорировать важность параллельного ознакомления с другими объ ектами – экономико-географическими, этнографическими, культурно-историческими.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.