ГАО «Латвияс дзелзцельш»

Наука » Экономика » Экономика транспорта
Латвийская железная дорога успешно интегрировалась в железнодорожную систему стран ЕС, при этом сохранила единые со странами СНГ технологии при организации транзитных грузовых перевозок в восточном направлении по колее шириной 1520 мм.
В Латвии железнодорожный транспорт представляет государственное акционерное общество «Латвияс дзелзцельш», которое является крупнейшим перевозчиком в стране, в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок. Деятельность ГАО «Латвияс дзелзцельш» отвечает требованиям рынка, так как железнодорожный транспорт является надежным, безопасным и бесперебойным видом транспорта.
Железнодорожные грузовые перевозки, особенно транзитные играют важную роль в экономике Латвии. Ни в одной из стран Западной Европы не отмечается столь существенное значение железной дороги для экономики как в Латвии, если принимать во внимание такие главные показатели, как вклад во внутренний валовой продукт и налоговые платежи ГАО «Латвияс дзелзцельш». Выплаты социального страхования и платежи подоходного налога с населения являются самими большими в стране. Начисленные налоги в государственный бюджет за 2006 год составили 46 329,6 тыс. лат.
ГАО «Латвияс дзелзцельш» одно из наиболее крупных предприятий Латвии с высокой стоимостью капитала, 100% акций которого принадлежат государству, что составляет 90 168,3 тыс. лат. Держателем акций является Министерство сообщений.
ГАО «Латвияс дзелзцельш» предлагает широкий спектр услуг хозяйственной деятельности: содержит и модернизирует железнодорожную инфраструктуру, оказывает услуги по ремонту подвижного состава в Латвии и на международном рынке осуществляет услуги по грузовым и пассажирским перевозкам, но главным источником бизнеса являются транзитные перевозки.

Деятельность ГАО «Латвияс дзелзцельш» осуществляют структурные предприятия. Это генеральная дирекция, предприятия инфраструктуры, грузовых перевозок, недвижимости, локомотивного и вагонного хозяйств, музей истории железнодорожного транспорта, а также 7 дочерних предприятий.
Генеральная дирекция регулирует и контролирует деятельность предприятия в целом, управляет железнодорожной инфраструктурой публичного пользования, предлагает перевозчикам услуги по использованию инфраструктуры.
Железнодорожная инфраструктура – одна из сложнейших составных частей железной дороги. Предприятия инфраструктуры отвечают за содержание рельсовых путей, инженерных сооружений, систем сигнализации движения поездов, устройств железнодорожной телекоммуникационной сети, радиосвязи, электроснабжения, контактной сети и другого оборудования, согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог. Содержание инфаструктуры в хорошем техническом состоянии позволяет обеспечить безопасность движения поездов на установленной скорости.
К предприятиям инфраструктуры относятся три дистанции пути, три дистанции сигнализации и связи (электротехнические), сервис ремонта пути, рельсосварочный поезд, информационно – вычислительный центр.
Эксплуатационная протяженность главных путей Латвийской железной дороги составляет 2 269,2 км из них эксплуатационная длина широкой колеи – 2 235,8 км, а узкой колеи – 33,4 км.
Основными объектами комплекса железнодорожной инфраструктуры являются рельсовые пути, развернутая длина которых составляет 3608,6 км, в т.ч. главных – 2567,0 км, станционных - 836,1 км, подъездных – 205,5 км. Инженерно – технические сооружения представляют мосты 591 штук. Магистральная кабельная связь обеспечивается на 3110,2 км, а радиосвязь – 1917,3 км. Протяженность линий электросетей высокого напряжения составляет 1401,0 км.
К структурам, которые осуществляют перевозку грузов, относятся Рижский и Даугавпилский участки эксплуатации, в их ведении находятся 76 железнодорожных станций, которые открыты для грузовой работы и предприятие «Рефрижератор».
Предприятия недвижимости, Рижский и Даугавпилский участки обслуживания зданий и территорий, отвечают за рациональное управление недвижимостью железной дороги, также за чистоту железнодорожной территории и станций. В собственности предприятия находится более 2 тыс. зданий, остаточная балансовая стоимость которых на конец 2006 года превысила 9,7 млн.лат. К объектам недвижимости относятся не только здания, но и станционные перроны, площадки для перевалки грузов, общее число которых превышает 4 тыс.единиц, также в собственности железной дороги находится 15,3 гектаров земли.
В ведении локомотивного хозяйства – ремонт подвижного состава ГАО «Латвияс дзелзцельш». В 2006 году в распоряжении предприятия числилось 197 тепловозов, что на 4 меньше, чем годом раньше. Подвижной состав с 1992 года не обновлялся, но производится модернизация и капитальный ремонт.
За надежность и эффективность работы вагонного парка отвечает «Вагонный сервис», который производит капитальный и деповской ремонт всех типов грузовых вагонов. На балансе ГАО «Латвияс дзелзцельш» в 2006 году находилось 5225 вагона, что на 65 вагонов меньше, чем в 2005 году.
Пассажирские перевозки во внутригосударственном сообщении обеспечивает дочернее предприятие АО «Пасажиеру вилциенс», а в международном сообщении – дочернее предприятие АО «Старптаутиские пасажиеру парвадаюми».

