ПОЛИТИКА ДОХОДОВ

Наука » Экономика
ПОЛИТИКА ДОХОДОВ, целенаправленная деятельность государства в сфере распределения, связанная с решением комплекса задач по поддержанию определённого уровня благосостояния граждан и отдельных семей, дифференциации доходов различных социальных и профессионально-квалификационных групп населения, изменению структуры доходов и созданию стимулов общественно полезной деятельности.

Политика доходов в соответствии со своими целями может реализовываться при помощи экономических, финансовых и административных мер.

Экономические меры направлены на создание условий сбалансированного экономического роста и в основном оказывают влияние на реальные доходы населения, обеспечивающие соответствующий уровень жизни в государстве; носят общеэкономический или отраслевой характер. Например, в практике государственного регулирования широко используются программы развития промышленного потенциала и создания новых рабочих мест, которые направлены на обеспечение заработка для трудоспособных и насыщение рынка товарами народного потребления. В этих целях создаются наиболее благоприятные условия для развития национального предпринимательства. Этим же целям служат программы по структурной перестройке экономики и стабилизации национальной валюты. В рамках осуществления отраслевых программ достигается либо определённый уровень развития отдельных отраслей или сфер (напр., создание государственной сети образовательных или медицинских учреждений, оказывающих бесплатные услуги населению), либо уровень потребления отдельных товаров посредством государственной ценовой политики.

В РФ важными направлениями политики доходов являются принятие федеральной программы социально-экономического развития на 1996-2000 гг., реализация программы реструктуризации угольной промышленности, демонополизации экономики и специальные программы по поддержке отдельных территорий.

Особое значение в ряду экономических мер имеют программы развития депрессивных территорий. Эти программы призваны обеспечить повышение уровня жизни и доходов населения экономически отсталых территорий, территорий с высоким уровнем безработицы и слабым экономическим потенциалом. Ежегодно в РФ утверждается несколько программ экономического развития её субъектов.

Важное место занимает программа развития малого бизнеса (малых предприятий), который можно рассматривать как источник доходов большой группы людей, представляющих формирующийся средний класс.

Финансовые меры, связанные с регулированием номинальных доходов, представлены различными системами государственной помощи населению в виде пособий, пенсий, дотаций и др. государственных выплат. Например, во многих развитых странах государство при помощи специальных пособий осуществляет поддержку многодетных семей, инвалидов, детей-сирот, одиноких родителей с детьми и т. п. В РФ ежегодно предусматривается реализация и финансирование через бюджет целого комплекса программ по социальной защите ветеранов, инвалидов, женщин с детьми.

Административные меры - система законодательных актов, регулирующих распределение доходов населения. Главными составляющими элементами административных мер являются налоговое законодательство, нормативные акты о минимальных уровнях заработной платы и гарантированного дохода, законы об индексации доходов населения, пенсионное и трудовое законодательство. Налоговое законодательство может предоставлять льготы отдельным категориям граждан или семьям (введение не облагаемого налогами уровня минимального дохода, предоставление налоговых льгот на содержание престарелых и нетрудоспособных иждивенцев, предоставление налоговых кредитов предпринимателям) либо, наоборот, усиливать перераспределение доходов от одних групп населения в пользу других (введение акцизов на предметы роскоши и налогов на недвижимое имущество, повышение налоговых ставок с учётом роста индивидуальных доходов).

Нормативные акты о минимальных гарантированных доходах (начиная с 1960-х гг. приняты во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Нидерландах, Ирландии, Люксембурге и др. странах) обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей лицам, лишённым достаточных средств к существованию. Количество лиц, получающих подобные доходы, различается по странам от 0,6% населения в Бельгии до 8,1% населения в Великобритании.

В РФ в 2000 г. принят Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" № 82-93, который предполагает увеличение минимального размера оплаты труда с 83 руб. 40 коп. в 2000 г. до 300 руб. с июля 2001 г.

В РФ проблемы уровня жизни населения стали центральными на этапе реформ. От их успешного решения во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований, политическая стабильность в обществе. В ходе реформирования экономики в динамике важнейших показателей уровня жизни народа, таких, как доходы населения, их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления и некоторых других, возник ряд негативных тенденций. Одна из причин такого положения состоит в том, что государство во многом потеряло контроль над процессами в этой области.

