НАЛОГИ

Наука » Экономика
НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц (отдельных граждан и предприятий) на основе действующего законодательства и зачисляемые в бюджет. Налоги - основной источник доходов государственного бюджета и один из инструментов проведения государственной экономической политики.

Качественными признаками любого налога, отличающими его от иных видов обязательных сборов в пользу государства (напр., государственной пошлины, лицензионного сбора), являются законодательное установление налога, периодичность его взимания, безэквивалентность при его уплате (в момент уплаты налога налогоплательщик ничего не получает взамен):

Основные элементы любого налога: субъект налога (или налогоплательщик), на которого законом возлагается обязанность уплачивать этот налог; объект налога - доход (в т. ч. и оборот) или имущество, исходя из которого рассчитывается сумма налога (заработная плата, объём реализации, стоимость имущества предприятия, земля, объём добытых полезных ископаемых и т.д.); источник налога - доход (вид дохода), за счёт которого производится уплата конкретного налога; ставка налога - величина налога, приходящегося на единицу обложения (напр., на 1 руб. заработной платы, на единицу земельной площади, на 1 руб. стоимости имущества).

Существенным, но не обязательным элементом законодательства о налогах являются налоговые льготы. Действительно, если в тексте закона не будет определён субъект налога, то закон действовать не будет, т. к. неизвестно, кто должен его уплачивать. Если не определена ставка налога, то непонятно, как рассчитать сумму налога, и т.д. Отсутствие же в законе о налоге определения налоговых льгот не мешает этому закону действовать, он продолжает работать. Тем не менее в большинстве законодательных актов, посвящённых отдельным налогам, те или иные формы налоговых льгот всё-таки предусматриваются.

Основные формы налоговых льгот: налоговые изъятия, т. е. отдельные элементы объекта налогообложения, которые не включаются при расчёте налоговой базы. Напр., в РФ при уплате подоходного налога с физических лиц в базу обложения не включаются такие виды доходов граждан, как пенсии по старости, студенческие стипендии и некоторые другие; налоговые скидки, представляющие собой определённые вычеты из сформированной налоговой базы. Напр., при налогообложении подоходным налогом с физических лиц из сформированной налоговой базы вычитается установленный законодательством не облагаемый налогом минимум, вычитаются суммы, уплаченные в Пенсионный фонд, расходы на благотворительные цели и некоторые другие категории расходов; налоговые кредиты, которые представляют собой сокращение суммы начисленного налогового платежа. Налоговые кредиты могут осуществляться в виде снижения налоговых ставок, возврата ранее уплаченного налога, вычета определённых расходов (или их части) из суммы начисленного налогового платежа и т. д.

Существуют три способа уплаты налогов:

- по декларации, когда налогоплательщик самостоятельно заполняет налоговую форму (декларацию), заявляя о полученном доходе, самостоятельно рассчитывает сумму налога, и уплата налога производится на основе этой декларации (напр., в РФ уплата налога на прибыль предприятий, подоходного налога с физических лиц и целого ряда других налогов);

- у источника доходов, когда налог удерживается тем, кто производит выплату" этого дохода (напр., выплачивая дивиденды по акциям, акционерное общество удерживает налог на капитал у источника доходов, в результате держатель акции получает дивиденд уже за вычетом этого удержанного налога);

- кадастровый; при котором налоговая служба ведёт учёт объектов налогообложения (составляет кадастр) и определяет сумму налога, как правило исходя из физических особенностей того или иного объекта. С определённой долей условности к данному способу уплаты налога в РФ можно отнести налог на имущество физических лиц.

Принято различать налоги прямые и налоги косвенные. К прямым налогам относятся налоги на доходы и имущество, которые устанавливаются непосредственно на лицо, которое их уплачивает. Это лицо (будь то предприятие или гражданин) самостоятельно, исходя из действующего законодательства, рассчитывает облагаемую базу, применяет к ней налоговую ставку и самостоятельно уплачивает налог в бюджет. При уплате прямых налогов между фактическим носителем налога (налогового бремени) и государством нет никакого посредника (напр., подоходные налоги). При установлении косвенных налогов предполагается, что этот налог будет включён в цену товара и дальше будет переложен на потребителя товара. В результате конечный носитель налогового бремени и плательщик данного налога не совпадают (напр., таможенные пошлины, которые уплачиваются импортёром в бюджет, потом им же закладываются в цену реализации товара, в результате чего конечным носителем их налогового бремени является потребитель).

Выделяются также налоги общие и налоги целевые. За счёт поступлений общих налогов формируется доходная часть бюджета, и эти средства могут быть в дальнейшем направлены на любые цели, предусмотренные в бюджете. В отличие от общих, поступления от целевых налогов могут быть направлены только на специально оговорённые в законодательстве цели. Так, поступления от подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др. могут быть направлены на любые предусмотренные бюджетом цели, в то время как поступления от сбора на нужды образовательных учреждений - только на финансирование расходов на образование.

В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Налоги административно-территориальных образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для сбалансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).

Налоговая система Российской Федерации состоит из трёх групп налогов: федеральных, региональных (налогов республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов.

К федеральным налогам РФ в настоящее время относятся налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог на покупку валюты и некоторые другие.

К налогам субъектов РФ относятся налог на имущество предприятий, налог с продаж, лесной налог, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы и др.).

Налог на добавленную стоимость (НДС) в настоящее время представляет собой ключевой элемент российской налоговой системы. За счёт поступлений этого налога формируется 29% доходов консолидированного бюджета и 47% доходной части федерального бюджета.

НДС - одна из форм косвенного налогообложения, при которой объектом налогообложения является прирост стоимости товара на каждой стадии его производства и реализации по мере продвижения товара к конечному потребителю (добавленная стоимость, или стоимость, добавленная обработкой). Для каждой фирмы (предприятия) налогом облагается её выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом суммы затрат на сырьё, материалы, сторонние услуги, а также другие материальные затраты.

Когда этот налог был впервые введён в России в 1992 г., ставка данного налога была установлена на уровне 28% (для ограниченного круга продовольственных товаров первой необходимости - 15%). Начиная с 1993 г. стандартная ставка данного налога устанавливается на уровне 20%, а пониженная - по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам детского ассортимента - на уровне 10%.

В странах, длительное время использующих данный механизм, стандартные ставки налога находятся, как правило, на более низком уровне: в Люксембурге 12%, в Германии 14%, в Дании 22% (при наличии для ряда товарных групп нулевой ставки).

В Российской Федерации используется модель косвенного исчисления добавленной стоимости, которая не предусматривает определения в процессе расчёта суммы налога, подлежащей уплате, величины самой добавленной стоимости. Так, в соответствии с действующим отечественным налоговым законодательством исчисление этого налога производится, исходя из величины оборотов по реализации товаров, работ, услуг и ставки налога. При этом НДС, уплаченный в цене сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д., в себестоимость не включается, а подлежит вычету из налога, полученного с покупателя продукции, при уплате налога в бюджет. Именно последний вычет фактически выводит налогообложение на добавленную стоимость.

Налог на прибыль - одна из разновидностей прямых налогов, широко используемых в мировой практике в качестве рычага экономического регулирования. В рамках кейнсианской экономической доктрины этот налог рассматривается как один из элементов встроенного стабилизатора (механизма, позволяющего уменьшить экономические колебания, не прибегая к частым изменениям экономической политики).

В соответствии с налоговым законодательством РФ налог на прибыль является федеральным налогом и одним из центральных элементов налоговой системы. Налог на прибыль выступает в качестве дохода, регулирующего бюджетную систему. Происходит это путём предоставления субъектам Федерации права установления собственной ставки данного налога (сверх установленной федеральным законодательством федеральной ставки), в соответствии с которой поступления от него зачисляются в доход бюджета субъекта Федерации.

Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от видов деятельности. Базовой является ставка в размере 35% (федеральная 13% и максимально допустимая ставка субъектов Федерации 22%) налогооблагаемой прибыли; доходы банков, страховых организаций и от посреднической деятельности подлежат налогообложению по суммарной максимальной ставке 43%. Для целей налогообложения выделяются также некоторые другие виды доходов (доходы от казино и игорного бизнеса облагаются по ставке 90%).

В рамках налога на прибыль предприятий имеют льготы расходы на инвестиции производственного назначения в отраслях материального производства и расходы на инвестиции в жилищное строительство для всех юридических лиц; определённая величина фактически осуществлённых расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; определённый объём расходов на благотворительные мероприятия и некоторые другие виды расходов. Не подлежит налогообложению прибыль, полученная от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Акцизы представляют собой вид косвенного налога, включаемого в цену ряда товаров массового потребления и предметов роскоши, а также в тарифы на некоторые услуги. Как правило, акцизы вводятся на те товары, объём потребления которых не может быть существенно ограничен таким повышением цены. В соответствии с законодательством РФ к подакцизным товарам относятся винно-водочные изделия, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия, а также отдельные виды минерального сырья (нефть, включая газовый конденсат, и природный газ). Плательщиками акцизов являются предприятия, производящие и реализующие подакцизные товары. Ставки акцизов устанавливаются в твёрдых суммах за физическую единицу объекта обложения (специфические ставки) или в процентах к цене реализации подакцизного товара. В соответствии с действующим российским налоговым законодательством акцизы включаются в базу обложения налогом на добавленную стоимость.

Подоходный налог с физических лиц - прямой налог с граждан, уплачиваемый физическими лицами с полученных ими доходов (заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, авторских вознаграждений и др. доходов). В странах с рыночной экономикой в составе подоходного налога с физических лиц облагаются доходы от некорпоративного бизнеса. Ставки данного налога, как правило, носят прогрессивный характер. Индивидуальный подоходный налог, наряду с налогом на прибыль, выполняет роль встроенного стабилизатора.

В Российской Федерации объектом обложения этим видом налога являются личные доходы граждан, получаемые ими от работы по найму, от ценных бумаг, от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности и др. доходы. Не включаются в облагаемую этим налогом сумму дохода пенсии, стипендии, алименты у лиц, их получающих, доходы от вкладов в учреждения банков (в пределах ставки рефинансирования Центрального банка РФ), доходы от государственных ценных бумаг и некоторые другие виды доходов.

Исчисление подоходного налога производится на основе годовой величины облагаемого дохода. Ежемесячные платежи данного налога носят авансовый характер и производятся нарастающим итогом с начала года.

В основе предоставления льгот по подоходному налогу лежит социальная значимость, заслуги и степень социальной защищённости той или иной категории граждан. Общая сумма не облагаемого налогом минимума зависит от общей суммы дохода, полученного гражданином в течение года, и его социального статуса (участник Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации, инвалид 1-й или 2-й группы, пострадавший в результате чернобыльской катастрофы и др.).

Кроме вычета не облагаемого налогом минимума, граждане также имеют право на такие вычеты из налогооблагаемого дохода, как фактически произведённые через бухгалтерию расходы на благотворительные цели и фактические расходы на приобретение или строительство жилья (включая погашение кредитов, полученных на эти цели). С 1 января 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога для физических лиц в размере 13%. Л. Н. Лыкова.

НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ, одна из форм налоговых льгот, представляющая собой, в соответствии с действующим законодательством, определённый срок, в течение которого налогоплательщик (физическое или юридическое лицо - предприятие, компания, организация, а также отрасль, регион, субъект) освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы являются частью налоговой политики, входящей в общеэкономическую стратегию правительства, и используются для стимулирования развития конкретного предприятия, компании или их групп, отдельной отрасли, региона, научно-технического прогресса, выступая как форма государственного кредитования, государственной поддержки конкретного налогоплательщика. По истечении срока налоговых каникул уплата налогов возобновляется.

Предоставление налоговых каникул увеличивает платёжеспособность налогоплательщика, расширяет его финансовые возможности, позволяет приобрести дополнительные оборотные или основные средства, модернизировать и/или расширить производство. Налоговые каникулы гарантируют налогоплательщику получение существенной дополнительной прибыли, что нередко является основанием для фальсификации его реального положения с целью получения данной налоговой льготы для извлечения дополнительной прибыли.

В Российской Федерации налоговые каникулы существуют в форме изменения срока уплаты налога и сбора на более поздний срок, в форме отсрочки (рассрочки), налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Срок уплаты налога может быть изменён в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо её части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, составляющую сумму задолженности. Такое изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создаёт новой налоговой обязанности для налогоплательщика. Изменение срока уплаты налога может производиться под залог имущества либо при наличии соответствующего поручительства.