Персонал. На предприятиях железной дороги в 2006 году работали 12233 специалистов различных отраслей, по сравнению с предыдущим годом, их число сократилось на 1%. Согласно изданным в 2006 году правилам Кабинета Министров «О специалистах железной дороги», работники транспорта совершенствуют свою квалификацию и профессиональную компетенцию.
Ежегодно работникам железнодорожного транспорта повышается заработная плата, в отчетном году среднемесячная зарплата достигла 396,8 лат, что на 21,6% больше, чем в 2005 году.

Основные средства. Обеспеченность основными фондами в необходимом количестве и их полное использование повышают эффективность перевозок. Основные средства движимые и недвижимые, которые использует ГАО «Латвияс дзелзцельш» для стабильной хозяйственной деятельности, на конец 2006 года составили 85,4% всех активов предприятия. Железнодорожный транспорт фондоемкая отрасль народного хозяйства - очень дорогая железнодорожная инфраструктура, на балансе много зданий и сооружений. Первоначальная стоимость всех объектов на конец 2006 года – 361 848,5 тыс. лат, при этом накопленный износ составил 185 264,5 тыс. лат. Это говорит о том, что на 51,2% основные средства изношены.

Оборотные средства ГАО «Латвияс дзелзцельш» на конец 2006 года составили 21 148,4 тыс. лат, из них запасы – 12 602,4 тыс. лат (59,6% от всех оборотных средств). Это материалы верхнего строения пути, дизельное топливо, масла и смазки, запасные части и другие материалы. Наличия запасов в таком размере связано со спецификой предприятия: для содержания и ремонта пути, главным образом для модернизации коридора Восток – Запад и для бесперебойной работы локомотивного хозяйства и вагонного хозяйств.

Деятельность железнодорожного транспорта регулируется законодательной базой Латвийской Республики.
В соответствии с требованиями законов, директив и правил ЕС, Латвия совершенствует законодательную базу. 1 апреля 1998 года Сейм принял Закон о железной дороге, который вступил в силу 1 ноября 1998 года. Закон регламентирует принципы деятельности железной дороги и безопасности движения в Латвии, а также порядок управления железной дорогой.
21 декабря 2000 года был принят Закон о железнодорожных перевозках, который регулирует вопросы, связанные со сферой железнодорожных перевозок (перевозка пассажиров, багажа, грузов, ответственность за нарушение взаимных обязательств по железнодорожным перевозкам, претензии и требования), отношения между железнодорожным перевозчиком и клиентами. Закон о железнодорожных перевозках вместе с Законом о железной дороге образует законодательную базу железнодорожного транспорта.
Наряду с данными законами деятельность предприятий ЛР регулируют и другие важные законы, например: Гражданский закон, Коммерческий закон, закон о концерне, налоговое законодательство и другие законы.

Международное сотрудничество. Успешная деятельность предприятия способствует сотрудничеству с другими государствами. Ведущими партнерами ГАО «Латвияс дзелзцельш» в области международного сотрудничества являются Российская Федерация, Беларусь, Литва, Эстония, Украина, Казахстан и железные дороги других стран, а также международные организации.
ГАО «Латвияс дзелзцельш» с 1992 года - член Международного союза железных дорог (МСЖД), который объединяет более 150 железнодорожных компаний пяти континентов мира. Для более тесного сотрудничества с железными дорогами стран ЕС ГАО «Латвияс дзелзцельш» в 2003 году вступила в Сообщество европейских железных дорог и предприятий инфраструктуры (CER). Также является членом Международного комитета железнодорожного транспорта (CIT), который насчитывает более 300 структур, связанных с железнодорожным транспортом. Для решения вопросов безопасности в сфере железнодорожных перевозок вступила в Международную организацию сотрудничества с железнодорожной полицией и службами безопасности (COLPOFER).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.