Ситуация с доходами и расходами населения характеризуется рядом сложных и противоречивых тенденций. Существенное падение уровня жизни в начале 1992 г. было приостановлено в 1993-94 гг. За этот период общую ситуацию с денежными доходами удалось несколько исправить. Реальные располагаемые денежные доходы выросли в 1993 г. по сравнению с 1992 г. на 10%, а в 1994 г.- ещё на 15,6%. В 1996 г. произошло некоторое снижение реальных денежных доходов населения по сравнению с 1995 г.- на 0,9%, но в 1997 г. эту тенденцию удалось переломить и доходы выросли на 3,5%. Основной причиной улучшения социальных показателей стало существенное снижение темпов инфляции. Если в 1992 г. темпы инфляции превышали 20% в месяц, то в конце 1997 г. они были в пределах 0,2-1%. В 1997 г. уровень реальных денежных доходов населения оставался примерно на 1/3 ниже, чем в 1991 г.

Однако в результате финансового кризиса 1998 г. в РФ снова произошло резкое падение реальных доходов населения. Так, уровень реальных денежных доходов составил в 1998 г. всего 83,6% по отношению к доходам за 1997 г., в 1999 г.- 85,4% по отношению к доходам за 1998 г. С начала 2000 г. в результате улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и роста цен на энергоносители в РФ отмечался рост уровня жизни населения: за 1-е полугодие 2000 г. денежные доходы населения возросли на 133,9% по сравнению с соответствующим периодом 1999 г., а реальные располагаемые доходы на 111,7%.

Детальный анализ денежных доходов показывает, что реальная заработная плата и пенсии, являющиеся основным источником доходов большинства населения, постоянно снижались. Покупательная способность заработной платы (т. е. соотношение между средней заработной платой и прожиточным минимумом) сократилась по сравнению с дореформенным периодом примерно в 2 раза, пенсий - в 2,5 раза. Снижение реальных денежных доходов населения привело к существенному отставанию покупательского спроса от реально предлагаемого к потреблению объёма товаров и услуг. По оценкам экспертов, денежный спрос примерно в 1,8-2 раза отстаёт от реального предложения на рынке товаров и услуг. Отставание доходов от роста цен повлекло за собой также сокращение розничного товарооборота.

Важное значение имеет тот факт, что рост доходов населения из чисто социального фактора, обеспечивающего политическую поддержку экономических реформ на 1-м этапе их проведения в начале 1990-х гг., превращается в конце 1990-х гг. в главный фактор, влияющий на развитие инвестиционных процессов в экономике. Ожидания притока иностранных капиталов в отрасли российской экономики не оправдались, поэтому именно доходы населения в виде платёжеспособного спроса на отечественные товары и услуги, сбережения граждан в банках и вложений в ценные бумаги являются основным источником инвестиционных ресурсов для модернизации российских предприятий. Поэтому снижение уровня реальных доходов населения автоматически приводит к сложной финансовой ситуации в целом в стране и на каждом предприятии в отдельности.

Одна из наиболее острых проблем формирования политики доходов в РФ - усиливающаяся дифференциация доходов, которая в большинстве случаев экономически и социально неоправданна. За годы реформ дифференциация доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличилась с 4,5 до 15 раз. Сохранение столь значительной дифференциации связано со слабостью правовой базы и отсутствием эффективных механизмов рыночного регулирования доходов. С одной стороны, развиваются такие новые виды деятельности, как банковская, страхование, торговля недвижимостью, реклама, где сконцентрирована основная группа получателей высоких доходов. С другой - экономическая политика не обеспечила восстановление нормального развития базовых отраслей экономики (промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство), где трудится значительная часть занятых.

Доходы работающих в депрессивных отраслях минимальны. Например, в 1997 г. в сельском хозяйстве среднемесячная заработная плата не обеспечивала даже прожиточный минимум трудоспособного гражданина, а в топливно-энергетических отраслях, отраслях цветной металлургии её размер превышал прожиточный минимум в 3,5-7 раз.

Перераспределение общего объёма денежных доходов по различным группам населения складывается в пользу высокодоходных групп. По оценке, реальные денежные доходы 20% наиболее состоятельного населения в 1994 г. возросли примерно на 35%, в то время как у 20% малообеспеченного населения - менее чем на 5% (в 1995 г. соответственно 47,5% и 5,4%). В 1996 г. дифференциация несколько снизилась, в 1997 г. вновь стала увеличиваться - соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения выросло с 13 до 13,2 раза. В 1-м полугодии 2000 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 34% общего объёма денежных доходов.

