Состояние и проблемы специальной помощи детям с нарушениями в развитии в Южном регионе России

Наука » Педагогика
Цель данного исследования – научное психологическое обоснование системы помощи и поддержки детям с проблемами развития в Южном регионе России. Комплексный характер создания системы психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей на юге России стал основой научной разработки проблемы. Если учесть, что регион составляют шесть субъектов, среди которых есть области, различные по геополитическим, экономическим, социально-демографическим, климатическим, культурноисторическим характеристикам с другими регионами Российской Федерации, то проблемы организации психолого-педагогической помощи детям Южного региона приобретают особую актуальность.
В этой связи мы предприняли попытку междисциплинарного подхода в разработке комплексных проблем создания системы помощи детям с учетом всей полноты и своеобразия реальных социально-демографических, социально-экономических, социальных, экологических, социально-психологических, психологических, психолого-педагогических и других аспектов жизни людей, так как отрыв психологических и педагогических аспектов от всех сторон жизни и деятельности участников процесса помощи проблемным детям чаще всего приводит к неудачам реформ и нежизнеспособности проектов развития такой помощи.
Ставя цель создания системы психолого-педагогической помощи в развитии и социализации детей, мы разработали методический инструментарий, который позволил выявлять наиболее распространенные проблемы детей, анализировать их происхождение и структуру, а также определить на этой основе составляющие специальной помощи детям, их родителям, педагогам. Нами было проведено пилотажное исследование, которое позволило отобрать методики, состоящие из следующих экспериментальных процедур: изучение состояния сферы детства и структуры помощи детям; изучение мнений педагогов, общественности, родителей о проблемах детей и видах той помощи, которая необходима им и детям; изучение психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами в развитии и социализации; изучение особенностей семейного воспитания и педагогической среды таких детей.
Большое значение в системе детерминирующих условий развития личности принадлежит экономическим условиям. Привычки, нравы, взгляды, стремления и идеалы формируются образом жизни людей, их способом добывания средств для существования. В свою очередь политическая и духовная сферы общественной жизни, сами детерминируемые экономикой, воздействуют на психику личности. Эти положения нельзя не учитывать при создании системы комплексной помощи и поддержки детей. С этой целью был проведен анализ данных, характеризующих состояние детства в Южном регионе, который позволил выявить общие для региона признаки: ухудшение демографической ситуации, устойчивый процесс депопуляции населения; падение уровня благосостояния большинства семей в целом, но особенно социально незащищенных семей с несовершеннолетними детьми; изменение структуры семейных бюджетов (основная часть доходов тратится на питание, качество которого резко ухудшилось); углубление процесса дезорганизации семей, характеризующегося их нестабильностью, разрывом внутрисемейных связей; устойчивый рост женской безработицы и безработицы среди родителей из многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида; усиление социального расслоения семей, рост социальной конфронтации (что в будущем чревато социальными конфликтами); ухудшение нравственно-психологического микроклимата семьи; усиление тенденции к ухудшению здоровья детей и женщин; увеличение числа детей-инвалидов, детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии; детей, подверженных наркомании и алкоголизму; детей с девиантным и асоциальным поведением; безнадзорных детей; низкий уровень культуры внутрисемейных отношений.
Основная причина такого положения состоит в том, что в Российской Федерации пока не создан механизм правоприменения, который обеспечивал бы практическое осуществление всех государственных мероприятий в области детства, контроль и ответственность за выполнение принимаемых решений. Несовершенство законодательной базы в этой области является серьезным препятствием принятия органами исполнительной власти всех уровней конструктивных мер для изменения положения в лучшую сторону.
Социальная и психологическая защита детей в этой связи становится самой актуальной проблемой. Снижение негативного воздействия социально-психологического фактора на положение ребенка в обществе зависит от эффективности взаимодействия специалистов всех сфер, связанных с жизнедеятельностью детей, в соответствии с новыми условиями от того, как вовремя управленцы умеют прогнозировать ту или иную ситуацию. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что Закон РФ «Об образовании» в части социальных гарантий не выполняется полностью, и нет законодательных актов, которые учитывали бы высокую социальную значимость поддержки семей с детьми в экстремальных жизненных условиях. На полную реализацию мер по социальной и психологопедагогической поддержке детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, хронически не хватает бюджетных и иных материальных средств.
Анализ мнений педагогов образовательных учреждений о характере необходимой помощи детям, испытывающим трудности в обучении, показал, что педагоги считают: в первую очередь современные дошкольники и младшие школьники нуждаются в психологической медицинской, логопедической, дефектологической

помощи. Учителя высказались также о необходимости создания диагностической службы состояния физического, психического здоровья, трудностей поведения детей; содействия в профилактике и преодолении этих затруднений; коррекционной помощи, связанной с проблемами общения детей и межличностными отношениями в социуме.
Родители в свою очередь проблемы детей в большей степени связывают с двумя параметрами: школьная успеваемость и состояние физического здоровья (частая заболеваемость, признаки детской нервозности, склонность к беспокойству, повышенная раздражительность, плохой сон, аппетит и т. п.). Родителей также беспокоит состояние психического развития своего ребенка (внимание, память, мышление, речь, эмоциональное развитие), проблемы в общении и установлении межличностных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, поведение в образовательном учреждении и дома. Для решения этих проблем, по мнению родителей необходима помощь специалистов – врачей, психологов, логопедов, однако для них предпочтительнее, если такая помощь будет организована в рамках того образовательного учреждения, в котором находится ребенок, либо должна быть возможность получить ее в той территории, где проживает семья.
Анализ данных, полученных в результате изучения мнений педагогов и родителей о проблемах, которые испытывают дети, позволяет сделать вывод о том, что по-прежнему во главу угла ставятся трудности ребенка в обучении, его эмоциональные проблемы чаще не замечаются педагогами и родителями. Проблемы, связанные с социально-психологической адаптацией в деятельности, общении, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, хотя и отмечаются, но не выделяются в качестве ведущих, определяющих остальные проблемы. Однако эти проблемы чаще всего имеют мультифакторную обусловленность. Причинноследственные связи обнаруживаются с соматическими особенностями детей и социальными условиями их жизни, а также психологическими, социально-психологическими факторами, с иными проблемами родителей, семей, учителей, с особенностями процесса воспитания и обучения и т. д. Так, проблемы детей могут быть связаны с психическим развитием, соматическими и душевными особенностями самого ребенка и возникающими на фоне его неблагополучной в различных сферах жизни (семья, школа, детские группы).
В то же время изучение личностных особенностей проблемных детей позволило обнаружить противоречия: между потребностью ребенка в принятии и признании и его неадаптированностью в социальной микросреде; между стремлением ребенка к успеху, неиспользованными возможностями и комплексом неполноценности; между неадаптированностью и несформированностью положительного, успешного образа «Я» ребенка»; его неадекватностью и дисгармониями психического развития; неуспешностью и компенсаторным поведением.
В аспекте взаимодействия с социальной микросредой, которая проявляется в активности ребенка как субъекта самосознания, деятельности и общения, также наблюдаются серьезные дисгармонии: нарушенный образ «Я», депривация притязания на признание
«успешного»; внутренний конфликт (несоответствие желаемого и действительного); компенсация неуверенности через неадекватные формы поведения; дисгармония мотивов учения и неразвитость познавательной и эмоционально-волевой сфер, низкая познавательная активность, сниженная обучаемость, несформированность умственных действий; неразвитость мотивов общения, несоответствие поведения социальным возрастным нормам, неадекватная социальная активность, эмоционально-волевая неразвитость, низкий самоконтроль, низкий социальный статус.
Анализ проблем детского развития позволил упорядочить и ранжировать их в зависимости от ряда внешних и внутренних факторов. Среди них можно различить проблемы ребенка, связанные с его физическим и психическим здоровьем; проблемы, связанные с условиями жизни и общения ребенка в микросоциуме (семья, детские группы); проблемы, связанные с особенностями организации и осуществления педагогического процесса. Все эти факторы в свою очередь детерминируются социально-экономической ситуацией в обществе, образом жизни людей. Следовательно, решение проблем детского развития и социализации силами одного специалиста просто немыслимо и требует участия других специалистов (в области психологии, специальной психологии и коррекционной педагогики, педагогики, социальной педагогики, медицины и др.).

