Ретроспективный анализ становления системы коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области

Наука » Педагогика
В настоящее время изучение отечественной системы коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как предмет комплексного анализа, что связано с процессом переосмысления политических, правовых, экономических, социокультурных и образовательных ценностей.
На современном этапе первостепенное значение приобретает решение задач организации и осуществления своевременной коррекционной помощи в условиях конкретного региона, что требует разработки и реализации программ развития, построенных на основе системно-целостного подхода, с учетом имеющегося потенциала и потребностей каждого региона.
До настоящего времени не проводилось историкопедагогического исследования, специально посвященного целостному процессу становления и развития системы коррекционнопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями в Вологодской области. Вместе с тем необходимость такого исследования очевидна, так как определение перспектив её совершенствования невозможно без знания исторических корней становления и формирования, без учета позитивного и негативного опыта, который накапливлся в ходе исторического генезиса [1]. Поэтому предметом нашего исследования стал поиск научно-обоснованных направлений развития системы коррекционно-педагогической помощи детям, опирающийся на многоаспектный анализ историко-культурных и социокультурных условий ее функционирования.
Вологодская область в настоящее время – одна из крупнейших областей северо-запада России. История становления системы коррекционно-педагогической помощи достаточно полно отражает общегосударственные тенденции, но вместе с тем имеет свои отличительные черты.
В материалах архивов (XVIII–XIX вв.) нет сведений об обучении детей с нарушениями в развитии. Это свидетельствует о том, что вопросы оказания помощи детям с сенсорными, физическими или интеллектуальными нарушениями на Вологодчине в то время еще
не поднимались, хотя довольно близко, в Петербурге, уже в 1806 г. открылось учебное заведение для глухих, а в 1807 г. – для слепых детей. Лишь в 1898 г. в Вологде было открыто училище для слепых детей, которое имело два отделения: ремесленное и младшее. Воспитанники ремесленного отделения занимались изготовлением щеток, ершей для мытья посуды, плетением ковров и обучались сапожному мастерству. Младшие воспитанники получали начальные сведения по арифметике и русскому языку, изучая стихотворения и слушая чтение воспитательницы. Всем воспитанникам давали уроки церковного пения с целью подготовки к исполнению обязанностей певчих в церквях и уроки игры на духовых и струнных инструментах.
Вологда стала одним из первых городов России, где была открыта вспомогательная школа. Учреждение открылось 18 декабря
1911 г. под названием «Вологодское вспомогательное училище». Всего было сформировано два класса из 47 учащихся с трехлетним курсом обучения без особой программы. Подчинялось учреждение городской Управе. В 1912 г. училище было преобразовано в учреждение под названием «Вологодская вспомогательная школа», в которой было уже восемь классов. В школе, кроме общеобразовательных предметов, были введены уроки исправления речи.
До 1917 года на Вологодчине развивалось общественное призрение в отношении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Эти дети находились в приютах, воспитательных домах, но большая
часть оставалась не охваченной вниманием педагогов и медиков, так как дети проживали в удаленных от городов сельских районах губернии и помощь, которая оказывалась городским детям, для них была недоступна.
После революции 1917 г. система специального образования
России стала частью государственной системы образования. На Вологодчине были учреждены новые органы управления. Губернский отдел народного образования, Губернский отдел здравоохранения, Губернский отдел труда и социального обеспечения взяли на себя заботу не только о здоровых, но и о больных детях. Вышеупомянутые органы власти занимались проблемами специального образования и охраны детства. В архивных материалах, относящихся к 1919 г., мы находим первые сведения о количестве глухонемых по Вологодской губернии. Так, общее число глухонемых составляло
2421 человек, в том числе глухонемых школьного возраста 605 человек.
В 1924 г. Наркомами просвещения, здравоохранения и социального обеспечения в Москве был проведен съезд работников социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), где был решен вопрос об открытии в стране специальных школ – интернатов для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей. Такие специальные школы интернаты было решено открыть и в Вологодской губернии. В 1925 была открыта Вологодская школа-интернат для слепых детей первой ступени (начальная). Учебные занятия в школе проводились по программам массовой школы. В 1929 г. в Грязовце открылась школа-интернат для слабослышащих детей, в 1946 г. в городе Великий Устюг была открыта школа для умственно отсталых детей, в 1950 г. – школа для глухонемых детей. Особо остро в данный период стоял вопрос об обеспеченности специальных учреждений квалифицированными кадрами. Лишь единицы учителей имели педагогическое образование, полученное в вузах Москвы и Ленинграда.
Дальнейшее расширение сети специализированных учреждений в Вологодской области происходит с начала 60-х годов. В
1965 г. в городе Устюжна открылась вспомогательная школаинтернат. В 1966 г. открыта ГОУ Грязовецкая школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В составе данного учреждения с 1986 г. работают специальные (коррекционные) классы VIII вида. В 1970–71 гг. начинает свою работу вспомогательная школа-интернат в городе Череповце. В 1976 г. начал свое существование Сокольский детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей.