Значительную проблему с точки зрения формирования эффективной политики доходов составляют неучитываемые доходы, в т. ч. и от теневой экономики и криминальной деятельности. По оценкам специалистов, до 20 млрд. руб. в месяц, или ок. 1/3 денежных доходов населения, не показывается в отчётности, т. е. скрыто от налогообложения. Утаивание доходов осуществляется, в частности, посредством неполного отражения в учёте и налоговых расчётах выручки от реализации продукции, доходов от предпринимательской деятельности, завышения себестоимости на сумму расходов, не относящихся к производству продукции, работ и услуг, использования замороженных счетов.

В условиях значительной дифференциации доходов населения особенную остроту приобретает проблема массовой бедности. Число населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в 1995 г. составило 46,5 млн. чел. (31% населения). В 1999 г. это число возросло до 55 млн. чел. (37,7% населения), а в 2000 г. наблюдалось некоторое снижение - 50,5 млн. чел.

В числе бедных находятся не только традиционно малообеспеченные группы населения - пенсионеры, многодетные, молодые и неполные семьи, инвалиды, но и часть граждан трудоспособного возраста, в т. ч. имеющих работу. Четвёртая часть всех работающих получает заработную плату ниже прожиточного минимума. В число бедных попала также значительная часть работающих в бюджетной сфере. Например, размер действующих ставок и окладов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (здравоохранение, образование, культура, академическая и вузовская наука) с 1-го по 15-й разряд включительно не достигает даже величины прожиточного минимума.

Неэффективность государственной политики доходов в РФ связана также с таким явлением, как задолженность по заработной плате. Неотрегулированность законодательства, отсутствие ответственности работодателей за невыплату заработной платы приводят к росту бедности в стране. Меры, принимаемые Рострудинспекцией - организацией, контролирующей соблюдение трудового законодательства, не дают положительного результата, поскольку в действующем законодательстве практически отсутствует эффективная система наказания работодателей за невыплату заработной платы. Значительный уровень задолженности по заработной плате обусловлен также нерешённостью проблемы взаимных неплатежей, неопределённостью ситуации с предприятиями, находящимися в тяжёлом финансовом положении и являющимися потенциальными банкротами.

В политике доходов государство недостаточно использует такой инструмент, как минимальная заработная плата, которая потеряла своё значение как важнейший социальный норматив, гарантирующий минимально допустимый уровень доходов. Так, в 1992 г. минимальная заработная плата (в среднем за год) составляла 33% прожиточного минимума, в 1993 г.- 26%,в 1994 г.- 18%; в течение 1995 г. это соотношение снизилось до 9%. В 1996-97 гг. этот показатель повысился, но всё ещё оставался крайне низким. Действовавший с января 1997 г. норматив минимальной оплаты труда составлял лишь 8% среднемесячной заработной платы и всего 17% прожиточного минимума трудоспособного населения, а в 2000 г. соответственно 3,6% и 10,2%. Индексация минимального размера оплаты труда и, соответственно, ставок заработной платы работников бюджетной сферы хронически запаздывает. Уровень индексации постоянно отстаёт от темпов роста потребительских цен.

В целях стабилизации политики доходов, снижения уровня неоправданной дифференциации в 1993 г. была введена Единая тарифная сетка по оплате труда в бюджетной сфере (ETC). С помощью ETC удалось упорядочить дифференциацию в оплате труда работников социально-культурных отраслей. Её применение в 1993-94 гг. показало, что поставленные цели в общем были достигнуты, о чём свидетельствовал некоторый приток работников в эти отрасли, но ещё требуется совершенствование действующей ETC в сторону приближения к прожиточному минимуму.

Ситуацию с политикой доходов ухудшают и нерешённость вопросов перехода на новую систему пенсионного и социального обеспечения, которая учитывала бы индивидуальный вклад каждого работающего, и плохое финансовое состояние предприятий, приводящее к высокому уровню дефицитности бюджета Пенсионного фонда, что, в свою очередь, вызывает задержки выплаты пенсии. А. Л. Сафонов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.