Зарождение паспортной системы в России

Наука » История » История России
На всех этапах человеческой истории миграционные процессы обусловливались определенными факторами. Среди них политические, религиозные, военные и др. Однако подавляющая часть всех переселений вызывалась экономическими причинами. Так, формирование и развитие российского государства, расширение его территории положили начало перемещению коренного населения и иностранцев на Руси, которое потребовало организации контроля за этим процессом.
С началом развития заграничной торговли предпринимаются первые попытки учета и документирования передвижения отечественных и зарубежных купцов. В Лаврентьевской летописи в сообщении за 1945 г. мы находим, что иностранным купцам княжеская администрация выдавала грамоты, в которых были обозначены их корабли [1, с. 48–49].
Передвижение заграничных купцов («гостей») органы городского самоуправления пытались контролировать путем размещения их на специально отведенных подворьях – «гостиных дворах».
Учет населения был организован первоначально в Киевском и Новгородском княжествах с целью податного обложения граждан.

Уже с конца XIII в. В Новгороде фиксируются попытки установления контроля за перемещением с помощью регистрации как иностранцев, так и коренного населения. В данный период для лиц, выезжавших в другие государства и приезжавших иностранцев, были введены «проезжие грамоты», которые служили своего рода удостоверением личности. С помощью таких удостоверений местные власти могли контролировать и поведение приезжих лиц.
В XIV–XV вв. в северо-восточную Русь из южных княжеств двигались миграционные потоки населения. Это заставило власть задуматься над формированием системы письменного учёта населения и контроля за его перемещением. Так, письменному учету в XIV в. подлежали земельные участки как объекты обложения. В результате описания земли составлялось «сошное письмо», заносимое в писцовые книги. В них отражались сведения о населении, содержались записи, характеризующие положение крестьян, выполняемые ими повинности и другие данные [2, с. 34].
Возвышение и укрепление Московского централизованного государства в конце XV – начале XVI в. привело к тому, что русским подданным, отправляющимся за границу, и всем иностранцам, въезжающим в Россию, выдавались «проезжие грамоты». Они являлись разовым, временным документом, предоставлявшим возможность пересекать несколько русских воеводств, проезжать по многим городам и провинциям, проникать за границы чужих княжеств.
Изначально такие грамоты имел право выдавать только лишь царь, в конце XVI – в первой половине XVII в. данное право стало принадлежать и центральным московским учреждениям, таким как приказ Посольский, Иноземный, Сибирский, Разрядный и приказ Казанского Дворца.
Практика выдачи таких грамот была юридически закреплена первым печатным кодексом русского права – Соборным Уложением
1649 г., документом, сохранившим свою актуальность на протяжении более двухсот лет. В соответствии с уложением в городах воеводам предписывалось «давати проезжие грамоты безо всякого задержания» тем, кто ехал в иное государство мирное с Московским
«для торгового промыслу или иного для какого своего дела» [8, с. 80].
За проезд в другое государство без проезжей грамоты по торговым делам предусматривалось наказание кнутом, а с целью государственной измены «или для иного какого лихого дела» – смертная казнь [8, с. 80].
Просьбы на выдачу таких грамот следовало подавать в Москве
на имя царя, в других городах на имя воевод. Совершенствуя систему и контроль за выдачей проезжих грамот, царское правительство, таким образом, обеспечивало государственную безопасность. Следует отметить, что в целях поощрения внешних экономических связей жителям городов и сел, порубежных с литовскими и немецкими землями, разрешалось пересекать границу без проезжих грамот [8, с. 81].
Иноземные купцы могли ездить по территории Российского государства лишь при наличии у них проезжей грамоты, выданной в Посольском приказе.
По Новоторговому уставу от 22 апреля 1667 г. торгующих иностранцев разрешалось пропускать в Москву и другие города лишь в тех случаях, если у них будут «...Великаго Государя жалованныя грамоты о торгах, за красною печатью...» [3, с. 7]. Что же касается тех иностранцев, у которых таких грамот не было, то им запрещался въезд в Москву, а торговать они имели право только в приграничных городах.
После закрепления полного закрепощения крестьян Соборным уложением 1649 г., отменившим ограничения по срокам сыска беглых крестьян, перемещение по стране стали весьма редкими. Осуществлять передвижение могло только дворянство, так как имело свободу при перемещении, что считалось важной сословной привилегией. Купцам при каждой надобности в переезде приходилось обращаться к воеводам за «прохожей грамотой», а совершенно закрепощённым к тому времени крестьянам было практически невозможно уйти за границы вотчины своего господина. За ними был установлен жесткий надзор не только специальным персоналом (к нему относились староста, управляющий имением), а также всеми членами общины и всеми односельчанами, которые были обязаны в силу кругового поручительства лично нести ответственность за каждого беглого.
Несмотря на такие положения законодательства, уже во второй половине XVII в. удержание крестьян на их постоянном месте жительства стало острой проблемой. Крестьяне оставляли насиженные места и уходили в поисках лучшей жизни. Для поиска крестьян и холопов, покинувших самовольно вотчину господина, а затем и возвращения их к законным владельцам на то место жительства, где они числились по переписным книгам, указом от 2 марта 1683 г.
«О посылке сыщиков для отыскивания беглых» [4, с. 502] были назначены специальные сыщики. Этим же указом был введен централизованный учет и прикрепление бобылей и крестьян к господским вотчинам, «которые люди и крестьяне написаны в писцовых и в переписных книгах… те люди и крестьяне взяты в те городы в посады: и тех людей с посаду не отдавать и велеть им жить в тех городах на
посадех по прежнему» [4, с. 503]. Частновладельческим же крестьянам разрешалось проживать в городах со своими владельцами без каких-либо документов.
В конце XVII в. были приняты меры по упорядочению передвижения русских подданных по территории России. Для вольных людей, приходящих в города на заработки, в том числе артелями, были введены обязательная поручная запись и регистрация в управленческих учреждениях. Регистрация записи всех приезжающих в Москву осуществлялась в книги Земского приказа. Без такого оформления проживание и работа в столице запрещались. За нарушение взыскивались крупные штрафы с лиц, у которых обнаруживались приезжие люди без регистрации.