Изменение срока уплаты налога по российскому налоговому законодательству не допускается, если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело и/или проводится производство по делу о налоговом и/или административном правонарушении в связи с нарушением им налогового законодательства, а также в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что данный налогоплательщик намерен воспользоваться таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собирается эмигрировать - выехать за пределы РФ на постоянное жительство.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога - форма изменения срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности, может быть предоставлена заинтересованному налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинения ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа; угрозы банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога; если имущественное положение налогоплательщика - физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; если производство и/или реализация товаров, работ или услуг, осуществляемых налогоплательщиком, носит сезонный характер.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному налогоплательщику на срок от трёх месяцев до одного года по его заявлению и оформляется соответствующим договором, в котором указываются сумма задолженности, срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, поручительство либо документы об имуществе, которые выступают в качестве залога, ответственность сторон.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет и представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором налогоплательщику даётся возможность в течение определённого срока и в определённых пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Размер инвестиционного налогового кредита не должен превышать 50% соответствующих платежей по налогу, определённых без учёта наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате налогоплательщиком за этот налоговый период. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогоплательщику для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т. ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; для осуществления внедренческой или инновационной деятельности (создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов и др.); для выполнения особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления особо важных услуг населению. Для получения инвестиционного налогового кредита заинтересованный налогоплательщик заключает договор с соответствующим государственным органом. В договоре указываются сумма кредита, срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон, а также положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока действия договора реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита. А. А. Петров.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, преимущества, предоставляемые при уплате налогов; частичное или полное освобождение от налогов, облегчение выполнения требований налогового законодательства для определённых категорий физических или юридических лиц. Льготы и преференции (от лат. praeferentia -предпочтение, т.е. предпочтительный режим) по налогообложению могут устанавливаться по видам деятельности, по отраслям или видам производства, по профессиям, по размерам доходов, по срокам (напр., до определённой даты) и т. д. В нормальном, юридически и политически правильно организованном обществе для установления льготы по налогам требуется принять закон такого же уровня, каким установлен основной налог.

Цели предоставления налоговых льгот: перераспределение или выравнивание доходов (напр., освобождение от подоходного налога беднейшей части населения); стимулирование производства определённых видов товаров или проведения научных исследований (для этого предприниматели в определённых отраслях освобождаются от налогов или получают скидку при их уплате, отсрочку и т.п.); стимулирование экспорта или импорта определённых товаров или услуг (с помощью отмены или снижения акцизов, НДС на товары для внешней торговли, снижения или отмены положенных таможенных пошлин и др. мер); поощрение определённых видов деятельности (напр., изъятие из налогооблагаемых сумм всех благотворительных пожертвований); поощрение общественно полезных и экономически выгодных и необходимых государству процессов (напр., скидки или вычеты из облагаемых налогом сумм тех средств, которые налогоплательщик затрачивает на образование); многие другие, в т. ч. специфические, разновидности налоговых льгот.

По мнению некоторых экономистов, льготы по налогообложению могут заменять прямые расходы из государственного бюджета на соответствующие цели. В некоторых случаях дело так и обстоит: можно, напр., освободить малоимущего налогоплательщика от уплаты налогов на определённую сумму денег, если эта сумма будет потрачена на обучение его самого или кого-либо из членов его семьи; но можно просто выплатить ему за счёт бюджета примерно столько, сколько составит льгота по налогу,- в этом случае налоги должны уплачиваться полностью. Однако одно из главных отличий налоговых льгот от прямых расходов по соответствующим статьям государственного бюджета заключается в том, что льготы не просто "оплачивают", субсидируют или финансируют достижение какой-то цели, какое-либо производство и т. п., но чаще всего поощряют или стимулируют такое производство или вид общественно полезной деятельности. Кроме того, льготы могут носить более целенаправленный, "точечный", адресно-избирательный характер и потому обладают, при условии их справедливого и обоснованного назначения и правильного выполнения назначений (в соответствии с законодательством о налоговых льготах), большей экономичностью или эффективностью по сравнению с такими же расходами на те же цели.