В 60–80-х гг. система специального образования Вологодской области дифференцируется по типам и видам учреждений. Впервые поднимается вопрос о создании в области логопедической службы. В 1971 г. в Вологде открывается речевая группа в дошкольном учреждении. В январе 1971 г. организовано отделение патологии речи в Вологодской областной детской больнице. В конце 60-х – начале
70-х гг. в области были открыты логопедические пункты при средних общеобразовательных школах. Это произошло гораздо позже, чем в крупных городах России (Москва, Ленинград, 1949 г). В 70-е гг. начинается становление системы специального дошкольного образования области [1].
В связи с расширением сети специализированных учреждений возникла потребность в квалифицированных кадрах. В 1991 г. при Череповецком государственном педагогическом институте им. А.В. Луначарского была организована кафедра дошкольной дефектологии (в настоящий момент – кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии), которая осуществляла подготовку специалистов-дефектологов, логопедов для дифференцированной системы специального образования.
За последнее десятилетие образовательная ситуация как в России в целом, так и на Вологодчине значительно изменилась. Это, несомненно, коснулось и специального образования. В целях законодательного и нормативно-правового обеспечения региональной системы специального образования, социально-правовой защиты детей, нуждающихся в поддержке государства, и в соответствии с федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ были приняты: Закон Вологодской области от 29.12.03 г. № 982 – ОЗ. «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области»; Закон области от 28.01.05 г. № 1218-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации ими права на образование»; Закон Вологодской области от 31.01.05 г.
№1217-ОЗ «Об индивидуальном воспитании и обучении детейинвалидов и детей, находящихся на длительном лечении» и ряд других документов [3].
Проведенное историко-педагогическое исследование показало, что в развитии системы коррекционной помощи в Вологодской области обнаруживаются те же этапы, что и в развитии общероссийской системы, но для них характерно более позднее их начало, чем в целом по России.
На современном этапе развития области коррекционнопедагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В области функционируют дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата. Наряду с 17 дошкольными образовательными учреждениями компенсирующего вида, дети дошкольного возраста получают коррекционную помощь в 74 образовательных учреждениях комбинированного вида. 167 компенсирующих групп посещают 7,2 % от всего числа детей ДОУ. Более 2000 детей с нарушениями речи получают коррекционную помощь в 78 логопедических пунктах, созданных в дошкольных учреждениях. Для детей школьного возраста функционирует 21 специальное (коррекционное) образовательное учреждение I–VIII видов, детские дома. На сегодняшний день в области открыто 134 специальных (коррекционных) класса (СКК) VIII вида для умственно отсталых детей; 283 СКК VII вида для детей с ЗПР;
335 классов компенсирующего обучения (ККО); 4 СКК II вида для слабослышащих детей; 9 СКК IV вида для слабовидящих детей,
2 СКК V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи [2].
Помощь детям с нарушениями в развитии оказывается в учреждениях здравоохранения, таких как: амбулаторная сеть (поликлиники, психоневрологические диспансеры), стационарная сеть (неврологические отделения для детей грудного возраста, отделение патологии речи, детские отделения психиатрической больницы), Дома ребенка (Вологда, Череповец, Великий Устюг), санатории.
Учреждения, оказывающие коррекционно-педагогическую помощь детям в системе социальной защиты области, представлены детскими домами-интернатами для умственно отсталых детей и реабилитационными центрами.
Анализ современного состояния системы коррекционнопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями в области позволил выделить следующие проблемные моменты: созданная сеть специальных учреждений не рассчитана на оказание коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ранним детским аутизмом, сложными нарушениями развития; в области нет учреждений школьного звена для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития; требует значительного укрепления материально-техническая база имеющихся учреждений; не разработана система раннего выявления и ранней коррекционнопедагогической помощи детям, начиная с первых месяцев жизни; слабо представлена система работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья с целью привлечения родителей в качестве субъектов коррекционно-педагогического процесса; недостаточно ведется просветительская работа с населением. Особо остро стоит вопрос обеспеченности квалифицированными дефектологическими кадрами. Только 11 % учителей
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и 3 % учителей классов VII и VIII вида в общеобразовательных школах имеют специальное образование. Выявленные в ходе исследования проблемы сходны с проблемами других регионов, их решение возможно при условии межведомственной скоординированности действий, максимальной ориентации на потребности и возможности различных районов области, совершенствования образовательных и коррекционных мер на комплексной основе, предусматривающей взаимодействие специалистов различных профилей как в условиях отдельно взятого учреждения, так и в межведомственном пространстве; расширение сети учреждений и спектра предоставляемых услуг, обеспечивающих весь комплекс потребностей детей с нарушениями в развитии, родителей, а также специалистов, задействованных в процессе организации коррекционной помощи. Проведенное исследование позволило не только объективно оценить современное состояние коррекционно-педагогической помощи, но и определить научно-практические подходы к её совершенствованию
Экспериментальная часть исследования была посвящена разработке и внедрению территориально-ориентированной модели региональной координированной системы помощи детям с проблемами в развитии. Основополагающими для построения новой модели стали принципы: комплексности, территориальной ориентированности, системности, доступности, индивидуализации, научно-теоретического диагностирования и прогнозирования. При моделировании основные акценты были сделаны на объединение усилий государственных структур и общественных организаций для решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающих их семей; достраивание недостающего структурного звена в системе коррекционно-педагогической помощи области; оказание коррекционно-педагогической помощи тем детям, которые не могли получить ее в существовавшей ранее системе специального образования области; обеспечение возможностей своевременной диагностики и выбора оптимального образовательного маршрута; усиление дефектологических знаний среди населения с целью развития процессов интеграции; расширение возможностей подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования области.