Начало массового движения населения в Российской империи и иммиграции, в ее современном понимании, приходится на период царствования Петра I. Стремление превратить новые присоединенные территории в составную часть Российской империи, распространить на них экономическое и политическое влияние потребовало скорейшего заселения новых земель путем переселения выходцев из центральных регионов страны или иностранных колонистов. Кроме этого, Петр I понимал, что для реализации намеченных реформ необходимо привлечение из-за рубежа лучших специалистов и даровитых иностранцев.
Преследуя самовольных мигрантов, правительство создавало благоприятные условия для легальных переселенцев (выделение денежных пособий на обзаведение хозяйством, временное освобождение от уплаты налогов и т. д.). Своим особым манифестом от
16 апреля 1702 г. [5, с. 192–195]. Петр I приглашал иностранцев в Россию с обещанием им разных привилегий, в том числе и свободы вероисповедания « ...всяк и каждый, имеющий намерение сюда ехать для поступления на службу в наше войско… и равным образом купцы и художники ...имеют быть приняты со всякой милостью» [5, с. 143]. Для въезда в Россию иностранцам требовалось специальное разрешение от российского представителя «Генерал Коммисара» в Германии.
Многолетние и непрерывные войны в первой половине XVIII в. вызвали необходимость создания огромной вооруженной армии, строительства всевозможных заводов, таких как рудоплавительные, сукноваляльные и холщевые мануфактуры, и вместе с этим создания на совершенно новых местах целых городов, что потребовало, в свою очередь, перемещения огромных людских масс. В связи с этим в России появился контингент людей, которые не подходили под такие понятия, как «крепостные» или «свободные», и временно стали подчиняться различным ведомствам. К их числу относили солдат,
матросов и их семьи, рабочих рудников, солеварен, железолитейных и медеплавильных заводов, городских ремесленников различного рода, мещанское, посадское население городов, отнятых у монастырей крестьян и многих других зависимых людей. Их труд использовался в нуждах государства: в сооружении военных укреплений, строительстве Петербурга, Выборга и других городов, починке и прокладывании дорог и т. д.
Вместе со всеми этими изменениями правительство Петра I, чтобы не смешивать новые категории людей с крепостными в целях их учёта, а также сдерживания огромного дезертирства из армии, самовольного и массового бегства крестьян и работных людей из-за больших налогов, государственных и частных повинностей, издало ряд указов. Их целью было введение системы контроля внутри страны для определенного контингента населения.
В 1713 г. последовал указ о запрете перемещения без пропускных писем, т. е. без «проезжева писма» по империи и «прохожева писма» между двумя близлежащими городами или в пределах двух – трех застав в большом городе [6, с. 24]. Однако введенный запрет на передвижение российского населения без специальных
«проезжих», «прохожих», «покормежных», «пропускных» писем оказывался неэффективным.
В это время появились новые документы, удостоверяющие личность, а жесткий контроль государства за передвижением населения привел к созданию паспортной системы. Купцам, как и прежде, выдавались проезжие грамоты. Военнослужащим, временно отпущенным со службы, выдавались «письменные отпуска», а уволенным со службы – «абшиды» [7, с. 340].
Четкого различия между этими документами не делалось, для их названия уже в Воинском артикуле 1715 г. как альтернативное употреблялось слово «пас»: «после от начальства потребным пасом снабнен был» [7, с. 340].
Документом, удостоверяющим личность иностранцев, прибывших в Россию, а также отъезжавших за границу русских подданных, становится «пашпорт», иногда называемый также «пас».
Таким образом, начинает устанавливаться порядок в виде формирования паспортной системы, сужавшей возможности передвижения населения. Никто не мог изменить место жительства без разрешения соответствующих властей. Основным государственным органом, который вел учет населения и контролировал его передвижение, стала полиция. Что касается зависимых, или податных, сословий, то в первой четверти XVIII в. было издано множество указов о преследовании беглых [6, с. 63, 66, 70, 76, 87, 773, 748]. Ужесточалось и преследование всех незанятых постоянным трудом и без достаточных оснований находившихся вне постоянного места
жительства. В пунктах, «данных Санкт-Петербургскому генералполицеймейстеру» 25 мая 1718 г. в разделе «о гулящих людях» полиции предписывалось: «Всех гулящих и слоняющихся людей, а особливо которые под видом, аки бы чем промышляли и торговали, хватать и допрашивать». Трудоспособных следовало определять на работу, «кто работать может, и тех ловить и определять в работу ж» [6, с. 571]. В разделе «о приезжих и отъезжающих» домохозяевам определялось сообщать в полицию о всяком вставшем к нему на постой: «Накрепко смотреть приезжих, какие люди, и чтоб всякий хозяин тотчас объявлял, кто к нему станет и какой человек... равным же образом и об отъезжающих объявлять» [6, с. 571]. За утайку постояльцев или сообщение неправильных сведений о них хозяева ссылались на галеры с конфискацией всего имущества.
В пунктах сенатского указа от 18 июня 1718 г. каждому жителю Санкт-Петербурга определялось не только подавать в канцелярию полицеймейстерских дел «ведомости о тех людях, которые у них будут стоять и отпускать», но и предписывалось «без свидетельств никого не принимать». Усиливалась ответственность и за нарушение указа. Домохозяева, не подавшие ведомости или записавшие
постояльцев под вымышленным именем, «будут биты кнутом и сосланы на каторгу, а движимое и недвижимое их имение будет взято
на Государя» [6, с. 576].
Данный указ не коснулся лишь дворянства, для которого Петром I и его потомками была сохранена привилегия свободного передвижения по государству и, более того, даровано право на свободный, беспаспортный выезд за границу с целью обучения там и получения знаний, необходимых Отечеству. Данная вольность выезда за границу без паспорта по служебным надобностям либо в целях учёбы привела к тому, что множество русских дворян, как бродяги, в Германии были либо арестованы, либо завербованы в армию насильственным образом.
Указом от 31 августа 1719 г. паспортная система была введена для иностранцев, приезжавших в Санкт-Петербург: «всем иноземцам, которые приезжать будут в Санкт-Петербург из иностранных государств являтися в приезды свои записывать в канцелярии Полицеймейстерских дел» [6, с. 732]. Полицейским предписывалось допрашивать иностранцев, откуда и зачем они приехали, и в зависимости от целей приезда направлять в соответствующие коллегии.
«Тех которые на службу на флот соответственно в Адмралтейскую, купцов в коммерц-коллегию». Учет иностранцев осуществлялся в Коллегии иностранных дел, где ставились печати на абшиды т. е. документы, удостоверяющие личность, выданные в соответствующих коллегиях. Передвижение иностранцев по территории Российского государства без абшидов запрещалось: «таких одерживать и
расспрашивая об их приезде… отсылать в Коллегию Иностранных
Дел немедленно» [6, с. 732].

