Первую в истории русской философии систему создает Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900). В его философии «всеединства» все аспекты мира и человеческого бытия вовлечены в диалектический синтез. Набросок системы Соловьев делает в раннем сочинении «Философские начала цельного знания».
Человек рассматривается как существо чувствующее, мыслящее и волевое. Красота, истина и благо выступают объективными целями для этих начал человека. Деятельная устремленность к ним структурирует человеческий мир.
Так, познавательное стремление к истине проходит три стадии – положительной науки, отвлеченной философии и теологии. Волевая устремленность к благу также проходит через три ступени – хозяйство, или экономическое общество, государство, или политическое общество, и церковь, или духовное общество. Обращенное к объективной красоте чувство осуществляется в техническом художестве, изящном художестве и мистике.
Цельность всего состава человеческого мира достигается на высшем – церковно-теолого-мистическом – уровне, на котором актуализируются абсолютные цели и ценности. Идеалом социального устройства Соловьев считал теократию, восстанавливающую единство христианства. Человечество в своей идеальной форме соединяет природу и абсолютное бытие Бога.
Нравственная философия излагается в работе «Оправдание добра». Стыд, жалость и благоговение, по мнению Соловьева, образуют основу нравственности. Стыд есть отношение к низшему в себе, жалость обусловливает сострадание к себе подобным, а благоговение обращено на то и на тех, кто превышает нас. Благоговение возможно не только по отношению к Богу, то есть это не только и не исключительно религиозное
чувство. Родители, народ, Родина также находятся в сфере нравственного бытия.
Философия «всеединства» после В.Соловьева продолжается в творчестве С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, П.А. Флоренского.
Человек рассматривается как существо чувствующее, мыслящее и волевое. Красота, истина и благо выступают объективными целями для этих начал человека. Деятельная устремленность к ним структурирует человеческий мир.
Так, познавательное стремление к истине проходит три стадии – положительной науки, отвлеченной философии и теологии. Волевая устремленность к благу также проходит через три ступени – хозяйство, или экономическое общество, государство, или политическое общество, и церковь, или духовное общество. Обращенное к объективной красоте чувство осуществляется в техническом художестве, изящном художестве и мистике.
Цельность всего состава человеческого мира достигается на высшем – церковно-теолого-мистическом – уровне, на котором актуализируются абсолютные цели и ценности. Идеалом социального устройства Соловьев считал теократию, восстанавливающую единство христианства. Человечество в своей идеальной форме соединяет природу и абсолютное бытие Бога.
Нравственная философия излагается в работе «Оправдание добра». Стыд, жалость и благоговение, по мнению Соловьева, образуют основу нравственности. Стыд есть отношение к низшему в себе, жалость обусловливает сострадание к себе подобным, а благоговение обращено на то и на тех, кто превышает нас. Благоговение возможно не только по отношению к Богу, то есть это не только и не исключительно религиозное
чувство. Родители, народ, Родина также находятся в сфере нравственного бытия.
Философия «всеединства» после В.Соловьева продолжается в творчестве С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, П.А. Флоренского.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи