МОНОПОЛИЯ

Наука » Экономика
МОНОПОЛИЯ (от греч. m6nos -один, единственный и греч. ро1ео - продаю), исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству; рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты 1-м классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии являются патентная защита, институт авторских прав.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок или даже превосходит то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии. К их числу относятся, напр., фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (т.к. присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (т. к. присутствуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учёте временных интервалов. Например, патентное свидетельство даёт фирме закрытую монополию на краткосрочный период не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые продукты.

Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны товаров-заменителей.

Монополия, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свою продукцию по одной и той же цене своим покупателям, называется простой монополией. М. Ф. Гуськова.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.