Вместе с тем при назначении и применении налоговых льгот без должного контроля возможны крупные злоупотребления. Так, в Российской Федерации в середине 1990-х гг. огромные налоговые льготы, предоставленные спортивным и др. организациям, часто без принятия соответствующего законодательства, были фактически использованы для обогащения узкой группы лиц, причём официально заявленные цели, которыми обосновывалось предоставление льгот, так и не были достигнуты. Но, несмотря на попытки упорядочить положение в этой сфере, к концу 1999 г. в РФ сохранялось более 60 видов льгот по налогам и таможенным пошлинам, как правило плохо обоснованных с экономической точки зрения и потому не давших ожидаемого положительного эффекта.

В бюджетной практике США и некоторых других стран налоговые льготы называются налоговыми расходами, т.е. издержками, которые сознательно и по закону несёт налоговая система, недополучая определённые поступления во имя достижения специально поставленных государством экономических или социальных целей. Размеры льгот и доля их от фактических расходов бюджета из года в год меняются - как и суммы совокупных "налоговых недоплат" по таким льготам; однако постоянного соотношения между масштабами льгот и размерами федеральных расходов или бюджетного дефицита обычно не бывает - всё зависит от состояния экономики страны в данный период, стоящих перед ней целей, экономической и бюджетной политики и от многих других факторов.

Льготы и получаемая от них выгода для налогоплательщика не всегда эквивалентны тем поступлениям в бюджет, которые были бы собраны в случае, если бы льготы не вводились. Без введения льгот могли бы не состояться определённые мероприятия, не была бы выпущена часть запланированной продукции (потому что без льгот рентабельность не достигла бы приемлемого уровня) и т. п. В частности, по этой причине налоговые льготы могут существовать даже при недостатке налоговых поступлений в бюджет, т. е. при бюджетном дефиците. Так, в США на протяжении ок^ 30 лет (в 1969-97 финансовых годах), когда федеральный бюджет сводился с дефицитом, общая сумма предоставленных налоговых льгот федерального уровня, как правило, по расчётам ежегодно превышала в 2 раза и более размеры дефицитов.

То, что льготы по налогам могут сосуществовать с бюджетными дефицитами, говорит о влиятельности определённых кругов, заинтересованных в предоставлении таких льгот; в то же время льготы вполне могут носить продуманный и обоснованный характер, рассчитанный на то, что их применение более выгодно, чем попытка взимать налоги со всех налогоплательщиков в полном объёме. Главное свойство льгот при правильном их применении заключается в том, что они прямо или косвенным путём (через снижение себестоимости продукции в одних случаях, через улучшение или поддержание социального климата на удовлетворительном уровне - в других) либо способствуют повышению производительности в будущие годы, либо предохраняют бюджет (и общество) от необходимости затрачивать гораздо большие суммы на поддержание правопорядка, на борьбу с загрязнением среды, на ликвидацию разрыва в конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с товарами других стран на мировых рынках, либо содействуют расширению на-логооблагаемой базы и в конечном счёте позволяют собирать больше налогов, чем было бы при безльготном режиме. Именно по таким причинам своевременно предоставленные льготы могут оказаться выгоднее сохраняемых в полном объёме налогов или более высоких бюджетных расходов.

Некоторые экономисты считают, что льготы по налогам всё же близки к прямым равноценным потерям бюджета от недополучения доходов. Но механизм действия льгот слишком сложен, и в различных случаях их преимущества могут быть неодинаковыми по конечному результату. Есть целый ряд льгот, которые невозможно заменить прямыми расходами, напр. льготы для владельцев жилья; в других случаях для получения равного с льготным эффекта пришлось бы израсходовать из бюджета значительно больше, чем составляют расчётные потери поступлений в результате предоставления налоговых льгот.

Наконец, важную роль играет фактор, точная стоимость которого вряд ли поддаётся определению,- обеспечение социальной стабильности. При перераспределении доходов по льготам на физических лиц снимается часть потенциально возможного социального напряжения в обществе; замена льгот на прямые расходы потребовала бы не только сбора дополнительных средств в бюджет, но и создания или расширения аппарата для их распределения - дорогостоящего и не всегда эффективного.

По всем этим причинам налоговые льготы считаются одним из важнейших рычагов регулирования экономики и стимулирования экономического роста, находящихся в распоряжении государства. А.И.Дейкин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.