ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНОЕ

Наука » Экономика
ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНОЕ, использование произведённого в обществе продукта для удовлетворения потребностей индивида, семьи (домохозяйства). Потребление органически связано с производством. Последнее осуществляется для потребления и определяет его уровень и структуру. В свою очередь потребление активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

Личные потребительские расходы включают расходы на потребление предметов длительного пользования (автомобили, холодильники, стиральные машины, видеомагнитофоны, персональные компьютеры), приобретение товаров текущего потребления (продукты питания, одежда, обувь и др.), а также расходы на услуги (юристов, врачей, парикмахеров и др.).

Главный фактор потребительского выбора - полезность товара. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно не полезно для другого. Однако даже если выбранный продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями выступают размер дохода и цена. Например, мясо - полезный продукт для большинства людей, однако ограниченные доходы и высокие цены не всем позволяют потреблять его в больших количествах (или даже в пределах рациональной нормы потребления). Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением разнообразия продукции.

Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан воды будет обладать очень высокой полезностью, второй - меньшей, а третий может оказаться абсолютно бесполезным. Предельная полезность, таким образом, обратно пропорциональна объёму потребления.

Немецкий статистик 19 в. Э. Энгель впервые установил закономерную связь между денежными доходами населения, предназначенными для покупки жизненных благ, и структурой потребления. Смысл закона Энгеля состоит в следующем: чем выше уровень жизни людей, тем меньше их платёжеспособный спрос на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня жизни населения существенно увеличиваются покупки высококачественных товаров и услуг. Таким образом, структура расходов на потребление варьируется в прямой зависимости от размера дохода.

По доле расходов семьи (домохозяйства) на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран. Так, в США и Японии доля расходов на питание в 1990-х гг. варьировала в пределах 10-15%, а доля расходов на обучение и лечение - в пределах 15-18%. В РФ доля расходов на питание в эти годы варьировала в пределах 40-48%, а доля расходов на обучение и лечение - в пределах 1,6-3%; в бюджете прожиточного минимума расходы на питание составляют почти 70%.

Во многих государствах рассчитываются научно обоснованные нормы потребления основных продуктов питания, они учитывают сложившиеся в стране традиции, климатические и иные условия. Например, во многих странах Запада высокий уровень развития сельского хозяйства и ввоз продовольствия из-за границы обеспечивают потребление в среднем на душу населения выше рациональных норм. А в некоторых странах Азии, Африки, Латинской Америки потребление продуктов питания на душу населения существенно ниже необходимой нормы потребления.

Наряду с расчётом рациональных норм потребления производится определение потребительской корзины - расчётного ассортимента продуктов и др. предметов потребления, применяемого для анализа и оценки как качественных показателей потребления (разнообразие, соответствие уровню потребностей), так и количественных (в частности, величины потребительского бюджета). Потребительская корзина рассчитывается на одного человека или семью (домохозяйство), как правило, в рамках определённой территории (региона) или отдельной социальной группы населения.

При изучении категории потребления используются понятия эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче. Согласно эффекту замещения, потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно дорожают. Например, снижение цен на мясо кур (или не такой быстрый их рост) заставляет покупать больше кур по сравнению с говядиной и свининой (см. Потребительского выбора модель).

Важная задача производителей в рыночных условиях - изучение потребительского спроса на производимую продукцию, при этом одним из важнейших его показателей служит эластичность спроса. Определение этого показателя (по цене, доходам потребителей) позволяет производителям правильно выбрать направление улучшения характеристик уже выпускаемых товаров, а также лучше ориентироваться при разработке новых товаров и услуг.

Л. И. Левина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.