Мировоззренческая позиция Достоевского (1821 – 1881) именуется почвенничеством. Свою задачу он видел в том, чтобы преодолеть распрю славянофилов и западников, опираясь на почву отечественной культурной традиции. Исследованию подлежит главный вопрос: что следует для мира и человека из бытия Бога. Этот же вопрос рассматривается в отрицательной постановке: если Бога нет, то какие следствия для мира и человека наступают с неизбежностью. Художественное пространство романов и публицистика «Дневника писателя» демонстрируют разнообразие человеческих выборов по этим вопросам.
Сам автор приходит к убеждению, что свобода сама по себе и рационализм сам по себе не гарантируют выбора в пользу добра и любви. Напротив, они, скорее, провоцируют темные страсти «подполья» человеческой души. Если для бытия человеческого необходима вера в бессмертие души, то бессмертие души безусловно существует, считает Достоевский. Воля к добру, воля к любви, воля к вере не могут быть обоснованы логическим расчетом, они изначальны.
Разделение мира человеческого бытия на подлинный и мнимый, возвышающий и принижающий охарактеризовано в «Легенде о Великом инквизиторе». Свобода слишком трудное бремя и ответственный дар для человека. Настолько трудное, что возникает соблазн обменять свободу на благополучие сытости и безопасности, предоставив кому-то другому переживать драматизм свободы. В образе Великого инквизитора запечатлен такой размен, когда некие избранные владеют тайной истинного знания и властью, несут бремя свободы, а множеству слабых людей дозволяется
попустительствовать своим слабостям, пребывать в удобной слепоте неведения.
Сам автор приходит к убеждению, что свобода сама по себе и рационализм сам по себе не гарантируют выбора в пользу добра и любви. Напротив, они, скорее, провоцируют темные страсти «подполья» человеческой души. Если для бытия человеческого необходима вера в бессмертие души, то бессмертие души безусловно существует, считает Достоевский. Воля к добру, воля к любви, воля к вере не могут быть обоснованы логическим расчетом, они изначальны.
Разделение мира человеческого бытия на подлинный и мнимый, возвышающий и принижающий охарактеризовано в «Легенде о Великом инквизиторе». Свобода слишком трудное бремя и ответственный дар для человека. Настолько трудное, что возникает соблазн обменять свободу на благополучие сытости и безопасности, предоставив кому-то другому переживать драматизм свободы. В образе Великого инквизитора запечатлен такой размен, когда некие избранные владеют тайной истинного знания и властью, несут бремя свободы, а множеству слабых людей дозволяется
попустительствовать своим слабостям, пребывать в удобной слепоте неведения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи