Оптимизация культурно-образовательной среды в системе профилактики девиантного поведения учащихся

Наука » Педагогика
Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Условия профилактики молодежной девиации в образовательном учреждении. Культурно-образовательная среда как область социализации и самореализации личности. Корректировка ценностной и нормативной модели личности. Коррекция и компенсация психологических качеств, способствующих девиации.

Deviant behavior as socio-pedagogical problem. Conditions preventing youth deviation in an educational establishment. Cultural-educational environment as an area of socialization and self-realization. The adjustment value and regulatory model of personality. Correction and compensation psychological qualities that deviation.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда; девиантное поведение; профилактика; социализация; оптимизация; коррекция.
Keywords: cultural and educational environment; deviant behavior; prevention;
socialization; optimization; correction.


В последние годы особую тревогу вызывает рост зависимых форм и способов самовыражения и образа жизни поведения молодежи, разрушительно воздействующих на здоровье и психику молодого человека (алкоголизм, наркомания, игровая зависимость, агрессивное поведение и т.д.). Общественная значимость данной проблемы определяется теми долгосрочными социальными и личностными последствиями подобного образа жизни, который выводит из общественного бытия наиболее дееспособную часть населения, препятствует процессу интеграции молодого человека в общество, неизбежно сопровождается биологической, генетической и социальной деградацией личности. Предпринимаемые государством меры и профилактические программы не обеспечивают снижения социальных патологий. Более того, сохранение негативных тенденций в социальной, экономической и духовной сферах общества позволяет делать прогнозы относительно дальнейшего роста социальных и личностных девиаций. По заявлениям представителей государственных органов, курирующих соответствующую проблемную область, масштаб такого рода явлений и тенденции их развития угрожают национальной безопасности страны. Стремительное распространение зависимых форм поведения обусловлено одновременным существованием

нескольких групп факторов. Системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, особенности юношеского возраста сами по себе не могут рассматриваться в качестве непосредственных причин наркотизации, игромании или алкоголизма – они создают общую негативную ситуацию, в которой проходит детство и юношество в современной России. Однако их одновременное воздействие порождает благоприятные условия для роста молодежной девиации.
В ситуации дисфункции институтов социализации и духовно–
нравственного кризиса общества процесс расширения пространства поведенческих девиаций молодежи детерминирован четырьмя базовыми факторами: а) психологическими особенностями личности подростка, обусловленными возрастной динамикой; б) изменениями в системе ценностей и образа жизни, вызванными общекультурными тенденциями; в) обстоятельствами, формируемыми ближайшим социальным окружением (семья, характер референтных групп и субкультурных сообществ, СМИ, школа); г) обостренными проблемами личностной идентичности – антикультурные формы молодежной активности выступают в качестве компенсаторного и адаптивно–психологического механизма, в рамках которого социально неконкурентоспособная молодежь дистанцируется от общества, вырабатывая нетрадиционные для социума ценности и формы самореализации, принимая деструктивные модели и формы поведения, разрушающие личность и социум. Появлению девиантного поведения предшествует также личностный этап формирования ценностно-нормативной модели, которая принимается подростком в качестве жизненного идеала и в которой девиантная активность выступает для подростка способом решения актуальных личностных проблем, средством достижения значимых жизненных ценностей.
Продуктивному решению данной проблемы препятствует современное состояние педагогического знания. Несмотря на значительный теоретический потенциал исследований проблемы девиации в рамках социологии, культурологии, права, философии, этики, мало изученным остаются вопросы, касающиеся социально–психологических причин подростковой девиации, специфики отклоняющегося поведения молодежи в условиях глобализирующегося мира Подавляющее большинство современных данных о специфике психологического типа личности с девиантным поведением получено с помощью стандартизированных методик (тесты-опросники, шкалы и др.) и в условиях амбулаторного или стационарного лечения, поэтому эти данные недостаточно надежны и трудно адаптируемы к задачам педагогики.
Одной из важнейших проблем современной социально ориентированной и превентивной педагогики является ее разрыв с огромным теоретическим и практическим багажом педагогической и клинической психологии, неспособность адаптировать эффективные социально– культурные практики воздействия на сознание и поведение личности, разработанные и апробированные в других областях деятельности. Современное педагогическое знание не успевает интегрировать результаты современного развития гуманитарных наук, оставаясь в рамках узкометодологических парадигм. Это приводит к отрыву ведущей области человекотворческой практики от магистральных направлений развития гуманитарной мысли, ведет к распаду и утрате мировоззренческой целостности педагогики и ослаблению ее инструментария. В последние годы развитие социокультурных сфер интеллектуальной деятельности вызвало рост эффективных практик воздействия на сознание и поведение личности, которые не осваиваются педагогическим знанием. Более того, даже между основными направлениями педагогики (коррекционной, превентивной, реабилитационной и т.д.) крайне ослаблены концептуальные и смысловые связи. Отсутствуют исследования, посвященные разработке и адаптации эффективных социальных технологий, способных минимизировать зону девиации подростков в условиях учебного заведения. Сегодня, на фоне острых социальных проблем и возникновения новых форм девиации, разработка профилактических технологий должна стать в центре внимания социально– педагогического знания.
Опыт показывает, что более эффективными являются методы предупреждения негативного девиантного поведения, способные сократить число факторов, расширяющих пространство ненормативного поведения. Особую роль здесь могут сыграть социально и личностно– ориентированные технологии, способные в совокупности минимизировать воздействие деструктивных факторов и создать благоприятные условия для социализации и самореализации личности.
Основным объектом воздействия является культурно–
образовательная среда, выступающая для учащегося, с одной стороны, важнейшим пространством социализации и самореализации личности, с другой стороны, пространством экспансии ненормативного поведения – нередко распространение зависимости происходит внутри социальных групп [1, с.34].
Категория «пространство» традиционно используется в самых различных контекстах – экономическом, политическом, культурном, информационном, образовательном и т.д. С формальной точки зрения пространство – это система, формируемая множеством взаимодействующих субъектов, между которыми устанавливаются отношения, определяемые их функциональной спецификой. Системность пространства формируется такими взаимоисключающими его свойствами, как протяженность и фрагментарность, непрерывность и прерывистость, сохранение и изменение. Часть пространства, которая объективно или субъективно воздействует на личность, рассматривается нами как среда, в т.ч. культурно–образовательная, если речь идет о педагогически управляемом воздействии на личностное развитие.

Культурно–образовательное пространство – это содержательно– смысловой и пространственно-временной континуум, способствующий включению личности в ценностно-смысловой мир культуры, сохранению социальной целостности и личностной самореализации. В социально– педагогическом плане культурно-образовательное пространство – это совокупность условий и возможностей личностного развития, целенаправленно создаваемых различными субъектами педагогического процесса и формируемых социально–культурной средой жизнедеятельности личности. В методологии средового подхода развитие личности (как и процесс ее воспитания) представляется как способ и результат «преобразования» природных задатков и возможностей, при этом основную роль, помимо технологических моментов, играет историко-культурная глубина включенного в сферу совместной деятельности материала.
Методологической основой понимания онтопедагогической роли среды является культурно–историческая концепция Л.С. Выготского о
развитии личности как опосредованном общением процессе освоения и присвоения индивидом ценностей культуры. Интериоризируя и оперируя знаками, языком как «орудиями» культуры, человек в процессе взаимодействия с другими людьми преобразует «натуральные» психические
функции в образования высшего уровня развития, формирует собственный «мир культуры», который составляют значения, ценности и смыслы. Рождаясь в системе социального общения, взаимодействия, «высшие функции» вращиваются в сознание личности, переходят в интрапсихическую плоскость [2, с.34, 132].
Всемирно-исторический процесс породил колоссальное многообразие условий и форм культурного развития человека, однако без
«встречной активности», без внутренней духовно-смысловой работы значение этих культурных факторов осталось бы «нулевым». В контексте антропогенеза природа, изъяв из генофонда человека инстинктивные механизмы поведения, передала свои развивающие функции культуре, которая становится открытым пространством для творческого освоения и творения личности [3, с. 67]. Культура создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью развиваться универсально, т.е. саморазвиваться.
На разных этапах онтогенеза ресурсы социокультурной среды претерпевают преобразования в контексте личностной активности. В частности, на ранних этапах онтогенеза ребенок, преобразуя ресурсы социокультурной среды, заново конструирует ее новые смысловые фрагменты, инициативно расширяя границы своего индивидуального опыта – границы той локальной зоны ближайшего развития, которые непосредственно задает «мир взрослых». Тем самым доминантой бытия ребенка становится саморазвитие его как личности через освоение