Понимание проблемы развития и социализации как зависимой от определенного фактора или от группы факторов способствует выбору стратегии и тактики в той или иной помощи ребенку, ее ориентации непосредственно на ребенка, на условия и субъектов микросоциума. Исследования и практический опыт показывают, что проблемы, связанные с соматическим и психическим развитием ребенка, решаются менее успешно, чем проблемы, связанные с микросоциумом. В то время как развитие и социализацию ребенка чаще удается оптимизировать или скорригировать, изменяя условия его жизни, взаимоотношения со сверстниками или со взрослыми (особенно педагогами), повышая уровень социально-психологической комфортности, структуру самосознания, самооценку, изменяя уровень притязаний, улучшая эмоциональный тонус и т. д.
Все эти данные свидетельствует о том, что современный ребенок, его семья и педагоги нуждаются в квалифицированной комплексной специальной помощи. Это приводит к выводу о необходимости создания такой системы помощи, которая позволила бы получить ее независимо от места проживания (город, поселок, село) и наличия в штатах образовательных учреждений нужных специалистов. Такая ситуация диктует необходимость создания соответствующих региональных и муниципальных учреждений для оказания консультативной помощи семье (психологической, медицинской, педагогической, правовой).
В связи с этим в числе приоритетов высшего профессионального образования выступает задача подготовки специалистов, способных обеспечить диагностику, коррекцию и развитие полноценной, физически, психически и нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности. Такие специалисты, вопервых, призваны оказывать помощь ребенку, его семье, педагогам (поэтому им необходимы глубокие и разносторонние знания по этим проблемам). Во-вторых, глубокие профессиональные знания специалистов разного профиля должны сочетаться со знаниями в области смежных профессий. В-третьих, им необходимо владение технологией профессионального общения и взаимодействия в нем. В-четвертых, деятельность специалистов должна основываться на результатах психологических и социально-психологических исследований и применении новых психолого-педагогических технологий.

В результате экспериментального поиска нами была разработана программа подготовки компетентных специалистов для региональной системы обеспечения индивидуальной психологопедагогической помощи в развитии и социализации детей.
Современные исследования в области профессионального образования базовой характеристикой личности специалиста определяют профессиональную компетентность как целостное личностное образование, ядром которого выступает нравственнопсихологическая содержательно-информационная и операционально-деятельностная компетентность.
Такой подход лег в основу разработки содержания программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, построенных по блочно-модульному типу, позволяющему целенаправленно формировать профессиональную компетентность деятельности в специализированной образовательной системе социально-педагогического характера.
С целью формирования нравственно-психологической компетентности включен блок, нацеленный на формирование личности специалиста, включающий такие модули, как профессиональный имидж специалиста системы помощи, личностный рост; технология профессионального взаимодействия; психологическая защита в профессиональной жизни.
Для формирования содержательно-информационной стороны профессиональной компетентности в специализации выделен блок специальной профессиональной подготовки, который предусматривает освоение специалистами интегрированного знания смежных дисциплин: клинических, психологических, педагогических, социально-педагогических, коррекционной педагогики и специальной психологии. Это связано с необходимостью осмысления принципиально нового подхода к использованию комплексного воздействия, осуществляемого «единым» специалистом, и помогает лучше ориентироваться в сложных проблемах ранней диагностики и профилактики нарушений развития и социализации ребенка, прогнозирования и моделирования коррекционно-педагогического процесса. Реализация данного блока преследует цель формирования целостного представления о психической деятельности человека, понимания роли в ее становлении и проявлениях биологического, социального и анормального, а также о компенсаторных возможностях человека,

