ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Наука » Экономика
ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, система мер, направленная на использование микроэкономических стимулов для изменения уровня полной занятости и потенциального выпуска. Связана в основном с ограничением государственного вмешательства в экономический процесс.

В современной теории существуют различные подходы к вопросу о возможностях государства стимулировать занятость и экономический рост. Представители неокейнсианства (см. Кейнсианство) делают основной упор на стабилизацию уровня производства. С этой целью они предлагают стимулировать совокупный спрос в условиях спада производства и ограничивать его на стадии циклического подъёма (см. Политика финансовая и Политика кредитно-денежная). Представители монетаризма и в особенности сторонники так называемого нового классического направления негативно относятся к таким рецептам. Эти учёные полагают, что рыночный механизм в состоянии сам быстро приводить экономику в состояние равновесия и вмешательство государства может принести больше вреда, чем пользы. В то же время они активно выступают за создание микроэкономических стимулов для увеличения фирмами выпуска.

Суть рассматриваемого подхода состоит в следующем. Величина выпуска зависит от количества факторов производства, применяемых фирмами. В экономике, где фирмы стремятся максимизировать прибыль, это количество определяется ситуацией на рынках факторов производства - труда, капитала, земли. Поскольку количество земли и величина находящегося в распоряжении фирм основного капитала (зданий, машин, станков, оборудования) являются фиксированными (применительно к капиталу - в краткосрочном периоде), решающее значение приобретает ситуация на рынке труда: чем больше работников будет нанято фирмами, тем больше будет объём производства. Отсюда следует, что государство, воздействуя на рынок труда, имеет возможность способствовать увеличению производства.

Чтобы понять механизмы такого воздействия, рассмотрим процесс формирования равновесия на рынке труда (рис.). Предложение труда представлено кривой AJ; она характеризует величину услуг труда (измеряемую, напр., в часах рабочего времени), которую готовы предоставить фирмам наёмные работники. Предполагается, что чем больше этот уровень, тем больше людей готово принять участие в производственном процессе в качестве наёмных работников.


Изменение реальной заработной платы и занятости на рынке труда.

В условиях, когда безработные имеют право на получение от государства специального денежного пособия, на бирже труда регистрируются в качестве ищущих работу и те люди, которые не намерены работать при сложившемся на рынке уровне заработной платы. Кривая LF отражает зависимость численности экономически активного населения от уровня реальной заработной платы. Как видно на графике, по мере роста последней, кривая LF приближается к кривой AJ. Это объясняется тем, что из-за возрастающего различия между оплатой труда и пособием по безработице "цена" возможности не работать становится всё выше и выше. Очевидно также, что чем выше пособие по безработице, тем больше будет людей, предпочитающих свободное время работе; поэтому увеличение пособия привело бы на нашем графике к сдвигу влево кривой AJ.

Спрос на труд предъявляют фирмы, стремящиеся к максимизации прибыли. За определённым пределом, отвечающим оптимальному соотношению факторов производства, производительность каждого следующего работника оказывается всё ниже и ниже (так называемый закон убывающей предельной производительности труда). В этих условиях фирмы будут увеличивать наём работников только в том случае, если падает и реальная заработная плата; отсюда - отрицательный наклон кривой спроса на труд LD на графике.

Равновесие на рынке труда при отсутствии подоходного налога будет достигнуто в точке Е, где пересекаются кривые предложения труда AJ и спроса на труд LD; равновесные уровни реальной заработной платы и занятости составляют при этом, соответственно, W* и N*. Отрезок N*N*1 характеризует упоминавшуюся выше разницу между численностью экономически активного и занятого населения; в экономической теории её принято называть уровнем естественной безработицы.

Появление подоходного налога в размере АВ меняет ситуацию. Поскольку непосредственно работников интересует уровень "чистых" доходов, кривая предложения труда AJ должна сместиться вверх на величину появившегося подоходного налога. В результате точка равновесия на рынке труда перемещается из Е в А; равновесный уровень выплачиваемой фирмами заработной платы возрастает до W1, а равновесный уровень занятости уменьшается до N1.

Таким образом, целью предлагаемых сторонниками "экономики предложения" мер служит либо увеличение предложения услуг труда, либо повышение спроса на них.

Снижение подоходного налога призвано обеспечить сдвиг вправо кривой предложения труда, создавая условия для роста занятости. Ограничение деятельности профсоюзов, а также прямое государственное регулирование уровня заработной платы в рамках политики доходов нацелено на предотвращение повышения реальной заработной платы сверх равновесного уровня и связанного с этим снижения занятости. Рекомендации по уменьшению величины пособия по безработице направлены на снижение уровня естественной безработицы за счёт сдвига кривой предложения труда AJ вправо. На увеличение предложения труда ориентированы меры по развёртыванию государственных программ по переобучению безработных, профессиональной подготовке выпускников школ.

Увеличению спроса на труд со стороны фирм призвано способствовать предоставление государством налоговых льгот в отношении инвестируемой прибыли, а также снижение процентной ставки. Имеется в виду, что связанный с этим рост капитала приведёт к повышению производительности труда, а следовательно, и к сдвигу вправо кривой спроса на труд.

Практически все предлагаемые сторонниками "экономики предложения" меры могут иметь эффект лишь в долгосрочной перспективе, поэтому их нельзя рассматривать как средство решения текущих проблем в области занятости и экономического роста. Многие из них сопряжены с ограничением уровня реальных доходов населения и поэтому являются трудно реализуемыми по социально-политическим мотивам. Наконец, ориентация на снижение налогов может входить в известное противоречие с задачами поддержания финансовой стабильности.

А. Д. Некипелов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.