различных способов деятельности. Это делает развитие личности ребенка как изначально творческий, креативный процесс [3, с. 68].
Феномен творческого участия личности в процессах изменения действительности и самоизменения внутренне противоречив. С одной стороны, такое участие предполагает разрыв с традиционным социальным опытом, известную свободу от его эталонов. С другой стороны, оно подразумевает сопричастность творческой традиции.
На локальном пространстве образовательного учреждения оптимизация социально-культурной среды обитания осуществляется путем насыщения культурно-образовательного пространства духовно– нравственными образами и символами. Дело в том, что важнейшим условием формирования духовности является ориентация на абсолютные и в то же время персонифицированные нравственные ценности. Личность, являющая собственным примером эти ценности, выступает своеобразным духовным референтом, поэтому процесс духовной преемственности всегда обеспечивался путем идентификации человека с образами, воплощающими базовые ценности культуры. Духовный референт – это образец для подражания, идеал для самовоспитания, поиска и определения смысла собственного бытия. Значение духовно– нравственных референтов уникально в плоскости личностного становления. Каждый человек, в силу своей изначальной незавершенности, потенциально бесконечен в вариантах своего будущего. Поэтому он должен дополнить себя предстоянием чему-то высшему, осуществившемуся и находящемуся вне его, способному довершить и возвысить человеческое бытие. В этом предстоянии он получает свое «духовное задание», призванность и ответственность (И.А. Ильин). Именно референтный образ другого становится условием образования личности и реализации ее возможностей – путем определения жизненного призвания и выбора того пути, на котором личность сможет максимально полно себя реализовать (отождествление с образом значимой личности как бы
«запускает» резонансный механизм, усиливающий в личности подобные качества).
В последние годы, в связи с разрушением системы духовного самовоспроизводства российского общества и мировоззренческим вакуумом, в котором оно оказалось, все отчетливее обнаруживаются симптомы кризиса идентичности, который в субъективном, личностном плане переживается как духовный вакуум, разрыв связей человека с социальным и культурным миром, неспособность человека отождествить себя в национально-государственном плане. В такой ситуации возникает необходимость в целенаправленном насыщении культурнообразовательного пространства личностями, олицетворяющими базовые ценности отечественной культуры, воплощающими лучшие нравственные качества народа. Значимые образцы для подражания способны задать идеал саморазвития, стать точкой отсчета в определении смысла