его способности адаптироваться к необычным условиям жизни, преодолевать сенсорную, интеллектуальную и социальную депривацию. Это предполагает создание условий, которые обеспечат успешное овладение специалистами знаниями в области психологопедагогических основ социализации, социальной адаптации и дезадаптации; умениями теоретического анализа истории и современного состояния проблем развития, социализации, социальной адаптации, воспитания и обучения детей. Особое внимание в содержании блока уделяется глубокому ознакомлению специалистов с проблемами семейного и школьного воспитания, педагогической микросреды, психолого-педагогического консультирования.
Операционально-деятельностная компетентность обеспечивается достаточным количеством практических занятий, широким применением тренингов, деловых игр, работы в малых группах, видеообучения. Выбирая эти формы обучения, мы руководствовались тем, что они способствует как освоению и применению новейших педагогических технологий, рассчитанных на высокий уровень профессиональной грамотности педагогов, их умения взаимодействовать с другими специалистами, так и обеспечению единства рациональных и эмоциональных механизмов в усвоении информации. Это особенно важно в связи со сменой образовательных парадигм, ориентированных на вариативность, субъектность, учет личностных факторов, профессиональной эрудиции. Реализация этого блока включала а) занятия по анализу социальнопедагогических ситуаций, построенных по типу проектировочных семинаров или ролевых игр; б) определение и диагностику реальных ситуаций риска для развития и социализации детей в процессе лабораторных занятий и педагогической практики; в) научное исследование выделенных ситуаций, выявление причин, их порождающих, коллективное определение путей разрешения ситуаций риска в форме деловых игр по организации взаимодействия «специалистов» в процессе поиска путей разрешения проблемных ситуаций; г) разработку программ помощи детям, родителям, педагогам; д) непосредственную работу с ребенком, в микросоциуме в период прохождения практики.
Принципиальной новизной и особенностью подготовки и переподготовки специалистов для системы помощи выступает овладение профессионально значимыми личностными качествами,

знаниями и умениями в области смежных наук и технологий взаимодействия специалистов, его практическая направленность. В процессе специализации специалисты овладевают профессиональной компетентностью, профессиональным мастерством, умением сотрудничать между собой, что обеспечивает преемственность в их работе на местах.
Апробация таких программ на специально организованных курсах и территориях показывает, что непрерывное образование в группах, ориентированных на работу по взаимодействию специалистов, повышает эффективность интегрированных технологий, в отличие от традиционных форм позволяет отводить значительное время на практические и прикладные занятия.
Одновременно в медицинских учреждениях повышения квалификации важно организовать подготовку специалистов высшего и среднего звена для системы помощи.
Концептуальные основы данного процесса основаны на принципах его построения, выделенных с учетом особенностей профессиональной компетентности специалистов системы коррекционной помощи и особенностей самопроектирования собственной профессиональной компетентности.
Принцип индивидуализации осуществляется посредством диагностики и самодиагностики личности, результаты которых служат основанием для разработки различных вариантов составления индивидуальных программ саморазвития профессиональной компетентности, определения индивидуальных траекторий формирования профессиональной компетентности и готовности к ее самопроектированию.
Принцип вариабильности заключается в предоставлении специалистам возможности выбора различных вариантов самопроектирования профессиональной компетентности в профессиональной деятельности и реализуется путем ознакомления их с различными моделями профессионального поведения.
Принцип проблемности предполагает овладение специалистами в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации технологиями решения проблемных ситуаций, способами их решения в каждой конкретной ситуации. Принцип профессиональной направленности реализуется посредством включения их в квазипрофессиональную деятельность с применением таких

педагогических форм и методов, как деловые игры, профессиональные тренинги, учебное проектирование. Принцип интегративности предполагает соотнесение задач формирования профессиональной компетентности и задач ее самопросктирования, интеграцию содержания учебных дисциплин и практик, самостоятельной работы.

Источник: Л. Ф. Сербина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.