16 августа 1721 г. был издан указ, который предписывает коллегиям при выдаче «пашпортов» иностранцам, прибывающим и убывающим из Санкт-Петербурга, направлять в полицейместерскую канцелярию, где они брались на учет и им ставились специальные отметки. Без таких записей иностранцев за границу не выпускать «и их на заставах, без подписи из Канцелярии нигде не пропускать» [6, с. 413].
Абшид включал в себя свойства сразу нескольких документов, таких как «трудовая книжка», удостоверение личности, характеристика и паспорт, в современном значении этого слова.
Иностранцам, въезжающим в Россию с целью проживания, выдавались паспорта-абшиды, в которых они были записаны не под своим настоящим именем, а под русифицированным. Делалось это из-за малограмотности полиции для облегчения чтения и понимания данных паспортов низшими полицейскими чинами, а также для того, чтобы избавить владельцев паспортов от всевозможных недоразумений.
Таким образом, первые попытки установления контроля за перемещение коренного населения и иностранцев предпринимались с конца XIII в. в форме регистрации и выдачи различных документов на право передвижения. При Петре Великом начинает формироваться паспортная система. Паспорт становится инструментом ограничения и средством контроля за передвижением внутри страны и за границу. Создается регулярная полиция, и вместе с ней совершенствуется государственный контроль за миграционными процессами.


Список литературы
1. Лаврентьевская летопись. Полн. собр. рус. летописей. [Электронный ресурс].
2. Мерзон А.Ц. Писцовые и переписные книги XV–XVII вв. – М., 1956.
3. Мыш М.И. Об иностранцах в России: сб. узаконений, трактатов и конвенций, с относящимися к ним правительственными и судебными разъяснениями. – СПб., 1888.
4. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗ). Собр. 1. Т. 2.
5. ПСЗ. Т. 4.
6. ПСЗ. Т. 5.
7. Российское законодательство X–XX вв.: в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / отв. ред. А. Г. Маньков. – М., 1986.
8. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. – М., 1961.

Источник: С. И. Митюшин
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.