жизни, помочь человеку понять свое профессиональное и личностное предназначение.
В этой связи следует отметить важнейшую роль личности педагога, которую следует рассматривать как важнейший ресурс образовательной деятельности. Значительные возможности влияния на личность воспитанника ставит проблему высочайшей нравственной ответственности педагога – за то, какую духовность он созидает в себе и являет ее другим в образовательном пространстве коммуникаций. Важно понять, какие ценности и качества педагог должен транслировать в рамках образовательной деятельности. В формировании культурнообразовательной среды жизнедеятельности, помимо педагогов, участвуют родители, гости учебного заведения, сами учащиеся.
В организационно–педагогической плоскости культурнообразовательное пространство предстает как совокупность социальнопсихологических и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих учащегося в процессе его обучения. Среда повседневного обитания человека многомерна и динамична, включает сложившиеся формы общения, духовные ценности, значимые для учебного заведения события, символы. Актуальность оптимизации культурно– образовательной среды обусловлена тем, что она является основополагающей, определяя ценности личности, ее нормы, идеалы, профессиональную успешность. Как известно, развитие личности, богатство человеческой индивидуальности во многом определяется и обеспечивается социально-культурными условиями ее бытия – содержание и качество культурного пространства неизбежно переходит в духовный мир личности. Смысловые и символические составляющие культурно– образовательного пространства играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство корпоративности, «семейной близости», «родственности» составляющих его людей, мотивируют характер и формы поведения людей.
Оптимизация культурно-образовательного пространства – это прежде всего проблема воспитания [5, С.132–143]. Специфика этого процесса состоит в том, что он осуществляется опосредованно – через создание оптимальной социально-психологической и социальнокультурной среды, включение личности в различные виды социокультурной деятельности. Эффективность процесса развития личности зависит, с одной стороны, от внешних условий, от той среды жизнедеятельности, в которую личность включена в силу необходимости или собственного выбора, с другой стороны – от «встречной» активности самого человека, его осознанного стремления стать личностью, понять и выразить себя как личность в непрерывно меняющихся условиях.
Проблема целенаправленного регулирования культурнообразовательного пространства актуальна не только в границах отдельного учреждения – она особую значимость получает в ситуации несба
лансированности и нескоординированности усилий различных социокультурных институтов, участвующих в воспитании и социализации личности (семьи, школы, СМИ, культурно-досуговых учреждений и др.). В рамках единой культурно–образовательной системы за счет целесообразного использования ресурсов различных социокультурных субъектов можно существенно усилить позитивные воздействия и изолировать подростка от негативных, нейтрализуя их специально продуманными мероприятиями.
Необходимость регулирования параметров социокультурной среды определяется также тем обстоятельством, что вне педагогически регулируемого процесса ее влияние не всегда однозначно позитивное – чаще всего эффект среды, скорее, стихийно социализирующий, а не воспитывающий. Превратить ее в воспитательное пространство можно
в том случае, если будут скоординированы и интегрированы ее потенциалы и ресурсы, если в процесс ее преобразования будут включены сами учащихся.
Многоуровневое образовательное пространство эффективно в силу своей изначальной открытости – оно представляет собой нелинейную, неравновесную, в значительной степени самоорганизующуюся систему. Здесь в процесс коммуникации вступают не просто педагоги и учащиеся, но равноценные личности, заинтересованные друг в друге. Т.е. культурно–образовательное пространство является неравновесной, открытой системой, с одной стороны, организуемой извне, а с другой –
развивающейся в значительной степени спонтанно.
Воспитательный потенциал субъектов, составляющих образовательную среду, обеспечивается дополнением и взаимоактивизированием их ресурсов. Процесс обучения если не прямо, то косвенно работает
на личностное развитие учащихся, на повышение их внутренней культуры, расширение кругозора. С другой стороны, цель воспитания заключается в том, чтобы используя возможности различных учебных
дисциплин и предметов, сформировать адекватное отношение человека к миру, другим людям, своей профессии. Но если дидактическая система реализуется свой воспитательный потенциал прежде всего через включение учащихся в учебный процесс, то воспитательные задачи во
внеучебное время реализуются через включение учащихся в различные сферы социально-культурной деятельности. Если в процессе обучения учащиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые им для
успешного овладения будущей профессией, то культурно– образовательное пространство в большей степени формирует у них систему ценностей, создает дополнительные условия для социализации и самореализации личности.
Культурно-образовательное пространство – это вся совокупность информационно–познавательных, социальных и духовно-нравственных факторов и условий, непосредственно окружающих учащегося в процес
се его обучения. Ее различные сегменты (художественный, историкокультурный, социально-психологический, духовно-нравственный), дополняя и компенсируя возможности учебной деятельности, в совокупности обеспечивают более полное развитие личности, и прежде всего путем включения ее в различные виды деятельности – познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, творческую. Особая роль в оптимизации культурно–образовательного пространства принадлежит спортивной и художественной деятельности, выступающих эффективным средством воспроизводства человека целостного, способом саморазвития и самореализации личности (в том числе и средством профилактики разрушительных для личности способов и форм проведения досуга).
Следует отметить, что в рамках культурно-образовательного пространства меняются функции его основных составляющих. В частности, происходит расширение границ образовательной системы, обогащение функций самого процесса обучения, которое понимается не только как
«промежуточный» социальный институт между ученичеством и взрослой жизнью, но как социально-культурная система, обеспечивающая культурную и личностную идентичность, способствующая социальной мобильности личности, ее профессиональной востребованности. Образовательное учреждение становится пространством, на котором происходит трансляция культурных норм и ценностей, институтом подготовки человека к оптимальному существованию в социуме и культуре.
В качестве приоритетов профилактики девиантной активности и сокращения «зоны риска» возникновения зависимого поведения учащейся молодежи можно назвать:
а) оптимизацию культурно-образовательной среды (создание благоприятного социально-психологического климата, повышение референтного статуса образа жизни молодых людей, исповедующих нормативные и личностно созидательные способы самореализации);
б) корректировку ценностно-нормативной модели личности путем формирования социальной направленности и конструктивных социальных коммуникаций, духовно–нравственного развития учащихся;
в) компенсацию психологических качеств, способствующих формированию ненормативной активности.
Основный задачей здесь является оптимизация культурно–образовательного пространства, которая решается в результате педагогических усилий образовательного учреждения. Эта задача соответствует как международным принципам образования, так и его гуманистической функции – формировать социально интегрированную и самореализующуюся личность, способную успешно действовать в динамично меняющемся мире. При этом профилактика и коррекция ненормативного поведения учащейся молодежи в образовательном учреждении может быть эффективной на базе единой методологии, способной интег
рировать потенциал педагогического наследия и инструментарий новейших социальных технологий, сформировавшихся в различных областях социокультурной практики.