В процессе проведения исследования стало очевидно, что для реализации поставленных задач требуются определенные изменения существующей современной областной системы коррекционнопедагогической помощи. Предложенная нами модель областной системы коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии представляет собой комплекс взаимосвязанных компонентов. Это координационный межведомственный совет при департаменте области, областной диагностико-реабилитационный и методический центр, городской центр комплексной помощи. Данная модель имеет проектировочный характер, поскольку процесс формирования координированной коррекционно-педагогической помощи в регионе достаточно длительный и далек от завершения.
С целью осуществления практической реализации предложенной модели нами была разработана и внедрена модель научнопрактического центра «Развитие», который может явиться примером городского центра комплексной помощи, выделенном в теоретической модели. Данная модель – оптимальная форма организации коррекционно-педагогической помощи детям в городе и позволяет осуществить этот процесс в приоритетном для современной коррекционной педагогики направлении: профилактика, выявление, ранняя комплексная помощь индивидуально ориентированная помощь, педагогическое просвещение, подготовка кадров.
Для научного обоснования внедрения данной модели в практику нами проведена апробация предложенных направлений деятельности Центра на базе кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Череповецкого государственного университета. Основные направления деятельности центра можно определить как научно-методическое, диагностико-профилактическое, коррекционно-развивающее, инновационно-исследовательское, аналитико-прогностическое, образовательно-просветительское. В период апробации были разработаны и внедрены в практику восемь индивидуальных программ развития ребенка, семь программ курсов повышения квалификации, две программы переподготовки специалистов, осуществлялось научное руководство деятельностью экспериментальных площадок, созданных в специализированных учреждениях области. С целью популяризации знаний о причинах возможных нарушений и их последствиях проводится лекционнопросветительская работа среди населения. Введена служба «Участковый дефектолог», которая помогла выявить количество детей, не охваченных коррекционно-педагогической помощью, создать банк данных и привлечь внимание к деятельности центра.
Организация Центра на базе кафедры позволила нам расширить представления о модели центра и привлечь к реализации выделенных направлений работы студенческий потенциал. Задачами Центра в области работы со студентами являются: повышение качества практических знаний, навыков и умений, выпускаемых университетом специалистов путем привлечения студентов к практической деятельности; апробирование и внедрение наиболее эффективных программ, отдельных методов, приемов обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, способствующих коррекции их нарушений; предоставление детям с проблемами в развитии современного уровня коррекционной помощи; проведение анализа, обсуждения полученных результатов коррекционной работы на конференциях, семинарах, круглых столах; публикация полученных материалов экспериментальной работы. Заинтересованные проблемами современного состояния и дальнейшего развития системы коррекционной помощи детям, студенты проводят анкетирование, социологические опросы cреди населения области, позволяющие получить наиболее полную информацию о количестве детей, нуждающихся в помощи специалистов и об отношении к детям с ограниченными возможностями различных социальных групп общества; принимают активное участие в проведении диагностических мероприятий, коррекционной работы с детьми, посещающими центр; с целью популяризации знаний о причинах возможных нарушений и их последствиях проводят разъяснительную работу среди учащихся школ, училищ города, студентов других специальностей. Возможность привлечения студентов к научно-практической работе, на наш взгляд, является важным и необходимым компонентом в подготовке будущих учителей-дефектологов, логопедов для специализированных учреждений области.
Проведенное исследование не затрагивает все проблемы совершенствования системы коррекционно-педагогической помощи в Вологодской области. В нем лишь представлена попытка изучения истории становления системы коррекционно-педагогической помощи, современного её состояния и определения перспективных направлений развития. В связи с этим данное исследование не претендует на полноту изложения и обусловливает необходимость дальнейших исследований и продолжения работы в определенных ранее направлениях. Вместе с тем в рамках данного исследования проблема современного состояния коррекционно-педагогической помощи приобрела теоретическое значение и получила конкретное практическое решение. Опыт создания аналогичного Центра может быть использован представителями других регионов, заинтересованных в совершенствовании организации коррекционнопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы
1. Денисова О.А. История, современное состояние, перспективы регионального специального образования: моногр. / О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, И.А. Букина и др. – Череповец: ЧГУ, 2007. – 250 с.
2. Денисова О.А. Система регионального специального образования: моногр. / О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, И.А. Букина и др. – Вологда, 2008. – 270 с.
3. Нормативно-правовые акты по вопросам социально-правовой защиты детей / сост. А.П. Коновалова, В.В. Дементьева. – Вологда: ВИРО, 2006. – 156 с.


Источник: И. А. Букина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.