Список литературы
1. Это хорошо видно на примере распространения наркотической зависимости – изолированное существование наркомана в среде невозможно, рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков. – См.: Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2000. – С. 34.
2. Пониманию значимости «зоны ближайшего развития» способствуют мысли и идеи, высказанные Л.С. Выготским в разные годы: его идея о развитии личности как культурно–историческом процессе, о значимости искусства в
развитии личности, о «культурном восхождении» и расширении личности посредством овладения собой через знак и текст культуры, путем преодоления противоречия между индивидуально–психологическим и культурно– историческим, его понимание основной задачи формирования человека путем создания «культурной истории и исторической культуры», трактовка развития как параллельного и взаимодополняемого процесса культурогенеза (филогенеза) и антропогенеза (онтогенеза). – См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934.
3. Кудрявцев В.Т. Психическое развитие ребенка: креативная доминанта
// Магистр. – 1998. – №3. – С.67.
4. Отождествление с образом значимой личности как бы «запускает» резонансный механизм, усиливающий в личности подобные качества.
5. Современная педагогика строится на понимании взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости обучения и воспитания – в единой системе учебно-воспитательного процесса. Однако в теоретикоисследовательских целях необходимо дифференцировать и выявить специфику этих понятий, ибо недостаточно четкое разделение данных феноменов мешает раскрытию двух различных сторон педагогической деятельности, а, в конечном счете, снижает эффективность последней. – См.: Л.И. Новикова, М.В. Соколовский. «Воспитательное пространство» как открытая система. (Педагогика и синергетика) // ОНС. – 1998. – № 1. – С.132–143.

Источник: В. Д. Гатальский
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.